и при контакте 15—60 мин составлял 38—70% (см. таблицу). Увеличение содержания остаточного хлора до 0,56—0,63 мг/л приводило к возрастанию бактерицидного эффекта до 87%, только при концентрации 0,68—0,86 мг/л обеспечивалось полное соответствие бактериологических показателей воды требованиям ГОСТа.
Инициальная зараженность артезианских вод была * значительно ниже: коли-индекс составлял всего 6—23 для скважины № 15 г. Орла и 9—103 — для Залинейного узла Подольска. Соответственно и эффект обеззараживания наблюдался при меньшем содержании остаточного хлора (0,2—0,28 мг/л3).
Определение количества остаточного хлора в обраба" тываемой воде через 15, 30 и 60 мин показало, что со вре" менем оно снижалось на 2—10%.
Результаты раздельного определения свободного и связанного остаточного хлора показали, что в основном он находится в связанном состоянии. Во всех случаях при достижении требуемого эффекта обеззараживания содержание свободного хлора составляло всего 3—10% от его общего количества в воде. В связи с этим представляется, что контроль за процессом обеззараживания воды прямым электролизом целесообразно осуществлять по концентрации связанного хлора.
Одновременно с исследованиями по санитарно-гигиенической оценке метода проведены эксперименты по определению влияния прямого электролиза на качество обрабатываемой воды. В этих опытах отбирали пробы сырой воды после ее электролитической обработки и с помощью общепринятых методик измеряли следующие основные ¥ физико-химические показатели: мутность, цветность, щелочность, жесткость, окисляемость, рН, количество железа, концентрацию хлоридов.
После электролитической обработки несколько увеличился рН воды, снизилась ее цветность и окисляемость. Аналогичные данные получены и при обеззараживании подземной воды г. Орла. Изменение указанных выше показателей вполне закономерно: увеличение рН воды происходило за счет щелочи, образующейся в прикатод-ном пространстве, снижение цветности (при обработке поверхностных вод) и, как следствие, окисляемости — при взаимодействии органических веществ с окислителями. Подобные явления наблюдались и при обеззараживании воды с использованием хлорреагентов.
Результаты санитарно-гигиенических и технологических исследований показали, что все методы контроля качества воды и эффекта обеззараживания, применяемые при хлорировании, могут быть использованы и при обработке воды прямым электролизом.
Выводы
1. Обеззараживание воды прямым электролизом является разновидностью хлорирования и сохраняет все его достоинства и закономерности.
2. Надежный бактерицидный эффект в соответствии с требованиями ГОСТа 2874—73 «Вода питьевая» достигается при концентрации остаточного хлора ке менее 0,7 мг/л для поверхностных вод и 0,3 мг/л — для подземной при контакте 30 мин.
3. Контроль за эффективностью обеззараживания воды прямым электролизом следует осуществлять по бактериальным показателям (коли-индексу) и количеству связанного остаточного хлора.
4. Влияние прямого электролиза на органолептиче-ские показатели качества воды аналогично действию хлорреагентов.
ЛИТЕРАТУРА
Медриш Г. Л., Басин Д. Л., Петрановская М. Р. и др. —
Гиг. И сан., 1978, № 1, С. 95—97. Поступила 11/У1 1980 г.
УДК в14.777:[б28.191:661.521
Проф. В. А. Рудейко, кандидаты мед. наук М. Н. Куклина и С. А. Зяббарова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ АЛКИЛБЕНЗИЛДИМЕТИЛАММОНИЙ-ХЛОРИДА
В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Алкилбензилдиметиламмоний-хлорид с длиной угле-одной цепи в алкиле С^ — С20 (АБДМ-хлорид) относит-я к катионным поверхностно активным веществам (ПАВ). Широкое применение его в бумажной и строительной промышленности, химическом производстве и машиностроении может привести к попаданию со сточными водами в водоемы.
В данной ряботе представлены результаты гигиенического изучения АБДМ-хлорида с целью нормирования его содержания в воде водоемов.
АБДМ-хлорид — вязкая жидкость темно-коричневого цвета с удельной массой 0,90, хорошо растворимая в воде и органических растворителях.
Стабильность АБДМ-хлорида определяли как количественно путем титрования 0,02% раствора препарата «Новость» в присутствии эозина калия, так и косвенным методом (ослабление интенсивности запаха в водных растворах и наблюдение за выживаемостью дафний). Установлено, что АБДМ-хлорид относится к веществам, стабильным в водных растворах: на 2-е сутки распадалось 21—
27%, на 4-е — 34—36%, на 10-е — 44—62% от его первоначального количества.
АБДМ-хлорид ухудшает органолептические свойства воды. Порог восприятия запаха отмечен при концентрации 0,49 мг/л, практический порог — при концентрации 1,0 мг/л (см. таблицу). Результаты «закрытых» опытов с использованием рекомендаций Г. Н. Красовского показали,
Влияние АБДМ-хлорида на органолептические свойства воды
Интенсив- Статистический показатель
ность запаха, баллы л м ±т ±0 Р% М —1т
1 2 63 36 0,59 1,23 0,051 0,107 0,41 0,644 8,62 8,74 0,49 1,01
что запах интенсивностью 1 балл находится на уровне 0,53 мг/л (0.43—0,652 мг/л), 2 балла — на уровне 0,75 мг/л (0,646—0.978 мг/л).
Нижняя доверительная граница порога ощущения привкуса составила 8.3 мг/л, практический порог — 18,2 мг/л.
При нагревании водных растворов АБДМ-хлорида до 60 °С порог ощущения запаха и практический порог не снижались и находились в тех же пределах. Хлорирование воды, содержащей 0,5 и 1,0 мг/л, не провоцировало появление постороннего запаха и не усиливало специфический запах вещества. Это можно объяснить тем, что в молекуле данного соединения содержится хлор.
Из литературы известно, что детергенты при попадании в водоем могут привести к образованию пены и скоплению ее на поверхности водоемов. При исследовании пенообразующен способности АБДМ-хлорида мы использовали цилиндровый метод (Е. А. Можаев). Опыты показали, что концентрация АБДМ-хлорида 2,0 мг/л является пороговой по ценообразованию. При увеличении ее до 4 мг/л мелкопузырчатая пена у стенок цилиндра сохранялась в течение 30 мни, а затем появлялась крупнопузырчатая.
АБДМ-хлорид в концентрации 25 мг/л оказывал выраженное тормозящее действие на интенсивность биохимического окисления органических веществ. Биохимическое потребление кислорода при данной концентрации было ниже, чем в контроле на 20—50%. Изучаемое вещество в концентрации 25 мг/л угнетало развитие сапрофитной микрофлоры. При наблюдении за процессами минерализации соединений азота установлено, что при концентрациях АБДМ-хлорида до 25 мг/л отсутствовало тормозящее действие на процессы самоочищения. Под влиянием различных концентраций (до 25 мг/л) АБДМ-хло-рида не нарушались процессы накопления азота нитритов и дальнейшего превращения нитритов в нитраты. Концентрации 0,5 и 5,0 мг/л не оказывали отрицательного влияния на обеззараживание воды хлором и одновременно не изменяли хлор поглощаемость воды, что согласуется 4с данными Е. А. Можаева.
В острых опытах (на 42 белых крысах, 36 белых мышах, 6 кроликах и 6 морских свинках) установлены следующие верхние параметры токсичности: ЬО50 Для белых мышей — 1450 мг/кг (1160—1740 мг/кг), для белых крыс — 2020 мг/кг (1414—2626 мг/кг), для морских свинок — 725 мг/кг, для кроликов—750 мг/кг. Клиника острого отравления характеризовалась первоначальным возбуждением с повышенной двигательной активностью. Период возбуждения сменялся угнетенным состоянием — вялостью, малоподвижностью, затем появлялись мышечная адинамия, боковое положение, судороги и паралич. Смерть животных наступала в 1-е сутки.
Для оценки токсичности АБДМ-хлорида по данным острого опыта использована классификация, рекомендованная секцией предельно допустимых концентраций Всесоюзной проблемной комиссии по научным основам гигиены труда и профессиональной патологии (И. П. Уланова, М. А. Пинигин). Согласно данной классификации, АБДМ-хлорид может быть отнесен к малотоксичным веществам.
Для оценки кумулятивных свойств АБДМ-хлорида на белых крысах испытывали следующие дозы: 1/10, 1/50 и 1/250 ЬО60 (соответственно 200, 40 и 8 мг/кг). Ежедневное введение 1/10 ЬО30 данного вещества в течение 30 сут сопровождалось достоверным снижением активности щавелевоуксусной и пировиноградной трансами-наз, а также холинэстеразы и повышением активности каталазы. Согласно «Методическим указаниям по разработке и научному обоснованию ПДК вредных веществ в воде водоемов», АБДМ-хлорид может быть включен в число малокумулятивных веществ (отношение ЬО50 к минимальной действующей дозе равно 10), что вполне согласуется с данными В. Ф. Гаршенина, Е. А. Можаева (1976). В 6-месячном хроническом опыте на 44 белых крысах н 20 кроликах изучено влияние доз АБДМ-хло-
рида: 0,02, 0,2 и 2 мг/кг. Для выявления токсического действия вещества на организм подопытных животных применены методы, использованные нами в исследованиях по нормированию ПАВ в воде, литературные данные о токсикодинамике изучаемого соединения, а также наблюдения, полученные в остром опыте и при изучении кумулятивных свойств данного вещества. По окончании эксперимента животные были умерщвлены в соответствии с «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных» .4® 755 (1977).
Достоверность полученных результатов устанавливали путем статистической обработки непараметрическим методом.
Установлено, что пероральное введение АБДМ-хлорида в организм животных в течение 6 мес в дозе 2 мг/кг ведет к нарушению функционального состояния ряда органов и систем.
У животных, получавших АБДМ-хлорид из расчета 2,0 мг/кг, было увеличено число эритроцитов (Р<0,05) и несколько уменьшено число лейкоцитов. Изменение функции печени характеризовалось отчетливым угнетением активности холинэстеразы (на 22—28%) х. Интоксикация животных сопровождалась снижением активности как щавелевоуксусной, так и пировиноградной трансамин-аз не только по сравнению с данными контрольной группы, но и фоном. На наличие поражения печени при отравлении АБДМ-хлоридом указывает и увеличение активности щелочной фосфатазы в печени животных на 14% по сравнению с контролем, а также повышение количества (на 27%) общего холестерина в сыворотке крови. Нарушение окислительно-восстановительных функций организма выразилось в снижении активности каталазы, сукцинатдегидрогеназы, цитохромоксидазы. Так, активность сукцинатдегидрогеназы тканей мозга была снижена на 15%. а цитохромоксидазы — на 12% по сравнению с контролем. У животных данной группы одновременно отмечено повышение активности лактатдегидрогеназы печени на 40%. Доза АБДМ-хлорида 2 мг/кг вызывала функциональные изменения в центральной нервной системе, которые характеризовались чередованием патологических процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга белых крыс. Поражение центральной нервной системы можно объяснить, по-видимому, антихолинэсте-разным действием АБДМ-хлорида, как катионактивного вещества. Аналогичное действие катионактивных ПАВ отмечали Э. А. Кордыш и M. М. Ратпан, Л. С. Еремеева. У животных, затравленных АБДМ-хлоридом из расчета 2 мг/кг, мы обнаружили статистически достоверное снижение коэффициента массы печени и повышение коэффициента массы надпочечника. Результаты определения содержания аскорбиновой кислоты в тканях печени и надпочечников свидетельствует об изменении С-витаминной обеспеченности организма животных. Так, в печени содержание витамина С оказалось увеличено на 23,8% по сравнению с контролем. Отравление данной дозой привело к избыточному накоплению витамина в надпочечниках. Если у животных контрольной группы содержание витамина С в среднем для всей группы составляло 145,8 мг%, то у животных, получавших 2 мг/кг вещества,— 262,6 мг% (/>=0,01). Избыточное накопление витамина С в надпочечниках кроликов можно объяснить напряжением адаптационных возможностей организма животных.
Дозы 0,02 и 0,2 мг/кг на всем протяжении хронического эксперимента не вызывали изменений в организме подопытных животных.
Как показали результаты исследований, длительное введение АБДМ-хлорида из расчета 0,02, 0,2 и 2 мг/кг не приводит к нарушению состояния мужских гонад.
Для оценки мутагенного действия АБДМ-хлорида мы использовали анафазный метод учета хромосомных
1 Здесь и далее приводятся статистически достовер ные результаты (Р<0,05).
перестроек в клетках костного мозга белых крыс. Были подсчитаны митотический индекс, хромосомные аберрации, виды хромосомных аберраций (хромосомные и хро-матидные мосты, слипания, фрагменты). Митотический индекс клеток исследованных тканей как контрольных, так и подопытных животных колебался в пределах 2— ^ 3%. Количество и виды хромосомных аберраций у живот-V ных, получавших 0,02 и 0,2 мг/кг АБДМ-хлорида, были такими же, как и у контрольных. У животных, получавших 2,0 мг/кг, отмечено некоторое повышение числа хромосомных аберраций по сравнению с контролем, на эта разница статистически недостоверна (Р<0,05). У животных данной группы одновременно отмечено нарушение соотношения между изученными видами аберраций: увеличение числа хромосомных мостов и уменьшение числа слипаний (Р<0,05). Так, хромосомных мостов у контрольных животных в среднем было 3,6; у 4 подопытных — 5,6, слипаний — соответственно 2,6 и 1,2. На основании этих данных следует полагать возможность влияния АБДМ-хлорида в дозе 2 мг/кг на хромосомный аппарат соматических клеток.
Для изучения аллергенной активности изученного вещества мы использовали реакцию специфического лизиса лейкоцитов и определение гистамина в крови. Отсутствие различий по данным этих тестов позволяют предположить, что АБДМ-хлорид не оказывает аллергенного влияния на организм теплокровных животных.
Максимальная недействующая доза при длительном поступлении АБДМ-хлорида в организм теплокровных животных — 0,2 мг/кг (4 мг/л).
Проведенные комплексные исследования, а также сопоставление пороговых показателей по влиянию АБДМ-хлорида на органолептические свойства воды (0,5 мг/л), санитарный режим водоемов (5 мг/л) и санитарно-токсико-логическая характеристика (максимальная недействующая концентрация 0,2ьмг/кг — 4,0 мг/л) позволяют рекомендовать ПДК данного вещества на уровне 0.5 мг/л, а лимитирующим признаком вредности — считать орга-нолептический.
ЛИТЕРАТУРА
Гаршенин В. Л. Гигиеническое обоснование предельно допустимой концентрации новых синтетических поверхностно-активных веществ анионоактивной группы (ал-килбензолсульфат, додецилбензолсульфонат, алкил-сульфонат) в воде водоемов.Автореф. дис. канд. М., 1964.
Еремеева Л. С. Санитарно-токсикологическая характеристика катамина АБ и полупродуктов его синтеза в связи с проблемой охраны водоемов. Автореф. дис. канд. Львов, 1975.
Кордыш Э- А., Ратпан М- М. — Гиг. и сап., 1974, № 10, с. 16-20.
КрасовскиСЦГ. Н. — В кн.: Вопросы санитарной охраны водоемов и санитарной техники. Пермь, 1973, с. 123— 131.
Методические указания по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредны* веществ в воде водоемов. М., 1976.
Можаев Е. А. Загрязнение водоемов поверхностно-активными веществами. М., 1976.
Уланова И. П,, Пинигин М- А. — Ж- Всесоюз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. 1974, № 2, с. 135—141.
Поступила 28/11 1980 г.
УДК 614.777:615.285.71-074
Д. П. Забулите, кандидаты мед. наук Д. Г. Красильщиков и Д. Ю. Вайтекунене, В. В. Раманаускене
К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ИОДОФЕНФОСА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены Ми-щ нистерства здравоохранения Литовской ССР, Вильнюс
Иодофенфос(0,0-дитетил-0-(2,5-дихлор-4 - иодсфеннл) -тиофосфат — новый фосфорорганический инсектицид контактно-кишечного действия, дающий высокий энтомологический эффект в борьбе с насекомыми — вредителями хлопчатника, зерновых и некоторых овощных культур, а также с рядом вредителей леса, что определяет перспективность его использования в сельском хозяйстве.
Целью данной работы являлось гигиеническое нормирование ПДК иодофенфоса в воде водсемов. Испытывали 50% смачивающийся порошок инсектицида производства швейцарской фирмы «Сиба — Гейги», действующим началом которого является 0,0-диметил-(2,5-дихлор-4-иодо-фенил)-тиофосфат.
При изучении устойчивости инсектицида к разложению в воде установлено, что он сравнительно стабилен: при исходной концентрации 0,5 мг/л спустя 4 сут его уровень в воде снизился только на 49,2% и полный распад его наступил лишь на 20-е сутки опыта. Продуктами де-р струкции иодофенфоса являются фосфорная, монометил-фюсфорная и диметилфосфорная кислоты, диметилфссфоро-тио, диметилиодофенохсон, которые обладают более низкой токсичностью для гндрсбионтов, чем исходный пестицид.
Учитывая стабильность иодофенфоса к разложению в воде (период полураспада 4—5 сут), специальных исследований для гигиенической оценки продуктов его трансформации в воде в дальнейшем не проводили.
При определении влияния иодофенфоса на органолептические свойства еоды отмечено, что в концентрации 1,0 мг/л он придавал воде запах интенсивностью 1 балл, а практический порог восприятия по запаху ссставлял 1,9 мг/л. Графический анализ результатов изучения ольф-активного действия пестицида показал, что полученные данные укладывались в рамки психофизического закона Вебера — Фехнера, их разброс невелик и находился в допустимых для подобных опытов пределах. Нагревание водных растворов до 60 сС обусловливало повышение порога запаха на 1—2 балла, однако опытное хлорирование не провоцировало появления хлорфенольного запаха. На уровне пороговых по запаху концентраций пестицид не придавал воде постороннего привкуса. Одновременное присутствие в воде синтетических поверхностно-активных веществ анионоактивной группы в концентрациях, превышающих предельно допустимую, обусловливали удлинение срока сохранения запаха, придаваемого воде пестицидом, причем эффект пролонгирующего ольф>актив-