Научная статья на тему 'Подростковый алкоголизм: двойная опасность'

Подростковый алкоголизм: двойная опасность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3619
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / КОМПЕНСАЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / ALCOHOL / SOCIAL FACTORS / COMPENSATION / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савостьянов А.И.

В статье известный российский специалист по психогигиене ребенка профессор Александр Иванович Савостьянов в доступной форме рассказывает о детском алкоголизме, о его причинах и следствии, также приводит неопровержимые аргументы в пользу организации психологически благоприятной среды в школе и дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers'' alcoholism: double harms

In this article the famous Russian children's specialist on children's mental health Professor Alexander Ivanovich Savostyanov in a clear way talks about children's alcoholism, its causes and effects, also considers irrefutable arguments in favor of psychologically supportive environment at school and at home.

Текст научной работы на тему «Подростковый алкоголизм: двойная опасность»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

А. И. Савостьянов,

доктор педагогических наук, профессор, профессор Института Массмедиа, факультета журналистики., кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий

ФГБОУ В ПО «Российский государственных^ гуманитарный университет»: профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУДПО «АПК и ППРО»

Ключевые слова: алкоголь, социальные факторы, компенсации, подростковый период.

Keywords: alcohol, social factors, compensation, adolescence

ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ: ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ

Аннотация

В статье известный российский специалист по психогигиене ребенка профессор Александр Иванович Савостьянов в доступной форме рассказывает о детском алкоголизме, о его причинах и следствии, также приводит неопровержимые аргументы в пользу организации психологически благоприятной среды в школе и дома.

Annotation

In this article the famous Russian children's specialist on children's mental health Professor Alexander Ivanovich Savostyanov in a clear way talks about children's alcoholism, its causes and effects, also considers irrefutable arguments in favor of psychologically supportive environment at school and at home.

Злоупотребление спиртным среди молодежи школьного возраста (начиная с 60-х годов) во всех странах Западной Европы и США имеет тенденцию к заметному росту. Не миновала эта опаснейшая тенденция и некоторую часть наших школьников и учащихся колледжей.

Каковы причины, способствующие тому, что молодые люди начинают употреблять алкоголь? Их несколько. Современные исследователи выделяют социальные, биологические и индивидуально-личностные. Они между собой неразрывно связаны и при сочетании отрицательных факторов приводят к непоправимой беде.

Социальные факторы - основные. Огромную роль играет социальное лицо семьи, особенности воспитания и т.д. Особого внимания заслуживает факт первого знакомства подростка с алкоголем. Как правило, подросток берет в первый раз рюмку в праздничные дни и иногда с ведома взрослых членов семьи. Нередко родители считают даже зазорным не предложить подростку рюмку, а то и две легкого вина.

«Знакомство» с вином или пивом в наиболее раннем возрасте (9-12 лет) чаще всего происходит в семьях, где один из родителей, а иногда и оба злоупотребляют спиртным. Нахождение ребенка в таких семьях - огромный фактор риска. В этих случаях алкогольные установ-

в; S X

ш

4

О

«

о с о

1-4

W

в

2

<

н о

t п о с в;

5 х <с

H

s с

о О m

ш Ч W О

CL С

ш

X

g

H

<

в; х х

ш

ч

О

«

О с о

1-ч

м

В

2

<

н

о «

о с в; К х

<с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С ш л X -а

£

Н <

ки родителем очень часто передаются и детям.

Необходимо сказать об особенностях эмоциональной сферы подростков. Для них характерны повышенная возбудимость и реактивность, резкие смены настроения, что связано с перестройкой гормональных и физиологических процессов, присущей периоду полового созревания. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечаются в «трудном» возрасте (12-14 лет). Неустойчивость эмоциональных реакций подростка обусловлена не только гормонально-физиологическими сдвигами, но и условиями воспитания, которые нередко оказываются решающими.

Подростки в 14-15 лет становятся более тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и менее - с посторонними взрослыми. В 16-17 лет они обнаруживают самую высокую тревожность на всех уровнях общения, причем наиболее выраженную при контактах с родителями и взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. По-видимому, из-за этого именно в возрасте 14-17 лет остро начинают проявляться особенности характера. Например, заострение такого типологического свойства юношей, как повышенная активность и возбудимость, нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, вовлекает в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Повышенная робость и стеснительность иногда перерастают в замкнутость и отгороженность (аутистичность), чему сопутствует чувство собственной неполноценности.

Все это надо учитывать и в тех случаях, когда такие особенности малозаметны.

Внешние проявления эмоционального реагирования обусловлены многими факторами: типом высшей нервной деятельности, своеобразием формирующегося характера и условиями воспитания.

В этот период, по существу, происходит рождение личности, так как начинается сложный социальный процесс активного включения подростка в общество взрослых и попытки построения своей жизненной программы. На формирование эмоционально-личностной структуры и, в частности, эстетических чувств большое влияние оказывает искусство и литература. Подростки особенно чувствительны к эмоциональным контрастам, остро переживают переход от трагического к комическому.

Типичными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Они периодически возникают в кругу семьи или школьном классе в неблагоприятно сложившейся для подроста ситуации и четко направлены против тех лиц, которые, как ему кажется, повинны в ее возникновении.

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или какои-либо другой нагрузкой. Она может возникнуть из-за конфликтов между родителями, несправедливых, по мнению ребенка, наказаний, школьной неуспеваемости и др.

В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей подростка протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестких поступков и т.п. Пассивная форма протеста обычно проявляется в отказе от еды, прогулах занятий и побегах из дома, демонстративных попытках к самоубийству. У подростов, склонных к пассивным формам протеста, нередко отмечается своеобразие вегетососудистых реакций: рвоты, недержания мочи и др.

Для детей и подростков также характерна реакция имитации - подражание поведению окружающих, авторитетных в их глазах людей. В детстве имитируются формы поведения родителей, близких родственников, воспитателей, героев книг и кино, в подростковом возрасте - поведение старших подростков, занимающих положение лидеров.

Реакция имитации может стать причиной серьезного нарушения поведения подростка, если в качестве объекта подражания избирается отрицательный «герой» с невысокими моральными качествами и асоциальным поведением, они нередко становятся источником возникновения асоциального поведения (хулиганства, сквернословия, воровства) и вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков и др.).

Реакция компенсации нередко возникает как своеобразная «психологическая защита» личности, восполнение неудач в одной области успехами в другой. Например, физически слабый подросток, не способный постоять за себя, стремится завоевать успех у сверстников отличной учебой; плохо успевающий подросток пытается завоевать авторитет отчаянной

Ш

драчливостью и озорством.

Реакция гиперкомпенсации часто возникает у подростков из-за мучительных переживаний по поводу какого-либо физического или психического дефекта, а также как своеобразная «психологическая защита» личности, восполнение неудач в одной области успехами в другой. Например, слабо успевающий подросток стремится завоевать авторитет озорством и драчливостью.

Психологические особенности этого возраста получили название «подросткового комплекса», а связанные с ними нарушения поведения - «пубертатного криза». Сюда относится особая чувствительность подростков к оценке другими своей внешности, способностей и наряду с этим - излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность по отношению к окружающим, подчеркнутая независимость, неприятие авторитетов и общепринятых правил. Нередко они создают кумира из случайных, поразивших воображение лиц, склонны к абстрактному мудрствованию и чувственному фантазированию.

Подростковый период - критический в становлении характера как базиса личности. В это время выявляются психологические особенности и специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды.

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания, имеет выраженную тенденцию к компенсации в процессе взросления и приобщения к продуктивной трудовой деятельности и учебе. У подростка в благоприятной производственной ситуации и в нормальных производственно-бытовых условиях постепенно формируется интерес к самосовершенствованию, повышению общеобразовательного, профессионального и культурного уровня. В тех случаях, где неблагоприятные микросоциальные условия остаются прежними, сохраняется и риск «скользить по наклонной плоскости».

Необходимо всегда помнить о следующем чрезвычайно важном обстоятельстве. Чтобы почувствовать себя независимыми и самостоятельными, подростки любят уединяться от надоедливой опеки взрослых где-нибудь в укромных местах, где предоставленные сами себе, поют под гитару, беседуют и т.п. Эти встречи, конечно, необходимы для нормаль-

ной жизни подростка. Можно поделиться с товарищами своими мыслями, почувствовать себя равным среди равных. Опасная ситуация складывается в том случае, если лидер в подростковой компании имеет асоциальную направленность, в том числе склонность к приему спиртного.

Нередко бывает так, что один из членов «группы» предлагает в честь того или иного праздника или события «раздавить» бутылку. Вскладчину собирают деньги, оставшиеся от сбереженных средств, выделяемых родителями, например, на кино или мороженое. Кто-то из компании уже испытал ранее чувство опьянения, а кто-то полагает, что если откажется от выпивки, то «друзья» назовут его «трусом», «маменькиным сыночком». В такой компании подросток приобщается не только к алкоголю, но и к курению.

Начальный период алкоголизации порой имеет решающее значение для жизни подростка: очень часто он начинает роковой путь к алкоголизму. Огромную роль здесь играет то, как относятся к его выпивкам родители, педагоги и наставники и, главное, какие меры они предпримут. Не менее важно, как сам подросток оценивает свое, пусть редкое и случайное пьянство. Вот почему встревоженным родителям важно установить, кто инициатор даже вроде бы случайной выпивки. Это порой бывает довольно трудно. Подростки из чувства товарищества и солидарности отказываются давать информацию: друзья назовут его «ябедником» или еще хуже - «предателем». Разве он может «продать друзей»? Неблагоприятные психологические влияния коллектива пьющих и особенно их лидеров - огромный фактор риска для дальнейшей судьбы подростка.

В настоящее время, когда во всей нашей стране идет решительное наступление на алкоголизм, развертывается борьба за утверждение трезвости как нормы жизни, особенно решительные меры по пресечению алкоголизации должны проводиться именно в подростковых коллективах.

Значение имеет тот факт, какую реакцию у подростка вызвало состояние первого опьянения. Отмечено, что большинство подростков испытывает при первом употреблении алкоголя отвращение или безразличие. Лишь 14% впервые выпивших подростков получают удовольствие. Испытывающие удовольствие

в; К К

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м

в

2

<

н

о £

«

о с в; К х <с н X С о о

т

ш Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЧ

О 0-С

ш

X -а

£ Н

ьс <

ш

в; х х

ш

ч

О

«

О с о

1-4

м

В

2

<

н о

£ «

о с в; К х

<с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С ш л X -а

£

Н <

от чувства опьянения стремятся еще раз его испытать. В компании сверстников они, как правило, являются инициаторами повторных выпивок. Признак получения удовольствия от опьянения также следует относить к одному из самых угрожающих факторов риска развития заболевания.

В практике нередко встречаются случаи, когда при наличии алкоголизма у отца или матери подростка у последнего отмечается повышенная переносимость больших доз алкоголя и выраженное влечение к постоянному приему спиртного. Подростки из семей, отягощенных алкоголизмом, должны находиться под сугубым контролем педагогов и психиатров. Особого внимания требуют подростки, у которых прием спиртных напитков вызывает не только удовольствие, но особое состояние опьянения с элементами эмоционального оживления, прилива бодрости и сил. Прием спиртных напитков такие подростки расценивают как «лекарство для души». Подобная реакция на опьянение наблюдается у 5-6% подростков, склонных к частому пьянству.

Подростку, попавшему в компанию, где выпивки стали одним из главных связующих звеньев их «братства», психологически трудно бывает разорвать связь с пьющими «друзьями».

В последние годы резко возросло число подростков-болельщиков за успехи того или иного спортивного коллектива. Объединившись, они выражают свое преклонение перед кумирами изображением эмблем клубов на стенах домов, заборах. Поводом для выпивок нередко становятся успехи почитаемой команды.

Выраженное опьянение с нарушением поведения редко встречается при первом знакомстве с алкоголем: от принятия больших доз подростка останавливает страх сильно опьянеть. Прием больших доз алкоголя вызывает тяжелую интоксикацию и крайне плохое физическое состояние на следующее утро после выпивки. В результате отравления организма появляется головная боль, головокружение, тошнота, рвота, резкая слабость, отсутствие аппетита.

Казалось бы, что такое тяжелое состояние должно вызвать отвращение к повторной алкоголизации. Подросток испытывает негативное отношение к спиртным напиткам в течение

нескольких дней. Однако встреча с «дружками по выпивке», процесс приема спиртного стирают память о тяжелых переживаниях похмелья.

По аналогии с алкоголизацией взрослых эпизодическое пьянство подростков можно было бы назвать бытовым, но, по своей сути, это далеко не так. Употребление спиртных напитков 1-2 раза в неделю нередко у подростков носит как бы традиционный характер. Он типичен для некоторых учащихся профессионально-технических колледжей или для подростков, рано приступивших к работе. Во многом это объясняется наличием карманных денег. Работающий подросток, подражая более старшим парням, особенно в конце рабочей недели «для встряски», «подъема настроения» устремляется к винному магазину.

В таком состоянии он чувствует себя «смелее» при посещении парков, кинотеатров, дискотек. В отличие от эпизодического приема спиртного подростковый алкоголизм - заболевание хроническое с характерными болезненными проявлениями и стадиями течения. Наличие алкогольной болезни можно наблюдать у подростков при частой алкоголизации (2-3 раза в неделю) уже через 1,5-2 года после начала пьянства. Раннее развитие алкогольной болезни начинается при употреблении именно крепких спиртных напитков.

Одним из первых признаков алкоголизма является привыкание к спиртному, а также наркоманическая зависимость: психическая (потребность больного приемом алкоголя изменить свое психическое состояние) и физическая (состояние дискомфорта со стороны внутренних органов при отсутствии поступления алкоголя).

Если психическая зависимость проявляется уже на первой стадии алкоголизма, то физическая - на стадии расцвета болезненных расстройств.

Этап психической зависимости от алкоголя характеризуется уже выраженными признаками болезненных расстройств. На первый план выступают неврастеноподобные нарушения. Настроение подростка часто колеблется в сторону угнетения, он становится порой агрессивен, часто - инициатор выпивок, вовлекая в них неустойчивых сверстников. Такие подростки представляют определенную опасность для сверстников в классе, во дворе, где

Ш)

проживают. Родители тех ребят, с которыми они завязывают дружбу, должны быть информированы о болезненном пристрастии таких подростков.

На этом этапе болезни подростку бывает уже довольно трудно преодолеть навязчивое влечение к спиртному. Они пытаются «изобрести» наиболее убедительные версии относительно «случайного» для них пьянства.

Употребление спиртных напитков, как правило, происходит в компании, и возросшая толерантность «переносимость» рассматривается как признак «мужественности» («запросто» может выпить стакан водки). Подросток теряет чувство контроля над количеством выпитого, что приводит его в состояние выраженного опьянения с сильными нарушениями координации движений. Часты хулиганские эксцессы.

После передозировок подростки испытывают выраженные признаки интоксикации (рвота, потеря аппетита, головная боль, слабость, быстрая утомляемость). При этом отмечается нарушение со стороны сердечнососудистой системы: аритмии, учащенные сердцебиения, боли в области сердца, приглушение сердечных тонов. Имеет место также бледность кожных покровов, похолодание конечностей и т.п.

Несмотря на тяжелую интоксикацию при передозировках, болезненное влечение к спиртному сохраняется. При первой же возможности подросток вновь пьет. Важно отметить, что если на начальных этапах сохранялся ситуационный контроль и подросток стеснялся появляться «на людях» в нетрезвом состоянии, то в период нарастания болезненных расстройств он уже не испытывает мук «угрызений совести».

При частом приеме все возрастающих доз спиртных напитков в результате патологического навязчивого влечения к алкоголю и увеличившейся толерантности (в 5-6 раз по сравнению с дозами, принимаемыми на первых этапах пьянства) происходит качественный сдвиг в реактивности организма. По существу, наступает иной, качественно новый этап в развитии алкогольной болезни. Для него характерно появление алкогольного (похмельного) синдрома. Наблюдаются и другие признаки болезни, а имевшиеся до этого болезненные симптомы несколько изменяются.

Если на первых этапах алкоголизма имеет

место преимущественно психическая зависимость, то при появлении абстинентного синдрома отмечается уже выраженная физическая зависимость от алкоголизма.

Следует сказать, что даже в тех случаях, где алкоголизация подростков достигала довольно выраженной степени, возможно успешно бороться с наступающей болезнью. Однако для этого необходима мобилизация всех сил родителей и педагогов. Медицинские мероприятия помогают преодолеть патологическое влечение, купировать абстинентный синдром. Однако решающее значение имеет строго продуманный и конкретный комплекс общественно-культурных мероприятий, направленных на отрыв больного от обстановки, способствующей возобновлению пьянства и, главное, - от пагубного влияния спивающихся «дружков».

Пьянство в раннем возрасте пагубно действует как на физическое, так и психическое развитие подростка. Особенно неблагоприятное и, можно сказать, даже злокачественное действие оказывает алкоголь на организм ребенка младшего подросткового возраста (1213 лет).

Внешне такие подростки выглядят болезненными, худыми, изможденными. В интеллектуальном плане их развитие также резко снижается. Задержка интеллектуального развития отражается и на формировании самосознания.

Психический инфантилизм проявляется в неспособности пьющего подростка составить для себя хотя бы самые простые реальные планы на будущее. Темп мыслительных процессов заметно замедляется, мышление становится крайне ограниченным. Заметно затрудняется процесс усвоения всего нового. Бледнеет столь характерная для молодого человека эмоциональная живость. Чувство теплоты и привязанности к родным и близким ослабевает, а иногда сменяется на тупо-враждебное.

Постепенно нарастают черты личностной деформации, «стертости». Подростки начинают реагировать на различные факторы жизни не так, как прежде. Непостоянство и безволие становятся основными чертами в их характере.

Решительное наступление на алкоголизм, на которое сейчас настроено наше общество, предусматривает разнообразные средства борьбы за искоренение пьянства и алкоголиз-

в; К К

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м

в

2

<

н

о £

«

о с в; К х <с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С

ш

X -а

£ Н

ьс <

да® п

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая ма. Причем в первую очередь от губительного влияния алкоголя должны быть огорожены дети и подростки. Сама по себе это очень сложная и трудная проблема: дети живут в семьях, где еще нередко бытуют закоренелые алкогольные традиции. Молодые люди наблюдают за поведением взрослых, проявляющих чрезмерную «симпатию» к спиртным напиткам, общаются со сверстниками и старшими товарищами, испытавшими на себе манящее коварство алкогольной эйфории.

Возникает вопрос: с какого возраста следует начинать проведение антиалкогольной пропаганды среди подростков?

Первое знакомство с алкоголем у подростка происходит нередко в 10-12-летнем возрасте, когда наиболее отчетливо проявляется подражание ребенка поведению старших. С этого возраста и необходимо осторожно и постепенно внедрять в сознание маленького человека убеждение о вредном действии спиртного

Спиртные напитки должны быть полностью исключены из жизни любой семьи. При таких условиях все меры противоалкогольной он пропаганды и противоалкогольного воспита-§ ния детей были бы наиболее действенны. ^ При проведении антиалкогольного воспи-§ тания и педагоги, и родители не должны за-^ бывать, что не исключена возможность, что О кто-то из учащихся уже на личном опыте ис-w пытал эйфоризирующее действие алкоголя и g имеет к нему пристрастие. Такой подросток, ^ можно сказать, является носителем «алкоголь-^ ной заразы». Учитывая хрупкую эмоциональ-^ ность подростка и их стремление к получению § сильных впечатлений, алкоголизирующийся Щ подросток может приобщить несколько товаре рищей по классу к эпизодическим выпивкам, g Задача педагогов своевременно предотвратить С возможность таких эксцессов. Все подобные О случаи необходимо тщательно проанализи-¡3 ровать, обсудить среди коллег, работающих с S классом, где имел место «питейный» случай, ^ наметить мероприятия для недопущения его ^ повторения.

^ С детьми из пьющих семей антиалкоголь-3 ную работу и воспитание проводить особенно л трудно, так как они каждый день возвращают-<! ся в семью, где прочно укоренилась обстанов-ь ка, противоречащая самой идеи антиалкоголь-< ной работы.

Помимо личных бесед с пьющими родите-

аука и практика ^^

лями, необходимо прибегать к помощи общественности тех предприятий или учреждений, где работают родители-алкоголики. В тяжелых случаях целесообразно, чтобы обучение и воспитание подростка осуществлялись вне семьи, в интернате.

Очень важно привлечение подростка к общественной полезному труду в коллективе, где царит твердая установка на трезвый образ жизни, чтобы наиболее опытный и уважаемый член коллектива взял над подростком шефство. Поддержка авторитетного товарища, который может вовремя подсказать, как лучше справиться с той или иной жизненной трудностью, оказывается для подростка настолько важной, что он уже не сможет «опозориться» в глазах своего старшего товарища, всего коллектива, не допустит, чтобы его считали «алкоголиком» .

Сила поддержки коллектива способствует перестройке психологии подростка. Он начинает понимать многие явления в окружающей его жизни в их истинном свете, незаметно освобождается от психологического алкогольного плена.

ЛИТЕРАТУРА

1.Савостьянов А.И. Основы практической психогигиены: пособие для школьных психологов, учителей и родителей /А.И. Савостьянов. - СПб.: КАРО, 2006. - 224 с.

2.Савостьянов А.И. Психологические проблемы агрессивности современных подростков /А.И. Савостьянов // Методист. - 2010. -№1. - С. 43-44.

3.Савостьянов А.И. Агрессивность современных подростков /А.И. Савостьянов// Образование личности. -2011. -№3,- С. 16-22.

4.Савостьянов А.И. Убеждение как метод психологического воздействия при деформации семейных отношений А.И. Савостьянов // Актуальные проблемы социальной психологии и коррекционной педагогики. - М. - 2014. - С. 224-237.

5.Савостьянов А.И. Идеальный образ молодых людей, соответствующий содержанию понятия «здоровое поколение» / А.И. Савостьянов //Мир науки, культуры, образования. - М., 2016. -№5(60). - С. 20-23.

6.Савостьянов А.И. Социальному педагогу о психогигиене ребенка / А.И. Савостьянов // Методист. - 2017. - №6. - С.20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.