редко поощряется родителями и воспитателями. Такая диспропорция в полоролевом поведении отражается на формировании личности как девушек, так и юношей. Наличие в поведении девушек «мужских» качеств заставляет юношей подчеркнуто агрессивным и независимым поведением утверждать свою половую идентичность. Есть данные о том, что у юношей с девиант-ным поведением часто отмечаются недостаточная уверенность в своем соответствии идеалам мужского поведения и стремление к утрированно мужскому стереотипу (алкоголь, курение, ранняя половая жизнь).
Формирование личности девушек по маскулинному типу имеет негативные последствия для общества, несмотря на то, что в подростковом возрасте оно обеспечивает более высокий уровень социально-психологической адаптации. В результате чрезмерно «эмансипированная» мать, не умеющая установить доверительно теплые и нежные отношения с ребенком, излишне рациональная, стремящаяся к лидерству в семье, порой рассматривающая семью как обузу и легко ре-
шающаяся на разрыв семейных отношений, или женщина-педагог, часто негибкая, излишне прямолинейная, нередко с неудачно складывающейся семейной жизнью, не смогут быть хорошими воспитателями. «Способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны, отражают, а с другой — создают и воспроизводят психологические половые различия» [2].
Полученные данные могут быть положены в основу разработки психогигиенических мероприятий по улучшению социально-психологической адаптации подростков в условиях современной среды.
Литература
1. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.—М., 1979.
2. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей,—М., 1980.
Поступила 16.07.91
© М. Н. ОВЧИННИКОВА, н. В. МОРОЗОВА. 1992 УДК 613.956:616.89-057-053.6-084
М. Н. Овчинникова, Н. В. Морозова
РОЛЬ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
ВНИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава СССР, Москва
Понятие окружающей среды — весьма емкое и многогранное. Оно включает в себя не только мир объективной реальности, представленный природными факторами, материальными объектами и явлениями, но и сложную систему социальных взаимодействий и взаимоотношений между людьми, иными словами, среду социальную. Ее значение трудно переоценить, поскольку благодаря включенности в нее индивида, в результате усвоения им социально-культурного опыта происходит формирование подлинной сущности человека, становление его личности.
Процесс адаптации индивида к социальной среде очень динамичен и осуществляется непрерывно. От того, насколько успешно он протекает, во многом зависит социальное, физическое и психическое благополучие человека. Особое значение этот процесс приобретает на ранних этапах становления и развития личности, прежде всего в критические периоды онтогенеза, которые характеризуются сменой ведущей деятельности, преобразованием социальной позиции (начало школьного обучения, пубертатный криз, профессиональное самоопределение).
К сожалению, не всегда социально-психологическая адаптация протекает гладко. Встречающиеся на этом пути трудности нередко приводят к возникновению различного рода дезадаптив-ных состояний, проявляющихся в виде психосоматических, невротических расстройств, нарушений поведения (бродяжничество, преступность, алкоголизм и т. п.).
В настоящее время проблемы отклонений в поведении подростков, в частности проблема подростковой алкоголизации и алкоголизма, выдвинулись в число первоочередных. Это обусловлено тем, что в последние годы во всем мире отчетливо просматривается тенденция к росту числа негативных явлений в молодежной среде, имеющих пагубные последствия не только для самих подростков, но и для общества в целом.
Очевидным является тот факт, что разработка эффективных психопрофилактических и коррекци-онных программ, направленных на предупреждение алкоголизации среди подростков, выбор адекватных методов и способов их реализации невозможны без изучения психологических аспектов данной проблемы. Работами отечественных психологов убедительно доказано, что алкоголизация подростка не является случайной, она обусловлена особенностями развития его личности и выступает в качестве индикатора процесса деформации последней [1, 4]. Пусковым моментом является дисгармония развития ведущей деятельности детей младшего школьного возраста — учебной.
Внешне это проявляется в нарастании трудностей в учебе, обусловленных наличием у ребенка той или иной формы резидуальной патологии, либо явлениями социально-педагогической запущенности. Постепенно ситуация неуспеха становится хронической, что приводит к весьма негативным последствиям: снижается интерес к обучению; неуспеваемость, вызывая осуждение одно-
5 Гигиена и санитария № 3
-33-
классников, способствует отчуждению ученика от нормативного школьного коллектива. Все это сопровождается нарастанием внутреннего дискомфорта, вызванного неудовлетворением таких важных потребностей развивающейся личности, как, например, потребность в одобрении, признании, самоуважении и т. д. Это приводит к снижению самооценки. Стремление к компенсации, самоутверждению нередко реализуется школьником среди себе подобных, также недостаточно хорошо интегрированных в нормальном микросоциуме учащихся.
С подобной преддиспозицией ребенок подходит к рубежу подросткового возраста. Возрастает его потребность в интимном личностном общении со сверстниками. Вскоре основные мотивы действия подростка начинают диктоваться интересами группы ровесников, поскольку только в этой среде он может полноценно осуществить свое стремление к дружбе, самоуважению, самостоятельности, взрослости и пр.
Выбор именно той группы, где нормой поведения является употребление спиртных напитков, также не случаен, поскольку отличительной особенностью такой компании является большая простота отношений и мотивов поведения, чем в нормативном коллективе, а для ребенка с аналогичной преддиспозицией это ее свойство с момента выключения из процесса обучения в школе имело наивысшую ценность.
Очевидно, что на начальном этапе приобщения к употреблению спиртных напитков алкогольная деятельность для подростка является лишь атрибутом, одной из форм групповой активности. И только значительно позже, в результате регулярного злоупотребления спиртными напитками, происходит трансформация смысловой сферы личности, в результате которой алкоголь начинает приобретать самостоятельную ценность, выступая в качестве средства для удовлетворения все более расширяющегося спектра потребностей личности.
Иллюстрацией могут служить результаты собственных исследований. С помощью модифицированного варианта опросника по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя [3], адаптированного нами с учетом особенностей подросткового возраста, было предпринято изучение осознаваемых компонентов алкогольной мотивации 3 групп подростков: эпизодически употребляющих спиртные напитки, систематически пьющих и подростков с клинически выраженными признаками алкоголизма. Анализ полученных данных показал, что с усугублением алкоголизации в мотивационной сфере подростков происходят существенные изменения, носящие структурно-динамический характер. Эти изменения находят свое выражение, во-первых, в значительном росте интенсивности алкогольной мотивации, происходящей прежде всего за счет расширения спектра мотивов потребления спиртных напитков. Во-вторых, при сохранении ведущего положения традиционных, культурально обусловленных мотивов потребления алкоголя доминирующее значение постепенно приобретают не социально-психологические, а личностные мотивы. Напомним, что в состав социально-
психологических входят мотивы, отражающие подчинение психологическому . давлению референтной группы в плане принятия алкоголя (субмиссивные), и псевдокультурные мотивы, свидетельствующие о стремлении приспособить свой опыт к алкогольным ценностям микросоциума. К разряду личностных относятся мотивы гедонические, отражающие стремление получить психофизиологическое удовольствие от состояния опьянения, атарактические, связанные с желанием снять негативные эмоциональные переживания и мотивы гиперактивации поведения, отражающие стремление выйти из состояния скуки, душевного бездействия.
Данные факты свидетельствуют о вовлечении в сферу влияния алкогольной мотивации по мере усиления алкоголизации все новых и новых потребностей, что способствует деформации еще не вполне зрелой личности. Итогом дальнейших деструктивных процессов может стать развитие собственно аномальной личности, которая, по словам выдающегося отечественного психолога Б. С. Братуся, не способна «ни к творчеству, ни к позитивной свободе, ни к вере, ни к ответственности, ни к любви — словом, не способная ориентировать, направлять и организовывать жизненное развитие как процесс приобщения к родовой человеческой сущности» [2].
Психологический анализ генеза алкогольной личности показал, что внутренняя логика ее развития особенно на начальных этапах, носит универсальный характер, вскрывая истоки не только алкогольного, но и других видов асоциального поведения подростков. Ключевым периодом, таким образом, для осуществления своевременной профилактики различного рода девиаций поведения является младший школьный и в особенности подростковый возраст. Причем особой специфики воздействия здесь по большей части не требуется.
Именно этот принцип явился основополагающим для нас при разработке комплексной психологической диагностико-коррекционной программы, находящейся в настоящий момент в стадии апробации в ряде учебных заведений Москвы. Главная ее цель — гармонизация микросоциальной среды для создания оптимальных условий развития личности учащихся подростков. Ее реализация осуществляется путем проведения различного рода работ с 3 контингента-ми: с учащимися, родителями и педагогическим коллективом. Работа с последними носит в основном просветительский характер и способствует повышению психологической компетентности в вопросах воспитания.
Основная деятельность направлена на учебный коллектив (класс, группу), выступающий в качестве главного объекта психологических воздействий. Это положение, с нашей точки зрения, имеет принципиальное значение, поскольку это не просто группа сверстников, а реально функционирующая, стабильная, нормативная микросоциальная ячейка, отчуждение от которой знаменует собой начало процесса десоциализации личности.
Начальный этап работы с учебным коллективом имеет своей целью диагностику структуры межличностных взаимоотношений в группе, определение индивидуальных особенностей личности составля-
ющих ее членов. Отличительной особенностью этого этапа является форма его проведения, предусматривающая использование традиционных методов диагностики личности, группы в ситуации игрового тренинга. Использование данной формы активного взаимодействия психологов и учащихся, строгое соблюдение принципа защищенности личности, постоянная обратная связь — все это создает особую эмоциональную атмосферу в ходе работы, способствующую снижению действия защитных механизмов личности в ситуации экспертизы и формированию у учащихся установки на продуктивность взаимодействия в процессе диагностико-коррекционной работы.
Полученные в результате психодиагностических процедур данные подвергаются количественно-качественному анализу, результаты которого в дальнейшем используются для выработки адекватной стратегии и тактики проведения индивидуальных и , групповых форм психологической работы в кон-
кретном учебном коллективе. Основной упор делается на занятия с группой, нацеленные на оптимизацию процессов межличностного взаимодействия посредством специально организованной совместной деятельности учащихся.
Реализация программы в целом призвана способствовать гармонизации микросоциума, созданию условий для нормального функционирования подростков, что составляет необходимый компонент психопрофилактики различного рода девиаций поведения подрастающего поколения.
Литература
1. Братусь Б. С.. Сидоров П. И. Психология раннего алкоголизма.— М., 1984.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности.— М., 1988.
3. Завьялов В. Ю. // Психол. жури.— 1986,— Т. 7. № 5. С. 102-111.
4. Нелидов А. Л. // Жури, невропатол. и психиатр. 1978.-№ 2,— С. 256—260
Поступило 16.07.91
© Т. Ю МАРТЫНОВА. 1902 УДК 613.482.053.4
Т. /О. Мартынова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
С ЦЕЛЬЮ ОЗДОРОВЛЕНИЯ дошкольников
ВНИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава СССР, Москва
На современном этапе особо актуальны исследования, связанные с решением задач первичной профилактики. Достигнутый уровень ее развития не обеспечивает существенного улучшения состояния здоровья детей. Количество дошкольников, относящихся к I группе здоровья, составляет лишь 15—20 %, у 65 % детей отмечаются различные функциональные отклонения, снижающие уровень их резистентности и адаптационных возможностей [12]. Нет тенденции к снижению числа детей (22,3—25,8 %), часто болеющих простудными заболеваниями. Сохраняется на высоком уровне заболеваемость детей острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) [1].
Исследованиями показано, что на формирование здоровья и развитие детей оказывает влияние комплекс факторов. Среди них биологические факторы оказывают преобладающее влияние в раннем возрасте, а социально-гигиенические — в дошкольном. В группе социальных факторов ведущими являются образ жизни ребенка в семье (соблюдение режима дня, использование элементов физкультуры и спорта, закаливания),организация физического воспитания и закаливания детей в дошкольном учреждении.
Проблеме закаливания детей посвящено довольно большое количество исследований. Однако в работах ряда авторов в последние годы указывается на то, что используемые в дошкольных учреждениях традиционные методы закаливания не способствуют существенному снижению простудной заболеваемости детей. Это связывается, во-пер-вых, с несоблюдением условий, сохраняющих тепловой комфорт организма при проведении закаливания, и, во-вторых, с использованием слабоинтенсивных холодовых воздействий, не обеспечива-
ющих достаточной тренировки функции физической терморегуляции [2, 4, 8—11]. В настоящее время на практике, чаще семейными «оздоровительными» клубами, с целью закаливания детей используются интенсивные холодовые воздействия. Обобщая этот опыт, И. М. Воронцов [6] указывает на необходимость тщательного научного обоснования влияния таких воздействий на организм ребенка и углубленного медицинского наблюдения за состоянием здоровья детей.
Научных работ, посвященных влиянию интенсивных холодовых воздействий на организм детей дошкольного возраста, крайне недостаточно.
Целью наших исследований — физиолого-гигие-ническое обоснование использования местных интенсивных холодовых воздействий в системе закаливания детей в дошкольных учреждениях. Холодовым воздействиям подвергалась область стоп ребенка. Выбор этой зоны обосновывается особой ролью области стоп в теплозащитных реакциях организма, а именно: наличием большого количества артериовенозных анастомозов и многочисленных рефлекторных связей с другими областями тела, прежде всего со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей [3, 5].
Под наблюдением в течение учебно-воспитатель-ного года находились дети 5—6-летнего возраста, посещающие дошкольные учреждения Москвы; в основные группы вошло 66 человек, в контрольные — 76. В контрольных группах закаливание осуществлялось в соответствии с требованиями «Программы воспитания детей в дошкольном учреждении». В основных группах наряду с этим в качестве специальных закаливающих мероприятий проводились ежедневные обливания ног холодной водой из-под крана, при этом температура воды