Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ '

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Кореневская

Выдвигаются 4 основные проблемы, определяющие направление научных исследований на ближайшие годы: 1) вместимость школьных зданий и возможности ее изменения в связи с новыми принципами градостроительства; 2) основание набора, размеров и взаимного расположения учебных помещений в связи с применением технических средств обучения и организацией групп и школ продленного дня; 3) гигиеническое обоснование условий применения новых строительных и отделочных материалов; 4) гигиеническое обоснование особенностей проектирования школьных зданий в различных природно-климатических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.И. Кореневская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF STANDARDS FOR DESIGNING AND CONSTRUCTING SCHOOL BUILDINGS

The reorganization of the system of people’s education, the improvement of means and methods of education, the changes in the principles of town building, the creation of progressive technical methods and that of new building and decoration materials raise new problems before the hygienists and architects and require a systematic revision of a number of hygienic standards. The authors point out four main problems to be solved in this field by scientific research in the next few years. Fist of all, it is necessary to decide on the spaciousness of school buildings and the possibility of changing it in connection with the new principles of town building. The school buildings should be designed for teaching in one shift more than 1000 children. The maximum size and the optimum design of the school building should be substantiated hygienically. Secondly, it is necessary to substantiate the number, the size and the arrangement of classes in connection with the introduction of new technical means of teaching and the organization of separate groups and whole schools of a prolonged school day. Thirdly, it is necessary to provide hygienic background for the possible use in school buildings of new building and decoration materials and that of new sanitary technical systems. Fourthly, definite hygienic background is required for the general designing of school buildings and their siting under the various climatic conditions. Investigations of the past years may serve as a basis for the revision of certain standards, however, the great number of aspects of each of the above mentioned problems require further thorough research.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ »

THE POSSIBLE USE FOR FOOD PURPOSES OF COTTON SEEDS TREATED WITH COPPER TRICHLORPHENOLATE

Kh. Z. Lyubetsky, A. L. Kats

Tens of thousands of tons of chemically treated cotton seeds unfit for sowing have accumulated in the republics of Central Asia. Their decontamination and use has become an important problem to be solved. For this purpose the authors studied the possible means of dissociation of copper trichlorphenolate and determined the optimum temperature for the decontamination of the chemically treated seeds. Besides, they worked out a Polarographie method of quantitative analysis of copper trichlorphenolate and thereby determined its contents in the treated seeds and their various products. Thus it has become possible to solve the problem of the rational use of the chemically treated seeds.

УДК 613.5:722.1

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ

Е. И. Кореневская Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Выдвигаются 4 основные проблемы, определяющие направление научных исследований на ближайшие годы: 1) вместимость школьных зданий и возможности ее изменения в связи с новыми принципами градостроительства; 2) основание набора, размеров и взаимного расположения учебных помещений в связи с применением технических средств обучения и организацией групп и школ продленного дня; 3) гигиеническое обоснование условий применения новых строительных и отделочных материалов; 4) гигиеническое обоснование особенностей проектирования школьных зданий в различных природно-климатических условиях.

Перестройка системы народного образования, совершенствование средств и методов обучения, изменение принципов градостроительства, появление более прогрессивных методов строительной техники, новых строительных и отделочных материалов ставят перед гигиенистами и архитекторами новые проблемы и требуют изменения ряда гигиенических нормативов.

Совместная работа врачей и архитекторов в этом направлении за последние 5 лет дала существенные результаты и привела к значительному изменению как внешнего, так и внутреннего облика школьного здания: его конструктивных решений, набора помещений и их санитарно-технического оборудования. В настоящее время следует выделить 4 основных направления научных исследований на ближайшие годы. Одно из них — вместимость школьных зданий и возможности ее изменения в связи с новыми принципами градостроительства. Другая не менее важная задача — обоснование набора и размеров помещений, а также планировочной структуры зданий в связи с применением технических средств обучения и организацией групп и школ продленного дня. Третья задача — гигиеническое обоснование возможности и условий применения в школьном строительстве новых сторительных и отделочных материалов новых санитарно-технических систем. И наконец, четвертая задача— гигиеническое обоснование особенностей школьных зданий и их размещения в различных природно-климатических условиях.

Вопрос о вместимости школьных зданий уже в течение ряда, лет служит предметом дискуссии между гигиенистами, педагогами и архи-

текторами. Рост городов, увеличение этажности зданий, а следовательно, и плотности населения, изменение принципов застройки селитебной территории вызывают необходимость строительства в микрорайоне либо 3—4 школ на 960 мест каждая (в непосредственной близости одна от другой), либо 1—2 школ повышенной вместимости. С гигиенической точки зрения размеры микрорайона должны были бы определяться оптимальной вместимостью школ и дошкольных учреждений. С этих позиций оптимальным является микрорайон на 6000 жителей, где в соответствии со средними расчетными показателями (160 ученических мест на 1000 населения) полагается строить школу на 960 мест. Однако экономические соображения диктуют целесообразность увеличения размеров микрорайонов примерно до 12 000—24 000 жителей, при этом число учащихся возрастает до 1920—3840.

Сейчас в СССР, по предварительным данным, уже функционирует около 10 школьных зданий вместимостью на 1600—2032 учащихся. С педагогической и гигиенической точек зрения школы крупной вместимости имеют одно преимущество: за счет экономии при их строительстве возможно расширение набора помещений (лабораторий, кабинетов, гимнастических залов и т. д.), что естественно помогает лучше организовать учебный процесс.

К сожалению, доводы врачей и педагогов, касающиеся преимуществ школ небольшой и средней (до 1000 мест) вместимости, до сих пор слабо подкрепляются достаточными научно обоснованными материалами. Данные Войдон (Польша) и Л. Г. Рогачевской (СССР) об увеличении инфекционной заболеваемости учащихся с повышением вместимости зданий и числа учащихся относятся к школам устаревшей структуры. Шумовой режим в учебных помещениях школ большой вместимости при новой структуре здания (блочной, секционной) благоприятен и определяется в большей степени акустическими свойствами ограждений, чем вместимостью школ. Условия воздушной среды в таких школах определяются лишь эффективностью работы вентиляционных систем.

Гигиенические исследования, проводимые сотрудниками Института гигиены детей и подростков и Московского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана в школах крупной вместимости, позволяют отметить серьезные недостатки в композиционной структуре зданий, количестве и взаимном расположении помещений и размещении зданий в микрорайоне. Показано, что при строительстве крупных школ (на 1500—2000 учащихся) структура здания должна обязательно обеспечивать максимальное расчленение детских коллективов по возрастам. В действующих школах эти требования выполнены лишь частично. Радиусы обслуживания таких школ не должны превышать 0,5 км, а размеры участков, занимаемых ими, должны быть не менее 3—3,5 га.

Обеспечение такого радиуса обслуживания вполне возможно в крупных микрорайонах с многоэтажной застройкой территории, на которые, собственно, и рассчитаны школы большой вместимости. В то же время в таких микрорайонах даже небольшое увеличение радиуса (до 0,7—0,8 км) лишает значительную часть школьников возможности посещать школу во внеурочные часы при проведении внеклассных мероприятий или резко ограничивает эту возможность. Это подтверждает практика эксплуатации действующих школ, построенных в микрорайонах с 5-этажной застройкой. Для таких школ трудно найти достаточные по размерам и удобные участки. Они размещаются на площади 1,5—2 га и не имеют опытных участков. Дальнейшее увеличение вместимости школ возможно только при создании детских городков, в которых начальные классы будут размещаться в специальных, отдельно стоящих зданиях. Для окончательного суждения о возможности строительства школ большой вместимости необходимо изучать психологическое воздействие на организм ребенка больших детских коллективов. Зарубежный опыт строи-

тельства таких школьных комплексов не дает ответа на этот важный вопрос, а опыт эксплуатации крупных школ в СССР в течение Р/г лет еще недостаточен.

Обобщение опыта эксплуатации различных типов школ показывает, что наиболее перспективной на ближайшие годы следует считать общеобразовательную школу с группами продленного дня на 50—75% учащихся, в первую очередь начальных классов. В нормах проектирования такие типы школ отсутствуют, а действующие типовые и экспериментальные проекты не учитывают потребностей в специальных помещениях для групп продленного дня. Что должна представлять собой такая школа с гигиенических позиций? Ответ на это вытекает из ее функционального назначения: по существу это дневной интернат для части детей. В такой школе для учащихся начальных классов, помимо учебных помещений и рекреаций, должны быть хотя бы небольшие игровые комнаты (возможно, по одной на 2 группы). Игровая должна располагаться с таким расчетом, чтобы учитель мог одновременно следить за всеми детьми, находящимися как в классе, так и в игровой. При зальной рекреации, используемой для подвижных игр, просмотра кино и телепередач, размеры игровой комнаты могут быть небольшими (но не менее 0,4 м2 на ребенка), так как она предназначена для тихих игр лишь части детей.

В существующих группах продленного дня дети устают как от длительного пребывания в одном небольшом помещении и ожидания товарищей, занимающихся самоподготовкой, так и от отсутствия возможности переодеться в домашнюю одежду, чтобы почувствовать себя свободно. Поэтому учебные помещения, предназначенные для групп продленного дня, должны быть оборудованы индивидуальными шкафами для хранения сменной одежды детей, их учебных принадлежностей и предметов личной гигиены. Разместить эту дополнительную мебель в классе размером 50 м2 нельзя. Площадь его должна быть увеличена до 54—56 м2. Помещения для групп продленного дня должны иметь хорошую, близкую связь с участком школы и верандами для сна, размеры которых должны быть рассчитаны по крайней мере на 50% детей, посещающих группы (по 2,5 м2 на ребенка). Необходимо и место для хранения постельных принадлежностей. Все эти рекомендации являются .предварительными и нуждаются в проверке в условиях экспериментального строительства.

Требуют изучения и вопросы, возникающие в связи с применением в школах новых средств и методов обучения. В последние годы все большее распространение получает кабинетная система обучения в школах. С гигиенической точки зрения она имеет ряд недостатков; сокращается время отдыха детей во время перехода из кабинета в кабинет, усложняется обеспечение их мебелью, соответствующей росту учащихся. Однако с педагогических позиций данная система является целесообразной и прогрессивной; применение технических средств обучения и наглядного метода преподавания вызывает необходимость специализации учебных помещений, при которой кабинетная система неизбежна. Следовательно, поиски архитекторов и гигиенистов должны быть направлены на ликвидацию ее недостатков, а это опять-таки потребует изменения ряда действующих нормативов.

Увеличить площади учебных ,помещений, длина которых ограничена условиями видимости на классной доске (9 м), а ширина — освещенностью 3-го ряда парт (6 м от светоприема), возможно лишь при изменении конфигурации классов с продольной на квадратную с правым или верхним подсветом. Как показали исследования, проведенные сотрудниками Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, размеры классов такой конфигурации для создания оптимального угла рассматривания (30—35°) должны быть увеличены до 57—60 м2. Необходимо, чтобы связи между отдельными кабинетами в здании школы были наиболее короткими и удобными, переход из каби-

нета в кабинет должен занимать у учащихся не более 2 мин. Кабинетная система, применяемая в школах с 5-х и даже 4-х классов, создает — особенно в школах малой вместимости при наличии одного кабинета на предмет — дополнительные трудности в обеспечении детей мебелью, соответствующей их росту. В крупных школах вопрос может быть решен в какой-то степени путем дублирования кабинетов и создания параллельных специализированных учебных секций для учащихся 5—7-х и 8—10-х классов. Решение всех этих вопросов зависит от совместных усилий педагогов, врачей и архитекторов, которые уже работают в этом направлении.

Применение в школьном строительстве новых строительных и отделочных материалов также требует пересмотра ряда гигиенических нормативов. Для иллюстрации сказанного можно ограничиться 1—2 примерами. В последние годы для строительства школьных зданий стали применять панели и блоки из ячеистого бетона. При строительстве школ из ячеистых бетонов (панельных) удается сохранить нормативный коэффициент естественного освещения классов при высоте потолка 3 м в чистоте путем создания ленточного остекления. Однако увеличение площади остекления с 10 до 19 м2 сказывается на микроклимате учебных помещений и тепловом состоянии детей, сидящих в 1-м ряду, вблизи наружных ограждений. Исследования, проведенные сотрудниками Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, показали, что для обеспечения оптимального теплового состояния детей в таких школах температура воздуха в классах должна составлять не 18—20°, а 20—22° при температуре остекления не ниже 10°.

Вопрос об отоплении и вентиляции классов при применении новых отделочных полимерных материалов изучается сейчас в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и в Московском институте гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Следует подчеркнуть, что бурный рост химической промышленности приводит к появлению все новых и новых отделочных материалов, а гигиеническая их оценка, как правило, отстает от внедрения и это нельзя считать нормальным.

Все рассмотренные вопросы касаются общих закономерностей развития школьного строительства. Вместе с тем разнообразие природно-климатических условдй Советского Союза диктует необходимость создания специальных проектов школ для разных строительно-климатических районов и разработки специальных дифференцированных с точки зрения климата гигиенических норм проектирования, определяющих типологические особенности школьных зданий. Изучение опыта типового и экспериментального строительства школьных зданий позволяет утверждать, что с гигиенических позиций ведущими звеньями, определяющими особенности зданий, следует считать климат, сочетание и повторяемость погодных комплексов.

Именно эти факторы определяют в конечном счете особенности размещения, радиус обслуживания школ, характер защиты зданий и участков от неблагоприятных условий среды, планировочные решения, этажность, характер ограждающих конструкций зданий, высоту и ориентацию основных помещений, их санитарно-техническое оборудование. Часть этих вопросов благодаря совместным усилиям сотрудников Института гигиены детей и подростков, Института общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Ташкентского, Ереванского и Тбилисского институтов гигиены и ряда архитекторов можно считать решенными для I и IV климатических зон. Особенности размещения школ и дошкольных учреждений в условиях юга и севера страны нашли свое отражение в нормах проектирования. Однако большое число вопросов еще требует серьезных и длительных исследований.

К сожалению, до сего времени возможности постановки таких работ ограничены межведомственными барьерами. Немногочисленные запла-

нированные комплексные темы нередко разрабатываются отдельными организациями в разные сроки, что снижает качество изысканий и исключает возможность широких обобщений. По-видимому, помимо актив- 0 ного планирования исследований, которые, кстати, по данной частной проблеме крайне затруднительны в связи с малочисленностью периферических ячеек и кафедр гигиены детей и подростков, необходима их межведомственная координация. Следует также повысить роль и значение экспериментального строительства. Решение ряда важных вопросов (размеры помещений, планировочная структура, вентиляция и отопление зданий) задерживается потому, что разработанные по заданиям гигиенистов и утвержденные Государственной санинспекцией интересные и важные для изучения экспериментальные проекты лежат мертвым капиталом, тогда как строительство школ по этим проектам позволило бы давно решить ряд спорных вопросов.

Чрезвычайно важным при проведении исследований с целью гигиенического нормирования школьного строительства является качество Ф используемой аппаратуры. Назрел также вопрос и об обеспечении гигиенических институтов высококвалифицированными научно-техническими кадрами. Этого требуют современный уровень научных знаний и применение электронной измерительной аппаратуры для разрешения ряда вопросов гигиены детей и подростков, в том числе и школьного строительства.

Качество школьных зданий в широком смысле этого слова во многом определяет возможности обучения и здоровья подрастающего поколения. Поэтому своевременное и высококачественное выполнение работ в области нормирования, связанного со школьным строительством,— одна из серьезнейших задач современной гигиены.

Поступила 22/11 1967 г.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF STANDARDS FOR DESIGNING AND CONSTRUC- 4

TING SCHOOL BUILDINGS

E. I. Koreheuskaya

The reorganization of the system of people's education, the improvement of means and methods of education, the changes in the principles of town building, the creation of progressive technical methods and that of new building and decoration materials raise new roblems before the hygienists and architects and require a systematic revision of a num-er of hygienic standards.

The authors point out four main problems to be solved in this field by scientific reasearch in the next few years. Fist of all, it is necessary to decide on the spaciousness of school buildings and the possibility of changing it in connection with the new principles of town building. The school buildings should be designed for teaching in one shift more than 1000 children. The maximum size and the optimum design of the school building should be substantiated hygienically. Secondly, it is necessary to substantiate the number, the size and the arrangement of classes in connection with the introduction of new technical means of teaching and the organization of separate groups and whole schools of a prolonged school day. Thirdly, it is necessary to provide hygienic background for the possible use in school buildings of new building and decoration materials and that of new sanitary technical systems. Fourthly, definite hygienic background is required for the general designing of school buildings and their siting under the various climatic 0

conditions.

Investigations of the past years may serve as a basis for the revision of certain standards, however, the great number of aspects of each of the above mentioned problems require further thorough reasearch.

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.