Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАКАЛИВАНИЯ'

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАКАЛИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors tacked the problem of enhancing the impact of such hardening measures in pre-school institutions, which would be consistent with the approved programme of the children’s upbringing and would be the est possible means of increasing the functional possibilities of physical thermoregulation in children. The hardening measures commonly used nowadays are not effective enough to exert an adequate effect on the development of the thermoregulation system in children. Decreased values of the skin-vascular thermoregulation reaction over the autumn and winter periods are indicative of the impairment of the functional state of the thermoregulation system. Only a complex of hardening measures — physical exercises in the open air in sports clothes, under the conditions ensuring a thermal comfort of the children will make it possible to keep up the children’s physical thermoregulation on a high level throughout the whole period of cold weather, to increase the number of children with a fairly ‘mature’ thermoregulation reaction in increased general resistence of the organism, which will result in the reduction of acute morbidity incidence.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАКАЛИВАНИЯ»

Полученные антропометрические данные студентов были подвергнуты статистической обработке с вычислением среднеарифметической взвешенной величины сигмы, ошибки средней, коэффициента вариации. Общепринято и рекомендуется ВОЗ (В. Т. Синглтон), чтобы на практике при проектировании мебели для массового пользования обычно принимались в расчет 90 % населения данного контингента, а крайние верхние и нижние границы размера антропометрического признака не учитывались. В связи с этим в таблице величины антропометрических признаков выражены и в проценти-лях (5-й и 95-й). 5-й процентиль означает, что у 5 % обследованных студентов величина антропометрического признака меньше, чем приводимая. Соответственно при 95-м процентиле только у 5 % обследованных величины изучаемых признаков больше указанной. Диапазон от 5-го до 95-го процентиля охватывает 90 % обследованного контингента (см. таблицу).

Результаты проведенных антропометрических исследований, отражающие средние величины отдельных частей тела современных студентов, являются основой для антропологической стандартизации параметров учебной мебели вузов и и могут быть использованы в качестве методических рекомендаций эргономистами, инженерами-конструкторами, проектировщиками мебели, специалистами по НОТ.

Литература. Барташевич А. А., Мельников А. Г.— В кн.: Механическая технология древесины. Минск, 1976, вып. 6, с. 105—.111.

Башкиров П. Н. — В кн.: Теория и методы антропологической стандартизации применительно к массовому производству изделий личного пользования. М., 1951, с. 80—93. Белоусов А. 3., Кардашенко В. Н.. Стромская Е. П. — В кн.: Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М„ 1974, с. 66—75. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей.

М„ 1976, с. 278. Делле В. И.—Стандарты и качество. 1968, № 8, с. 17—20. Ермакова С. В., Подставкина Т. П., Строкина Л. П. Антропометрический атлас. М., 1977, с. 138. Зенкевич П. И. — В кн.: Теория и методы антропологической стандартизации применительно к массовому производству изделий личного пользования. М., 1951, с. 5—13. Кардашенко В. И., Стромская Е. П.. Варламова Л. П. — Здравоохранение. Междунар. ж., 1377, ЛЬ 2, с. 167— 170.

Корсунская М. И., Заглухинская Л. Н. — Социальная гиг.,

1928, № I.e. 17—66. Миннибаев Т. Ш. — Гчг. и сан., 1980, № II, с. 30—32. Михайлова Л. В. Гигиеническое нормирование функциональных размеров школьной мебели. Авгореф. дис. канд. М„ 1954.

Сухарев А. Г. Основные гигиенические требования к устройству и оборудованию кабинета черчения в общеобразовательной школе. Автореф. дне. канд. М., 1961. Бюиссе С. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 37— 76.

Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М„ 1967, с. 210—221.

Поступила 11.06.82

Summary. The paper presents the results of ergonomic measurements of various parts of the body—according to the principles of applied anthropometry — in 345 students, using 19 parameters (length of the crus with the shod foot, length of the femur — from the buttocks to the popliteal fossa, the distance between the elbow and the seat, etc.). That is the first research conducted in this field over the past 50 years. A new definition of the differential value, that is the distance between the elbow and the seat, with the forearm being in a position convenient for writing has been given.

УДК 613.482-053.2

О. Г. Иванова

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАКАЛИВАНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Повышая устойчивость организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов, закаливание способствует благоприятному развитию его жизненно важных функций и является наиболее эффективным средством борьбы против острой заболеваемости детей.

Опубликовано множество работ о закаливании, в большинстве из них закаливание организма понимается как ускоренная адаптация к холоду. При этом объективным показателем наличия закаленности считается уменьшение кожно-сосудистой реакции на холодовое раздражение (Л. П. Кондакова; Ю. Н. Чусов; Н. И. Бобров и соавт., и др.). Наряду с ослаблением кожно-сосудистой реакции в процессе закаливания возрастает потребление кислорода (Н. И. Бобров

и соавт., и др.). Следовательно, в результате адаптации организма или отдельных его областей к выраженному холодовому воздействию защитная сосудистая реакция как бы частично замещается повышением энергетического обмена.

Как показывает практика, в зоне умеренного климата мало детей дошкольного возраста с резкими Холодовыми воздействиями. В связи с этим в холодный период года, как показали наши исследования, происходит даже дезадаптация к Холодовым раздражителям за счет нерациональной организации гигиенических факторов, формирующих тепловое состояние детского организма (Г. В. Терентьева и соавт.).

В повседневной жизни ребенок чаще встречается с температурными перепадами, которые

могут вызывать как охлаждение организма, так и его перегревание. Последнее может усугубляться естественной потребностью ребенка в активном движении. Следовательно, очень важно способствовать развитию быстрого и адекватного ответа физической терморегуляции (и в первую очередь ее сосудистого компонента) как на термальные воздействия окружающей среды, так и на изменение энергетических режимов самого организма.

Поскольку заболеваемость детей, особенно в дошкольный период, все еще высока, проблему закаливания организма детей нельзя считать окончательно решенной. В этом плане особую значимость приобретает оптимизация закаливающих мероприятий, в первую очередь в условиях детских дошкольных учреждений.

Нами была поставлена задача выяснить, какие закаливающие мероприятия в режиме дня дошкольного учреждения, не нарушая установленной программы воспитания, наилучшим образом способствовали бы поднятию функциональных возможностей физической терморегуляции детского организма.

Для этого в ряде детских дошкольных учреждений Москвы были организованы экспериментальные исследования по изучению влияния различных форм закаливания на функцию физической терморегуляции. Под наблюдением находились 4 группы детей 5—6-летнего возраста (всего 114 детей).

Для всех групп соблюдались разработанные ранее принципы закаливания и методические подходы в проведении закаливающих мероприятий (Г. Н. Сперанский и Е. Д. Заблудовская; Ю. Н. Чусов). При организации закаливающих мероприятий мы исходили также из данных литературы о том, что закаливание должно предусматривать тренировку к различным по силе и времени действующим факторам, быть направлено на различные области тела, проводиться на фоне неодинаковой теплопродукции организма, что обусловлено разной мощностью мышечных нагрузок.

В результате в 2 группах ежедневно, согласно «Программе воспитания в детском саду», осуществлялись водные закаливающие процедуры (в 1-й группе — обливание ног, во 2-й — обливание межлопаточной области с последующим растиранием). Дети 3-й группы, кроме водной процедуры, круглогодично занимались физкультурными упражнениями в спортивной одежде на улице по методике, разработанной В. Г. Фроловым и апробированной Г. П. Юрко с сотрудниками. Для детей 4-й группы, помимо указанных закаливающих воздействий (водная процедура и физкультурные занятия на открытом воздухе), обеспечивались условия теплового комфорта организма во время пребывания в групповых помещениях.

Предыдущие наши исследования показали, что оптимальное состояние функции терморегуляции наблюдается в условиях теплового комфорта (Г. В. Терентьева и соавт.). Этим обусловлен и наиболее высокий эффект закаливающих процедур, проводимых при комфортных микроклиматических условиях. Однако температура воздуха в групповых помещениях детских садов в холодный период года около 50 % дней весьма низкая (менее 20°С). Следовательно, дети в реальных условиях дошкольных учреждений весьма часто испытывают напряжение аппарата терморегуляции.

В наших исследованиях оптимизация теплового состояния организма детей достигалась с помощью изменения теплозащитных свойств одежды соответственно с температурой воздуха в помещении согласно разработанным в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР методическим указаниям «Гигиенические требования к одежде детей» (М., 1981) (Теплозащитные свойства одежды детей должны составлять при температуре воздуха в помещении 23— 22°С 0,3—0,7 кло, при 21 —19°С — 0,8—1,2 кло, при 16—18°С—1,3—1,5 кло). Для оценки функциональных возможностей физической терморегуляции мы пользовались показателями кожно-сосудистой реакции на стандартный холодовой раздражитель (М. П. Евлампиева; Г. В. Терентьева, и др.). При этом определяли показатель лабильности (ПЛ)—частное от деления величины снижения температуры кожи в ответ на холодовой раздражитель на общее время ее восстановления. Таким образом, этот показатель является интегральным, отражающим как силу реакции, так и скорость восстановления. При этом увеличение ПЛ рассматривалось как расширение функциональных возможностей термо-регуляцнонной системы детского организма. Большое значение при анализе кожно-сосуди-стой реакции имеет и характер восстановительного периода. После холодового раздражения температура кожи восстанавливается неравномерно, различаются 2 фазы — быстрого и медленного восстановления. Под быстрым восстановлением понимается период, когда температура кожи повышается за 30 сек более чем на 0,5°С; с момента, когда скорость восстановления замедляется, начинается фаза медленного восстановления. Отношение времени быстрого восстановления к общему восстановительному периоду составляет «показатель качества» (ПК) реакции. Оба параметра в комплексе адекватно отражают состояние функции терморегуляции. Стремясь изучить генерализованную реакцию терморегуляторного аппарата, мы изучали ответную терморегуляционную реакцию на стандартный холодовой раздражитель в области предплечья, т. е. в месте, на которое не было непосредственно направлено закаливающее воздействие.

Показатели кожно-сосудистой реакции у детей 4 групп весной в условиях теплового комфорта в групповых помещениях

(М±т)

Показатель Дети 1-й группы 1 Дети 2-й группы < Дети 3-й группы t Дети 4-й группы

Норма 29 59 63 67

ПЛ.* 2.3±0.113 0.7 2.5±0.06 5.5 3,2±0.1 1.0 3.4±0.13

ПК 0,32±0.02 1.1 0.29±0.014 1.2 0.39±0.02 3.5 0.48±0.017

Все описанные закаливающие мероприятия во всех 4 группах проводились круглогодично. Осенью и весной выполнялись контрольные исследования функции физической терморегуляции при одинаковых условиях микроклимата в утренние часы в групповых помещениях. Осенние показатели у детей всех групп были почти одинаковыми, разница средних данных была статистически недостоверна и колебалась около возрастной нормы (ПЛ = 3,2, ПК=0,4). Весенние данные различались более существенно (см. таблицу).

Как видно из таблицы, показатели кожно-со-суднстой реакции у детей первых 2 групп хуже, чем 3-й и 4-й. Средний ПЛ у детей 1-й и 2-й групп равен соответственно 2,3 и 2,5, а ПК — 0,32 и 0,29, при этом разница между ниМи статистически недостоверна (Р<0,05). Так как эти показатели кожно-сосудистой реакции отражают функциональную возможность терморегулятор-ной системы, можно считать, что у детей 2 первых групп в течение зимы происходит ухудшение состояния терморегуляторной функции и, следовательно, независимо от места приложения изолированной закаливающей процедуры генерализованное действие на всю терморегуляторную систему практически одинаково и явно недостаточно.

Во 2-й и 3-й группах проводились одинаковые закаливающие мероприятия, но в 3-й группе — дополнительно физические упражнения на открытом воздухе. При сравнении средних показателей кожно-сосудистой • реакции детей этих 2 групп по окончании холодного периода года вндно, что у детей 3-й группы как ПЛ, так и ПК достоверно выше. Следовательно, присоединение к водным процедурам регулярных занятии физическими упражнениями на открытом воздухе в спортивной одежде обеспечило сохранение более высокого уровня функциональных возможностей терморегуляторного аппарата в течение всего длительного холодного периода года, что является существенным показателем эффективности проводимых мероприятий.

У детей 4-й группы показатели подвижности кожно-сосудистой реакции ПЛ мало отличались от установленных у детей 3-й группы (разница средних статистически недостоверна). Однако у детей 4-й группы эта реакция значительно лучше, о чем свидетельствует разница между ПК

3-й и 4-й групп (см. таблицу). Очевидно, благодаря рациональной организации окружающей среды, которая в отличие от закаливающих ме-роприиятий действует на организм ребенка постоянно, улучшается качественная характеристика функции терморегуляции.

В этом плане интересно рассмотреть не только средние ПК, но и распределение его индивидуальных значений в рассматриваемых группах. Для детей 5—6 лет возрастная норма ПК, как отмечалось выше, в пределах 0,5—0,4. Поэтому при ПК ниже 0,4 можно говорить об относительной слабости адаптационных возможностей аппарата терморегуляции при термальных воздействиях окружающей среды. Из рисунка видно, что в 1-й и 2-й группах более чем у 70% детей ПК ниже 0,4, а в 3-й группе таких детей значительно меньше. Минимальное же число реакций низкого качества и наибольшее число детей с относительно более зрелым типом реакций в 4-й группе.

•Немалое значение для ' характеристики физической терморегуляции имеет и топография температуры кожи. Г1рн изменении температуры окружающей среды теплоотдача организма также соответственно изменяется — или уменьшается, или возрастает, главным образом за счет изменения температуры кожи конечностей (П. Ф. Стожкова-Гольдфарб; Е. М. Маршак; С. М. Громбах, н др.). Эта реакция терморегуляторной системы целесообразна и обеспечивает сохранение температурного гомеостаза организма за счет адекватного ответа физической терморегуляции. При этом особое значение имеет перепад температуры кожи в области груди и стопы. Для детей 5—6-летнего возраста нормальной разностью температур грудь — стопа в условиях теплового комфорта считается 2—4°С. Этот градиент с возрастом увеличивается. Помимо этого, он изменяется у детей одной и той же возрастной группы при отклонении микроклиматических условий от комфорта, свидетельствуя об увеличении напряжения терморегуляционной системы ребенка. Однако у некоторых детей даже в комфортных тепловых условиях наблюдается «искажение» топографии температуры кожи и градиент грудь — стопа определя-

Распределенне (в %) индивидуальных ПК в зависимости от закаливающего режима (весна, комфортные условия).

1-4-я — группы: а —ПК ниже 0,4; о — ПК 0,4—0,5; о — ПК выше 0.5.

2 Гигиена и санитария № 1

— 33 —

ется при этом на уровне 5°С и более. Напряжение терморегуляторного аппарата в условиях теплового комфорта говорит о функциональной недостаточности терморегуляционной системы организма данного ребенка. Средние градиенты грудь — стопа в условиях теплового комфорта были соответственно равны 5, 6,5, 5,5 и 3,5 °С. Сравнивая эти данные, мы видим, что у детей 2-й и 3-й групп они самые высокие. Из этого следует, что для нормализации термотопографии большое значение имеет, во-первых, место приложения закаливающих процедур, а во-вторых, занятия физическими упражнениями на улице в спортивной одежде. Оптимального уровня градиент достигает лишь у детей 4-й группы.

Таким образом, наилучшие условия для поддержания высокого уровня функциональных возможностей физической терморегуляции складываются у детей 4-й группы. У них же отмечается и повышение общей резистентности организма, что проявляется в снижении частоты и уменьшении длительности острых заболеваний. Особенно следует отметить, что в этой группе число часто болеющих детей снизилось с 23,1 до 3,8%, т. е. в 5 раз. В 3-й группе число часто болеющих детей уменьшилось лишь в 3,3 раза, а в 1-й и 2-й в течение всего периода наблюдений осталось на одном уровне.

Таким образом, сохранение функции физической терморегуляции на высоком уровне в течение всего холодного периода года, увеличение числа детей, дающих относительно более «зрелую» реакцию терморегуляторного аппарата на фоне уменьшения острой заболеваемости, наступает лишь в результате проведения комплекса мероприятий, состоящих из закаливающих процедур, обливания ног, физических упражнений в спортивной одежде на открытом воздухе и оптимизация гигиенических условий, обеспечивающих тепловой комфорт организма детей.

Литература. Бобров Н. И., Ломов О. П., Тихомиров В. П. — Физнолого-гигнеинческне аспекты акклиматизации человека на Севере. Л., 1979. Громбах С. М. Гигиеническое обоснование норм температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста. М„ 1965.

Евлампиева М. //. Кожно-сосудистые реакции на локальное охлаждение как метод оценки теплого состояния организма человека в гигиенических исследованиях. Дис. канд. М., 1968.

Кондакова Л. П. Закаливание детей в системе физического воспитания в детских садах. Дис. канд. М., 1952. Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека. М., 1957. Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста. М., 1964. Стожкова-Гольдфарб Н. Ф. — В кн.: Метеорологический фактор и его влияние на организм. М., 1940, с. 82—108. Терентьева Г. В. — Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 42—46. Терентьева Г. В., Иванова О. Г., Ронжина М. П. — В кн.: Конференция «Физиология развития человека». Тезисы. М„ 1977, т. 1, с. 183—184. Чусов /О. Н. — Теор. и практ. физ. культуры, 1975, № 12, с. 50-52.

Юрко Г. П., Фролов В. Г., Морозов О. Б. — В кн.: Медицинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей. Харьков, 1979, с. 143—144.

Поступила 23.08.82

Summary. The authors tacked the problem of enhancing the impact of such hardening measures in pre-school institutions, which would be consistent with the approved programme-of the children's upbringing and would be the best possible means of increasing the functional possibilities of physical thermoregulation in children. The hardening measures commonly used nowadays are not effective enough to exert an adequate effect on the development of the thermoregulation system in children. Decreased values of the skin-vascular thermoregulation reaction over the autumn and winter periods are indicative of the impairment of the functional state of the thermoregulation system. Only a complex of hardening measures — physical exercises in the open air in sports clothes, under the conditions ensuring a thermal comfort of the children will make it possible to keep up the children's physical thermoregulation on a high level throughout the whole period of cold weather, to increase the number of children with a fairly 'mature' thermoregulation reaction in increased general resistencc of the organism, which will result in the reduction of acute morbidity incidence.

УДК 614.72:615.285.7|:613.16

С. Г. Малахов, Ц. И. Бобовникова, В. В. Егоров, К. А. Тимохович

ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ПЕСТИЦИДОВ В ПРИЗЕМНОМ СЛОЕ

АТМОСФЕРЫ

ф

Институт экспериментальной метеорологии, Обнинск

Многочисленными исследованиями установлено, что концентрация токсичных веществ промышленных выбросов в атмосферном воздухе городов существенно зависит от ряда метеорологических параметров. Важнейшими из них являются вертикальный градиент температуры и скорость ветра, в значительной степени определяющие интенсивность вертикального турбулентного перемешивания и горизонтального переноса промышленных выбросов в атмосфере. Наиболее

высокие и опасные концентрации возникают при инверсии (увеличении с высотой) температуры воздуха и определенных небольших скоростях ветра. Эффект наиболее значителен, когда слой инверсии температуры находится выше источника выбросов токсичных веществ (М. Е. Берлянд). Аналогичные явления можно ожидать в условиях сельской местности, в частности, на полях, где в почвы вносится пестицид. Его испарения в сочетании с указанными метеорологическими усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.