ющих ее членов. Отличительной особенностью этого этапа является форма его проведения, предусматривающая использование традиционных методов диагностики личности, группы в ситуации игрового тренинга. Использование данной формы активного взаимодействия психологов и учащихся, строгое соблюдение принципа защищенности личности, постоянная обратная связь — все это создает особую эмоциональную атмосферу в ходе работы, способствующую снижению действия защитных механизмов личности в ситуации экспертизы и формированию у учащихся установки на продуктивность взаимодействия в процессе диагностико-коррекционной работы.
Полученные в результате психодиагностических процедур данные подвергаются количественно-качественному анализу, результаты которого в дальнейшем используются для выработки адекватной стратегии и тактики проведения индивидуальных и , групповых форм психологической работы в кон-
кретном учебном коллективе. Основной упор делается на занятия с группой, нацеленные на оптимизацию процессов межличностного взаимодействия посредством специально организованной совместной деятельности учащихся.
Реализация программы в целом призвана способствовать гармонизации микросоциума, созданию условий для нормального функционирования подростков, что составляет необходимый компонент психопрофилактики различного рода девиаций поведения подрастающего поколения.
Литература
1. Братусь Б. С.. Сидоров П. И. Психология раннего алкоголизма.— М., 1984.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности.— М., 1988.
3. Завьялов В. Ю. // Психол. жури.— 1986,— Т. 7. № 5. С. 102-111.
4. Нелидов А. Л. // Журн. невропатол. и психиатр. 1978.-№ 2,— С. 256—260
Поступило 16.07.91
© Т. Ю МАРТЫНОВА. 1902 УДК 613.482.053.4
Т. /О. Мартынова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
С ЦЕЛЬЮ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВНИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава СССР, Москва
На современном этапе особо актуальны исследования, связанные с решением задач первичной профилактики. Достигнутый уровень ее развития не обеспечивает существенного улучшения состояния здоровья детей. Количество дошкольников, относящихся к I группе здоровья, составляет лишь 15—20 %, у 65 % детей отмечаются различные функциональные отклонения, снижающие уровень их резистентности и адаптационных возможностей [12]. Нет тенденции к снижению числа детей (22,3—25,8 %), часто болеющих простудными заболеваниями. Сохраняется на высоком уровне заболеваемость детей острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) [1].
Исследованиями показано, что на формирование здоровья и развитие детей оказывает влияние комплекс факторов. Среди них биологические факторы оказывают преобладающее влияние в раннем возрасте, а социально-гигиенические — в дошкольном. В группе социальных факторов ведущими являются образ жизни ребенка в семье (соблюдение режима дня, использование элементов физкультуры и спорта, закаливания),организация физического воспитания и закаливания детей в дошкольном учреждении.
Проблеме закаливания детей посвящено довольно большое количество исследований. Однако в работах ряда авторов в последние годы указывается на то, что используемые в дошкольных учреждениях традиционные методы закаливания не способствуют существенному снижению простудной заболеваемости детей. Это связывается, во-пер-вых, с несоблюдением условий, сохраняющих тепловой комфорт организма при проведении закаливания, и, во-вторых, с использованием слабоинтенсивных холодовых воздействий, не обеспечива-
ющих достаточной тренировки функции физической терморегуляции [2, 4, 8—11]. В настоящее время на практике, чаще семейными «оздоровительными» клубами, с целью закаливания детей используются интенсивные холодовые воздействия. Обобщая этот опыт, И. М. Воронцов [6] указывает на необходимость тщательного научного обоснования влияния таких воздействий на организм ребенка и углубленного медицинского наблюдения за состоянием здоровья детей.
Научных работ, посвященных влиянию интенсивных холодовых воздействий на организм детей дошкольного возраста, крайне недостаточно.
Целью наших исследований — физиолого-гигие-ническое обоснование использования местных интенсивных холодовых воздействий в системе закаливания детей в дошкольных учреждениях. Холодовым воздействиям подвергалась область стоп ребенка. Выбор этой зоны обосновывается особой ролью области стоп в теплозащитных реакциях организма, а именно: наличием большого количества артериовенозных анастомозов и многочисленных рефлекторных связей с другими областями тела, прежде всего со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей [3, 5].
Под наблюдением в течение учебно-воспитатель-ного года находились дети 5—6-летнего возраста, посещающие дошкольные учреждения Москвы; в основные группы вошло 66 человек, в контрольные — 76. В контрольных группах закаливание осуществлялось в соответствии с требованиями «Программы воспитания детей в дошкольном учреждении». В основных группах наряду с этим в качестве специальных закаливающих мероприятий проводились ежедневные обливания ног холодной водой из-под крана, при этом температура воды
постепенно снижалась в зависимости от сезона (осень — весна) с 18 до 7—6 °С. В результате обследования наблюдаемые дети были отнесены к I (30—45 %) и II (55 —70 %) группам здоровья, число часто болеющих детей составило 15—19 %.
С целью изучения острого влияния на организм детей местных кратковременных интенсивных хо-лодоввгх воздействий мы проводили экспериментальные исследования в естественных условиях (дошкольное учреждение) и в лаборатории. В лабораторных условиях изучалась комплексная реакция на воздействие сердечно-сосудистой, иммунной (показатели неспецифического иммунитета) систем, газообмена и терморегуляторной функции (температура кожи в 6 областях тела, слизистой носа и полости рта). Синхронная регистрация показателей перечисленных функций осуществлялась с помощью ЭВМ УВК СМ-1420 непосредственно до начала охлаждения стоп, в момент охлаждения и в восстановительном периоде. Проведена серия лабораторных исследований с охлаждением стоп при 5-секундном воздействии слабого раздражителя (вода 18 °С) и сильного (вода 10 °С). При воздействии последнего отмечается более интенсивная реакция как в области стоп (локальная), так и в области слизистой оболочки носа (отраженная реакция). Так, при охлаждении стоп водой 18 °С глубина падения температуры стопы в среднем составила 7,2 °С, температура слизистой носа в среднем снизилась на 1,5 °С. При охлаждении стоп водой 10 °С эти показатели составляли соответственно 9,1 и 1,8 °С. При этом отмечено, что восстановление температуры стопы после охлаждения ее водой 10 °С протекало у детей более энергично, чем при использовании воды 18 °С. Учитывая, что реакция на воздействие сильного холодового раздражителя (вода 10 °С) не столь значительно отличается по своей глубине от реакции на воздействие слабого раздражителя (вода 18 °С), но при этом процесс воссхановле-ния протекает более энергично, можно считать, что при использовании в закаливании детей местных интенсивных холодовых воздействий будет достигнута более эффективная тренировка функциональных систем организма.
Одним из важных компонентов ответной реакции организма на холодовое воздействие является реакция вегетативных функций, в частности частоты сердечных сокращений (ЧСС). Изменение ЧСС предлагают использовать также в качестве показателя степени «закаленности» организма [7]. При охлаждении стоп нами было отмечено 2 варианта реакции ЧСС: реакция учащения и реакция урежения. Реакция ЧСС на охлаждение стоп опре--делялась как влиянием самого сильного холодового раздражителя, так и эмоциональным компонентом. Нами дважды с небольшим временным интервалом проводилось исследование реакции на охлаждение стоп водой 10 °С (в течение 5 с) у не-закалявшихся детей. Показано, что при 1-м исследовании учащение пульса составляло в среднем 15,9 в минуту, а уреженне — 6,8 в минуту; при 2-м исследовании — соответственно 10,7 и 5,1 в минуту. При повторном исследовании отмечалось увеличение числа детей со слабыми и умеренными реакциями и уменьшение — с сильными и очень сильными (табл. 1). С целью оценки влияния интенсивного охлаждения стоп на состояние неспецифи-
Таблица I
Распределение обследованных детей (в %) по реакции на охлаждение стоп водой
Реакция (изменение ЧСС)
Исследование
2-е
Слабая (на 5—10 в минуту) 47 66,7
Умеренная (на 11 — 15 в минуту) 17,6 -20
Сильная (на 16—25 в минуту) 23,5 6,7
Очень сильная (свыше 25 в минуту) 12 6,7
ческого иммунитета у детей нами определялось содержание лизоцима и иммуноглобулинов в слюне до и после воздействия холодового раздражителя (вода 10 °С, экспозиция 5 с). У преобладающего числа детей (72,7—86,3 %) сохранялся тот же уровень или отмечалось увеличение содержания лизоцима и ^А и в слюне в ответ на охлаждение стоп и только у 18,2—22,7 % детей — снижение.
Таким образом, проведенные исследования показали, что кратковременные интенсивные холо-довые воздействия в области стоп оказывают достаточно сильное стимулирующее воздействие на различные функциональные системы организма ребенка, которое не превышает границ физиологического стресса, что позволяет считать целесообразным их использование в системе закаливания детей. Проведенные экспериментальные исследования позволили нам начать наблюдения в условиях дошкольных учреждений при систематическом использовании кратковременных местных интенсивных холодовых воздействий (холодной воды из-под крана с постепенно снижающейся температурой) в системе закаливания. С целью оценки эффективности закаливающих воздействий в условиях дошкольных учреждений проводилось исследование показателей физической терморегуляции (показателей лабильности и качества кожно-со-судистых реакций, средневзвешенной температуры кожи), некоторых показателей неспецифического иммунитета, динамики заболеваемости детей ОРВИ. Предшествующими исследованиями [10] показано сезонное ухудшение от осени к весне состояния физической терморегуляции у детей дошкольного возраста. В наших исследованиях под влиянием местных интенсивных закаливающих воздействий у детей основных групп выявлены существенные различия по сравнению с контролем при оценке показателя лабильности коЖно-сосу-дистых реакций, отражающего, как известно, степень закаленности организма. У детей основных групп выявлена тенденция к повышению от осени
Таблица 2
Динамика содержания лизоцима в слюне у детей основных и контрольных групп (в мкг)
Группа Показатель Зима Весна
Экспериментальная Л 19 14
М±т 24,0±1.7 30,0±3,5
а 7,4 12,2
Контрольная п 20 30
М±т 32,3±4,4 22,9± 1,3
а 19.1 7.2
3 6
Таблица 3
Показатели заболеваемости детей основной и контрольной групп за год наблюдения (в %)
Группа Индекс здоровья Число эпизодически болевших.. % Число часто болевших (4 и более раз). % Число осложнений. % Число случаев заболеваний на 1 ребенка Длительность 1 заболевания, дни
Экспериментальная 35 63
Контрольная 9 75
к весне данного показателя (с 3,5 до 3,6), у детей контрольных групп, напротив, к его снижению (с 3,3 до 3,1).
Положительные сдвиги выявлены нами при исследовании в динамике содержания лизоцима в слюне у закалявшихся и незакалявшихся детей. Как видно из табл. 2, у детей основной группы в течение зимы наблюдается четко выраженная тенденция к- увеличению содержания лизоцима в слюне, в то время в контроле отмечается достоверное снижение этого показателя. Полученные данные отражают повышение уровня неспецифического иммунитета у детей под влиянием длительного использования местных интенсивных закаливающих воздействий.
По окончании периода наблюдений нами была проведена повторная серия лабораторных исследований с использованием стандартного холодового раздражителя (вода 10 °С, экспозиция 5 с) при охлаждении стоп у детей основной и контрольной групп. Установлено, что степень снижения температуры стопы после охлаждения у закалявшихся детей в 1,4 раза превышает данный показатель у незакалявшихся. Восстановление температуры стопы у детей экспериментальной группы протекает более энергично как в быструю, так и в медленную фазу восстановления (быстрая фаза условно характеризовалась скоростью восстановления 0,1 °С за 6 с и выше, медленная — менее 0,1 °С за 6 с). У закалявшихся детей отмечались увеличение почти в 2 раза длительности фазы быстрого восстановления (1 мин 34 с) и более высокая степень восстановления температуры стопы в эту фазу (64,4 %), в то время как у незакалявшихся детей эти показатели составляли: длительность фазы 47 с, степень восстановления 49,4 %.
Таким образом, под влиянием длительного использования кратковременных местных интенсивных холодовых воздействий в закаливании детей достигнуто совершенствование механизмов физической терморегуляции, улучшение показателей неспецифического иммунитета, что способствовало существенному снижению заболеваемости детей ОРВИ. Как видно из табл. 3, у детей основных групп в 1,5 раза ниже показатель числа случаев заболеваний на одного ребенка, почти в 4 раза
1,5 1,5 1,4 9,8
16 14 12,9
выше индекс здоровья и значительно ниже процент детей, болевших 4 раза в году. Отмечено уменьшение на 3 дня средней длительности заболеваний, уменьшение тяжести их течения и количества осложнений.
Выводы. 1. Воздействие интенсивного холодового раздражителя в области стоп (вода 10 °С) способствует эффективной тренировке функциональных систем организма детей.
2. Систематическое использование в закаливании детей местных интенсивных холодовых воздействий в виде ежедневного обливания ног холодной водой из-под крана с постепенно снижающейся температурой способствует совершенствованию механизмов физической терморегуляции, улучшению показателей неспецифического иммунитета и снижению заболеваемости детей ОРВИ.
Литература
1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. // Здравоохр. Рос. Федерации,— 1986.—№ 5 — С. 21 -23.
2. Иванова О. Г. Гигиеническое обоснование системы зака-
9. Стриж Э. Я.. Барон В. А.. Силла Р. В. и др. // Всесоюзный симпозиум,— Таллицн, 1983,— С. 76—77.
10. Терентьева Г. В. Гигиенические основы обеспечения теплового комфорта детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1983.
11. Тихомирова А. Г. // Минеральный состав питьевой воды и здоровье населения.— Новосибирск, 1985.— Т. 122.— С. 67—71.
12. Юрко Г. М., Веремкович Л. В., Белоярцева В. В. и др. // Педиатрия,— 1990.—№ П.— С. 57—60.
Поступила 16.07.91
ливания в детских дошкольных учреждениях на основе особенностей физической терморегуляции: Автореф. дис. ...канд. мед. наук.— М., 1983.
3. Койранский Б. Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. — М., 1966,— С. 33.
4. Лукоянов Ю. Е. 11 Педиатрия.— 1989,— 12 — С. 82— 83.
5. Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека.— М., 1957.— С. П.
6. Методические рекомендации по медицинскому контролю при интенсивном закаливании детей от 1,5 лет и старше,— М„ 1989.
7. Подшибякин А. К., Кайро И. А.. Лебедь В. Л. // Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1984. Вып. 9,— С. 82—85.
8. Подшибякин А. К., Кайро И. А., Лебедь В. Л. // Медицинские проблемы физической культуры.— Киев, 1982.— Вып. 8,— С. 38—43.