газификации прибалтийских сланцев и распределения их между фазами в процессе экстракции. Автореф. дисс. канд. Я., 1965. — Павленко М. Н., Кузнецова В. А. В кн.: Вопросы гигиены. Новосибирск, 1965, в. 15, с. 71. — Р а х м а н и н Ю. А. Гиг. и сан., 1965, № 9, с. 22. — Ч е р к и н с к и й С. Н., Миклашевский В. Е., Мурза-хаев Ф. Г. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 323.
Поступила 13/VI 1969 г.
THE JOINT ACTION OF MONATOMIC PHENOLS IN WATER BODIES
/. A. Veldre
The paper deals with the joint action of p-cresol and р-naphthol. Their permissible levels in water were limitted by their sanitary-toxicologlc effect that was determined in a chronic test carried out over albino rats. Besides the author describes the effect of monoatomic phenols, whose standard levels are determined by the noxious effect produced on the organoleptic properties of water. The latter acquired a smell as a result of chlorinating the solution of these substances in water. The finding was that the joint effect of both kinds of monatomic phenols, whose standard levels were determined by their noxious effect on the organoleptic properties and according to their sanitary toxicologic-effect, was a summation of their effects.
УДК 614.777+»28.3941:647.431.в
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАТРИЕВОЙ СОЛИ ПАРАХЛОРБЕНЗОЛСУЛЬФОКИСЛОТЫ И ХЛОРАЛЯ-, КАК ФАКТОРА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДОЕМОВ
И. А. Крятов
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР,
Москва
Одной из ведущих отраслей химической промышленности являются хлор-органические производства, выпускающие различные продукты органической химии, в том числе и хлорорганические ядохимикаты. При санитарно-гигиеническом обследовании одного из производств, где получают такие вещества, как ДДТ и хлорамин «ХБ», обнаружено, что по ходу технологической схемы в сточные воды попадают натриевая соль парахлорбензолсульфокис-лоты, парахлорбензолсульфокислота (ПХБСК) и хлораль, находящиеся в них в значительных концентрациях. Эти же вещества попадают в стоки при производстве хлорофоса, эфирсульфоната, хлороформа и т. д. Последнее обстоятельство вызвало необходимость нормирования натриевой соли парахлорбензолсульфокислоты и хлораля в воде и изучения условий образования и спуска сточных вод в водоем.
Для изучения условий образования сточных вод, а также содержания в них токсически вредных веществ было проведено обследование предприятия. Несмотря на то что здесь используется современная технологическая схема производства ДДТ и монохлорамина «ХБ», все же в сточные воды попадает довольно большое количество изучаемых веществ (ПХБСК 5—6г/л, хлораль 560 мг!л), могущих оказать вредное воздействие при поступлении их в открытые водоемы.
Работа проведена с химически чистыми веществами. Оба вещества хорошо растворяются в воде. Растворимость гидрата хлораля — 470 г, ПХБСК — 25 г в 100 мл воды. ПХБСК — порошок белого цвета со слабым специфическим ароматическим запахом. Хлораль — бесцветная масля-
нистая жидкость с резким специфическим неприятным запахом, кипит при 98° и имеет относительную плотность 1,512.
Ввиду свойства хлораля жадно соединяться с водой и полностью переходить в гидратную форму хлораля — хлоралгидрат — все исследования и экспериментальную часть работы на животных проводили с гидратной формой хлораля. Хлоралгидрат — бесцветные кристаллы со специфическим запахом. Хлораль, обыкновенно в виде гидрата хлораля, является сильным наркотическим средством (А. Е. Чичибабин).
Предварительно нами была изучена стабильность ПХБСК и хлораля в водных растворах как прямым, так и косвенным методом (по стойкости запаха и привкуса). Оказалось, что ПХБСК обладает высокой стабильностью, так как в водных растворах с исходной концентрацией 1000 мг/л он продолжает обнаруживаться в течение 30 суток. Хлораль же обладает сравнительно незначительной стабильностью; если первоначальная концентрация его составляла 25 мг/л, то на 3-й сутки он определялся в количестве 17 мг/л.
При изучении влияния обоих веществ на органолептические свойства воды выявлено, что порог ощущения, как показало большинство дегустаторов, находился на уровне 20 мг/л (ПХБСК) и 16 мг/л (хлораль) по влиянию на привкус, а практический порог — соответственно на уровне 40 и 32 мг/л\ порог восприятия по запаху составлял 200 и 16 мг/л\ практический порог — 400 и 32 мг/л. При определении зависимости интенсивности запаха (привкуса) от концентраций веществ обнаружено соответствие полученных данных закону прямолинейного распределения Вебера — Фехнера. Нагревание и хлорирование воды, содержащей вещества в пороговых концентрациях по влиянию на запах, не оказывают действия на его интенсивность. Исследуемые вещества даже в высоких концентрациях не изменяют цвета растворов.
Для выявления возможного влияния веществ на санитарный режим водоемов проведено наблюдение за динамикой биохимического потребления кислорода (БПК) и процессами минерализации органических веществ.
Установлено, что ПХБСК и хлораль только в концентрациях 100 и 200 мг/л снижают уровень БПК и тормозят процессы нитрификации в воде. Концентрация 50 мг/л лишь незначительно тормозила эти процессы.
Токсичность ПХБСК и хлораля в условиях острого опыта изучена нами на лабораторных животных 4 видов: белых мышах, белых крысах (по схеме развернутого опыта с последующей статистической обработкой), морских свинках и кроликах-самцах (по 50% прогрессии Дейхмана и Л а Бланка).
Верхние параметры токсичности ПХБСК и хлораля по данным
(в мг/кг)
Вещество Белые мыши Белые крысы Кролики Морские свинки
ПХБСК 8 350 11 100 7 100 16 000
(7260-^9 602) (10 622 ч-11 599)
Хлораль 850 725 1 400 940
(752-7-961) (558-^942)
Как видно из таблицы, хлораль — более токсичное вещество, чем ПХБСК, самый чувствительный вид животных для хлораля — белые крысы, для ПХБСК — кролики. Клиническая картина отравления хлоралем ярче и значительно выраженнее, чем картина отравления ПХБСК, она характеризуется коротким периодом возбуждения, сопровождающимся повышенной подвижностью животных, которая сменяется депрессивным состоянием, нарушением координации движений; затем у животных наступает боко-
вое положение, сопровождающееся наркозом и смертью. Токсический эффект и клиническая картина находятся в прямой связи с концентрацией вводимого вещества. Гибель животных при введении в организм хлораля наблюдается уже через несколько часов, а при затравке ПХБСК — в первые 2 суток. На вскрытии отмечается полнокровие внутренних органов с участками кровоизлияний на слизистой оболочке кишечника и желудка.
Для выяснения кумулятивных свойств ПХБСК и хлораля поставлены опыты на белых крысах, а для выяснения кумулятивных свойств ПХБСК — дополнительно и на кроликах. Животным в течение 20 суток ежедневно вводили через зонд исследуемые вещества—VБ и 1/10 ЬО50. Несмотря на то что они за время эксперимента получили вещества в количестве, равном 3 ЬО50, погибло только 1 животное, получавшее ПХБСК. Опыты показали, что оба вещества не обладают выраженными кумулятивными свойствами.
Наиболее ответственным этапом комплекса исследований явился хронический санитарно-токсикологический эксперимент, основной задачей которого было установить подпороговую (недействующую) дозу веществ. Хронический эксперимент продолжался 7 месяцев, при этом испытыва-лись дозы ПХБСК 10, 1 и 0,1 мг!кг и дозы хлораля 1, 0,1 и 0,01 мг!кг. В эксперименте использовались наиболее чувствительные виды животных — кролики (ПХБСК) и крысы (хлораль). ч
В соответствии с данными литературы, а также результатами собственных исследований выяснилось, что оба вещества оказывают политроп-ное действие на организм. Хлораль может влиять на сердечно-сосудистую систему и печень, на условнорефлекторную деятельность животных, а ПХБСК, кроме того, вызывает поражение почек и желудочно-кишечного тракта (В. В. Закусов; Г. А. Патрушев; С. А. Найштейн и соавт.). С учетом того, что степень возможного вредного действия этих веществ при их поступлении в организм в малых дозах изучена сравнительно мало, мы включили в хронический эксперимент разнообразные методы исследования с учетом их политропного действия. Изучали их влияние на морфологический состав крови (содержание гемоглобина, лейкоцитов, эритроцитов), иммунологическую реактивность организма (метод фагоцитарной активности лейкоцитов), активность некоторых ферментов (активность трансаминаз — глютаминощавелевоуксусной и глютаминопировиноградной), содержание мочевины в сыворотке крови. Кроме того, применяли функциональные нагрузки, бромсульфалеином (БСФ) и феноловым красным (ФР) в динамике (на кроликах) и однократно (на крысах).
Учитывая своеобразие токсикодинамических свойств каждого вещества, мы изучали также содержание холестерина в сыворотке крови, количество ретикулоцитов крови (в опытах с ПХБСК) и влияние на ЭКГ, содержание холинэстеразы крови, общего белка и белковых фракций (в опытах с хло-ралем). Одновременно наблюдали за поведением и динамикой веса животных. Посмертно у них определяли содержание витамина С в паренхиматозных органах, а также их весовые коэффициенты. Полученные в опыте экспериментальные данные статистически обработаны с использованием (в целях установления достоверности различий) теста I Стьюдента (Л. С. Каминский).
На отдельных группах крыс изучали действие ПХБСК и хлораля на процессы высшей нервной деятельности. ПХБСК испытывали в дозах 1 и 0,1 мг!кг, а хлораль — в дозах 1, 0,1 и 0,01 мг!кг. Для этой цели использовали методику исследования способности к образованию новых временных связей в камере Л. И. Котляровского, оборудованной устройством для автоматической регистрации показаний условнорефлекторной деятельности животных (Н. И. Лосев и В. Е. Миклашевский).
В результате исследований установлено, что ПХБСК в дозе 10 мг!кг вызывает изменения по большинству использованных в опыте тестов. Отмечено статистически достоверное уменьшение числа эритроцитов и уве-
личение числа ретикулоцитов в крови, снижение количества гемоглобина, увеличение активности трансаминаз, увеличение холестерина сыворотки крови, уменьшение ретенции БСФ печенью, повышение содержания мочевины в сыворотке и уменьшение ретенции фенолового красного почками. Таким образом, доза ПХБСК 10 мг!кг является действующей на организм животных.
Доза ПХБСК 1 мг!кг вызывает изменения в организме подопытных животных, но не менее резкие и постоянные. В частности, с 3-го месяца, а также на 6-м месяце зарегистрировано статистически достоверное (Р=0,05 и 0,02) увеличение ретенции БСФ в крови (рис. 1), а также увеличение активности сывороточных трансаминаз, хотя и не достигших статистически значимых величин. Изменений по другим использованным в эксперименте тестам в сравнении с контролем не выявлено.
а 24
>
6. 20
ч»
* а /6
5г
с /г
«1
г
1
Фон / 2 3 4 5 6 7 Восста-Сроии исследоВаний [бмесяцах) нобцтель-
t ный период
Рис. 1. Влияние ПХБСК на экскреторную функцию печени в условиях хронического эксперимента.
I — доза 0,1 мг/кг: 2 — доза 1 мг/кг-, 3 — доза 10 мг/кг; 4 — контроль.
\
При введении подопытным животным хлораля в дозе 1 мг!кг также наблюдались изменения по большинству используемых тестов. Так, установлена тенденция к снижению содержания гемоглобина и эритроцитов крови с 3—4-го месяца интоксикации (с 14,5—12,6 г%). Зафиксированы изменения на ЭКГ, выразившиеся в увеличении числа сердечных сокращений, уменьшении вольтажа желудочкового комплекса и в расширении комплекса и др.
У животных, которым применяли функциональную нагрузку с БСФ, по сравнению с контролем отмечено уменьшение ретенции БСФ печенью примерно в 2 раза. К 5-му месяцу интоксикации определено увеличение активности сывороточных трансаминаз на 10—20 ед. (Р=0,001) по сравнению с контролем. С 3-го месяца снижалась активность холинэстеразы крови (рис. 2), к 7-му месяцу снижение достигало статистически значимых величин (Р=0,001). С 5-го месяца в крови подопытных животных значительно увеличивалось содержание мочевины (Р=0,02) и до конца эксперимента оно оставалось высоким (Р>0,01). При исследовании содержания общего белка крови и белковых фракций обнаружено понижение содержания альбуминов сыворотки крови и повышение содержания глобулинов за счет глобулиновой фракции. При изучении условнорефлекторной деятельности экспериментальных животных выявлено замедление выработки дифференцировочных реакций у крыс.
У животных, получавших хлораль в дозе 0,1 мк/кг, отмечены менее яркие и выраженные сдвиги: уменьшение ретенции БСФ печенью (Р=0,05), увеличение активности сывороточных трансаминаз (с 3—4-го месяца); по сравнению с контрольными животными она оставалась на более высоком уровне к 4—7-му месяцам (Р=0,05). При изучении условнорефлекторной деятельности обнаружено некоторое замедление упрочения диффе-ренцировочной реакции. По другим тестам выявить изменения не удалось.
Следовательно, доза 1 мг/кг является действующей на организм животных. Посмертное изучение во внутренних органах содержания витамина С показало, что только доза ПХБСК 10 мг!кг привела к статистически достоверному снижению уровня аскорбиновой кислоты в надпочечниках. При дозе хлораля 1 мг!кг отмечена тенденция к увеличению весового коэффициента сердца; другие дозы обоих веществ не вызвали каких-либо изменений.
Таким образом, доза натриевой соли ПХБСК 0,1 мг/кг и доза хлораля 0,01 мг/кг оказались недействующими по всем использованным в опыте тестам. В хроническом эксперименте установлены пороговые в санитарно-токсикологическом отношении дозы ПБХСК на уровне 1 мг/кг и хлораля; на уровне 0,1 мг/кг.
-1-1-!-1-1_I_I_1_
Фон / г з 4 5 е 7
Сроки исследований (6 месяцах)
Рис. 2. Активность холинэстеразы крови белых крыс, получавших хлораль в условиях хронического эксперимента.
1 — доза 0,01 мг/кг-, 2 — доза 0,1 мг/кг; 3 — доза 1 мг/кг; 4 — контроль.
Выводы
1. Изучение условий образования и спуска сточных вод одного из-предприятий хлорорганической промышленности показало, что в этих
водах содержатся значительные концентрации парахлорбензолсульфокис- *
лоты (ПХБСК) и хлораля.
2. ПХБСК обладает выраженной стабильностью в водных растворах, а хлораль сравнительно быстро исчезает из водной среды.
3. Пороговая концентрация ПХБСК и хлораля по органолептичес-кому признаку вредности равна соответственно 20 и 16 мг/л.
4. Данные острого опыта позволяют судить о том, что ПХБСК относится к малотоксичным веществам, а хлораль — к веществам средней токсичности. Оба вещества не обладают выраженными кумулятивными свойствами.
5. Хронический санитарно-токсикологический эксперимент позволил определить недействующие дозы ПХБСК и хлораля на уровне 0,1 и 0,01 мг/кг. Лимитирующим показателем вредности этих веществ является санитарно-токсикологический; можно считать предельно допустимые концентрации ПХБСК на уровне 2 мг/л, хлораля на уровне 0,2 мг/л. \
ЛИТЕРАТУРА
Закусов В. В. Фармакология нервной системы. Л., 1953.— Каминский Л. С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных. Л., 1964. — Н а й -штейн С. Я., Дятловицкая Ф. Г., Л и с о в с к а я Э. В. и др. В кн.: Гигиена и токсикология новых пестицидов и клиника отравлений. М., 1962, с. 173. — Патрушев Г. А. Фармакол. и токсикол., 1959, № 5, с. 426. — Чичибабин А. Е. Основные начала органической химии. М., 1963, т. 1.
Поступила 14/УП 1969 г.
*
HYGIENIC ASSESSMENT OF SODIUM PARACHLORBENZOL SULPHATE AND SODIUM SALT OF CHLORAL AS A CONTAMINATING FACTOR OF WATER BODIES
I. A. Kryatov
The author studied the effect of sodium parachlorbenzolsulphate (PCBS) and that of sodium salt of chloral on the organoleptic properties of water, the sanitary regimen of water bodies and warm-blooded animals under conditions of acute and chronic tests. The threshold concentration of PCBS according to its noxious action on the organoleptic properties amounted to 2 mg/1 and that ofchloral — to 16 mg/1. Both substances at a concentration within a level of 50 mg/1 had no noxious effect on the sanitary regimen of water bodies. In a chronic sanitary-toxicologic test carried out on animals PCBS in a dose of 0.1 mg/kg and chloral in that of 0.01 mg/kg proved to be ineffective. The maximum permissible concentration of PCBS is recommende to be set at a level of 2 mg/1 and that of chloral at a level of 012 mg/1 according to its sanitary-toxicologic effect. K
УДК 613.633:[622.376.6 +$91.276
МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АСБЕСТСОДЕРЖАЩЕЙ ПЫЛИ АСБОЗУРИТА И СОВЕЛИТА
Доктор мед. наук Ф. М. Коган, Э. Л. Свирский, Е. Н. Почашев
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний,
Свердловск
Среди асбестсодержащих композиционных материалов широкое применение получили асбозурит и совелит. Первый из них представляет собой простую механическую смесь диатомита (85%) с асбестом (15%). В отличие от него совелит получают путем смешивания асбеста (15%) с «доломитовым молоком», образующимся после гашения водой обожженного доломита и насыщения взвеси углекислым газом. Далее массу подвергают перекристаллизации с образованием белой магнезии — М^03 • Mg(OH) 2 и СаС03, прессуют в виде плит, которые высушивают в тоннельных сушилках.
Технологический процесс получения асбозурита в основном механизирован. Тяжелый ручной труд отмечается лишь при загрузке компонентов. Остальные операции заключаются в наблюдении за действием оборудования. Поэтому рабочие, подвергающиеся воздействию пыли асбозурита, заняты на относительно легкой работе.
В производстве совелита ручной труд преобладает в деятельности дозировщика, прессовщика, сушильщика, упаковщика и пр. В частности, о тяжести труда упаковщика можно судить по тому, что легочная вентиляция, замеренная у 8 рабочих, достигала в среднем 28 л/мин. Хрономет-ражные наблюдения показали, что на долю этих операций приходится в среднем около половины рабочей смены (Э. Л. Свирский).
Если пыль асбеста и диатомита выделяется почти на всех этапах производства асбозурита, то пыль совелита — в основном на конечных этапах его производства; воздействию пыли подвергаются в основном сушильщики, упаковщики, водители электрокаров и некоторые другие рабочие. Концентрации пыли в воздухе на рабочих местах в производстве асбозурита составили 19—65 мг/м3, а в производстве совелита — 19—74 мг/м3.
Морфологические особенности этой пыли изучались с помощью электронного микроскопа при увеличении в 6 500—20 000 раз. При этом установлено, что в пыли асбозурита поверхность асбестовых волокон свободна; рядом располагаются частицы вмещающей породы (змеевика) и диатомк"