перекисных соединений, а из 2,5 мг ТГФ — 3,75 мг. Такого количества гидроперекисей, вероятно, достаточно, чтобы проявился бактерицидный эффект.
При концентрации ТГФ 0,5 мг/л гидроперекиси практически не обнаруживались, вещество в этом случае окисляется биохимическим путем. При больших же концентрациях жизнедеятельность сапрофитной микрофлоры сохраняется лишь в течение суток, а затем отмирает. Вместе с тем при отсутствии микрофлоры потребление растворенного в воде кислорода по-прежнему значительно превышено по сравнению с контролем, что объясняется химическим окислением ТГФ. Это соединение в концентрации, превышающей 0,5 мг/л, может привести к нарушению процесса естественного самоочищения водоемов в связи с интенсивным потреблением кислорода и бактерицидностью образующихся гидроперекисей. Поэтому концентрация 0,5 мг/л является пороговой по влиянию на общий санитарный режим водоемов.
Константа скорости потребления кислорода для ТГФ равна 0,16—0,18; 1 мг вещества потребляет 3,8 мг кислорода.
В условиях модельных водоемов нарушался кислородный режим при концентрациях ТГФ, превышающих 5 мг/л; кроме того, на 6—8 суток задержались процессы аммонификации и нитрификации при содержании изучаемого вещества выше 0,5 мг/л. Более значительные концентрации (10—25 мг/л) приводили к явлениям денит-рпфикации.
Среднесмертельные дозы (LD5o) при отравлении тетрагидрофураном белых мышей равны 2,3(1,6±3,2) г/кг, белых крыс — 3±0,287 г/кг и морских свинок — 2,3(1,4± ±3,3) г/кг. Вещество оказывает наркотическое действие.
Обнаружено кожно-раздражающее и резорбтивное действие ТГФ при проникании его через неповрежденную кожу. Последнее представляет опасность для водоемов, относящихся ко второму виду водопользования. Проникая через кожные покровы, ТГФ приводит к сенсибилизации организма.
В связи с недостаточными литературными данными о токсичности ТГФ (Jochmann; Hoffmann и Oethel) мы провели повторные и хронические отравления животных. При повторном отравлении белых мышей ТГФ в дозах 40, 100 и 200 мг/кг установлено наличие выраженных кумулятивных свойств; коэффициент кумуляции при этом равен 0,76—1. Вещество в дозе 100 мг/кг вызывает интенсивное снижение веса животных, параличи и парезы задних конечностей, лейкоцитоз, снижение, а затем увеличение уровня потребления кислорода, увеличение протромбинового времени. Путем пато-гистологического исследования внутренних органов выявлены резкое полнокровие внутренних органов и белковая дистрофия печени.
В хроническом эксперименте на 40 белых мышах, 30 белых крысах и 15 кроликах, продолжавшемся 5—6 месяцев, обнаружены аналогичные изменения при отравлении веществом в дозе 20 мг/кг. Кроме того, при указанной дозе зарегистрировано замедление скорости образования условных двигательно-оборонительных рефлексов, увеличение ретикулоцитов и снижение активности холинестэразы, увеличение гликогена печени, снижение титра О- и Н-антител. ТГФ в дозе 10 мг/кг вызывает отставание прироста веса мышей. Доза 5 мг/кг при хроническом введении не оказывает вредного действия на организм теплокровных животных.
На основании результатов исследований следует считать предельно допустимую концентрацию ТГФ на уровне 0,5 мг/л. Лимитирующим признаком является общесанитарный.
ЛИТЕРАТУРА
Пономарев А. А., Зелелкова В. В. Успехи химии, 1951, №5, с. 589.— Н о f f ш а п п N. et al. Arch. exp. Path. Pharmak., 1954, Bd 225, S. 233. — Jochmann N.. Arch. Gewerbepath. Gewerbehyg., 1961, Bd 6, S. 698. — R e i n H„ Angew. Chem., 1950, v. 62, S. 120.
Поступила 30/V 1968 г.
УДК 615.31:547.333].015.4 + 614.777:547.333
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИИЗОБУТИЛАМИНА В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ
Кандидаты мед. наук С. А. Зяббарова и М. Н. Куклина
Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
Диизобутиламин применяется в целом ряде производств и может поступать в водоемы в составе промышленных стоков. Отсутствие данных о биологическом действии и влиянии диизобутиламина на качество воды явилось основанием для проведе-
ння исследования с целью обоснования рекомендаций по нормированию его содержания в водоемах. г
Как известно, стабильность вещества определяет длительность неблагоприятного' действия его во внешней среде. О стабильности диизобутиламина в водных растворах судили по результатам наблюдений за динамикой изменения исходных концентраций его в условиях разведения в моделях водоемов, а также по устойчивости запаха вещества в воде. С той же целью был использован биологический показатель — выживаемость дафний в водных растворах диизобутиламина.
Результаты наблюдений указывали на стабильность этих растворов.
Специфический запах диизобутиламина в воде интенсивностью в 1 балл обнаруживался при концентрации 1,47±0,048 мг/л. В' 2 балла — при концентрации 2,46± +0,072 мг/л. Специфический запах воды при нагревании, как правило, усиливался. Порог ощущения запаха диизобутиламина в воде при нагревании ее до 60° был на уровне 0,41 ±0,017 мг/л. Это в 3 раза ниже данных, полученных при температуре воды 20°.
При хлорировании воды, содержащей диизобутиламин на уровне пороговых концентраций по запаху (1,4—2,5 мг/л) после 60-минутной экспоцизии отмечено усиление запаха вещества.
Диизобутиламин не оказывает отрицательного влияния на бактерицидный эффект хлора при обеззараживании воды в условиях, обычных при централизованном водоснабжении.
Изучая влияние яда на органолептические свойства воды, удалось обнаружить, что он сообщает ей горьковато-вяжущий терпкий привкус. Отмечалось также его раздражающее действие, которое фиксировалось уже при концентрации 0,1—0,15 мг/л. Диизобутиламин при концентрации 0,3 мг/л вызывал значительное раздражение слизистой оболочки полости рта. Специфический привкус воды интенсивностью в 1 балл1 определялся при концентрации диизобутиламина на уровне 0,069 мг/л, в 2 балла — 0,138 мг/л. Сопоставляя пороговые концентрации диизобутиламина по влиянию на запах и привкус воды, мы нашли, что концентрация его на уровне порога ощущения по запаху в 6,5 раза выше порога ощущения по вкусу воды.
Изучена также возможность ухудшения органолептических свойств мяса рыб, обитающих в водах, загрязненных диизобутиламином. В опыте использован зеркальный карп, который содержался в водном растворе этого вещества при концентрации, соответствующей практическому порогу по привкусу воды, т. е. 0,15 мг/л. Бульон, приготовленный из этой рыбы, а также вкус ее ничем не отличался от бульона и вкуса зеркального карпа, содержавшегося в обычной дехлорированной воде.
Наблюдения на моделях водоемов показали, что диизобутиламин в определенных концентрациях может отрицательно влиять на процессы самоочищения воды от органического загрязнения, подавляя процессы минерализации и нитрификации азотсодержащих веществ. При концентрации диизобутиламина 20,50 мг/л содержание азота аммиака в воде практически оставалось на одном и том же уровИе в течение 20 суток. Отчетливое тормозящее действие диизобутиламина проявилось в отношении процессов нитрификации. При концентрации его, равной 10 мг/л, максимальное содержание нитритов в воде на 10—12-е сутки наблюдений не превышало 0,1 мг/л, тогда как в контрольном опыте нитриты определялись на уровне 0,3 мг/л. При более высоких концентрациях диизобутиламина (50 мг/л) нитрификация азотсодержащих органических веществ подавлялась полностью.
Дальнейшее окисление солей азотистой кислоты до нитратов в присутствии диизобутиламина подавлялось полностью.
Результаты наблюдений за динамикой биохимического потребления кислорода' (БПК) водой подтвердили способность диизобутиламина подавлять минерализацию органических соединений в ней; при этом отмечалась прямая зависимость интенсивности тормозящего действия диизобутиламина от его концентрации. При концентрации этого вещества 5 мг/л уровень БПК воды практически не отличался от результатов контрольного опыта; при концентрации 10 мг/л БПК воды было ниже данных контрольного опыта, условно принятых за 100%, на 20%, а при концентрации 50 мг/л — на 60%.
Константа, характеризующая скорость потребления кислорода органическими веществами воды, установленная нами графическим методом при концентрации диизобутиламина 0,5—1 мг/л, равна 0,16—0,17. Судя по материалам наблюдения за динамикой развития и отмирания сапрофитной микрофлоры, диизобутиламин при концентрации 50 мг/л оказывает бактерицидное действие; в отдельных опытах оно обнаруживалось и при концентрации вещества 10 мг/л.
Таким образом, пороговая концентрация диизобутиламина по влиянию на процессы естественного самоочищения воды от органического загрязнения равна 5 мг/л. Пороговая концентрация соединения, установленная по влиянию его на процессы самоочищения воды от органических загрязнений бытового происхождения, в 70 раз превышает пороговую концентрацию диизобутиламина по влиянию на вкус воды. Для характеристики токсичности диизобутиламина определялась среднесмертельная доза его на белых мышах, крысах и кроликах. Данные острых опытов на животных обработаны по методу Беренса и Шлоссера. ЬО50 для белых мышей составила 629 (440,2-^818,2), для белых крыс — 258,3 (205-^311,1). Для определения среднесмер-
1 16
тельной дозы вещества на кроликах и морских свинках был использован метод Deichmann и Leblank. Среднесмертельная доза для морских свинок определена на уровне-620 мг/кг.
Для более полной токсикологической характеристики исследуемых веществ наряду с определением верхних параметров токсичности изучались явления кумуляции и привыкания. Коэффициент кумуляции установлен на уровне 9,6, что свидетельствует о слабой выраженности кумулятивных свойств диизобутиламина. Явления привыкания животных к его действию не обнаружены.
В опытах по определению нижних параметров токсичности использованы белые крысы как животные, наиболее чувствительные к действию диизобутиламина. Им вводили диизобутиламин с питьевой водой в течение 230 дней. Испытывались следующие дозы: 0,05 мг/кг (I серия), 0,5 мг/кг (II серия) и 5 мг/кг (III серия).
В санитарно-токсикологическом эксперименте с длительным отравлением были использованы также кролики. Ввиду того что они менее чувствительны к действию-диизобутиламина, на них испытывались дозы вещества 0,05, 1 и 10 мг/кг. Диизобутиламин в указанных дозах вводился кроликам в желудок через зонд ежедневно в течение 223 суток.
Длительное отравление животных этим веществом в условиях поступления его в организм с питьевой водой привело к некоторым патологическим изменениям в их организме. У животных, получавших диизобутиламин в дозе 1—10 мг/кг, обнаружены изменения активности холинэстеразы, щавелевоуксусной и пировиноградной трансами-наз. Отмечено снижение протромбиновой активности крови и нарушение протеиноген-ной функции печени. Выраженное гепотоксическое действие аминов наблюдали Л. А. Тимофеевская, Тгсоп с соавторами и др. Уменьшение уровня гемоглобина и количества эритроцитов в крови подопытных животных вместе с тем указывало на патологические изменения в организме подопытных животных. Отклонения в клинической картине крови при отравлении животных парами циклогексиламина установила также Г. В. Ломонова.
Данные иммунобиологической реактивности организма и уровень билирубина крови не позволяют говорить о статистически достоверных сдвигах в организме подопытных животных, но свидетельствуют о состоянии мобилизации защитных свойств организма. Это может расцениваться как результат неблагоприятного действия яда (М. Л. Рылова).
При посмертном исследовании тканей некоторых внутренних органов контрольных и подопытных животных выявлены признаки отравления при получении диизобутиламина в концентрациях 1—10 мг/кг. У животных, которым вводили яд в меньших дозах (0,5 и 0,05 мг/кг), патологические отклонения в организме не обнаружены.
Результаты изучения влияния диизобутиламина на процессы естественного самоочищения водоема и органолептические свойства воды, а также данные биологического-эксперимента на животных позволяют рекомендовать предельно допустимую концентрацию изученного вещества в водоемах на уровне 0,07 мг/л.
Лимитирующим показателем вредности диизобутиламина при нормировании его в водоемах является влияние на органолептические свойства, а именно на вкусовые-качества воды.
ЛИТЕРАТУРА
Ломонова Г. В. Гиг. труда, 1963, № 11, с. 51. — Рылова М. Л. Методы исследования хронического действия вредных факторов ореды в эксперименте. Л.г 1964. — Тимофеевская Л. А. В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1962, в. 4, с. 81. — Deichmann W.. Leblank Т., Determination of the opproximate lethals das with about Sixanals Tuis J. 25, 415—417, 1947.— T г с о n F. et al. J. ind. Hyg. Toxicol., 1949, v. 31, p. 3.
Поступила 18/11 1969 г
УДК 614.777:632.954] :628.1&
О возможности ОЧИСТКИ ПИТЬЕВОЙ воды ОТ НАТРИЕВОЙ СОЛИ 2,4-ДИХЛОРФЕНОКСИУКСУСНОЙ КИСЛОТЫ НА ПЕРЕДВИЖНОЙ УСТАНОВКЕ
С. В. Неганова
Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены Министерства
здравоохранения РСФСР
В нашей стране значительно увеличилось производство и применение минеральных удобрений, гербицидов, инсектофунгисидов, и т. п. В связи с широким распространением этих веществ во внешней среде отмечена возможность загрязнения "ими почвы и ис-