Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.А. Аксянова

Physiologic and hygienic studies were carried out to assess the adaptational capacity of vocational school students, future turners, on different training regimens. The data obtained made it possible to designate the days of reduced work capacity, as well as the periods of the greatest strain of the central nervous and cardiovascular systems. The author suggests correcting the time-table so that classes be conducted on days of the highest work capacity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.А. Аксянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ»

УДК 613.956-07

Е. А. Аксянова

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Основными положениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрено дальнейшее улучшение постановки трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников. Важная роль в решении данной задачи отводится межшкольным учебно-производственным комбинатам (УПК). Именно в комбинате подростки знакомятся с трудовыми процессами, содержанием деятельности рабочих на предприятиях, получают первоначальные навыки работы по избранной профессии. Оптимизация трудового обучения в средней школе вызывает необходимость регламентации труда и отдыха трудящихся в УПК с целью охраны их здоровья, укрепления и развития работоспособности.

Целью исследования являлось изучение влияния трудового обучения в межшкольном УПК на функциональное состояние организма подростков. Проведена комплексная физиолого-гигиени-ческая оценка адаптационных возможностей организма учащихся при освоении специальности >-хрка£з)в зависимости от дня обучения в динамике 2 лет.

Для оценки работоспособности и функционального состояния организма использовали современные общепринятые в гигиенических исследованиях методики: состояние умственной работоспособности изучали посредством корректурной пробы с вычислением показателя суточной адаптивности (ПСА) по Р. М. Баевскому [2]. Харак-

тер индивидуальных сдвигов — по С. М. Гром-баху [3]. С помощью условнорефлекторной методики определяли латентный период зрительно-моторной реакции (ЗМР) с учетом количества срывов. Одновременно исследовали функциональное состояние системы кровообращения. В качестве исходных показателей использовали частоту сердечных сокращений (ЧСС) и систолическое и диастолическое артериальное давление (АД). По АД и ЧСС вычисляли коэффициент выносливости (КВ), коэффициент эффективности кровообращения (КЭК) и вегетативный индекс Кердо (ВИК).

Динамическое исследование осуществляли в условиях естественного эксперимента — каждый день недели. Замеры проводили до занятий, после теоретического обучения и после занятий в течение недели в каждой учебной четверти. Все школьники по данным углубленного медицинского осмотра и критериям психофизиологического отбора ограничений для занятий в УПК не имели. Для физиологических исследований было выделено репрезентативное число учащихся — по 8—10 человек в группе. Как показало обследование по санитарно-гигиеническим условиям (световому и воздушно-тепловому режиму, микроклимату, оборудованию) учебные и учебно-про-изводственные помещения в основном соответствовали гигиеническим требованиям.

Анализ интегральных показателей умственной работоспособности (ПСА) показал (табл. 1), что

Таблица 1

Интегральные показатели (в %) умственной работоспособности у подростков, обучающихся в УПК токарному делу, в динамике двухлетнего обучения

Учебная четверть

День обучения I II III IV

ПСА | НС ПСА НС ПСА | НС ПСА НС

Учащиеся 9-х классов

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг Пятница

—72.5 83,3 12,8 75 0,5 57,1 —44,2

—18,5 87,5 —105,4 75 —8,4 55,5 —184,6

—81,8 85,7 33 42,9 —112,9 71,4 9,7

Учащиеся 10-х классов

—90,6 75 -9,7 37,5 —1,3 57,1 —42,3

—125,1 100 31,4 42,8 —3,4 50 —147,3

Примечание: ПСА =

(С!-С,-100)

; НС — неблагоприятные сдвиги (№ 5—9). — 32 —

62,5 87,5 71,4

50 100

Таблица 2

Динамика показателя состояния системы кровообращения в процессе адаптации организма учащихся в УПК к учебной нагрузке в течение учебного года

Мпебная четверть

Показатели

I ВИК

КЭК

кв

II ВИК

КЭК

кв

III ВИК

КЭК

КВ

IV ВИК

КЭК

КВ

9-й класс 10-й класс

понедельник вторник среда четверг пятница

н К Н К Н К Н К Н К

+8 +6 + 10 + 13 + 10 +6 + 11 + 12 + 19 + 17

36,4 30,5 32,5 30 25,5 18,7 37,7 33,7 42,3 33,7

1,9 2,6 2,2 2,4 2.6 3,2 1.7 1.9 2.3 2

±5 + 10 —2 + 10 + 1 +7 +22 +0,3 +21 + 15

32,1 34,1 26,5 30,3 31,9 32,4 37 33,3 46,3 36,4

2,3 2.2 2 2,4 2,3 2,4 2 1.8 2 2,4

+ 15 + 14 + 1.5 + 12 + 12 +24 +20 + 10 +27 +22

29 31,6 28,3 34,2 30,4 40,4 39,9 26 40,9 38,7

2,5 2,2 1,9 1.7 2.5 1,8 1,7 2.1 2,3 2

+9 + 18 + 13 + 15 +9 + 12 + 15 + 19 +21 —4

28,4 31,9 27,8 28,3 26,3 32,1 38,3 38,7 35,5 31,9

2.2 2,3 2,1 2,3 2,2 1.8 2,2 2,2 2 2

Примечание. Н — начало занятий; К — конец занятий. ВИК = — ^-100; КЭК = = ПД-ЧСС; КВ=ЧСС: ПД, где ПД — пульсовое давление; ДД — диастолическое давление.

.в I четверти ПСА характеризовался напряженностью у школьников, обучающихся по понедельникам и средам (9-й класс), четвергам и пятницам (10-й класс). Вместе с тем в понедельник и четверг показатели работоспособности к концу дня имели благоприятную тенденцию: вырастало количество просмотренных знаков. Индивидуальные сдвиги имели аналогичную направленность: наибольшее количество благоприятных сдвигов (№ 1—4) к концу занятий в УПК наблюдалось в понедельник и четверг (соответственно 16,6 и 25 %), в то время как в пятницу они отсутствовали при значительном преобладании выраженного утомления: сдвиг № 9 составил 75 %. В среду НС также превалировали: выраженное утомление встречалось в 57,1 % случаев.

Во II четверти отмечена несколько иная закономерность изменений данных показателей. Резкое напряжение регуляторных систем по ПСА наблюдалось во вторник (9-й класс) — 105%- Во II четверти по сравнению с I четвертью резко щюзрастало количество благоприятных сдвигов во все дни недели, однако процент неблагоприятных реакций (№ 7—9) во вторник составил 75.

В динамике III четверти вновь наблюдалось резкое напряжение функциональных систем у школьников, обучающихся в УПК по средам (9-й класс): ПСА составил 112,9 % при уменьшении количества просмотренных знаков. В показателях индивидуальной работоспособности неблагоприятная тенденция также имелась в среду: при отсутствии выраженного утомления в остальные дни недели в среду сдвиг № 9 составил 28,6%.

В конце учебного года отмечалась та же закономерность, что н во II четверти: ПСА во вторник и пятницу составлял соответственно 184,6 и —147,3 %, причем при увеличении числа про-

2 Гигиена н санитария № 3 _

смотренных знаков. Индивидуальные сдвиги имели следующую направленность: признаки утомления и выраженного утомления зарегистрированы во вторник и пятницу соответственно в 62,5 и 50 % случаев.

Судя по данным о функциональном состоянии ЦНС, латентном периоде ЗМР и количестве срывов на дифференцировку, в динамике I четверти во все дни недели, кроме понедельника, происходило незначительное сокращение латентного периода ЗМР от начала к концу занятий, но различия были недостоверны. Однако в частоте допущенных срывов прослеживалась несколько иная закономерность: если во все дни недели количество срывов уменьшалось, то в пятницу количество срывов на дифференцировку возрастало почти в 2 раза.

При анализе показателей ЗМР в динамике II четверти установлено снижение латентного периода ЗМР от начала и концу занятий в УПК во все дни недели, но достоверны эти различия были лишь в среду и четверг. Количество срывов на дифференцировку также уменьшалось во все дни, лишь во вторник оставаясь на прежнем уровне.

В динамике второго полугодия происходило незначительное снижение латентного периода ЗМР, однако в конце года в пятницу скрытое время реакции в течение дня не изменялось. При анализе срывов дифференцировки в III четверти определенной закономерности не наблюдалось, в IV четверти отмечено снижение данного показателя во все дни недели, за исключением вторника.

Из изложенного следует, что динамика показателей умственной работоспособности и функционального состояния ЦНС у девятиклассников, занимающихся в I и III четвертях по средам, а во II и IV четвертях по вторникам, отражает значительную напряженность функциональных си-

33 —

стем, граничащую с дезадаптацией. У десятиклассников только в начале и конце учебного года но пятницам отмечалось напряжение компенсаторных механизмов.

На следующем этапе исследования изучали показатели гемодинамики. Данные литературы убедительно свидетельствуют о высокой диагностической информативности показателей АД при массовых осмотрах школьников. Систематическое наблюдение за динамикой АД у учеников обеспечивает не только объективную оценку состояния их здоровья, но и своевременное выявление неблагоприятного влияния ряда факторов, в частности суммарной учебной нагрузки, на организм детей и подростков [1].

Как уже говорилось, по АД и ЧСС вычисляли КВ, КЭК и ВИК. Анализируя полученные данные (табл. 2), можно отметить, что ВИК в I четверти снижался во все дни недели, сохраняя при этом положительное значение. Аналогичная закономерность отмечена и в отношении КЭК — уменьшение во все дни недели. Однако КВ Кваа-са увеличивался, что указывало на ослабление возможностей сердечно-сосудистой системы. Необходимо отметить, что наиболее значительное повышение КВ наблюдалось в среду (до 3,2 усл. ед.). У подростков, обучающихся в УПК второй год, наиболее высокий ВИК имелся в в пятницу (19 и 17 % соответственно в начале и конце занятий), что указывало на преобладание симпатических влияний на сердце. С учетом того, что КВ в этот день незначительно снижался, можно говорить о развитии компенсаторного утомления.

У девятиклассников во II четверти к концу занятий отмечалась определенная напряженность симпатической нервной системы, о чем свидетельствовал высокий ВИК. Наибольший подъем его (на 12 %) наблюдался во вторник. КВ в этот день увеличивался на 0,4 усл. ед. У десятиклассников все показатели от начала к концу занятий имели благоприятную тенденцию, лишь в пятницу КВ возрастал.

В динамике III четверти у подростков, обучающихся в комбинате первый год, ВИК возрастал в среду на 12%. КЭК претерпевал аналогичные изменения: в среду наблюдалось резкое утомле-

ние (в начале и конце занятий КЭК был соответ-ственно 30,4 и 40). **

К концу года у девятиклассников отмечалось утомление во все дни недели, о чем свидетельствовало преобладание симпатических влияний и увеличение КЭК. У десятиклассников подобного развития утомления к концу года не наблюдалось: КЭК снижался или оставался на прежнем уровне в течение дня, аналогичная тенденция наблюдалась в отношении КВ.

Из изложенного следует, что выявленные закономерности имеют определенную взаимосвязь с интегральными показателями умственной работоспособности, сенсомоторных реакций и гемодинамики.

Резюмируя сказанное, считаем необходимым при организации рационального режима занятий в кабинете токарного дела межшкольного УПК учитывать суточную и недельную динамику работоспособности подростков. Поскольку у девятиклассников в I и III четвертях по средам, во II и IV по вторникам, а у десятиклассников в начале и конце учебного года по пятницам отмечались снижение работоспособности и определенная на-^, пряженность функционального состояния ЦНС сердечно-сосудистой системы, следует скорректировать сетку занятий таким образом, чтобы на занятия в УПК отводились дни наибольшей работоспособности. В связи с этим дни обучения в комбинате через полугодие необходимо менять.

Литература

1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. Л. —Нов. исслед. по возраст, физиологии, 1982, № 2, с. 91—95.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979.

3. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М„ 1975, с. 17—18.

Поступила 11.07.84

Summary. Physiologic and hygienic studies were carried out to assess the adaptational capacity of vocational school students, future turners, on different training regimens. The data obtained made it possible to designate the days of reduced work capacity, as well as the periods of the greatest strain of the central nervous and cardiovascu-^. lar systems. The author suggests correcting the time-table* so that classes be conducted on days of tne highest work capacity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.