2. При действии у-излучения 100% инактивация бактерий наступает при незначительном снижении активности дегидрогеназ, тогда как при ультрафиолетовом облучении 100% инактивация микроорганизмов наблюдается только после 100% угнетения дегидрогеназной активности.
3. Полученные экспериментальные данные позволяют считать, что механизм действия у-излучения на микроорганизмы в меньшей степени связан с угнетением дегидрогеназ и тем самым отличается от механизма бактерицидного действия ультрафиолетового излучения.
ЛИТЕРАТУРА
Гродзенский Д. Э. Радиобиология. М., 1963.— Кузин А. М. Радиационная биохимия. М., 1962. — Липинска Р. К. Гиг. и сан., 1963, № 10, с. 19. — Липка н Н. Ф. Элементы радиационной биохимии. Киев, 1963. — Першин Г. Н. Влияние бактерицидных и химиотерапевтических веществ iHa бактериальные ферменты. М., 1952. — Черкинский С. Н., Трахтман Н. Н. Обеззараживание питьевой воды. М„ 1962.
Поступила 30/III 1967 г.
THE MECHANISM OF THE BACTERICIDAL ACTION OF y-RADIATION S. N. Cherkinsky, V. A. Ryabchenko
The paper deals with investigation findings on the dynamics of v-radiation inacti-vation of bacterial dehydragenase of Salmonella-Typhi group, data on relation of the bactericidal effect of у"гаУБ to their action on the activity of dehydragenase and the results of a comparative study of the action of gamma- and ultraviolet-rays on the dehydragenase activity of bacteria.
УДК 615.776-099+615.776:614.35
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТА ХЛОРИД ЧЕТВЕРТИЧНОГО АММОНИЕВОГО
ОСНОВАНИЯ
Кандидаты мед. наук С. А. Зяббарова, М. И. Куклина и Е. В. Теплякова
Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
В статье приведены результаты исследований по гигиеническому нормированию хлорида четвертичного аммониевого основания (препарат 34) в водоемах. Изучено влияние его на органолептические свойства воды, процессы самоочищения ее от органического загрязнения; в санитарно-токсикологическом эксперименте определены параметры токсичности препарата для теплокровных животных.
Предельно допустимая концентрация препарата 34 рекомендована на уровне 0,5 мг/л; лимитирующим показателем вредности его является влияние на общий санитарный режим водоема.
Хлорид четвертичного аммониевого основания (препарат 34) представляет собой пастообразный продукт коричневого цвета; его молекулярный вес 747,5, растворимость в воде при 20° 10 мг/л.
Этот препарат является перспективным моющим средством с пено-образующими, дезинфицирующими и антикоррозийными свойствами.
В настоящей статье представлены результаты исследований с целью гигиенического нормирования его в водоемах. В основу эксперимента была положена общепринятая методическая схема, рекомендованная для подобного рода работ.
О стабильности препарата 34 в водных растворах судили по наблюдениям за динамикой изменения его исходных концентраций в условиях разведения в моделях водоемов. Количественное определение препарата 34 в водных растворах 'проводили по методу, рекомендованному Лурье и Рыбниковрй, путем титрования раствором препарата «Новость». Как показали опыты, концентрация препарата 34 в водных растворах в течение 19 суток наблюдений остается на уровне исходной.
Учитывая, что использованный нами метод количественного анализа препарата в воде недостаточно чувствителен, мы судили о стабильности его в водных растворах по косвенным данным. На высокую стабильность препарата 34 в воде указывают также наблюдения за изменением интенсивности запаха воды в присутствии этого вещества.
, Влияние препарата 34 на органолепти-ческие свойства воды изучали по изменению вкуса и запаха ее с разным содержанием вещества. Препарат 34 сообщает воде специфический запах интенсивностью 1 балл при концентрации 1,15 мг/л. При нагревании до; 60° интенсивность запаха воды усиливается на 1 балл. Вода приобретает специфический вяжущий привкус интенсивностью 1 балл при концентрации препарата 1 мг/л.
Для выяснения вопроса о возможном появлении посторонних запахов или усилении специфического запаха при хлорировании воды, содержащей препарат, были поставлены специальные опыты. Ни в одном случае не отмечено усиления или появления постороннего запаха и вкуса воды. Препарат 34 не оказывает отрицательного влияния на бактерицидный эффект хлора при хлорировании воды в условиях, обычных при централизованном водоснабжении.
Моющие свойства препарата 34 определяются способностью его к пенообразова-нию. Помимо положительного значения, пе-нообразование может вызвать ряд отрицательных последствий при попадании вещества в сточные воды, на очистные сооружения и в водоемы. Способность препарата к пенообразова-нию мы изучали методом встряхивания. Пороговая концентрация его по способности к пенообразованию находится на уровне 0,5 мг/л. При концентрациях 1—4 мг/л образуется кольцо пены по краям цилиндра.
О влиянии вещества на процессы самоочищения воды от органического загрязнения мы судили по динамике ВПК воды. Как видно из рисунка, препарат тормозит биохимическое потребление кислорода (ВПК) воды.
При концентрации препарата 0,5 мг/л ВПК воды по отношению к контрольному опыту, принятому за 100%, составляло 60—70%, а в отдельных опытах— 10—30—40%. При концентрации препарата 0,05 мг/л ВПК воды было на уровне контрольного опыта. При концентрации препарата 0,5 мг/л наблюдалось интенсивное накопление азота аммиака по
6ПК (6 %)
/30
/го г/о /оо зо 80 70 60 ¿0
/ г 3 4 5 6 Время ( в сутках)
ВПК (в'/.)
/ЗО
/го /го /оо эо го
70
ао зо
40
зо
2(7
/о
/ г 7 4 5 5 В'ре/чя (6 сд/пмах)
Влияние препарата 34 на процесс ВПК воды.
На оси абсцисс — время (в сутках); на оси ординат—ВПК (в % к контролю, принятому за 100%); А — концентрация
0,05 мг/л; В — концентрация 0,5 мг/л.
сравнению с данными контрольного опыта. Причиной этого, вероятно, •служит освобождение азота и молекул препарата. При концентрации вещества 0,5 мг/л задерживался и процесс нитрификации. Процессы аммонификации и нитрификации протекали, так же как и в контрольном опы- ф те, при концентрации препарата 0,1 мг/л.
Исходя из данных наблюдения за процессами самоочищения воды в модельных водоемах и результатов опытов на БПК, мы ожидали, что препарат 34 будет подавлять развитие микроорганизмов в концентрациях 0,5—1 мг/л. Однако заметное бактерицидное действие препарата отмечалось в ряде опытов лишь при более высоких концентрациях.
Четвертичные аммониевые основания, по данным ряда авторов, малотоксичны для теплокровных. Однако имеющиеся в литературе материалы недостаточны для нормирования препарата в водоемах. По нашим сведениям, среднесмертельная доза изучаемого препарата для белых мышей составляет 744 (641—863) мг/кг, а для белых крыс — 750 (664— 848) мг/кг.
В специальных опытах мы изучали возможность усиления действия кумуляции препарата в организме подопытных животных при повторном введении; коэффициент кумуляции оказался равным 3. 3 конце опыта ♦ выжившим животным вводили ЬЭ5о препарата. При этом в течение суток погибло 5 из 6 мышей, что также указывает на способность вещества к кумуляции.
При выборе доз препарата 34 в длительном санитарно-токсикологи-ческом эксперименте мы исходили из данных острого опыта и учитывали пороговые концентрации, полученные в предыдущих опытах. Испытывали дозы 0,05, 0,5 и 10 мг/кг. В качестве подопытных животных использовали 32 белые крысы и 24 кролика. Препарат кроликам вводили в желудок через зонд, а крысам добавляли в питьевую воду. Питьевую воду для крыс наливали в специальные поилки. Интоксикация животных продолжалась 6 месяцев.
Общее состояние организма мы оценивали с помощью интегральных тестов. По поведению и внешнему виду подопытные животные не отлича- т лись от животных контрольной группы. Те и другие прибавляли в весе. ^ Мышечную работоспособность мы изучали путем регистрации продолжительности бега животных на третбане до бокового положения. Как выяснилось, продолжительность бега подопытных животных существенно не отличалась от данных контрольной группы
Функциональное состояние центральной нервной системы изучалось нами методом регистрации скорости выработки условного рефлекса на звуковой раздражитель. Как показали наблюдения, по скорости выработки условных рефлексов подопытные крысы не отличались от контрольных. Не выявлены нарушения и со стороны протромбинообразова-тельной функции печени.
Исследования И. В. Сергеева и Г. А. Синайко, а также других авторов свидетельствуют о том, что при поражении паренхимы печени зна- ^ чительно повышается уровень трансаминаз в крови — фермента белкового обмена. У наблюдаемых нами животных, получавших препарат в дозах 0,5 и 10 мк/кг, обнаружены отклонения в активности трансаминаз по сравнению с данными контрольной группы. Изменения активности пи-ровиноградной трансаминазы носили фазовый характер: на 84-й день затравки она у подопытных животных увеличилась, а на 147-й день была ниже, чем у контрольных животных. Указанные изменения оказались статистически достоверными. Активность щавелевоуксусной трансаминазы у кроликов, получавших препарат в дозе 0,5 мг/кг, была выше анало-
1 Результаты санитарно-токсикологических исследований обрабатывали методом непараметрической статистики с применением критерия ван дер Вардена. ф
гичных данных у животных контрольной группы уже с 21-го дня от начала отравления. Однако статистически достоверные различия обнаружены только на 84-й день отравления. Активность трансаминаз сыворотки крови подопытных животных, получавших препарат в дозе 0,05 мг/кг, практически не отличалась от показателей контрольной группы животных.
По мнению ряда авторов (М. Я. Михельсон; Р. М. Заславская), изменения активности холинэстеразы наблюдаются при нарушении вегетативной функции и состояния печени. В наших наблюдениях через 3 недели от начала затравки у подопытных животных, которым вводили препарат в дозе 0,5 мг/кг, отмечалось статистически достоверное угнетение активности холинэстеразы. У животных, получавших большую дозу препарата (10 мг/кг), аналогичные изменения были несущественными. Дальнейшие исследования показали, что активность холинэстеразы крови у подопытных животных восстановилась до уровня ее у контрольных животных. Однако на 84-й день затравки активность холинэстеразы крови подопытных животных вновь резко отличалась от показателей контрольных животных — наблюдалось статистически достоверное повышение активности фермента.
У животных, ¡получавших наименьшую дозу препарата 34 (0,05 мг/кг), отклонения в активности холинэстеразы ¡по сравнению с данными контрольных животных не обнаружены.
Как известно, показателем состояния функции печени по дезамини-рованию служит уровень остаточного азота в крови. Уровень остаточного азота в крови является также достаточно чувствительным тестом для суждения о функциональном состоянии почек. Содержание остаточного азота в крови наблюдаемых нами подопытных животных было выше, чем в контрольной группе. Однако эти отклонения оказались статистически недостоверными.
У животных, получавших препарат 34 в дозах 0,5 и 10 мг/кг, через 84 дня от начала затравки зарегистрировано статистически достоверное угнетение активности каталазы крови. У животных, которым вводили вещество в дозе 0,05 мг/кг, активность каталазы определялась на уровне показателей контрольного опыта. Уровень сульфгидрильных групп крови у подопытных животных практически не отличался от аналогичных данных контрольной группы.
При сравнении фагоцитарного индекса контрольных и подопытных животных существенные различия не обнаружены. Картина крови (содержание эритроцитов, лейкоцитов и гемоглобина) у подопытных животных также практически не отличалась от показателей у контрольных животных.
Уровень содержания аскорбиновой кислоты в тканях печени у подопытных животных был значительно ниже того, который установлен у контрольных животных. Статистическая обработка материала подтвердила достоверность обнаруженных изменений.
У подопытных и контрольных белых крыс были выделены и взвешены некоторые внутренние органы с последующим вычислением весовых коэффициентов. При сопоставлении полученных данных существенные различия не найдены.
Внутренние органы кроликов и белых крыс мы подвергли также гистологическому изучению. Исследовали ткани печени, почек, сердца и селезенки. Только при затравке препаратом в дозе 0,5 мг/кг и выше отмечены резкое полнокровие, множественные расширенные венозные сосуды в центре долек, очаговые мелкие кровоизлияния и утолщение стенок артерий вследствие гипертрофии мышечных волокон. Выявлены также дистрофические изменения паренхимы (увеличение размеров клеток, осветление и вакуолизация плазмы, темное окрашивание хроматина ядер, нарушение трабекулярной структуры и, наконец, большие участки некроза).
2 Гигиена и санитария, № 5
17
Выводы
1. При поступлении в поверхностные водоемы препарат 34 может привести к ухудшению органолептических свойств воды. Запах и привкус ее интенсивностью 1 балл выявляются при концентрации вещества 1 — 1,5 мг/л.
2. Торможение процессов биохимического окисления азотсодержащих веществ бытового загрязнения не наблюдается при концентрации 0,05 мг/л.
3. При длительном употреблении воды, содержащей препарат в концентрации 1 мг/л (0,05 мг/кг), не обнаружено влияния на организм подопытных животных.
4. Сопоставление результатов исследования позволяет считать, что лимитирующим показателем вредности препарата 34 является влияние его на общий санитарный режим водоема.
В качестве предельно допустимой может быть рекомендована концентрация препарата 34 в водоемах на уровне 0,05 мг/л.
ЛИТЕРАТУРА
Заславская Р. М. Тер. арх., 1954, в. 4, с. 72. — М и х е л ь с о н М. Я. Влияние наркотиков на активность холинэстеразы. Л., 1946. — Сергеев Н. В., Синайко Г. А. Клин, мед., 1961, № 3, с. 35.
Поступила 13/111 1967 г.
HYGIENIC AND TOXICOLOGIC FEATURES OF AN AMMONIUM TETRACHLORIDE
BASE COMPOUND
S. A. Zyabbarova, M. N. Kuklina, E. V. Teplyakova
Experimental investigations of a possible effect produced by the compound 34 (ammonium tetrachloride base) on organoleptic properties of water, the sanitary regime of water bodies and the state of experimental animals in acute and chronic sanitary toxicologic tests showed that concentrations of this compound, occurring in the water as a detergent, should be limited according to its effect on the sanitary regime. Its maximum permissible concentration in water bodies is recommended to be set at a level of 0.05 mg/1.
УДК 613.5:628.92
ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИИ К ИНСОЛЯЦИИ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИИ И ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Проф. И. М. Данциг Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В статье обобщены данные, научно обосновывающие гигиенические требования к инсоляции жилых и общественных зданий и мотивирующие Санитарные нормы инсоляции № 427-63. Дано сравнение этих нормативов с зарубежными и принятыми в СНиП И-К-2 1966 г.
В круг основных задач гигиены планировки и застройки населенных мест входит изучение роли естественного освещения помещений как фактора, определяющего условия видения и зрительной работоспособности, а также общебиологического влияния солнца и его психогигиенического значения.