Научная статья на тему 'Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе'

Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СРЕДА / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SCHOOL ENVIRONMENT / SANITATION MEASURES / HEALTH RATE / HEALTH-IMPROVING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иорданская Наталья Александровна, Квасов Сергей Евгеньевич

Объектом внимания в статье является школьный этап в жизни ребенка. Внутришкольная среда характеризуется не только духовно-нравственным развитием личности, но и негативными показателями здоровья школьника. Авторами предпринят комплексный подход по оптимизации медико-педагогического процесса совместными усилиями медиков, педагогов, родителей и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иорданская Наталья Александровна, Квасов Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygenic basis of optimization of medico-pedagogical process at comprehensive school

School period of children's life is under analysis in the article. School environment is characterized not only by spiritual-and-moral personal development but also by negative health rates of a schoolchild. The authors have taken complex approach to optimize medico-pedagogical process involving the efforts of medics, teachers, parents and children.

Текст научной работы на тему «Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе»

ш

УДК 371.7

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.А. Иорданская, С.Е. Квасов,

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»

Объектом внимания в статье является школьный этап в жизни ребенка. Внутришкольная среда характеризуется не только духовно-нравственным развитием личности, но и негативными показателями здоровья школьника. Авторами предпринят комплексный подход по оптимизации медико-педагогического процесса совместными усилиями медиков, педагогов, родителей и детей.

Ключевые слова: внутришкольная среда, санитарно-гигиеническое обеспечение,

заболеваемость, оздоровительные мероприятия.

School period of children's life is under analysis in the article. School environment is characterized not only by spiritual-and-moral personal development but also by negative health rates of a schoolchild. The authors have taken complex approach to optimize medico-pedagogical process involving the efforts of medics, teachers, parents and children.

Key words: school environment, sanitation measures, health rate, health-improving activity.

Стратегия развития здравоохранения в стране на ближайшее десятилетие (2008-2018 гг.) и концепция модернизации российского образования декларируют о формировании здоровой нации.

Забота о сохранении и укреплении здоровья детей является необходимым условием успешного экономического и социального развития страны, важнейшей составляющей благополучия общества, при этом именно дети и подростки наиболее чувствительны к изменениям социальной и экономической обстановки [1,2].

Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей

страны значительно ухудшилось [1,3]. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, возрастающие учебные нагрузки [2].

Школьный этап в жизни ребенка характеризуется не только интеллектуальным, физическим и духовно-нравственным становлением личности, но и рядом негативных показателей со стороны физического и психического здоровья [3]. Учебный процесс сопровождается чрезмерными умственными нагрузками, недостаточной двигательной активностью и временем пребывания на свежем воздухе и прочими нарушениями в

режиме дня (широкое внеучебное использование ПК, плееров, зависимость от мобильных телефонов). Более 50% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья [3].

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной системы, к заболеваниям органов чувств и другим функциональным расстройствам [3].

Таким образом, сегодня особое место и ответственность в оздоровительном процессе должно отводиться системе образования, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников исследованы на базе МОУ СОШ № 123 Ленинского района г. Н. Новгорода. В ходе исследования особое внимание было уделено условиям внутришкольной среды, где учащиеся (700 детей) проводят длительный период времени.

Для оценки санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) данной школы использовали разработанный на кафедре общей гигиены и экологии в ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» алгоритм, который состоит из 11 критериев. Каждый из критериев имеет свою формулу расчета и результат оценивается по 5-балльной системе. Состояние внутришкольной среды за исключением учебного процесса определялось также и по заключениям Управления Роспотребнадзора. Данная методика позволила распределить внутришкольную среду по каждому критерию на отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные условия обучения.

Для исследования использовали 10 критериев, которые характеризуют фрагмент школьной среды.

Критерии СГО:

• наполняемость школы;

• эколого-гигиеническая оценка размещения школы;

• санитарно-гигиеническое состояние земельного участка;

• санитарно-гигиеническая оценка здания школы;

• санитарно-гигиеническая оценка общешкольных помещений;

• санитарно-гигиеническая оценка кабинетов и оборудования;

• физическое воспитание;

• организация учебно-воспитательного процесса;

• условия и организация питания;

• медицинское обеспечение.

В качестве примера рассмотрим некоторые критерии.

Школа расположена рядом с дорогой, имеет недостаточную площадь школьного участка, что влечёт за собой сокращение его функциональных зон и площади зелёных насаждений. Дефицит зелени достигает пятидесяти процентов и является неблагоприятным фактором ухудшения качества воздуха. Соответственно, школьный участок оценен в 4 балла, а площадь зелёных насаждений и учебно-опытная зона оценена в 2 балла (диапазон значений 0,07-0,47) (формула 1).

формула 1

log 4x1 +log 2x2

£/, = — 5------ 5---= 0.28

U 3 з

Расположение спортивного зала соответствует санитарным нормам. Недостатком является неполное оснащение спортивным оборудованием и инвентарём. Состояние спортивного зала оценено в четыре балла, а оснащение спортивным инвентарём в три балла (диапазон значений 0,48-0,67) (формула 2).

формула 2

log55xl + log54x2 + log53xl + log52xl + log5lxl

6 '

Общий итог по изучению критериев СГО показал следующие результаты:

• «неудовлетворительной» оценке соответствует 1 критерий (площадь участка и озеленение);

• большинство (92%) исследованных критериев оценено «удовлетворительно»;

• остальные критерии, в т. ч. медицинское обеспечение, соответствуют оценке «хорошо».

Комплексное воздействие факторов внутришкольной среды отразилось на показателях физического и психического здоровья.

Распространенность морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья (МФО) и хронических заболеваний (ХЗ), по данным медицинских осмотров декретированных возрастов (350 детей), составила 450,6 на 100 осмотренных школьников.

В структуре патологической пораженности доля МФО традиционно превалирует и составляет 76,4%, причем с возрастом достоверно уменьшается. Вызывает тревогу тот факт, что у каждого третьего школьника отмечается сочетание различных заболеваний и функциональных нарушений в состоянии здоровья. Число здоровых детей от 1-го до 8-го класса снижается в 4 раза.

Ведущие классы болезней в школьном возрасте - это болезни органов пищеварения с удельным весом в 37,7%, среди них дискинезия желчевыводящих путей (54%); нарушения со стороны костно-мышечной системы (22,5%); третье место в школе занимают заболевания органов зрения, которые представлены преимущественно миопией, астигматизмом и нарушением аккомодации. Удельный вес данной патологии составляет 10,3%.

Уровень распространенности заболеваний у учащихся школы № 123 г. Н. Новгорода по данным трехлетней обращаемости (2005-2007 гг.) составил 155,8 на 100 обратившихся. В структуре заболеваемости по обращаемости во всех возрастных группах первое место занимают болезни органов дыхания, уровень которых снижается с возрастом изучаемого контингента - с 95,1 у школьников младших классов до 84,8 на 100 обратившихся у старшеклассников (р>0,05). Что касается следующих ранговых мест, то здесь четко прослеживаются возрастные различия. Так, на втором месте у школьников 7-10 лет - инфекционные и паразитарные болезни с частотой 8,4

на 100 обратившихся. С возрастом ранг болезней этого класса уменьшается до 9-го места с частотой встречаемости у подростков 2,7 на 100 обратившихся.

Третье место у младших школьников занимают болезни органов пищеварения (7,4 на 100 обратившихся), которые в среднем звене поднимаются на второе ранговое место. Травмы и отравления становятся ведущим классом, начиная со средней возрастной категории школьников. Здесь они занимают 3-е ранговое место, но в старшем возрасте поднимаются на вторую позицию. На 3-е место у старшеклассников выходят болезни эндокринной системы. Основную долю в этом классе болезней занимает ожирение 1 -2-ой степени (таблица 1).

Доля часто болеющих детей среди школьников составила 20,3% и с возрастом не имеет устойчивой тенденции к снижению, варьируя от 19,6% у 7-10-летних до 18,2% у подростков (р>0,05).

таблица 1.

Уровни и структура распространенности заболеваний школьников различных возрастных групп по данным трехлетней обращаемости

Классы болезней 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет

уровень о' К л о =1 уровень Доля (%) уровень % К л о =1

I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 8,4±0,05 4,9 4,5±0,08 3,5 2,7±0,1 1,8

IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 1,8±0,05 1,5 4,1±0,08 3,8 11,2±6,6 8,3

VI. Болезни нервной системы 2,3±0,06 1,3 5,5±0,08 3,7 7,3±0,1 4,7

VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 6±0,09 4 5,3±0,08 3,6 6,8±0,1 4,4

X. Болезни органов дыхания 95,1±1,8 56,4 91,4±2,8 62,9 84,8±8,6 58

XI. Болезни органов пищеварения 7,4±0,07 4,3 7,1±0,07 4,8 8,7±0,07 5,6

XIII. Болезни костномышечной системы и соединительной ткани 3,7±0,09 2,1 3,9±0,08 2,6 3,1±0,1 2,7

XIX.Травмы, отравления 4,9±0,09 2,9 5,9±0,08 4 11,3±6,7 8,3

Прочие 38,9±8,9 22,2 17,6±5 11,1 9,4±0,03 5,7

ИТого: 168,5±43,5 100 145,3±23 100 153,8±55 100

Оценка медико-социальных причин формирования отклонения здоровья проводилась с помощью анкетирования.

Социально-гигиенические условия проживания, воспитания и обучения школьников во многих семьях (85,5%±1,7) характеризуются как неблагоприятные. Обнаружены нарушения в рационе и режиме питания (две трети семей), не соответствует гигиеническим рекомендациям пребывание на открытом воздухе (у 71,2±2,9% опрошенных), занятия

физкультурой и отдых ребенка в свободное время. Возникновение неудач в воспитании саногенного поведения у каждого четвертого ребенка происходит под влиянием неадекватного личного примера взрослых.

По результатам обследования внутришкольной среды и данных о заболеваемости возникла необходимость разработать стратегию оздоровления и применить на практике мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся школы, исходя из условий и возможности образовательного учреждения.

С целью оздоровления учащихся школы № 123 было принято решение о закупке общеукрепляющих препаратов. В рацион школьников начального звена включен экологически чистый сироп «Витан-1».

Важнейшим фактором сохранения здоровья является качество питьевой воды. В связи с этим администрация школы приобрела на пищеблок установку для очистки воды «Изумруд».

С целью снижения заболеваемости гриппом и ОРВИ в школе введена неспецифическая профилактика - точечный массаж. Школьники, использующие точечный массаж, отмечали значительное улучшение памяти, повышение работоспособности, реже болели простудами и гриппом (таблица 2).

таблица 2.

Динамика заболеваемости ОРВИ и гриппом за трехлетний период

2005

2006

2007

К эффективным способам гигиенического воспитания относится участие детей в кружках медико-биологической и экологической направленности, а также вовлечение проинструктированных старшеклассников в проведение санитарного просвещения детей из младших классов.

Подготовка подростков-волонтеров (35 человек) по реализации движения за ЗОЖ позволила решить две важные задачи: во-первых, обеспечить профилактическую работу с подростками наиболее адекватными возрастным особенностям учащихся кадрами; во-вторых, участие в этом движении в качестве волонтера и прохождение подготовки по данному направлению является наиболее эффективной формой приобретения устойчивых установок за ЗОЖ и форм поведения.

В связи с популярностью Интернета среди учащихся советом старшеклассников Ленинского района создана собствен-

ная интернет-страница. На данном сайте решено создать блок, посвященный ЗОЖ.

С целью занятия досуга учащихся в отсутствие какого-либо урока организуется дополнительный «час здоровья». Для его проведения подготовлены инструктора-общественники из числа учащихся. В группах продленного дня проводится спортивный час. В связи с распространением заболеваний костно-мышечной системы: нарушения осанки, сколиоза введены занятия физкультурой с элементами коррегирования и музыкальным сопровождением. Эффективным оздоровительным мероприятием данной патологии служит регулярное плавание в бассейне. Примером регулярного приема водных процедур является 4 «В» класс, учащиеся которого уже 4 года ежедневно посещают бассейн с классным руководителем. В результате, во время медицинского осмотра 2008 года детей с костномышечной патологией не выявлено.

Воздействием природными и климатическими факторами продолжаются оздоровительные мероприятия в школе в условиях летнего лагеря.

Результаты вышеперечисленных мероприятий отмечены педагогами, школьными медиками и родителями:

• уровень патологической пораженности снизился (с 450,6 до 382,3 на 100 осмотренных, р<0,05) за счет значительного падения частоты МФО;

• уменьшение числа обострений хронических желудочнокишечных заболеваний в течение года (с 4-5 до 1-2 в год);

• снижение случаев заболеваний детей в период эпидемии гриппа (с 539 случаев в 2005 году до 455 в 2007 году);

• снижение доли детей, часто болеющих простудными заболеваниями (2005 г. - 20,3%; 2008 г. - 16,6%).

Таким образом, разработанная стратегия укрепления здоровья школьников, которой стал придерживаться коллектив школы, направлена на сотрудничество, расширение связей, контактов (медицинский работник, педагог, школьники, родители, администрация) в интересах здоровья учащихся.

В комплексе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработаны и апробированы организационные формы и методы медикопедагогического обслуживания школьников. Совершенствование санитарно-гигиенических условий образования, медицинского обеспечения предполагает создание новой системы ценностей, в которой здоровье занимает лидирующую позицию. и

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий. М.: Издательский Дом «Династия», 2003. 512 с.

2. Комаров Г.А. От новой парадигмы здоровья к государственнообщественной системе здравоохранения / Г.А. Комаров // Врачебная газета. 2002. № 6 (33). С.4.

3. Жданова Л.А. Основные направления деятельности школы, содействующей здоровью/ Л.А. Жданова, Т.В. Русова// Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат. Всеросс. конф. с междунар. участием. М., 2002. С. 114-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.