микроскопия позволила обнаружить резкую пролиферацию в гипертрофию гладкой эндоплазматической сети, нарушение шероховатой сети и митохондрий гепатоцитов. Такие изменения были выявлены и при установлении порога острого однократного внутрижелудочного действия ЦТФ ла организм белых крыс. ЬО;<) ЦТФ для белых крыс составила 9200 мг/кг, для белых мышей — 5100 мг/кг и для кроликов — 4000 мг/кг, коэффициент видовой чувствительности — 2,3, порог острого однократного внутрижелудочного действия—350 мг/кг. Полученные данные позволяют отнести ЦТФ к малотоксичным веществам (4-й класс опасности по ГОСТу 12.1.007—76).
Кумулятивные свойства ЦТФ исследовали в 4-месячном эксперименте на белых крысах с ежедневным внутри-желудочным введением препарата в дозе 1/10, 1/20 и 1/50 ЬОзд. На протяжении всего опыта наблюдали за внешним видом и поведением животных, определяли динамику массы тела, морфологический состав периферической крови, активность фермента каталазы, холинэстеразы цельной крови, содержание сульфгидрильных групп крови, суммационно-пороговый показатель (СПП).
У животных, подвергавшихся воздействию препарата в дозе 1/10 к 60-му дню стали появляться клинические
признаки отравления, что выражалось во взъерошенности шерсти, понижении аппетита, неопрятности. У животных, получавших ЦТФ в дозе 1/20 Ь05о, лишь к концу опыта появилось беспокойство, пропадал аппетит. В течение всего эксперимента гибели животных не наблюдалось. Установлено, что изученные дозы препарата угнетают активность каталазы, фермента холинэстеразы цельной крови, снижают содержание сульфгидрильных групп крови, увеличивают СПП, вызывают гнпохромную анемию (уменьшение количества общего гемоглобина и эритроцитов). При па-томорфологическом изучении внутренних органов обнаружены изменения гемодинамического и дистрофического характера.
Таким образоом, по результатам 4-месячного подострого опыта сделан вывод, что ЦТФ обладает слабо выраженным кумулятивным свойством. Кумуляция носит функциональный характер, зависит от величины вводимой дозы.
Для обоснования максимальной недействующей дозы ЦТФ в хроническом эксперименте нами проведен 6-месячный эксперимент на белых крысах обоего пола. Использо-
вали следующие дозы ЦТФ: 92,0, 18,4, 9.2 и 4,6 мг/кг, что соответствует 1/100 , 1/500, 1/1000 и 1/2000 от 1.0;».
В хроническом опыте проводили те же исследования, что и в подостром, а также дополнительно оценивали состояние перекисного окисления липидов (ПОЛ) в сыворотке крови и окислительного фосфорилирования а-кето-глютаровой кислоты в гомогенате печени экспериментальных животных. Кроме того, оценивали терато-, эмбрио- и гонадотоксическое действие.
Установлено, что у животных, подвергшихся воздействию ЦТФ в дозе 92,0 мг/кг, выявлены достоверные изменения массы тела животных, активности каталазы, СПП, снижение амплитуды и уменьшение светосуммы медленной вспышки свечения, а также снижение скорости окислительного фосфорилирования в тканях печени.
У животных, получавших ЦТФ в дозе 18,4 мг/кг, изменения показателей были менее значительными и имели тенденцию к восстановлению в конце эксперимента, что свидетельствует о пороговости сдвигов. Доза 9,2 мг/кг оказалась недействующей по всем изученным показателям.
Результаты оценки эмбриотоксического действия ЦТФ по ряду общепринятых показателей свидетельствуют о том, что дозы 18,4 и 9,2 мг/кг, установленные как пороговые и недействующие по общетоксическим показателям, являются соответственно пороговыми и недействующими в отношении эмбриотоксического действия.
Результаты изучения гонадотропного действия ЦТФ позволили установить, что препарат оказывает преимущественно избирательное действие лишь на мужские гонады крыс (уменьшение времени подвижности сперматозоидов, среднего числа нормальный сперматогоний, увеличение количества канальцев со слущенным эпителием), пороговая доза по этому показателю равна 9,2 мг/кг, недействующая — 4,6 мг/кг.
Сопоставление пороговых величин по органолептическо-му, общесаннтарному и санитарно-токсикологическому признакам вредности позволило обосновать ПДК ЦТФ для воды водоемов на уровне 0,06 мг/л по оргаиолепти-ческому лимитирующему показателю вредности.
Результаты наших исследований одобрены пленумом секции гигиены воды и санитарной охраны водоемов проблемной комиссии союзного значения «Научные основы гигиены окружающей среды» АМН СССР.
Поступила 25.67.8Ь
УДК 614.777:1028.387.1:С4-1.62
И. Ф. Сухачева, С. П. Белотелое, А. В. Ставский, Л. П. Панарина,
Л. А. Белотелова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ ЦИРКУЛЯЦИОННОГО ЦИКЛА В СХЕМЕ ПОДПИТКИ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ТЭЦ
Куйбышевский НИИ гигиены Минздрава РСФСР; Куйбышевская городская санэпидстанция
Сохранение запасов питьевой воды, ее экономное расходование являются одной из актуальных проблем современности, решение которой имеет важное значение для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и энергетики.
Исследования проводились па одной из ТЭЦ г. Куйбышева, которая осуществляет подготовку воды для открытой системы горячего водоснабжения ряда промышленных районов города. В качестве подпиточной используется питьевая вода городского водопровода, которая одновременно поступает в систему горячего водоснабжения (после хнмн-. ческой подготовки воды — ХПВ) и в систему циркуляционного водоснабжения (конденсатор — градирня) для получения из пара конденсата.
Использование воды циркуляционного цикла для подпитки системы горячего водоснабжения решает ряд задач, таких как уменьшение сбросов высокомннерализованных
вод в поверхностные водоемы, значительное снижение «вы-пара» в атмосферу, необходимость в предварительном подогреве воды перед ХПВ, что дает экономию электроэнергии и, самое главное, сокращает расход питьевой поды.
Основной целью исследований являлось гигиеническое обоснование использования воды циркуляционного водоснабжения ТЭЦ для подпитки открытой системы горячего водоснабжения. Подобных работ в доступной литературе не найдено.
При исследовании была также проведена оценка эффективности ХПД и работы деаэраторов, поскольку при использовании для подпитки системы горячего водоснабжения циркуляционной воды она будет проходить указанные этапы водоподготовки. Для решения поставленных задач оценивалось качество воды по этапам водоподготовки ТЭЦ и в системе циркуляционного водоснабжения; контролем служила вода, подаваемая населению. Прово-
дился 2-, 3-кратный ежемесячный отбор проб воды; комплекс оценочных показателей соответствовал ГОСТу ¿874—82 при дополнительном определения растворенных кислорода и углекислого газа, химического потребления кислорода, аммонийного и нитратного азота, а также ряда металлов.
Всего было отобрано 207 проб воды и выполнено около 4800 анализов. В результате проведенных исследований получена детальная информация о качестве воды, достаточная для достижения поставленной цели, а также для осуществления математической обработки полученных данных. Результаты анализа поступающей водопроводной воды, воды градирни (уязвимое место в циркуляционном цикле) и воды, подаваемой потребителю, были обработаны статистически с применением критериев Колмагорова — Смирнова для двух независимых совокупностей [2].
По органолептическим свойствам и наличию токсических химических веществ вода циркуляционного цикла соответствует показателям качества на этапах водоподготов-ки и нормативам соответствующего ГОСТа. Однако было охмечено, что степень минерализации (по сухому остатку) и жесткости циркуляционной воды, хотя и соответствовала требованиям стандарта, была выше значений этих показателей для воды по этапам водоподготовкн и подаваемой населению (сухой остаток составлял 406,6, 293,0 и 294,5 мг/л, жесткость—5,1, 3,2 и 3,5 мг экв/л). Это превышение статистически достоверно и естественно при раздельной эксплуатации систем горячего водоснабжения и циркуляционной в связи с выпаром из градирни в атмосферу. Но при заборе из циркуляционной системы воды на подпитку скорость обмена воды в ней будет увеличиваться, а за счет снижения се температуры будет уменьшаться и выпар в атмосферу. Следовательно, повышения минерализации и жесткости в прогностическом плане ожидать не следует. Статистической обработке были подвергнуты результаты исследований химического потребления кислорода и нитратов, но достоверных различий получено не было.
В динамике других тестированных показателей по этапам водоподготовкн (в циркуляционном цикле, в поступающей и подаваемой населению воде) изменений практически не отмечено. Следовательно, приоритетными показателями в данном случае выступает минерализация (по сухому остатку) и жесткость, связанные непосредственно с технологическим процессом водоподготовкн. На эти показатели должно быть обращено внимание в течение всего периода исследований, а информацией о составе и свойствах горячей воды по другим показателям можно ограничиваться в контрольные сроки исследований.
Циркуляционная вода будет проходить этап ХПД, ко-
торая, как показали наши наблюдения, работает эффективно. Этот вывод сделан на основании анализа амплитуд колебаний величины минерализации, жесткости и щелочности не только по средним значениям, но и по данным помесячных наблюдений и амплитуде колебании этих величин. Качественные характеристики подпиточной воды циркуляционного цикла будут приближаться к таковым, определяемым в настоящее время для воды после химической очистки.
Эффект работы вакуумных деаэраторов в отношении уменьшения количества «агрессивных» газов (кислорода, углекислоты), судя по динамике последних, достаточен. Содержание углекислого газа в воде циркуляционного цикла ниже, чем на этапах водоподготовкн (0,66 и 2,02 мг/л соответственно). Минимальное его количество (0,2 мг/л) найдено после конденсатора и связано скорее всего с ее подогревом.
При проведенных параллельно бактериологических исследованиях выявлено некоторое ухудшение качества воды, которое, однако, не носит достоверного характера. Бактериологические критерии, следовательно, не могут быть отнесены в разряд приоритетных. Кроме того, нестандартность воды по микробиологическим показателям отмечалась преимущественно в летний период как в поступающей водопроводной воде, так и в воде на этапах водоподготовкн. При этом после ХПД и вакуумной деаэрации наблюдалась тенденция к увеличению микрофлоры с доминированием кишечной палочки. Указанное связано с ненадежностью вакуумной деаэрации в отношении освобождения воды от микрофлоры, что было ранее обнаружено при сравнительной оценке способов деаэрации [1]. Появление бактерий в воде циркуляционного водоснабжения обусловлено наличием оптимальных температур (27— 40"С), разрывов водной струи в чашах градирен, а также отсутствием санитарно-защитной зоны последних.
Таким образом, результаты исследований, проведенных на ТЭЦ, позволили обосновать возможность использования в качестве подпитки системы горячего водоснабжения воды циркуляционного цикла. По итогам работы были разработаны соответствующие гигиенические рекомендации, использованные в проекте реконструкции ТЭЦ.
Литература
1. Белотслова Л. А. // Вопросы коммунальной и промышленной гигиены. — М., 1985. — С. 19—22.
2. Статистические методы исследования в медицине и здравоохранении / Под ред. Л. Е. Полякова. — Л., 1971.
Поступила 30.05.86
УДК 61'1.777:547.291'298.1 )-074
А. С. Саратиков, Е. М. Трофимович, Т. П. Новожеева, Т. А. Зимина, М. Р. Ожегина, Е. А. Морокова, Е. В. Мелик-Гайказян, Т. К. Никитенко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ФОРМАМИДА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Томский медицинский институт
Формамнд (амид муравьиной кислоты) используется в органическом синтезе, синтезе лекарственных « душистых веществ, красителей [2]. Представляет собой жидкость без цвета и запаха с температурой кипения 192—195°С; плотность при 20 °С 1,1334, летучесть 0,69 мг/л. Легко растворим в воде, низших спиртах и гликолях. Разработаны количественные методы определения формамида в воде, основанные на определении аммиака после кислотного гидролиза или на гидроксамовой реакции без гидролиза [7, 8].
В данной работе обосновано гигиеническое регламентирование формамида в воде по общепринятой схеме [4—6]. Для исследования использован образец формамида, содержащий 99 % основного вещества.
Формамид в концентрациях до 25 мг/л не придает воде посторонних запаха, привкуса, окраски и не вызывает вспенивания. При хлорировании в режиме обезвреживания питьевой воды и нагревании водных растворов формамида до 60 °С органолептическне свойства воды не изменяются.
Исследование динамики содержания формамида в воде колориметрическим методом [71'свидетельствует о стабильности соединения. Через 1 сут формамид распадается в воде на 16%, через 3 сут—на 36%, но даже к 7-м суткам не достигается уровень полураспада.
Формамид нарушает углеродистую фазу самоочищения воды водоемов, повышает БГ1К. Результаты изучения влияния формамида на БЙКм позволяют признать дейстп\ю-щей концентрацией 5 мг/л, пороговой — 1 мг/л.