Научная статья на тему 'АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ АУДИТОРНОЙ МЕБЕЛИ'

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ АУДИТОРНОЙ МЕБЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of ergonomic measurements of various parts of the body—according to the principles of applied anthropometry — in 345 students, using 19 parameters (length of the crus with the shod foot, length of the femur — from the buttocks to the popliteal fossa, the distance between the elbow and the seat, etc.). That is the first research conducted in this field over the past 50 years. A new definition of the differential value, that is the distance between the elbow and the seat, with the forearm being in a position convenient for writing has been given.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ АУДИТОРНОЙ МЕБЕЛИ»

TCO неизбежна адаптация школьников к занятиям. Можно предполагать, что под влиянием ТСО усиливаются раздражительные и тормозные нервные процессы в коре головного мозга, вследствие чего у школьников длительнее сохраняется рабочая доминанта (Е. К. Глушкова).

, Выводы. 1. Наиболее неблагоприятные сдвиги функционального состояния организма учащихся старших классов отмечены при традиционном обучении.

2. Эпизодическое использование ТСО и особенно КТСО положительно отражается на умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и недели.

3. Применение ТСО вызывает изменения со стороны зрительного анализатора, что требует строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм работы с ними.

4. КТСО может использоваться в четверг и пятницу, т. е. в дни, когда при традиционном обучении работоспособность снижена.

Литература. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердкжовской. С. М. Громбаха. М„ 1975. Гигиенические рекомендации по использованию технических средств (экранно-звуковых, экранных, звуковых) в учебном процессе. М., 1975. Глушкова Е. К.— В кн.: Гигиенические проблемы применения технических средств обучения в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. . М„ 1977, с. 5—46.

Глушкова Е. К. — В кн.: Всесоюзная конф. по гигиене обучения и воспитания. Материалы. М., 1968, с. 22—24.

Поступила 25.06.82

Summary. A relationship between the dynamics of functional state of the 8—10 formers and the school regimen has been established. Conventional method of conducting lessons has proved to be the most disadvantageous. The use of technical means of education, particularly, the whole complex of them, has a positive impact on the daily and weekly dynamics of intellectual work capacity of schoolchildren. The function of the visual analizer was found to decrease under the impact of technical means of education, which calls for the stringent observance of sanitary-hygienic rules.

УДК 616-056.23-057.87

Т. Ш. Миннибаев

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ

АУДИТОРНОЙ МЕБЕЛИ

1 ММИ им. И. М. Сеченова

Теоретической основой гигиенического нормирования функциональных размеров мебели, равно как и изделий личного пользования, в условиях массового производства являются коррелятивная связь между ростом и пропорциями тела, а также зависимость между величиной антропометрического признака и его частотой среди данного контингента населения, поскольку кривая распределения антропометрических признаков близка к нормальному типу (П. Н. Башки-ров; П. И. Зенкевич; Л. В. Михайлова). А. Г. Сухарев, разработав и применив объективный метод биомеханического анализа рабочих поз (фотогониометрню), убедительно показал наличие функциональной связи между удобством позы, параметрами мебели и данными антропометрии учащихся. В СССР последние полстолетия специальные антропометрические исследования с целью нормирования параметров мебели для вузов не проводились. В настоящее время Министерством высшего образования СССР составляется перспективный план развития производства учебной мебели для вузов страны. Однако действующие технические нормы проектирования аудиторной мебели введены без антропометрической стандартизации, что привело к многообразию типоразмеров вузовской мебели. Из-за неправильной конструкции аудиторной мебели студенты во время учебных за-

нятий принимают нерациональные рабочие позы, способствующие развитию статического компонента утомления (Т. Ш. Миннибаев).

Целью данной работы являлось получение исходных антропометрических величин отдельных частей тела студентов как основы при гигиеническом нормировании параметров рабочего места.

Данные литературы, касающиеся прикладной антропометрии студентов, разнообразны по методам и способам измерений, набору признаков, давности исследований, в связи с чем этн данные малосравнимы и не могут быть использованы в качестве научной основы для гигиенического нормирования функциональных размеров аудиторной мебели. Так, антропометрические исследования студентов, проведенные М. И. Кор-сунской и Л. Н. Заглухинской, относятся к 1928 г. Поскольку за прошедшие более чем 50 лет показатели физического развития молодежи существенно изменились (В. Г. Властов-ский; А. 3. Белоусов и соавт.; В. Н. Кардашен-ко и соавт.), этн материалы не могут служить научной основой для проектирования компонентов рабочего места современных студентов. Неправомочны попытки некоторых авторов (В. И. Делле) определять пропорции тела различными расчетными способами без проведения соответствующих антропометрических измерений. Не

выдерживает критики и работа А. А. Барташе-вич и А. Г. Мельникова, которые для производства вузовской мебели в Белорусской ССР использовали в качестве исходных показатели роста студентов по результатам ежегодных медицинских осмотров с последующим определением расчетным способом размеров отдельных частей тела. Необъективность такого подхода вытекает из того, что в природе не существуют «постоянные соотношения между отдельными размерами частей тела человека» (П. И. Зенкевич). Кроме того, при обычных медицинских осмотрах длину тела определяют на обнаженном теле без учета высоты каблука обуви, а сами измерения проводит не специалист, владеющий методикой антропометрии, а чаще всего медицинская сестра. В силу этих причин рекомендации авторов не могут быть использованы для гигиенического нормирования учебной мебели вузов.

Антропометрические измерения, проведенные в 1972—1977 гг. С. В. Ермаковой и соавт., осуществлялись в позе студентов сидя, но на обнаженном теле при искусственно выпрямленном корпусе, ориентировании головы испытуемых в глазнично-ушной горизонтали. Указанные методические приемы используют при измерении размеров тела, когда ориентирами являются антропометрические точки (классическая антропометрия). Результаты таких исследований ценны в научно-практическом и теоретическом плане, что позволяет применять полученные таким образом данные для сравнительной характеристики физического развития и оценки состояния здоровья населения различных групп.

Для получения эргономических размеров частей тела человека должны быть использованы принципы прикладной антропометрии (Г. Гримм; С. Бюиссе). Главной особенностью прикладной антропометрии является измерение в естественной позе сидя с учетом объема мягких тканей в обычной одежде и обуви. При этом измерения проводят не по антропометрическим точкам, а по наиболее выступающей поверхности части тела. Эти особенности прикладной антропометрии оказывают существенное влияние на анти-пометрические данные, именуемые эргономическими размерами, однако в литературе онн отсутствуют.

Для получения исходных эргономических величин частей тела, являющихся научной основой для проектирования аудиторной мебели, мы провели измерения отдельных частей тела у 345 студентов. Определяли размеры частей тела, по которым устанавливаются параметры мебели (высота голени со стопой в обуви, длина бедра от ягодиц до подколенной ямки, высота и глубина поясничного изгиба, высота углов лопаток и др. — всего 19 показателей — см. таблицу). Эти измерения осуществляли в позе сидя с учетом объема мягких тканей, толщины одеж-

Данные прикладной антропометрии студентов

Антропометрический признак, см Процентилн

Рост СИДЯ 87,2 4,2 0,2 4,8 80,2 94,2

Высота от сиденья:

до линии глаз 74,1 3,8 0,2 5,2 67,8 80,4

до линии плеч 56,4 3,4 0,2 6,0 50,2 61,9

до линии подвздошной

кости 21,3 1.5 0,1 7,0 18,8 23,8

до локтя, прижатого к

телу 24,3 2.0 0,4 8,2 22,0 26,4

до локтя в положении

предплечья для письма 32,3 2,4 0,4 7,4 29,8 35,6

до угла лопатки 44,5 3,1 0,1 7.0 41,1 47,9

до линии поясничного

изгиба 21,3 1.6 0,2 7,5 19,6 23,0

Глубина поясничного изгиба 4,1 1,3 0.1 — 2,8 5,5

Высота голени со стопой в

обуви:

до подколенной ямки 46,6 2,0 0,1 4,3 42,9 49,4

до колена 58,5 3,1 0,2 5,3 54,3 62,7

Длина бедра от ягодиц:

до колена 56,8 3,4 0,2 6,0 51,2 62,4

до подколенной ямки 47,3 3,5 0,2 7,4 41,6 53,0

Длина предплечья с кистью 41,0 2,3 0,1 5,6 33,8 43,5

Расстояние между локтями

в положении «кисть на

кисть» 65,4 4,9 0,3 7,0 59,7 70,1

Поперечный (фронтальный)

размер тела: 37,1 45,0

на уровне плеч 41,1 3,8 0,2 9,2

на уровне локтей 44,4 4,3 0,2 9,7 37,9 50,5

Ширина таза (наибольший 34,1 42,9

размер бедер сидящего) 38,5 3,3 0,2 8,6

Продольный (переднезадннй) 2.6 0,2 17,9 26,0

размер грудной клетки 21,7 -

ды и высоты каблука обуви. В момент измерения студенты находились в непринужденной позе сидя, удобной для них во время аудиторных занятий. Ноги в коленных и голеностопных суставах были согнуты под прямым углом. Экспериментатор корпус испытуемых искусственно не выпрямлял. Для измерении применяли стандартный инструментарий (металлический антропометр, толстотный циркуль).

Наибольшую сложность представляет определение величины дифференции, которая существенно влияет на формирование позы. Ряд авторов (Ф. Ф. Эрисман; М. И. Корсунская и Л. Н. Заглухинская; Л. В. Михайлова) определяли дифференцию по расстоянию локтя, прижатого к телу, до плоскости сиденья с последующим добавлением для удобства к ее величине от 1,5 до 6 см. Различия в величине дифференции объясняются трудностью точного определения этого функционального размера и отсутствием единого методического подхода к ее определению. Под оптимальной величиной дифференции мы понимали расстояние от плоскости сиденья до локтя в положении предплечья, удобном для письма, так как оно отражает наиболее физиологичное положение предплечья и корпуса для учебной работы.

Полученные антропометрические данные студентов были подвергнуты статистической обработке с вычислением среднеарифметической взвешенной величины сигмы, ошибки средней, коэффициента вариации. Общепринято и рекомендуется ВОЗ (В. Т. Синглтон), чтобы на практике при проектировании мебели для массового пользования обычно принимались в расчет 90 % населения данного контингента, а крайние верхние и нижние границы размера антропометрического признака не учитывались. В связи с этим в таблице величины антропометрических признаков выражены и в проценти-лях (5-й и 95-й). 5-й процентиль означает, что у 5 % обследованных студентов величина антропометрического признака меньше, чем приводимая. Соответственно при 95-м процентиле только у 5 % обследованных величины изучаемых признаков больше указанной. Диапазон от 5-го до 95-го процентиля охватывает 90 % обследованного контингента (см. таблицу).

Результаты проведенных антропометрических исследований, отражающие средние величины отдельных частей тела современных студентов, являются основой для антропологической стандартизации параметров учебной мебели вузов и и могут быть использованы в качестве методических рекомендаций эргономистами, инженерами-конструкторами, проектировщиками мебели, специалистами по НОТ.

Литература. Барташевич А. А., Мельников А. Г.— В кн.: Механическая технология древесины. Минск, 1976, вып. 6, с. 105—111.

Башкиров П. Н. — В кн.: Теория и методы антропологической стандартизации применительно к массовому производству изделий личного пользования. М., 1951, с. 80—93. Белоусов А. 3., Кардашенко В. Н.. Стромская Е. П. — В кн.: Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М„ 1974, с. 66—75. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей.

М„ 1976, с. 278. Делле В. И.—Стандарты и качество. 1908, № 8, с. 17—20. Ермакова С. В., Подставкина Т. П., Строкина Л. П. Антропометрический атлас. М., 1977, с. 138. Зенкевич П. И. — В кн.: Теория и методы антропологической стандартизации применительно к массовому производству изделий личного пользования. М., 1951, с. 5—13. Кардашенко В. И., Стромская Е. П.. Варламова Л. П. — Здравоохранение. Междунар. ж., 1377, ЛЬ 2, с. 167— 170.

Корсунская М. И., Заглухинская Л. Н. — Социальная гиг.,

1928, № I.e. 17—66. Миннибаев Т. Ш. — Гиг. и сан., 1980, № II, с. 30—32. Михайлова Л. В. Гигиеническое нормирование функциональных размеров школьной мебели. Авгореф. дис. канд. М„ 1954.

Сухарев А. Г. Основные гигиенические требования к устройству и оборудованию кабинета черчения в общеобразовательной школе. Автореф. дне. канд. М., 1961. Бюиссе С. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 37— 76.

Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М„ 1967, с. 210—221.

Поступила 11.06.82

Summary. The paper presents the results of ergonomic measurements of various parts of the body—according to the principles of applied anthropometry — in 345 students, using 19 parameters (length of the crus with the shod foot, length of the femur — from the buttocks to the popliteal fossa, the distance between the elbow and the seat, etc.). That is the first research conducted in this field over the past 50 years. A new definition of the differential value, that is the distance between the elbow and the seat, with the forearm being in a position convenient for writing has been given.

УДК 613.482-053.2

О. Г. Иванова

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАКАЛИВАНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Повышая устойчивость организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов, закаливание способствует благоприятному развитию его жизненно важных функций и является наиболее эффективным средством борьбы против острой заболеваемости детей.

Опубликовано множество работ о закаливании, в большинстве из них закаливание организма понимается как ускоренная адаптация к холоду. При этом объективным показателем наличия закаленности считается уменьшение кожно-сосудистой реакции на холодовое раздражение (Л. П. Кондакова; Ю. Н. Чусов; Н. И. Бобров н соавт., и др.). Наряду с ослаблением кожно-сосудистой реакции в процессе закаливания возрастает потребление кислорода (Н. И. Бобров

и соавт., и др.). Следовательно, в результате адаптации организма или отдельных его областей к выраженному холодовому воздействию защитная сосудистая реакция как бы частично замещается повышением энергетического обмена.

Как показывает практика, в зоне умеренного климата мало детей дошкольного возраста с резкими Холодовыми воздействиями. В связи с этим в холодный период года, как показали наши исследования, происходит даже дезадаптация к Холодовым раздражителям за счет нерациональной организации гигиенических факторов, формирующих тепловое состояние детского организма (Г. В. Терентьева и соавт.).

В повседневной жизни ребенок чаще встречается с температурными перепадами, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.