Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ И ОБОРУДОВАНИИ ГАРДЕРОБОВ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ '

К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ И ОБОРУДОВАНИИ ГАРДЕРОБОВ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ И ОБОРУДОВАНИИ ГАРДЕРОБОВ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ »

УДК 614.37:688.72

ВЫЖИВАЕМОСТЬ ВЕГЕТАТИВНОЙ МИКРОФЛОРЫ НА ДЕТСКИХ ИГРУШКАХ ИЗ ПОРОЛОНА, ПЛЮША И СИНТЕТИЧЕСКОГО МЕХА

К■ М. Клименкова, Л. Г. Филиппова, Ф. М. Воловник, Ю. Н. Прибура Московская городская санэпидстанция

Санитарно-бактериологическая лаборатория санэпидстанции Москвы провела изучение выживаемости вегетативной микрофлоры на поверхности детских игрушек, изготовленных из поролона, плюша и синтетического меха. Игрушки заражались эталонными штаммами патогенного стафилококка № 209 и кишечной палочки № 5832 Института вакцин и сывороток им. Л. А. Тарасевича из расчета 5000—10 000 микробных тел в 1 мл, кроме того, была исследована общая микробная флора на контрольных образцах. В течение 54 дней сделано более 300 исследований.

Наиболее чистыми по обшей обсемененности микробами оказались игрушки из поролона (полого и набивного), которые в первые 2 недели исследования были обсеменены незначительно (0—20 колоний в 1 мл промывной воды); к 20-му дню исследования флора полностью исчезала. Игрушки из плюша и синтетического меха на протяжении всех дней изучения были массивно обсеменены как споровой, так и вегетативной микрофлорой с нередким присоединением протея. Зараженные кишечной палочкой игрушки из поролона (полого и набивного) на следующий день давали массивный рост этой культуры, который держался первые 2 недели; в дальнейшем он равномерно снижался до роста единичных колоний на 20-й день исследования; полное отмирание микробов наблюдалось с 30—35-го дня от начала опыта.

Игрушки из плюша и синтетического меха на протяжении всего периода исследования (54 дня) оставались массивно обсемененными кишечной палочкой.

Зараженные стафилококком поролоновые игрушки давали массивный рост культуры только на 3-й день после заражения, который удерживался не более 2 недель, с последующим снижением роста микробов до единичных колоний и полным отмиранием их с 30-го дня.

Что касается игрушек из плюша и синтетического меха, то они оставались массивно обсемененными с 1-го дня заражения до 30—35 дней, после чего обсеменение заметно снижалось с последующим присоединением споровой флоры и нередко протея.

Одновременно установлено, что влажность игрушек из поролона и синтетического меха в 6 раз меньше, чем из плюша, а наибольшей гидрофильностью обладают плюшевые игрушки и игрушки из синтетического меха.

Таким образом', наиболее чистыми по степени обсемененности микробами являются игрушки из поролона; игрушки из плюша и синтетического меха значительно обсеменены как вегетативной, так и споровой флорой.

Длительность выживания микрофлоры на игрушках из плюша и синтетического меха, видимо, связана с их более высокой гидрофильностью и меньшей отдачей ими влаги по внешнюю среду по сравнению с поролоном.

На основании работы, проведенной лабораторией санэпидстанций Москвы, Министерство здравоохранения СССР разрешило использовать поролон для производства игрушек.

Поступила 8/VI 1966 г.

УДК 613.5:643.71:371.6.

К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ И ОБОРУДОВАНИИ ГАРДЕРОБОВ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ

И. И. Каракис

Зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий, Киев

В организации и оборудовании зданий школ и школ-интернатов до сих пор не разрешена проблема устройства гардеробов. Между тем создание благоприятных условий для хранения верхней одежды и обуви школьников имеет первостепенное гигиеническое и воспитательное значение. Гардеробы наряду с учебными классами и кабинетами являются теми школьными помещениями, без которых невозможно осущест-

■вить учебно-воспитательный процесс. Повседневный опыт подтверждает, что рациональное размещение, оборудование и эксплуатация гардеробов способствуют профилактике заболеваний среди учащихся, сокращению продолжительности процессов раздевания и одевания, организации дифференцированного по возрасту распорядка школьного дня и проведению учащимися перемен на открытом воздухе (режиму широкой аэрации и двигательной активности). В то же время специальные исследования гигиенического и архитектурно-планировочного характера, связанные с устройством и эксплуатацией школьных гардеробов, крайне немногочисленны. Некоторые данные в них освещены противоречиво. Иллюстрацией этого могут служить две противоположные рекомендации А. Я. Гуткина (1952, 1964), касающиеся расположения вешалок относительно оконных проемов, а также предлагаемые разными авторами гигиенические нормы расстояния между крючками на вешалке от 12 см (П. М. Ивановский) до 25 см (А. Я. Гуткин, 1964).

Основными гигиеническими вопросами устройства школьных гардеробов являются их размещение и оборудование. Как показало выборочное обследование нами школ в различных городах и селах Советского Союза, эти гардеробы чаще всего не рассчитаны на одномоментный выход большого числа учащихся, размещены неудобно и тесны. Громоздкое оборудование применяется без учета типа гардероба, системы его эксплуатации и возрастных особенностей учащихся. Большинство школ оборудовано неудобными вешалками плохого качества и одинаковой высоты для всех учащихся.

Многообразные планировочные решения размещения гардероба в школьном здании можно свести к 3 схемам: 1) централизованные (для обслуживания большой группы или всех учащихся школы), которые размещаются у входа в здание (вестибюле или специальном помещении); 2) рассредоточенные по отдельным блокам или этажам, причем поэтажные гардеробы подразделяются на «групповые»—для группы классов — и «приклассные» — для 1 или 2 классов (размещенные рядом с классной комнатой); 3) смешанные (централизованный гардероб для учащихся старших классов у входа и рассредоточенные по этажам гардеробы для младших классов). Опыт эксплуатации поэтажных и приклассных гардеробов заслуживает специального комплексного изучения. Дело в том, что подобные гардеробы, способствуя рассредоточению и профилактике «перемешивания» учащихся, ускорению процессов раздевания и одевания (что очень важно при проведении перемен на открытом воздухе), обладают большими преимуществами, однако оцениваются гигиенистами по-разному. Одни полагают, например, что при поэтажном размещении гардероба на этажи заносится грязь и потому рекомендуют устраивать централизованный гардероб (С. Е. Советов и Г. Н. Сердю-ковская; М. В. Атропова). Другие, напротив, считают «наиболее целесообразным»1 поэтажное размещение гардеробов в отдельных помещениях (П. И. Ивановский) или организацию гардероба для младших классов в рекреационном помещении при обязательном оборудовании их вентилируемыми шкафами (Е. И. Кореневская и Л. Г. Ро-гачевская).

Чешский гигиенист Кгашпап, основываясь на результатах наблюдений за пространственной динамикой запыленности воздуха, пришел к выводу о гигиенических преимуществах (для зданий компактной схемы) централизованного гардероба; исследованиями гигиенистов Таллина установлено, что устройство гардероба в виде открытой ниши в коридоре может нарушить воздушный режим (К. И. Лучина). В то же время А. Я. Гуткин на основании гигиенических исследований, проведенных в школах Ленинграда, пропагандировал поэтажные гардеробы. Следует отметить, что рассредоточенные гардеробы получили широкое распространение в зарубежных школах.

В связи с укрупнением жилых массивов возникает необходимость строительства школьных зданий большой вместимости. Одновременно меняется и архитектурно-планировочная структура самого школьного здания. В порядке эксперимента сданы в эксплуатацию здания школ на 1600, 2032 ученических места (Москва, Киев, Донецк и др.). Это требует рассредоточения гардеробов, приближения их к учебным помещениям, с тем чтобы обеспечить разновременную эвакуацию и разделение разновозрастных коллективов.

До настоящего времени в наших школьных зданиях наиболее распространен централизованный гардероб, размещенный в вестибюле. Как показало обследование, в большинстве случаев такой гардероб не отвечает предъявляемым к нему требованиям. Несмотря на то что общая площадь его и вестибюля выдержана по норме (0,25 мг на 1 учащегося), помещение гардероба обычно крайне тесно. Причинами этого служат отступления от проекта при эксплуатации и увеличение площади вестибюля за счет гардероба (остается меньше 0,15 м2 на 1 учащегося); увеличение вместимости школы по сравнению с проектной; несоответствие габаритов мебели размерам помещения, вследствие чего она расставляется тесно и затрудняет самообслуживание школьников.

В ряде случаев негде расставить необходимое оборудование. Так, в гардеробах школ, где введена сменная обувь, почти всегда отсутствуют специальные скамьи для переодевания; нередко учащимся, чтобы зашнуровать ботинки, приходится садиться на пол, положив рядом пальто и ранец. Часто оборудование гардероба не рассчитано на

1 Руководство по гигиене детей и подростков. Под ред. проф. М. И. Корсунской.

М„ Медгиз, 1962.

в»

115

самообслуживание школьников. Например, в некоторых школах за барьером установлены секционные металлические вешалки с поворотными консолями. При одномоментном выходе учащихся из школы у барьеров образуются очереди; поворачивая эти консоли, учащиеся мешают друг другу, сбиваются в проходе. Вешалки не обеспечивают, кроме того, изолированного хранения одежды учащихся разных классов.

Удельная площадь подобного гардероба составляет 0,1 м2 на 1 учащегося, а вестибюля — в 2 раза больше (по-видимому, предполагается, что учащиеся раздеваются и одеваются в вестибюле, но специального места для этого не предусмотрено). В то же время в ряде школ Риги, Таллина и Вильнюса удельная площадь гарде-

Не больше минимальной вь/соть/

с поднятой руной_

Л1ансил4с/?ьная высота а/на<ра обуви не выше уровня п/геч ~д

Рис. 1. Основные размеры мебели для ее проектирования и расстановки. 1—1-я группа — 1—4-й классы; //— 2-я группа — 5-й и 8-й классы; /// — 3-я группа — 9—11-й классы. а — варианты решений, при которых дети одеваются за пределами гардероба; 6 — парианты решений, при которых дети одеваются рядом с вешалкой; в — основные размеры мебели для верхней одежды и обуви; г — основные размеры шкафов для платья и белья.

роба увеличена по сравнению с нормативной в 1,7 раза (0,25 м2), а площадь вестибюля, превращенного в небольшой холл, сокращена в 2—5 раз (0,02—0,05 м2). Очевидно, такой подход к распределению суммарной площади вестибюля и гардероба следует считать рациональным, т^к как при отдельном помещении гардероба сокращение площади вестибюля не влечет за собой никаких функциональных нарушений в жизни школы. Вместе с тем использование площади 0,25 м2 на 1 ученика в гардеробе позволяет организовать удобные поклассные отсеки пропускного типа с односторонним графиком движения.

Анализ опыта проектирования и эксплуатации гардеробов в различных школах указывает на то, что при выборе типа гардероба необходим дифференцированный подход в зависимости от климатических условий, планировочной структуры здания и системы организации занятий (поклассная или кабинетная). В северных районах страны, а также районах, где выпадает много осадков, устройство гардероба должно способствовать предохранению помещения школы от занесения влаги. Следует учитывать также, что тяжелая зимняя одежда затрудняет подъем учащихся по лестнице, поэтому для тех же северных районов рекомендуется оборудовать централизованный гардероб с поклассными боксами и несколькими выходами. В южных районах допускается устройство поэтажных гардеробов, не требующих специально отведенного помещения. Однако при этом следует учитывать, что возле классной комнаты возможно размещение гардероба только для учащихся младшего школьного возраста, которые проводят в ней все занятия. Для учащихся же с кабинетной системой занятий гардероб должен размещаться у выхода на пришкольный участок или по пути к

выходу (причем нужно предусмотреть место для хранения портфелей, книг и других школьных принадлежностей учащихся).

В школах, расположенных в средней полосе Советского Союза, для учащихся младшего и среднего возраста следует устраивать поэтажные и приклассные гардеробы, размещаемые в 1-м и 2-м этаже; при этом у входа может быть предусмотрено место для смены обуви; для старших классов, размещенных выше 2-го этажа, необходимо оборудовать централизованный гардероб у входа в школу.

Для обоснования рационального планировочного решения и оборудования гардероба мы провели натурные исследования, задачей которых являлось выявить влияние планировочной организации и типа оборудования на время одевания и раздевания учащихся, а также определить функциональные требования к оборудованию.

Рис. 2. Двусторонние скамьи, разделяющие поклассные отсеки в централизованном гардеробе.

Как показали сравнительные результаты хронометража процессов раздевания и одевания при одновременном выходе всех учащихся, а также перехода их от классной комнаты через гардероб к выходу на пришкольный участок, меньше всего времени затрачивают школьники, если гардеробы размещены в рекреационных помещениях и оборудованы закрытыми встроенными шкафами (1 мин. 17 сек. — 2 мин. 20 сек). Удовлетворительные условия для быстрого раздевания обеспечивает и централизованный гардероб пропускного типа с отдельными поклассными отсеками. Однако в некоторых школьных зданиях (проект Л2-02-8/63) много времени отнимает у школьников путь от наиболее удаленного класса (4-й этаж) в цокольный этаж к гардеробу (2 мин. 46 сек. — 3 мин. 41 сек.), что исключает возможность проведения перемен на участке.

Судя по результатам хронометража, дольше всего дети раздеваются в централизованных гардеробах, огражденных барьером, площадь которых не рассчитана на одновременное пребывание большого числа учащихся (4 мин. 5 сек.).

Нельзя не коснуться вопроса о пользовании детьми в школах сменной обувью (или более упрощенным типом обуви). По данным хронометража, на смену обуви при выходе на пришкольный участок и возвращении обратно учащиеся во время перемены тратят около 4 мин. Недаром в некоторых школах озабочены тем, чему отдать предпочтение — «культу пола» или «культу открытого воздуха». Что касается оборудования гардероба, то выбор его типа обусловлен системой обслуживания и функциональным назначением помещения, где он расположен. Так, если гардероб размещается в специально выделенном помещении, то одежду можно хранить открыто на вешалках; в рекреационных и проходных помещениях для хранения одежды следует предусмотреть специальные закрытые шкафы с вентиляционным устройством. В гардеробах самообслуживания должно быть стационарное устойчивое оборудование, а если имеется обслуживающий персонал, то можно применять трансформирующиеся поворотные вешалки- и т. д. Размеры оборудования и приемы его расстановки в гардеробах должны соответствовать росту учащихся той возрастной группы, для которой оно предназначено.

При обосновании стандартов оборудования для хранения одежды и нормативов •его расстановки мы исходили из данных о физическом развитии детей и подростков в различных районах страны; зависимости габаритов тела от его длины (Neufert Ernst); размеров одежды школьников разных возрастных групп (по данным Центрального научно-исследовательского института одежды и Дома моделей). Полученные размеры оборудования приведены на рис. 1. Они легли в основу разработанных нами различных типов мебели для централизованных и рассредоточенных гардеробов, а также других мест хранения одежды в школах и школах-интернатах. Такими новыми типами мебели оборудованы гардеробы в экспериментальной школе № 183 Киева. Для учащихся старшего возраста здесь организован в вестибюле централизованный гардероб, разделенный на поклассные отсеки. Каждый отсек огражден с одной стороны древесностружечным щитом с крючками для одежды, а с другой — двусторонней скамьей, которая служит границей между 2 отсеками (рис. 2). Поэтажные групповые гардеробы оборудованы низкими шкафами с раздвижными дверками. Раздвигание дверок не мешает одновременно пользоваться всем шкафом, так как каждое из 2 его отделений раскрывается в противоположную сторону. Для блока младших классов разработан шкаф-перегородка, часть которого открывается в сторону классной комнаты и служит для хранения учебных пособий, а другая обращена в сторону рекреационного помещения и служит для хранения одежды. Дверь шкафа для одежды складывается в виде гармошки и позволяет всем учащимся одновременно подойти к нему.

Соответствие школьных гардеробов предъявляемым к ним требованиям во многом зависит от характера их эксплуатации. Эта часть проблемы гардеробов в школах еще не разрешена. По-видимому, вполне назрела необходимость дополнить Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов (1962) соответствующими указаниями о хранении одежды учащихся, повысив требования к устройству и эксплуатации гардеробов в школьных зданиях. Необходимо также разрешить вопрос о массовом индустриальном производстве оборудования для хранения одежды в школах и школах-интернатах.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Гиг. и сан., 1961, № 3, с. 31. — Г у т к и н А. Я. Врач, дело, 1950, № 1, с. 71. — Гуткин А. Я. Гигиенические основы планировки, строительства и санитарно-технического оборудования школы. М. — Л., 1952. — Гуткин А. Я. В кн.: Руководство по гигиене детей и подростков. М., 1964, с. 316. — Ивановский П. М. Изв. АПН РСФСР, 1953, № 51, с. 316.— Лучина К. И. В кн.: Гигиенические вопросы строительства школ и дошкольных учреждений. М„ 1965, с. 14. — Советов С. Е., Сердюковская Г. Н. Гигиенические основы проектирования строительства и оборудования школ и детских дошкольных учреждений. М., 1962. — К г а и ш а п V. Csl. Hyg., 1959, т. 4, № 4—5, с. 259.—Neufert Е., Bauenwurfslehre, Ullstein — Fachverlas. Berlin, 1959.

Поступила 2/VI 1966 г.

СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

- =-

УДК 613.68.656.61(0в3)(47)с1966»

3-Я НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГИГИЕНЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В. А. Вилькович, С. Э. Сандрацкая

Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта, Москва

Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта провел в Москве в ноябре 1966 г. 3-ю конференцию, посвященную итогам научных работ. В конференции участвовало около 250 представителей различных специальностей, связанных с гигиеной водного транспорта. Среди них были научные сотрудники ряда гигиенических

.1 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.