Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ И ОТДЫХА'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ И ОТДЫХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В И. Агарков, Н П. Гребняк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Screenings of experimental and control groups of schoolchildren (1-3 forms) have shown that a rational regimen of their home-work with a total work period reduction (1-1.5 h) and physiologically optimal work periods (20 min), including total active leisure time after school in the open being not less than 3h is an effective means of maintening the capacity of children to study at a high level 5-6 days a week.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ И ОТДЫХА»

260 740 220 TOO IBO 160 140 120 lOO

ВО ,

123156 7 6 12 17 21 2S 29 ЗЗнеЗ

Рис. 3. ИИ на втором году обучения у девочек (/) и мальчиков (2).

лях учебного года у детей обеих групп высоким был и ИН (см. рис. 2). Работали дети в эти недели довольно с большой интенсивностью и точностью. Так, на 12-й неделе они просмотрели в среднем 111,5±1,7 фигуры и сделали 3,7±0,1 ошибки на 100 просмотренных фигур. В конце учебного года, как и на первом году обучения, ▲.при снижении интенсивности умственной работоспособности, у детей заметно снижалось и напряжение систем вегетативного обеспечения: показатель Амо/АХ на 33-й неделе учебного года равнялся 187,3±П усл. ед., ИН 150,0±9,7 усл. ед., при просмотре в среднем 89± 1,6 фигуры сделано 2,4±0,1 ошибки на 100 просмотренных фигур. Поведение систем вегетативного обеспечения в течение учебного года у мальчиков и девочек было однонаправленным (рис. 3).

Таким образом, выявлены некоторые закономерности поведения систем регулирования сердечной деятельности в течение учебного года. В начале систематического обучения выделился период адаптации, для которого характерны относительно низкий уровень умственной работоспособности и выраженное напряжение систем вегетативного обеспечения. Значительное и затянувшееся напряжение систем вегетативного обеспечения у 6-летних детей указывает на то, что при обучении с более раннего возраста затрудняется адаптация. Повышение напряжения систем вегетативного обеспечения на 12-й и 29-й неделях второго года обучения без значитель-

ного подъема уровня умственной работоспособности указывает на то, что введение компонента контроля увеличивает психоэмоциональное напряжение и влияет на функциональные системы организма. Снижение умственной работоспособности и напряжения вегетативного обеспечения сердечной деятельности в конце учебного года являются признаками утомления.

Выводы. 1. Начало обучения детей с шестилетнего возраста сопровождается более выраженным напряжением систем вегетативного обеспечения, более продолжительным и отягощенным периодом адаптации.

2. Обучение детей с 6-летнего возраста по экспериментальной программе в условиях детского сада благоприятнее действует на системы вегетативного обеспечения в течение первого года обучения и менее выражено у этих детей на втором году обучения.

3. При обучении с 6-летнего возраста нужно учитывать и различия напряжения систем вегетативного обеспечения у мальчиков и девочек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова М. В., Хрипкова А. Г. — Нов. исследования по возраст, физиологии, 1979, № 2, с. 5—17.

2. Баевский Р. М. — В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь, 1975, вып. 1, с. 27—50.

3. Бережков Л. Ф., Глушкова Е. К.. Попова Н. М. и др. — В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М.. 1981, с. 62—63.

4. Догадина С. Б. — В кн.: Особенности развития физиологических систем школьника. М., 1983, с. 23—29.

5. Никулина Г. А. Исследование статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях. Автореф. дне. канд. М., 1974.

6. Плохинский Н. А. Биометрия. Новосибирск, 1961.

7. Чепайтис Ж.. Жемайтите Д. — В кн.: Ритм сердца в норме и патологии. Вильнюс, 1970, с. 19—27.

Поступила 22.08.84

Summary. Starting school at 6 years, in accordance with the experimental curriculum, is associated with a marked strain on the systems responsible for the vegetative cardiac activity; the strain is more manifest in preparatory schoolchildren, especially in boys, than in kindergarten children of the same age. The regulatory system activation is more pronounced in the period of adaptation which lasts as long as the first half of the academic year.

УДК 371.711

В. И. Агарков, Н. П. Гребняк

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА УМСТВЕННОЙ

РАБОТЫ И ОТДЫХА

Донецкий медицинский институт

Учебная деятельность учащихся младших учебной программой, методикой преподавания и

классов связана с активной умственной работой трудностью предмета. Естественное следствие

на уроках в течение 4—5 ч ежедневно на протя- этого — утомление школьников, выраженное в

жении 6 дней. Интенсивность ее определяется различной степени. Восстанввление организма

2 Гигиена и санитария № I

Таблица 1

Режим школьников экспериментальной и контрольной групп во внеурочное время

Показатель Группа учащихся

контрольная экспериментальная

Разрыв между школьными и домашними занятиями, ч Продолжительность приготовления домашних заданий, ч Режим приготовления домашних заданий Продолжительность прогулки (игры) на свежем воздухе до начала выполнения домашних заданий, ч Продолжительность прогулки (игры) на свежем воздухе после выполнения домашних заданий, ч Общее время пребывания на свежем воздухе в учебный день после уроков, ч 0,5—1 1,5—2,5 Непрерывная или с нерегулярными перерывами работа 0,5-1 0—1 0,5—2 2,5—2 1—1,5 2—3 занятия по 20 мин с 7—10-минутными перерывами и физкульт-паузами после каждой 10-й минуты (1 —1,5 мин) 1—1,5 2—2,5 3—4 в группе и 1—1,5 дома (70—80 % детей)

происходит во внеучебное время, т. е. после занятий. Для того чтобы этот процесс протекал активнее и с обязательным положительным результатом, необходимо не допускать дополнительного накопления утомления детей в после-урочный период. Иными словами, выполнение домашних заданий и другие виды познавательной деятельности школьников после уроков должны осуществляться таким образом, чтобы функциональное состояние их организма развивалось по прогрессивному типу — в сторону улучшения.

Активность восстановления функций организма определяется прежде всего характером и продолжительностью отдыха и степенью рациональности режима умственной работы учащихся. Одним из наиболее важных видов отдыха для детей являются подвижные игры на свежем воздухе, а главным видом умственной работы на дому — подготовка учебных заданий по различным предметам. Эти два режимных фактора могут определять силу восстановления функций организма школьников и степень его готовности к умственной работе в следующий учебный день. Поэтому режим выполнения домашних заданий и доля ежедневного физически активного отдыха (ФАО) учащихся на свежем воздухе представляются нам основными компонентами управления динамикой их функционального состояния в ходе обучения в школе.

Цель настоящей работы состояла в установлении значимости гигиенически рационального режима подготовки домашних заданий и продолжительного ежедневного ФАО на свежем воздухе в послеурочное время для нормализации недельной динамики функций организма младших школьников.

Исследования проводили у учащихся 1—3-х классов, которые составили 2 группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли 44 ребенка, посещающих группу продленного дня, а в контрольную — 40 учащихся, не находящихся на продленном дне. В 1-й группе дети готовили домашние задания и

—Я4

отдыхали по смоделированному режиму, который предполагал максимально возможную умственную разгрузку детей. Режим дня у школьников 2-й контрольной группы определяем путем опроса и анкетным методом.

Функциональное состояние организма изучали в первую половину дня в динамике дня и неде-ф ли по данным рефлексометрии, показателям умственной работоспособности (УР), подвижности нервных процессов и объема кратковременной памяти (ОКП) на слова. Сенсомоторные реакции на свет измеряли до и после уроков электронным рефлексометром. УР, подвижность нервных процессов и ОКП определяли после каждого урока с последующим расчетом среднедневных показателей.

УР устанавлирали по таблицам Анфимова с расчетом показателя умственной работоспособности (Аур) по предложенной ранее нами формуле

Подвижность нервных процессов оценивали корректурным методом, т. е. по показателям те-пинг-теста [2] с дальнейшим получением коэффициента моторной частоты (КМЧ) по разработанной нами формуле: N

КМЧ = -7—т = , -«- точек в секунду,

где Л/ —сумма точек в 4 квадратах; / — время (в с), отведенное для нанесения точек в одном квадрате.

Объем памяти изучали на основе запоминания учащимися слов, не связанных по смыслу. Диктовали в умеренном темпе 10 слов, состав которых с каждым новым исследованием менялся.

Как видно из табл. 1, режим деятельности детей 1-й группы характеризовался рациональным построением (20-минутные рабочие периоды с 7—10-минутными перерывами и общей длительностью не более 1—1,5 ч) работы по подготовке домашних заданий, значительным (3—5,5 ч) удельным весом времени ФАО на свежем воздухе и относительно равномерным его перераспределением в течение всего послеурочного периода.

Таблица 2

Динамика УР (число знаков в минуту), школьников экспериментальной ■ контрольной групп в течение учебной недели

Группа Время измерения Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

Экспериментальная у До уроков 205,5±2,6 208,3±3,1 208,8±2,2 206,0±3,2 205,9±2,8 198,0±3,0

1 Среднедневная 211,3±2 215,6±1,7 214,7±1,7 212±2,2 208,9±1,9 2 4 207,7±2,1

* 2,7 2,9

Контрольная До уроков 190,5±3,3 205,5±3 207,5±3,4 190,3±3 191,3±2,9 182,3±3,1

/ 3.6 3,4 5.4

Среднедневная 194,8±2,2 205,9± 1,8 205,7± 1.8 195,9±2,4 190,8±2,1 187,6±2,3

/ 3.3 5,3 6,3

Примечание. Здесь и в табл. 3,4—/ достоверность различий по сравнению с вторником.

Режим же детей 2-й группы, находившихся в домашних условиях, отличался малой продолжительностью пребывания на свежем воздухе (в сумме не более 2 ч), наличием случаев отсутствия прогулок на свежем воздухе после выполнения домашних заданий, нерациональным построением и продолжительным периодом (1,5— 2,5 ч) выполнения домашних заданий.

Различие в режимах деятельности школьников в послеурочное время сказалось и на неделькой динамике функционального состояния их организма в ходе учебного процесса. Так, утренние показатели УР учащихся 1-й группы удерживались на стабильном уровне в течение 5 дней недели и только в субботу заметно снижались.

У школьников 2-й группы нормализация уровня умственной работоспособности к утру отмечена только в первые 3 дня недели, а с четверга утренние показатели умственной работоспособно-

сти были более низкими, причем в субботу имелось еще большее снижение УР.

Среднедневной показатель УР у школьников экспериментальной группы устойчиво поддерживался в течение 4 дней недели и лишь в пятницу и субботу несколько уменьшался, тогда как в контроле существенно снижался (сравнительно со вторником и средой) уже в четверг, что было еще более выражено к субботе. Уровень работоспособности у этих детей оказался заметно ниже во все дни недели, чем у учащихся экспериментальной группы (табл. 2).

Длительное (4 дня) поддержание среднедневного показателя УР со слабо выраженным снижением в последние дни недели свидетельствовало о высоком функциональном (энергетическом) потенциале организма детей экспериментальной группы, что и позволило им успешно выдерживать умственные нагрузки в ходе учебного дня

Таблиц а,3

Сравнительная динамика среднедневных функциональных показателей ЦНС школьников экспериментальной и контрольной

групп

Показатель Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

ЗМР, мс / ОКП, число слов г КМЧ, т/с / 230,8±2 7,5±0,14 5,0±0,12 Эксперим( 223,5± 1,8 7,8±0,12 5,9±0,15 Контр гнтальная групп 225,9±2,4 7,7±0,16 5,8±0,11 ольная группа а 225,3±2 7,8±0,11 5,8±0,12 228,3±2.1 1,7 7,6±0,12 1,2 5,5±0,11 2,2 232,8±2 3.4 7,4±0,13 2 3 5,4±0,12 2.5

ЗМР, мс

ОКП, число слов КМЧ, тк

233,5±2,2 7,4±0,12 5,1 ±0.11

228,3±1,7 7,7±0,11 5,7±0,12

230,5±2 7,7±0,15 5.4±0,11

238,5±2,3

3,5 7,4±0,11 2,0 4,9±0,13 4,4

244,1 ±3,0

4,6 7,0±0,14

3 9 4,6±0,16 5,5

238,0+ 2,2

3,5 7,1 ±0,11

4

4,8±0,14

5

Примечание. ЗМР — зрителыю^могорная реакция.

Таблица 4

Динамика УР школьников в зависимости от суммарной продолжительности ФАО в послеурочное время

Группа в зависимости от ФАО Суммарное время ФАО. ч Вторник Четверг Пятница Суббота

1-я 1.5 204. 1 ± 4,5 188.4±4 !88,0±3.8 180.0±4

t 2.6 2,7 4

2-я 3 207.34-5 20Г>,4±5.2 204.8±4,6 190.1±4.6

t 2,4

3-я 4-4.5 209.6 ±6 206,9 ±5.8 207.8 ±5 208±5,3

Примечание. Приведены утренние показатели (число знаков в минуту).

и учебной недели. Это в определенной мере подтверждалось недельной динамикой функций ЦНС, что видно из табл. 3. У этих школьников среднедневные показатели ЗМР и ОКП имели тенденцию к ухудшению в пятницу 1,7 и 1,2 соответственно) с достоверным ухудшением в субботу, а показатель подвижности нервных процессов (КМЧ) заметно снижался уже в пятницу (/ 2,2) с углублением этого процесса в субботу. Иначе говоря, функции ЦНС у школьников экспериментальной группы поддерживались на высоком уровне до четверга включительно и лишь в пятницу начинали проявляться признаки утомления. Фактически у этих учащихся существенное угнетение функций ЦНС отмечалось только в субботу. У школьников же контрольной группы тенденция к ухудшению функционального состояния ЦНС по отдельным показателям (КМЧ) наблюдалась уже в среду, а выраженное снижение функций (ЗМР, ОКП, КМЧ) имелось в четверг с прогрессированием к субботе.

Распределение учащихся по группам в зависимости от суммарного времени ФАО в послеуроч-ные часы показало, что функциональное состояние организма значительно зависит от этого режимного фактора (табл. 4). Так, динамика УР утром стабильно удерживалась в течение всех дней недели у детей с суммарным временем ФАО 4—4,5 ч (3-я группа). На протяжении 5 дней недели на устойчивом уровне находилась УР у школьников с суммарным временем ФАО 3 ч (2-я группа). У них только в субботу имелось достоверное снижение показателя УР. И лишь у детей с суммарным временем ФАО 1,5 ч УР снижалась уже в четверг (относительно вторника) с усилением этого явления к субботе.

Естественно, что и показатели УР у этих уча- ^ щихся только в первые дни недели соответствовали таковым у школьников 2-й и 3-й групп, а начиная с четверга были значительно ниже. Иначе говоря, ФАО на свежем воздухе в послеучеб-ное время является ведущим фактором восстановления функций организма младших школьников в условиях активной учебной деятельности. Однако высокий нормализующий эффект достигается только при должной продолжительности ФАО в послеурочный период рабочего дня. Минимальной суммой времени ФАО после уроков можно считать 3 ч, а оптимальной 4—4,5 ч.

Таким образом, гигиеническая оптимизация умственной работы и отдыха младших школьников после уроков в учебный день является эффективным средством нормализации функций организма и поддержания их на стабильном и высоком уровне в течение всей недели. Рационализация послеурочного периода деятельности должна вестись прежде всего за счет двух режимных факторов: приготовления домашних заданий и ФАО на свежем воздухе. Для достиже-^ ния высокого гигиенического эффекта необходи-™ мо, чтобы в основе режима подготовки домашних заданий лежал физиологически оптимальный ритм умственной работы и отдыха. Таким ритмом можно считать 20-мннутные рабочие периоды с 7—10-минутным отдыхом. Общая ежедневная сумма времени ФАО на свежем воздухе после уроков должна быть минимально 3 ч, оптимально 4—4,5 ч. Соблюдение этих правил позволит своевременно снимать накопившееся на уроках утомление и не допускать усиления его во внеурочный период, что в конечном итоге даст возможность стабильно поддерживать состояние организма школьников на высоком функциональном уровне и тем самым предупреждать нарушение их здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарков В. И. — Гйг. и сан., 1979, № 8, с. 68—69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Загрядский В. П.. Сулимо-Самуйлло 3. К. Методы исследования в физиологии труда. Л., 1976, с. 63. ft

Поступила 04.05.84

Summary. Screenings of experimental and control groups of schoolchildren (1-3 forms) have shown that a rational regimen of their home-work with a total work period reduction (1-1.5 h) and physiologically optimal work periods (20 min), including total active leisure time after scnool in the open being not less than 3h is an effective means of maintening the capacity of children to study at a high level 5-6 days a week.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.