acute and chronic experiment and their potential allergenic, cancerogenic, gonadotropic and embryotoxic properties. If the substances, intended for domestic use, prove to be toxic under conditions of acute or chronic action or they are found to cause tumour-formation, to promote a state of sensibilization or to disturb the reproductive functions of the body, it should be a sufficient reason to stop their production.
УДК 371.7:371.6
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАБИНЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОБЛУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Проф. Е. И. Кореневская, кандидаты мед. наук JI. В. Михайлова и 3. А. Плужникова, JI. Г. Рогачевская
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
В связи со все более широким применением новых средств и методов обучения прочно входит в жизнь школы кабинетная система. Однако с гигиенических позиций она имеет ряд недостатков, и внедрение ее в действующих общеобразовательных школах встречает ряд трудностей. Так, Pilaw-ska и Lewecki, подчеркивая дидактические преимущества кабинетного метода обучения, вместе с тем указывают, что учащиеся при нем почти не имеют времени на отдых в перемены, а в учебных помещениях за счет дополнительного оборудования уменьшается рабочая площадь и ухудшается воздушная среда. Аналогичные недостатки кабинетного метода обучения отмечают Е. М. Вайнруб и соавт. Они указывают на сложность обеспечения всех учащихся 5—10-х классов соответствующей их росту учебной мебелью и большее снижение работоспособности школьников в ходе занятий.
Ввиду педагогической целесообразности кабинетной системы обучения перед гигиенистами стоит задача — определить возможности и пути обеспечения оптимальных (с гигиенических позиций) условий перехода как действующих, так и вновь строящихся школ на метод преподавания.
Наблюдения и расчеты, проведенные архитекторами, педагогами и гигиенистами, показали, что для резмещения необходимого минимума наиболее распространенных и используемых в настоящее время технических средств обучения (телевизоры, кино- и диапроекторы и т. д.), основных наглядных пособий и шкафов для их хранения при сохранении оптимальных условий размещения учащихся («угол рассматривания», размер «просмотровой» зоны и др.) минимальная площадь кабинетов должна составлять 60—65 мг, а лабораторий — 70—80 м2. Эти рекомендации уже частично учтены в приложении к СНиП П-Л-4-62 («Задание», утвержденное в 1969 г.) и используются при проектировании школ нового типа с кабинетной системой обучения и продленным днем для части учащихся. В действующих же школах недостаток площади кабинетов может быть устранен при реконструкции здания либо путем уменьшения наполняемости классов до 32—36 учащихся, как это принято в ряде школ Москвы (№ 45, 27, 585, 559, 557, 711 и 625).
Проанализировав антропометрические показатели более 2000 московских школьников, мы нашли, что при наличии 1 кабинета на предмет и оборудовании его 2 номерами учебной мебели несоответствие ее росту учащихся в отдельных классах (5—10-х) достигает 80%; при наличии в кабинете 4 номеров учебной мебели оно варьирует от 40 до 60%, причем чаще всего страдают учащиеся 5—6-х классов. Выдвинуто требование об обязательной возрастной дифференциации кабинетов для учащихся 5—7-х и 8—10-х классов. Анализ учебных планов свидетельствует о том, что это
возможно лишь в школах на 30 классов и более, т. е. в большинстве город-' ских школ, где приходится, как правило, по 2 кабинета на предмет. В малокомплектных школах (на 24 класса и менее) необходимо создавать смешанные кабинеты, рассчитанные на преподавание 2 родственных дисциплин, например родного языка и литературы, географии и истории, математики и физики, химии и биологии. При этом в большинстве сельских и поселковых школ также удается создать по 2 кабинета на каждые 2 смежные дисциплины, обеспечив тем самым их возрастное деление. Следует указать, что соблюдение этого принципа важно и с педагогических позиций, так как оборудование того же кабинета физики или географии для учащихся 5—7-х и 8—10-х классов должно быть различным.
Решение вопроса об оборудовании кабинетов учебной мебелью облегчается переходом на новый ГОСТ (11015—71—111016—71) «Столы и стулья ученические», утвержденный в 1971 г. Принципиальное отличие его от старого ГОСТ заключается в изменении интервала ростовых групп с 10 до 15 см и уменьшении числа номеров школьной учебной мебели с 7 до 5.
Целесообразность такого рода изменений показана нами путем анализа антропометрических показателей 6000 школьников РСФСР и физиологических исследований рабочей позы учащихся на тренировочном стенде, имитирующем новые образцы мебели. I При наличии 2 кабинетов на предмет и оборудовании их 3 номерами
мебели, разработанной по новому ГОСТ, минимальные коэффициенты соответствия ее росту учащихся достигают 0,7, а максимальные приближаются к 1. Даже при наличии 1 кабинета на предмет и 2 номеров мебели минимальный коэффициент соответствия снижается лишь до 0,6. Таким образом, в перспективе при переходе на новый ГОСТ на учебную мебель вопрос об оборудовании кабинетов учебной мебелью будет решаться значительно проще.
При достаточном внимании санитарных врачей и директоров школ недостатки кабинетного метода обучения, касающиеся отдыха детей во время перемен, могут быть уменьшены и даже ликвидированы на основе 144 хронометражных наблюдений, проведенных нами в 5 школах Москвы, имеющих разную этажность и расположение кабинетов. Мы установили, что средняя длительность переходов из кабинета в кабинет, расположенных на смежных этажах, составляет 53 сек. (с колебаниями от 20 до 125 сек.). При большем удалении кабинетов друг от друга (подъем или спуск на 2— 4 этажа) средняя продолжительность перехода возрастает до 98 сек. i (с колебаниями от 35 до 140 сек.). Однако расстояние между кабинетами учащиеся 5—10-х классов в пятиэтажных школах преодолевают не более чем за 140 сек., а не за 5—7 мин., как указывают Е.М. Вайнтруб и соавт. Не обнаружили мы и заметной разницы в снижении работоспособности у учащихся, занимающихся по кабинетному методу (3 школы) и в закрепленных классных помещениях (2 школы).
Средние значения скорости и точности работы учащихся 5—6-х классов (1640 дозированных заданий) указывают лишь на тенденцию к повышению утомления у школьников, занимающихся в кабинетах. Так, в четвертой четверти скорость работы у учащихся в закрепленных помещениях в течение учебного дня практически не изменилась; несколько уменьшилась лишь ее точность. У школьников же, занимающихся в кабинетах, снизились и скорость и точность работы. Анализ изменений работоспособности у отдельных детей по методу, предложенному С. М. Громбахом, показал, что у группы учащихся, занимающихся в классах, количество хороших работ в течение учебного дня уменьшилось на 9,6%, а количество плохих увеличилось на 7,9%. У школьников же, занимающихся в кабинетах, эти изменения составили соответственно 13,1 и 8,2%. Таким образом, в школах с кабинетным методом обучения к концу занятий число детей, переходящих из группы с хорошими показателями работоспособности в группу
if
45
с удовлетворительными или плохими показателями, больше, чем в школах с обычной системой преподавания. Однако и здесь можно говорить лишь о тенденции, так как различия статистически недостоверны.
Тем не менее даже относительно небольшие различия в динамике работоспособности учащихся на протяжении учебного дня в школах с кабинетным и классным методами обучения настораживают и вынуждают искать их причины. По нашему мнению, они могут быть обусловлены различи-мяи в организации самого педагогического процесса, так как кабинетный метод обучения предусматривает возможность более широко использовать ТСО, что приводит к увеличению плотности урока. Далее, как показали наблюдения в школах с кабинетной системой обучения, особенно при наличии коридорных рекреаций или узких темных транзитных коридоров, за счет большого скопления в них учащихся резко ухудшается воздушная среда (на 2—3-м этажах концентрация С02 превышает 0,22мг%, а концентрация пыли достигает 2 мг/м3, а на 5 -х этажах — 0,32лги 2,5 мг'м3 соответственно). Ухудшается при кабинетной системе обучения и воздушная среда в самих кабинетах, так как школьники хуже их проветривают. Наконец, часть перемены (пусть даже 1/5 часть ее) затрачивается детьми на переход, который едва ли можно считать отдыхом, так как школьники в этот момент идут или бегут с сумками, портфелями и т. д. Хотя дети при этом находятся в состоянии двигательной активности, она едва ли целесообразна, так как не носит игрового, эмоционального характера; к тому же подъем, ссобенно бегом, на 4—5-й этаж отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников (Н. Г. Дьячкова и Г. В. Терентьева). Восстановительный период частоты пульса и дыхания у детей затягивается до 7—10 мин., т. е. захватывает не только всю перемену, но и 2—4 мин. следующего урока.
Стало быть, нужна регламентация не только длительности переходов, но и количества этажей, на которые школьники вынуждены подниматься в перемену.
Таким образом, для улучшения отдыха детей во время перемен необходимо более продуманное и компактное размещение кабинетов в здании школы. Примером удачного размещения кабинетов в 3-этажной школе может служить следующий вариант: кабинеты по предметам, на которые отводится наибольшее число часов (математика, родной язык и литература, физика), дублируются — для учащихся 5—7-х классов они располагаются, например, на 1-м этаже, для 8—10-х классов — на 3-м этаже; на 2-м этаже размещены кафедры (кабинеты) дисциплин, реже встречающихся в расписании и предназначенных для всех учащихся 5—10-х классов. Поэтому школьники 5—7-х классов пользуются 1—2-м этажом, а 8—10-х классов — 2-м и 3-м. Младшие классы размещаются в отдельном блоке. Судя по данным хронометражных исследований, проведенных в школах Москвы, для того, чтобы облегчить перемещение учащихся из кабинета в кабинет, лучше всего иметь зальные рекреации или расширенные до 4—4,5 м коридоры, где меньше всего чувствуется столкновение встречных потоков и лучше воздушная среда. Зальные рекреации должны объединять не более 4 кабинетов; при наличии расширенных коридоров для перемещения учащихся должны использоваться все лестничные клетки. Больше всего приходится школьникам пользоваться лестницами в 5-этажных зданиях школ при расположении кабинетов для учащихся 5—10-х классов на всех 5 этажах. В таких зданиях целесообразно на 2-м и 1-м этажах разместить учащихся 1—4-х классов, а 3—5-е этажи отвести под кабинеты, разместив их по указанной выше системе. При размещении кабинетов в пределах 3 этажей большую роль в сокращении длительности переходов и количества подъемов на этажи играет расписание занятий.
Изучение графиков движения учащихся двух 5-х классов московской школы показало, что учащиеся одного из них (5 «В») почти ежедневно вынуждены бегать по 2 раза с 1-го на 3-й этаж и обратно, в другом жеклас-
се (5 «А») таких переходов значительно меньше. Еще меньше переходов наблюдалось у учащихся старших классов школы, где все кабинеты размещались на 2 этажах — 2-м и 3-м.
Выводы
1. Ввиду педагогической целесообразности кабинетной системы обучения, обусловленной широким использованием ТСО и наглядности в преподавании, усилия гигиенистов должны быть направлены на устранение недостатков этого метода.
2. Для создания оптимальных условий обучения школьников в действующих школах при использовании кабинетного метода необходимы: обязательная возрастная дифференциация кабинетов и скорейшее внедрение в производство учебной мебели, разработанной по новому ГОСТ (11015—71 и 11016—71), размещение всех кабинетов для учащихся 5—7-х или 8—10-х классов на 2, максимум на 3 этажах; увеличение размеров кабинетов до 60—65 м2 и лабораторий до 70—80 м2 или сокращение вместимости 5—10-х классов до 32—36 человек.
3. При проектировании школ, помимо соблюдения указанных гигиенических требований, необходимо предусматривать обязательное устройство зальных рекреаций или создание расширенных до 4—4,5 м коридорных рекреаций.
ЛИТЕРАТУРА
Дьячкова Н. Г., Терентьева Г. В. В кн.: Материалы 1-й Межвузовской научно-методической конференции преподавателей школьной и дошкольной гигиены педагогических вузов. М., 1969, с. 44. — В а й н р у б Е. И., К о ж а р и н а А. А., Левку-т н и к Л. Л. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 17.— Pilawscka Н., Lewecki R., Wychowanie Fizy-czne i hig. Szkolna, 1968, т. 16, с. 29.
Поступила 16/VI 1971 г.
HYGIENIC PROBLEMS PERTAINING TO THE ORGANIZATION OF A LABORATORY SYSTEM OF TEACHING IN SECONDARY SCHOOLS
E. /. Korenevskaya, L. V. Mikhailova, Z. A. Pluzhnikova, L. G. Rogachevskaya
The authors recommended means of eliminating the shortcomings prevailing in the laboratory method of teaching existing presently in secondary schools. Besides, they point to the necessity of age group differentiation of rooms and use of special school furniture designed according to the requirements of the state standard; arrangement of all the laboratories for pupils of 5th to 7th and 8th to 10th grades on 2 or maximum 3 storeys; augment the size of rooms up to 60—65 m2 and that of laboratories up to 70—80 m3 and decrease the number of pupils in 5th to 10th grades to 32—36 persons. In the designing of school buildings, besides fulfilment of all hygienic requirements, special recreation halls should be provided, otherwise the width of corridors shojld be increased to 4—4.5 m.
УДК 612.84:612.825.54:612.821. 11-053.6/.7
ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СКОРОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗАТОРОМ У ДЕТЕЙ 8—15 ЛЕТ
Проф. Е. М. Белостоцкая, Э. М. Демина, Л. Я- Каневская,
Л. В. Рябова
Центральный институт усовершенствования врачей, Москва
В последние годы в гигиенических, физиологических и психологических исследованиях находят все более широкое распространение различные информационные методы изучения пропускной способности зрительного анализатора (А: Я- Генкин и соавт., Ю. Д. Жилов; Г. Харт-ридж).