Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Пронина

A relationship between the dynamics of functional slate of the 8—10 formers and the school regimen has been established. Conventional method of conducting lessons has proved to be the most disadvantageous. The use of technical means of education, particularly, the whole complex of them, has a positive impact on the daily and weekly dynamics of intellectual work capacity of schoolchildren. The function of the visual analyzer was found to decrease under the impact of technical means of education, which calls for the stringent observance of sanitary-hygienic rules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.В. Пронина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 613.665-053.5

И. В. Пронина

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Алтайский медицинский институт нм. Ленинского комсомола, Барнаул

Целью проведенных исследований являлось физиолого-гигиеническое нормирование использования технических средств обучения (ТСО) на уроках и характеристика их влияния на функциональное состояние организма школьников старших классов.

Сравнивали показатели умственной и физической работоспособности учащихся 8—10-х классов при традиционном обучении, при традиционном методе преподавания в совокупности с эпизодическим применением отдельных видов технических средств, при традиционном методе в сочетании с комплексом TCO (КТСО). Традиционный режим обучения без использования ТСО служил контролем.

Традиционное обучение с включением отдельных видов ТСО характеризовалось их нерегулярном применением на уроках в■виде экранных (диафильмы, слайды, кодоскоп), экранно-звуковых (кинофильмы, телепередачи) и звуковых (магнитных и грамзаписей) средств с частотой от 3 до 5 раз в неделю. Под комплексным использованием ТСО понимали применение двух технических средств либо на одном уроке, либо каждого из средств отдельно, но в течение данного учебного дня (Е. К. Глушкова). С физиологической точки зрения к ТСО можно отнести также динамические экранные пособия — кино-н телепередачи, вовлекающие в работу одновременно два анализатора — слуховой и зрительный. В наших исследованиях КТСО — совокупность динамических п статических экранных пособий со звукотехническим средством (например, кннофрагмента или телепередачи, диафильма или слайдов с магнитными записями), применяли регулярно трижды в неделю на протяжении 2 нед каждой учебной четверти. Экспериментальный режим (КТСО) касался только уроков физики в 9-м классе. С его введением на фоне эпизодического использования отдельных видов технических средств на других занятиях общая загруженность учебного процесса различными ТСО составляла 9—11 раз в неделю. Длительность применения технических средств (как единичных, так и в комплексе) исчислялась 10—35 мин, что соответствовало имеющимся гигиеническим нормам. Вид ТСО и его место на уроке согласовывались с учебной программой и содержанием занятия на основании рекомендаций педагога и при его активном методическом содействии. Всего под наблюдени-

ем в течение 2 учебных лет находилось 227 школьников 8—10-х классов. Выбор уроков физики для экспериментальных исследований объясняется их наибольшей технической оснащенностью, а девятиклассники, лишенные экзаменов, могли продолжить занятия в предложенном режиме и в следующем году.

Для решения поставленной задачи оценивали функциональное состояние ЦНС методом корректурных проб в модификации, предложенной С. М. Громбахом (скорость и точность работы, процент работ, выполненных без ошибок, коэффициент П и др.), определением скрытого периода зрительно-моторной и слухомоторных реакций, изучали функцию анализаторных систем, в частности состояние зрительного анализатора по критической частоте световых мельканий (КЧСМ) и двигательного анализатора методом термометрии. Все исследования проводили до начала занятий и повторяли после каждого урока на протяжении учебного дня, недели, учебного года в целом.

В таблице представлены показатели умственной работоспособности, скорости зрительно-мо-торной реакции и КЧСМ в течение учебного дня, недели, учебного года в целом. Как видно из таблицы, от 8-го к 10-му классу скорость и точность работы с корректурными таблицами и КЧСМ возрастают, а скрытый период нервно-рефлекторной реакции уменьшается, что соответствует литературным данным. При традиционном обучении приведенные показатели достоверно снижаются после занятий по сравнению с исходным уровнем до начала уроков (P<0,001). Эпизодическое использование ТСО приводит к улучшению количественной стороны работы и увеличению числа работ без ошибок, однако точность выполнения пробы при этом методе обучения изменяется незначительно, у девятиклассников она наименьшая, количеством ошибок объясняется снижение коэффициента П после занятий. Но показатели его всегда оставались больше 1, что положительно характеризует динамику работоспособности учащихся. Применение ТСО укорачивает скрытый период нервно-рефлекторной реакции после занятий, что также может свидетельствовать о сохранении работоспособности школьников в течение учебного дня. Введение в процесс обучения технических средств отражается и на функции зрительного анализатора. Даже эпизодическое использование динамических и статических экранных пособий

Показатели функционального состояния организма учащихся 8—10-х классов при различных методах обучения в течение

учебного года

> 4 До уроков После уроков

Показатель Режим обучейия в 8-м классе в 9-м классе в 10-м классе в 8-м классе

в 9-м классе в 10-м классе

Число про- Тради- 607,19±4,22 654,55±3,98 668,91 ±4,52 535,17±5,41 626,20±3,27 625,41 ±5,2

слеженных ционный

знаков (ско- С ис- 647,40±6,61 635,01±5,14 660,41 ±5,23 662,64±7,42 675,53±4,83 687,16±5,12

рость работы) пользованием

Число оши- ТСО -

Тради- 3,26±0,14 2,32±0,093 2,27±0,087 3,35±0,115 2,46±0,085 3,29±0,092

бок на 500 ционный

знаков (точ- С ис- 3,07±0,16 2,53±0,120 3,16±0,128 2,73±0,210 2,84±0,103 2,81±0,123

ность рабо- пользо-

ты) ванием ТСО

Процент ра- Тради- 18,05 33,8 32,77 10,83 24,89 22,26

бот без оши- ционный

бок С использованием ТСО 16,96 23,28 16,7 12,57 24,76 24,34

Коэффици- Тради- 1,42 2,1 ) 2,21 1,3 1,65 1,16

ент П ционный

С ис- 1,72 1.74 1,32 1,35 1,55 1,27

пользо-

ванием

Скрытый пе- ТСО

Тради- 0,247±0,0021 0,233±0,0028 0,220±0,0018 0,257±0,0029 0,256±0,0027 0,240±0,003

риод нервно- ционный

рефлектор- С ис- 0,236±0,0038 0,323±0,0032 0,225±0,0028 0,246±0,0032 0,247±0,0020 0,238±0,003

ной реакции пользо-

(свет силь- ванием

ный), мс ТСО

КЧСМ, Гц Тради- 32,70±0,1 32,81±0,15 33,65±0,11 31,94±0,18 32,26±0,09 32,92±0,14

ционный

С ис- 32,65±0,16 32,93±0,15 33,54±0,12 31,68±0,12 31,84±0,12 32,59±0,17

пользо-

ванием

ТСО

приводит к снижению показателей КЧСМ, которое тем больше, чем интенсивнее применяются зрительные ТСО. Поэтому динамика КЧСМ у учащихся 9-х и 10-х классов хуже, чем у восьмиклассников.

На рисунке изображена недельная динамика умственной работоспособности школьников 9-го

^i-JK

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница СуЯюта

□ ст. 05. -в. -----г

Недельная динамика умственной работоспособности учащихся 9-го класса при традиционном режиме обучения

(а, в) и комплексном использовании ТСО (б, г). / — количество прослеженных знаков (скорость работы): 2— число ошибок на 500 знаков (точность работы).

класса без использования в учебном процессе ТСО и с их комплексным применением. При традиционном обучении количество прослеженных знаков возрастает от понедельника к среде и падает во вторую половину недели. Изменение скорости работы повторяет и ее точность. Приведенная кривая указывает на наименьшее число ошибок во вторник и среду, что согласуется с данными литературы (Г. Н. Сердюков-ская и С. М. Громбах). Более высокие скорость и точность выполнения корректурной пробы отмечены при комплексном применении ТСО. В этом случае днями оптимальной работоспособности являются среда и четверг. Относительно высокий уровень функционального состояния организма учащихся наблюдался и в пятницу, в то время как при традиционном обучении конец недели характеризовался резким падением работоспособности. Кривая точности работы также более благоприятна во второй половине учебной недели при использовании КТСО. Это происходит из-за большого эмоционального воздействия совокупности зрительных и звуковых ТСО. Кроме того, при регулярном применении

TCO неизбежна адаптация школьников к занятиям. Можно предполагать, что под влиянием ТСО усиливаются раздражительные и тормозные нервные процессы в коре головного мозга, вследствие чего у школьников длительнее сохраняется рабочая доминанта (Е. К. Глушкова).

, Выводы. 1. Наиболее неблагоприятные сдвиги функционального состояния организма учащихся старших классов отмечены при традиционном обучении.

2. Эпизодическое использование ТСО и особенно КТСО положительно отражается на умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и недели.

3. Применение ТСО вызывает изменения со стороны зрительного анализатора, что требует строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм работы с ними.

4. КТСО может использоваться в четверг и пятницу, т. е. в дни, когда при традиционном обучении работоспособность снижена.

Литература. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердкжовской. С. М. Громбаха. М„ 1975. Гигиенические рекомендации по использованию технических средств (экранно-звуковых, экранных, звуковых) в учебном процессе. М., 1975. Глушкова Е. К.— В кн.: Гигиенические проблемы применения технических средств обучения в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. . М„ 1977, с. 5—46.

Глушкова Е. К. — В кн.: Всесоюзная конф. по гигиене обучения и воспитания. Материалы. М., 1968, с. 22—24.

Поступила 25.06.82

Summary. A relationship between the dynamics of functional state of the 8—10 formers and the school regimen has been established. Conventional method of conducting lessons has proved to be the most disadvantageous. The use of technical means of education, particularly, the whole complex of them, has a positive impact on the daily and weekly dynamics of intellectual work capacity of schoolchildren. The function of the visual analizer was found to decrease under the impact of technical means of education, which calls for the stringent observance of sanitary-hygienic rules.

УДК 616-056.23-057.87

Т. Ш. Миннибаев

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ

АУДИТОРНОЙ МЕБЕЛИ

1 ММИ им. И. М. Сеченова

Теоретической основой гигиенического нормирования функциональных размеров мебели, равно как и изделий личного пользования, в условиях массового производства являются коррелятивная связь между ростом и пропорциями тела, а также зависимость между величиной антропометрического признака и его частотой среди данного контингента населения, поскольку кривая распределения антропометрических признаков близка к нормальному типу (П. Н. Башки-ров; П. И. Зенкевич; Л. В. Михайлова). А. Г. Сухарев, разработав и применив объективный метод биомеханического анализа рабочих поз (фотогониометрню), убедительно показал наличие функциональной связи между удобством позы, параметрами мебели и данными антропометрии учащихся. В СССР последние полстолетия специальные антропометрические исследования с целью нормирования параметров мебели для вузов не проводились. В настоящее время Министерством высшего образования СССР составляется перспективный план развития производства учебной мебели для вузов страны. Однако действующие технические нормы проектирования аудиторной мебели введены без антропометрической стандартизации, что привело к многообразию типоразмеров вузовской мебели. Из-за неправильной конструкции аудиторной мебели студенты во время учебных за-

нятий принимают нерациональные рабочие позы, способствующие развитию статического компонента утомления (Т. Ш. Миннибаев).

Целью данной работы являлось получение исходных антропометрических величин отдельных частей тела студентов как основы при гигиеническом нормировании параметров рабочего места.

Данные литературы, касающиеся прикладной антропометрии студентов, разнообразны по методам и способам измерений, набору признаков, давности исследований, в связи с чем эти данные малосравнимы и не могут быть использованы в качестве научной основы для гигиенического нормирования функциональных размеров аудиторной мебели. Так, антропометрические исследования студентов, проведенные М. И. Кор-сунской и Л. Н. Заглухинской, относятся к 1928 г. Поскольку за прошедшие более чем 50 лет показатели физического развития молодежи существенно изменились (В. Г. Властов-ский; А. 3. Белоусов и соавт.; В. Н. Кардашен-ко и соавт.), эти материалы не могут служить научной основой для проектирования компонентов рабочего места современных студентов. Неправомочны попытки некоторых авторов (В. И. Делле) определять пропорции тела различными расчетными способами без проведения соответствующих антропометрических измерений. Не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.