3. При исследовании качества опресненной воды, полученной в условиях длительной эксплуатации мембран, не было выявлено увеличения выноса органических веществ и наличия специфических соединении — продуктов синтеза и деструкции мембран.
4. В связи с трудностями эксплуатации электродиализных установок при опреснении жестких вод для повышения эффективности процесса необходимо предварительное умягчение исходной воды.
ЛИТЕРАТУРА. А к с ю к А. Ф. и др. — «Гиг. и сан.», 1972, № 4, с. 19— 23. — ГайдадымовВ. Б. и др. — В кн.: Ионообменные мембраны в электродиализе. Л., 1970, с. 71. — К л и м о в а 3. В., С а л д а д з е К. М., Титова Н. А. Ионообменные материалы в науке и технике. М., 1969, с. 102—107. — ЛаскоринБ. Н. и др. — В кн.: Опреснение соленых вод и использование их в водоснабжении. М., 1972, с. 131—133. — П а р х о м ч у к Т. К., Горшкова Е. Ф. — В кн.: Электрохимическое обессоливание морской и минерализованных вод. М., 1976, с. 117—119. — П е р в о в Г. Г. и др. — В кн.: Определение соленых вод и использование их в водоснабжении. М., 1972, с. 122—130. —РахманинЮ. А. и др. — В кн.: Санитарная охрана морей и морского побережья. Сухуми, 1973, с. 53—57. — СалдадзеК. М. и др. — В кн.: Электрохимическое обессоливание морской и минерализованных вод. М., 1976, с. 59—52. — ШтуковскаяЛ. А., ЛаппоВ. Г., Гвоздева С. Н. — «Гиг. и сан.», 1962, № 6, с. 12.
Поступила 10/VI 1976 г.
SANITARY-CHEMICAL ASSESSMENT OF DESALINATION OF THE CALCIUM-SULPHATE TYPE OF MINERALIZED WATER BY ELECTRODIALYSIS
E. F. Gorshkova
The paper contains data of sanitary-chemical investigations on assessment of the quality of drinking water that was obtained in desalination by electrodialysis of the calcium-sulphate type of mineralized hard waters in industrial installations under conditions of a prolonged use of ionite membranes.
УДК 614.777:1628.191:668.472
Кандидаты мед. наук М. Н. Куклина и С. А. Зяббарова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОНОХЛОРАЦЕТАТАМИНА
КАНИФОЛИ В ВОДОЕМЕ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Монохлорацетат амина канифоли (МАК) относится к терпенам и представляет собой серовато-белый порошок с температурой плавления 113—115°. В воде растворяется до 15%. Использование МАК в бумажной промышленности для подавления развития биологических обрастаний в производственных потоках обусловливает попадание его в сточные воды в концентрации порядка 20 мг/л.
Водные растворы МАК бесцветны, но обладают затхлым запахом и придают воде вяжущий привкус. Как видно из таблицы, нижняя доверительная граница порога МАК ощущения по запаху составила 0,5 мг/л, по привкусу — 11,5 мг/л; практический порог — 1,18 и 22,01 мг/л соответственно. При нагревании водных растворов МАК до температуры 60° порог ощущения и практический порог не снижались и находились в тех же пределах. При хлорировании растворов МАК нормальными дозами хлора (по методу, принятому в практике водопроводных станций) не происходило усиления запаха, так как в молекуле данного соединения содержится хлор.
Определение способности МАК к пенообразованию проводилось методом встряхивания (В. Ф. Гаршенин). Воздействие МАК на поверхностное натяжение воды, приводившее к образованию пены, отмечалось нами лишь при концентрациях 300 мг/л и более. Учитывая способность некоторых терпенов ухудшать вкусовые качества рыбы, мы провели исследования влия-
Влияние МАК на органолептические свойства воды
Интенсивность Статистические параметры
(в баллил М±т а Р. % М — 1т
107 82
61
53
Запах
0,516^0,0061
I,21^0,00058
Привкус
II,50^0,225 22,41^0,200
0,0630 0,0052
1,75 1,45
1.2 0,8
1,8 8,8
0,50 1,18
11,05 22,01
ния МАК на органолептические свойства мяса зеркальных карпов. Изучаемое вещество в концентрациях пороговой по влиянию на запах (0,5 мг/л) и превышающей порог ощущения в 10 раз (5,0 мг/л) не оказывало влияния на запах и привкус как сырого, так и вареного мяса рыб и бульона из него. Исследования стабильности МАК, проведенные косвенными методами по биологическому индикатору (выживаемости дафний) и по степени изменения запаха в водных растворах, позволяют отнести его к веществам относительно стабильным.
Влияние МАК на процессы естественного самоочищения водоемов изучали прежде всего по динамике биохимического потребления кислорода. При этом было интересно выяснить характер действия концентраций, близких к пороговым по запаху (0,5 мг/л). Данные, полученные в 8 сериях опытов, показали, что при внесении в воду МАК в концентрациях пороговой по запаху и превышающей ее в 10 раз отмечалась практически такая же интенсивность биохимического потребления кислорода, как и в контрольной пробе. Одновременный учет развития и отмирания сапрофитной микрофлоры также не позволил выявить отрицательного действия вещества на первую фазу минерализации органических веществ в данных концентрациях. Увеличение содержания МАК до 10 мг/л и выше показало, что он способен тормозить процессы биохимического потребления кислорода. Так, при содержании 10 мг/л вещества ВПК снижается на 20—30%, при концентрации 25 мг/л — на 40%, при концентрации 50 мг/л — на 60—80% по сравнению с контрольной пробой. Тормозящее действие МАК на процессы естественного самоочищения в опытах по ВПК можно объяснить воздействием его на сапрофитную микрофлору. Например, на 1-е сутки при содержании 10 мг/л МАК общее количество бактерий составило 60%, на 2-е сутки — 61 % по сравнению с контрольной пробой, принятой за 100%. При содержании 25 мг/л количество микроорганизмов на высоте размножения составило 19% по сравнению с контролем. В концентрации 50 мг/л МАК резко тормозил развитие бактерий в течение всего периода наблюдений (на 86,65 и 83,91 %). Процессы нитрификации органических веществ в водоемах не изменялись при концентрации МАК до 5 мг/л, тогда как концентрации 10 и 20 мг/л тормозили нитрификацию. Кислородный режим и рН воды водоемов в присутствии МАК в количестве до 20 мг/л не изменялись.
Данные наших исследований показали, что МАК несколько снижает обеззараживающее действие хлора. Это можно объяснить наличием в его составе аминогруппы. Хлор, соединяясь с ним в воде, образует хлорамин, имеющий более низкий окислительный потенциал. Указанное обстоятельство побудило нас провести исследования по изучению влияния МАК на процесс хлорирования воды. Содержание его в воде в количестве 0,05 и 0,5 мг/л не снижало бактерицидного действия хлора: после хлорирования коли-индекс опытных проб соответствовал коли-индексу контрольной. При концентрации указанного вещества 5 мг/л процесс обеззараживания нарушался: коли-индекс воды, содержащей МАК, был выше контрольной пробы. Отсутствие достаточного бактерицидного эффекта отмечала в своих
исследованиях JI. Ф. Родионова при изучении алифатических аминов. При хлорировании воды, содержащей 0,5—15 мг/л монометиламина, автор наблюдал значительный процент «прорыва» кишечной палочки. Аналогичные результаты получены В. И. Дьячковым при изучении диэтаноламина и триэтаноламина. Согласно результатам Е. А. Можаева и соавт., поверхностно активные вещества (ПАВ) при хлорировании могут препятствовать проявлению бактерицидного эффекта и даже вызывать интенсивный рост микрофлоры. Klust и Mann (цит. Е. А. Можаев и соавт.) объясняют нарушение процесса хлорирования способностью ПАВ изолировать бактерии от соприкосновения с другими веществами, в частности с хлором. Не исключена возможность такого механизма действия МАК.
В литературе нет данных о токсической характеристике МАК. Проведенные до сих пор исследования характеризуют токсические свойства отдельных представителей терпенов. Согласно этим данным, при ингаляционном и пероральном поступлении в организм они поражают центральную нервную систему, влияют на состав крови и нарушают функции паренхиматозных органов (Н. В. Лазарев; 3. Д. Мокеева; С. А. Аширова, и др.).
Отсутствие данных о действии МАК на организм теплокровных животных привело к необходимости изучения токсических свойств его в остром, подостром и хроническом экспериментах.
Результаты острых опытов на белых мышах и крысах были обработаны графическим методом Литчфилда и Уилкоксона. Опыты на морских свинках и кроликах проводились с использованием метода Дейхмана и Ле Бланка. Животные разных видов неодинаково чувствительны к веществу: кролики, морские свинки, мыши оказались более чувствительными, чем белые крысы. ЛД80 соответственно составляет 240, 260, 400(384,7^-418,0) и 1230 (1108^--т-1365) мг/кг. Установленные параметры острой токсичности свидетельствуют об умеренной токсичности монохлорацетат амина канифоли и согласуются с литературными данными. Так, С. А. Аширова относит изученные ею терпены (полихлорпинен, борнихлорид) по величине среднесмертельной дозы к умеренно токсичным веществам (согласно классификации С. Д. За-угольникова). Нами для оценки токсичности МАК была использована классификация, разработанная секцией ПДК Всесоюзной проблемной комиссии по научным основам гигиены труда и профессиональной патологии (И. П. Уланова и М. А. Пинигин). Согласно данной классификации, МАК, как и изученные С. А. Ашировой терпены, могут быть отнесены к веществам, умеренно токсичным (ЛДБ0 в пределах 151—1500 мг/кг).
Картина острого отравления у всех видов подопытных животных была сходна и характеризовалась поражением органов дыхания и нервной системы. Патогистологические исследования показали отчетливо выраженные изменения в печени. Изучение кумулятивных свойств МАК было проведено на белых мышах, согласно рекомендациям С. Н. Черкинского и соавт. Коэффициент кумуляции был равен 5,7, что свидетельствует о наличии у вещества кумулятивных свойств.
При выборе тестов мы учитывали литературные данные, касающиеся биологической характеристики некоторых терпенов. С помощью возможно большего количества тестов мы старались выявить состояние различных систем организма.
Полученные материалы были обработаны методом непараметрической статистики. Опыт был проведен на белых крысах и кроликах в течение 60 дней. Животные получали МАК в дозах V10, I-¿о и 1/60 ЛД80, что составляло для белых крыс 123, 61,5 и 24,6 мг/кг; для кроликов — 24,12 и 4,8 мг/кг. Подострый опыт показал, что МАК вызывает гематологические сдвиги у подопытных животных (лейкопения, увеличение содержания эритроцитов, гемоглобина, ретикулоцитов), нарушение окислительно-вос-становительных процессов. Показателями токсичности вещества являлись изменения со стороны протромбинообразовательной функции печени, хо-линэстеразы, пировиноградной и щавелевоуксусной трансаминаз. Наблю-
даемые сдвиги со стороны центральной нервной системы выражались в фазовом нарушении ее способности суммировать подпороговые импульсы. Изменилось поведение животных, снизились прирост их веса и весовые коэффициенты почек.
В наших опытах введение МАК не изменяло осмотической резистентности эритроцитов и физиологического содержания метгемоглобина, не приводило к образованию телец Гейнца, а также не оказывало воздействия на содержание БН-групп и остаточного азота в сыворотке крови. В специально поставленных опытах на кроликах было установлено, что МАК не обладает сенсибилизирующим действием.
При исследовании токсичности МАК в хроническом опыте на кроликах и крысах мы применили методы исследования, апробированные в подостром эксперименте. Кроме того, учитывая данные литературы, исследовали активность сукциндегидрогеназы, цитохромоксидазы, определяли относительный вес внутренних органов и содержание витамина С в печени и надпочечниках, исследовали гистологически некоторые внутренние органы.
При выборе доз мы учитывали результаты наших исследований и рекомендации С. Н. Черкинского и соавт., касающиеся данного вопроса. На кроликах испытывались следующие дозы: 1/200 ООО, 1/20 ООО, 1/5000 и 1/200 ЛД501 что соответствовало дозам 0,0012, 0,012, 0,048 и 1,2 мг/кг, на белых крысах — 1/10 000, 1/1000 и 1/200|ЛД5о, что соответствовало дозам 0,12, 1,2 и 6 мг/кг. Длительное введение МАК сопровождалось целым рядом функциональных, биохимических и патоморфологических сдвигов в организме. У кроликов, получавших вещество в дозе 1,2 мг/кг, выявлено статистически достоверное увеличение количества эритроцитов и ретикулоци-тов в периферической крови. Протромбиновое время возросло по сравнению с контролем на 27%, активность холинэстеразы крови снизилась, каталазы — повысилась. Активность сукциндегидрогеназы в мозговой ткани была повышена на 30%, цитохромоксидазы мозговой ткани — на 65%, печени — на 23%. Отмечено значительное увеличение содержания витамина С в печени и надпочечниках (на 56 и 31% соответственно). Изменение функционального состояния печени сопровождалось увеличением относительного веса данного органа и выраженными патогистологическими изменениями в печеночных клетках.
У белых крыс дозы 6 и 1,2 мг/кг МАК вызывали функциональные изменения в центральной нервной системе, о чем свидетельствовал волнообразный характер суммационно-порогового показателя: отмечалось снижение его к 12-й неделе и повышение к 20-й и 24-й неделям отравления. У животных, получавших МАК в дозах 0,12 и 0,048 мг/кг, изменения были выражены слабо (Р>0,05), относились не ко всем показателям и, по-видимому, не могли быть связаны с токсическим действием МАК.
Дозы 0,012 и 0,0012 мг/кг на всем протяжении хронического эксперимента не вызывали изменений в организме подопытных животных. С целью обнаружения гонадотропного действия МАК изучали состояние семенников подопытных крыс по следующим тестам: вес (весовые коэффициенты), длина, объем семенников (удельный вес семенников), время подвижности сперматозоидов. Изучаемое вещество в дозах до 6 мг/кг не оказывало влияния на функциональное состояние семенников белых крыс.
Проведенные комплексные исследования и сопоставление полученных данных о влиянии МАК на органолептические свойства воды (пороговая концентрация по запаху 0,5 мг/л), санитарный режим водоемов (пороговая концентрация 5 мг/л) и санитарно-токсикологическая характеристика (подпороговая концентрация 0,12 мг/кг—2,4 мг/л) позволяют рекомендовать ПОК МАК 0,5 мг вещества на 1 л.
ЛИТЕРАТУРА. АшироваС. А. Основные вопросы гигиены труда в производствах хлорированных терпенов. Автореф. дис. канд. Л., 1973. — Гарше-н и н В. Ф. — «Гиг. и сан.», 1968, № 1, с. 113—114. — Д ь я ч к о в В. И. — В кн.:
Промышленные загрязнения водоемов. Вып. 9. М., 1969, с. 105—118.—Лаза-е в Н. В. Вредные вещества в промышленности. Т. 1. Л., 1963.—Можаев Е. А., о р ш Л. Е., 3 а х а р к и н а А. Н. и др. — сГиг. и сан.», 1972, № 10, с. 12—14. — Мокеева 3. Д. Влияние полихлорпинена на окислительно-восстановительные процессы в животном организме. Автореф. дис. канд. Куйбышев, 1970. — Родионова Л. Ф. — В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. Вып. 5. М., 1962, с. 326—340. — Уланова И. П., ПинигинМ. А. — »Ж- Всесоюзн. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева», 1974, т. 19, № 2, с. 135—140. — ЧеркипскийС. Н., КрасовскийГ. Н., Тугаринова В. Н. —В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. Вып. 6. М., 1964, с. 290—300.
Поступила 8/VI 1976 г.
HYGIENIC STANDARDIZATION OF THE CONTENT OF AMINE MONOCHLORACETATE OF COLOPHONY
M. N. Kuklina, S. A. Zyabbarova
On the basis of results oí complex investigations carried out the maximum permissible concentration of amine monochloracetate of colophony in the water of water bodies is recommended to be set at a level of 0.5 mg/1 according to the organoleptic limiting index of noxiousness.
УДК 614.777: [628.191:678.742«2
Канд. биол. наук В. И. Антонова, 3. А. Салмина, Т. В. Винокурова
ТОКСИКОЛОГИЯ ПОЛИЭТИЛЕНПОЛИАМИНА И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ДЛЯ ВОДЫ
ВОДОЕМОВ
В настоящее время полиэтиленполиамин (ПЭПА) широко применяется в качестве отвердителя эпоксидных смол, лаков, битумов, в производстве ионообменных смол, синтетических каучука, пластмасс и других продуктов. В литературе имеются сведения о параметрах острой токсичности (Ф. В. Троп и соавт.; Н. И. Шумская; К. К. Сидоров), накожного (Э. Н. Левина; Л. П. Циркунов; Н. И. Шумская; Г. Г. Минаева и соавт.) и хронического (В. О. Шефтель и В. А. Цендровская) действия ПЭПА. Однако при хроническом энтеральном введении его животным в дозах 250, 50, 5, 0,5 мг/кг зарегистрированы поражение паренхиматозных органов и гонадотоксическое действие на семенники у белых крыс. Пороговая и недействующая дозы при хроническом воздействии ПЗПА неустановлены, а рекомендованная предельно допустимая концентрация (ПДК) для питьевой воды на уровне 0,15 мг/л является расчетной.
Располагая экспериментальными данными о влиянии ПЭПА на органо-лептические показатели воды, санитарный режим водоемов и его токсичность, считаем возможным рекомендовать другой уровень ПДК ПЭПА для воды водоемов санитарно-бытового назначения с учетом его действия на гонады и развитие потомства.
Промышленность выпускает ПЭПА 4 марки: А, Б, В и Г (ТУ-6-02-594-70), представляющие собой маслянистые жидкости от светло-желтого до бурого цвета с удельным весом от 0,9 до 1,05 (в зависимости от марки) и обладающие резким специфическим запахом. Вещества хорошо растворяются в воде. Водные растворы имеют выраженные щелочные свойства. Токсикологическому исследованию, включающему определение параметров острой токсичности и изучение клиники острой интоксикации, были подвергнуты все марки ПЭПА. Исследования по установлению ПДК для воды водоемов проведены с маркой Б как наиболее токсичной.
ПЭПА ухудшает органолептические свойства воды, оказывает отрицательное влияние на санитарный режим водоема. Вода, содержащая ПЭПА, приобретает желтую окраску (порог 5 мг/л) и характерный затхлый запах