дился 2-, 3-кратный ежемесячный отбор проб воды; комплекс оценочных показателей соответствовал ГОСТу ¿874—82 при дополнительном определения растворенных кислорода и углекислого газа, химического потребления кислорода, аммонийного и нитратного азота, а также ряда металлов.
Всего было отобрано 207 проб воды и выполнено около 4800 анализов. В результате проведенных исследований получена детальная информация о качестве воды, достаточная для достижения поставленной цели, а также для осуществления математической обработки полученных данных. Результаты анализа поступающей водопроводной воды, воды градирни (уязвимое место в циркуляционном цикле) и воды, подаваемой потребителю, были обработаны статистически с применением критериев Колмагорова — Смирнова для двух независимых совокупностей [2].
По органолептическим свойствам и наличию токсических химических веществ вода циркуляционного цикла соответствует показателям качества на этапах водоподготов-ки и нормативам соответствующего ГОСТа. Однако было охмечено, что степень минерализации (по сухому остатку) и жесткости циркуляционной воды, хотя и соответствовала требованиям стандарта, была выше значений этих показателей для воды по этапам водоподготовкн и подаваемой населению (сухой остаток составлял 406,6, 293,0 и 294,5 мг/л, жесткость—5,1, 3,2 и 3,5 мг экв/л). Это превышение статистически достоверно и естественно при раздельной эксплуатации систем горячего водоснабжения и циркуляционной в связи с выпаром из градирни в атмосферу. Но при заборе из циркуляционной системы воды на подпитку скорость обмена воды в ней будет увеличиваться, а за счет снижения се температуры будет уменьшаться и выпар в атмосферу. Следовательно, повышения минерализации и жесткости в прогностическом плане ожидать не следует. Статистической обработке были подвергнуты результаты исследований химического потребления кислорода и нитратов, но достоверных различий получено не было.
В динамике других тестированных показателей по этапам водоподготовкн (в циркуляционном цикле, в поступающей и подаваемой населению воде) изменений практически не отмечено. Следовательно, приоритетными показателями в данном случае выступает минерализация (по сухому остатку) и жесткость, связанные непосредственно с технологическим процессом водоподготовкн. На эти показатели должно быть обращено внимание в течение всего периода исследований, а информацией о составе и свойствах горячей воды по другим показателям можно ограничиваться в контрольные сроки исследований.
Циркуляционная вода будет проходить этап ХПД, ко-
торая, как показали наши наблюдения, работает эффективно. Этот вывод сделан на основании анализа амплитуд колебаний величины минерализации, жесткости и щелочности не только по средним значениям, но и по данным помесячных наблюдений и амплитуде колебании этих величин. Качественные характеристики подпиточной воды циркуляционного цикла будут приближаться к таковым, определяемым в настоящее время для воды после химической очистки.
Эффект работы вакуумных деаэраторов в отношении уменьшения количества «агрессивных» газов (кислорода, углекислоты), судя по динамике последних, достаточен. Содержание углекислого газа в воде циркуляционного цикла ниже, чем на этапах водоподготовкн (0,66 и 2,02 мг/л соответственно). Минимальное его количество (0,2 мг/л) найдено после конденсатора и связано скорее всего с ее подогревом.
При проведенных параллельно бактериологических исследованиях выявлено некоторое ухудшение качества воды, которое, однако, не носит достоверного характера. Бактериологические критерии, следовательно, не могут быть отнесены в разряд приоритетных. Кроме того, нестандартность воды по микробиологическим показателям отмечалась преимущественно в летний период как в поступающей водопроводной воде, так и в воде на этапах водоподготовкн. При этом после ХПД и вакуумной деаэрации наблюдалась тенденция к увеличению микрофлоры с доминированием кишечной палочки. Указанное связано с ненадежностью вакуумной деаэрации в отношении освобождения воды от микрофлоры, что было ранее обнаружено при сравнительной оценке способов деаэрации [1]. Появление бактерий в воде циркуляционного водоснабжения обусловлено наличием оптимальных температур (27— 40"С), разрывов водной струи в чашах градирен, а также отсутствием санитарно-защитной зоны последних.
Таким образом, результаты исследований, проведенных на ТЭЦ, позволили обосновать возможность использования в качестве подпитки системы горячего водоснабжения воды циркуляционного цикла. По итогам работы были разработаны соответствующие гигиенические рекомендации, использованные в проекте реконструкции ТЭЦ.
Литература
1. Белотслова Л. А. // Вопросы коммунальной и промышленной гигиены. — М., 1985. — С. 19—22.
2. Статистические методы исследования в медицине и здравоохранении / Под ред. Л. Е. Полякова. — Л., 1971.
Поступила 30.05.86
УДК 61'1.777:547.291'298.1 )-074
А. С. Саратиков, Е. М. Трофимович, Т. П. Новожеева, Т. А. Зимина, М. Р. Ожегина, Е. А. Морокова, Е. В. Мелик-Гайказян, Т. К. Никитенко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ФОРМАМИДА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Томский медицинский институт
Формамнд (амид муравьиной кислоты) используется в органическом синтезе, синтезе лекарственных « душистых веществ, красителей [2]. Представляет собой жидкость без цвета и запаха с температурой кипения 192—195°С; плотность при 20 °С 1,1334, летучесть 0,69 мг/л. Легко растворим в воде, низших спиртах и гликолях. Разработаны количественные методы определения формамида в воде, основанные на определении аммиака после кислотного гидролиза или на гидроксамовой реакции без гидролиза [7, 8].
В данной работе обосновано гигиеническое регламентирование формамида в воде по общепринятой схеме [4—6]. Для исследования использован образец формамида, содержащий 99 % основного вещества.
Формамид в концентрациях до 25 мг/л не придает воде посторонних запаха, привкуса, окраски и не вызывает вспенивания. При хлорировании в режиме обезвреживания питьевой воды и нагревании водных растворов формамида до 60 °С органолептическне свойства воды не изменяются.
Исследование динамики содержания формамида в воде колориметрическим методом [71'свидетельствует о стабильности соединения. Через 1 сут формамид распадается в воде на 16%, через 3 сут—на 36%, но даже к 7-м суткам не достигается уровень полураспада.
Формамид нарушает углеродистую фазу самоочищения воды водоемов, повышает БГ1К. Результаты изучения влияния формамида на БЙКм позволяют признать дейстп\ю-щей концентрацией 5 мг/л, пороговой — 1 мг/л.
— 72 —
В концентрациях до 5 мг/дм3 формамнд не изменяет пермангаиатную окнсляемость воды. Вследствие гидролиза с образованием муравьиной кислоты он сдвигает рН воды в кислую сторону.
Острую токсичность формамнда определяли на белых беспородных мышах и крысах при внутрнжелудочном введении в организм в водном растворе. Формамид относится к веществам с умеренной острой токсичностью (3-й класс опасности по ГОСТу 12.1.007—76); Ьйк,, рассчитанная по методу Лнтчфилда и Уилкоксона [1], составляет для мышей 2150 мг/кг, для крыс 5700 мг/кг.
Клиническая картина интоксикации характеризовалась в основном поражением ЦНС (нарушение координации движении, снижение двигательной активности, возбудимости и мышечного тонуса; у части животных наблюдался тремор, клонические судороги) и расстройством дыхания.
Определение кумулятивных свойств формамида на белых крысах по методу Цт и соавт. [10] свидетельствует о наличии у этого соединения выраженных кумулятивных свойств: коэффициенты кумуляции на уровне Ь01С, ЬО50 и составляют 1,53, 1,54 и 1,56 соответственно.
Токснкодинамнка формамида, показатели острой токсичности и кумуляции соответствуют описанным в литературе [3, 9].
Формамид обладает кожно-резорбтивным действием, в больших концентрациях вызывает конъюнктивит, но не оказывает местно-раздражающего влияния на кожу [3].
При планировании хронического эксперимента применяли расчетный метод прогнозирования максимальных недействующих доз (МНД) с использованием следующих уравнений регрессии [6]: 1д МНД=0,886 Ш.зо —3,602 и ^ МНД=0,880 ^ ОЦо-3,54.
МНД, рассчитанные по этим формулам, равны 0,53 и 0,58 мг/кг соответственно.
Исходя из результатов математического прогнозирования параметров хронической токсичности формамида, в 6-месячном саннтарно-токсикологическом эксперименте на белых крысах-самцах использовали дозы 0,05, 0,50 и 5,0 мг/кг. Вещество вводили внутрижелудочно в водных растворах в объеме 1 мл на 100 г массы натощак.
Состояние животных оценивали по динамике массы тела, количества эритроцитов, лейкоцитов и ретикулоцитов, содержания гемоглобина, лейкоцитарной формулы, брэм-сульфалеииовой пробы, активности щелочной фосфатазы, аланнн- и аспартатамннотрансфераз в сыворотке крови, суточного диуреза, содержания в моче уробилина, белка, сахара и креатннина, ЭКГ, суммационно-порогового показателя (СПП) и теста «открытого поля».
По окончании эксперимента животных декапитировали и определяли коэффициенты массы внутренних органов.
Формамнд в условиях длительного поступления в организм животных в дозе 5 мг/кг вызывал статистически достоверное замедление выделения бромсульфамина, повышение содержания белка в моче, укорочение СПП. В дозах 0,05 и 0,5 мг/кг формамнд не вызывал существенных изменений изучаемых показателей, вследствие чего дозу 0,5 мг/кг следует считать максимальной недействующей.
Сопоставление максимальной недействующей концентрации формамида (10 мг/л) и пороговой концентрации по влиянию на санитарный режим водоемов (1 мг/л) позволяет считать лимитирующим показателем общесаннтарный и рекомендовать ПДК формамида в воде водоемов на уровне 1 мг/л. По критериям гигиенических нормативов для воды водных объектов формамид следует отнести к 3-му классу опасности.
Литература
1. Беленький M. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. — Л., 1963. — С. 81.
2. Вредные вещества в промышленности. — Л., 1976.— Т. 2. — С. 35—36.
3. Заева Г. 11., Виноградова К■ Л.. Савина М. Л., Осипенко II. И. // Токсикология новых промышленных химических веществ.— Л., 1967. —Вып. 9, —С. 163—174.
4. Методические рекомендации по гигиенической оценке стабильности и трансформации химических веществ в водной среде. — М., 1980.
5. Методические указания по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов. — М., 1976.
6. Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов. — М., 1979.
7. Осипенко И. И. // Гиг. и сан. — 1968. — № 12 — С. 58—60.
8. Формамид. (Центр международных проектов ГКНТ, № 56). —М„ 1984.
9. Azum-Gelade M. С. Contribution al etude du mecanism d'action toxique de la formainide et des ses derives N-melhyles et N-ethyles: These doct. — Toulouse, 1974. (Рж Биохимия. — 1976, —T. 21, —С. 60).
10. Um R., Rink К., Glass H. // Arch. int. Pharmacodvn — 1961. —Vol. 130, N 3—4, —P. 355.
Поступила 02.0G.86
УДК 614.777:621.564 + 615.917:547.412.126.23
В. И. Антонова, 3. А. Салмана, И. А. Петрова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФРЕОНА-12 И ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ ЕГО В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Фреон-12 (дихлордифторпропан) обладает хорошими термодинамическими свойствами, химической инертностью, негорючестью, низкой токсичностью и в настоящее время широко применяется в промышленности [1]. При нормальных условиях это бесцветный газ с очень слабым запахом, напоминающим четыреххлэристый углерод. ¿Молекулярная масса 120,92. Температура кипения —29,8 "С, упругость пара при 20 °С 5,779 атм. Он хорошо растворяется в спирте, эфире, пиридине и других органических растворителях, масле. Растворимость в воде при 26 °С составляет 280 мг/л, с понижением температуры воды растворимость возрастает. При обычной температуре устойчив, при 400 °С разлагается с образованием HCl, HF, СОС12 и фторфосге-на [5]. При промышленном получении фреона-12 сточные воды содержат 30% HCl, 1 % HF, от 0.1 до 0,01 % фрео-на-22.
Токсичность фреона-12 при ингаляционном воздействии на организм низкая [2, 4]. Препарат относится к классу
малоопасных веществ (ГОСТ 12.1.007—76). По биологическому действию он является слабым наркотиком.
С целью гигиенического регламентирования фреона-12 в воде водоемов мы использовали продукт, соответствующий ГОСТу 8501—57 и содержащий, по данным хрома-тографического анализа, 99,5 об.% фреона-12, 0,03 об.% фреона-13 и 0,46 об.% примесей из воздуха. Растворы различных концентраций фреона-12 для изучения готовили путем барбатирования его через охлажденную воду (5°С) при постоянном перемешивании на электромагнитной мешалке. Контроль количественного содержания препарата в воде осуществляли методом, основанным на выдувании его из воды и сжигании в кварцевой трубке над платиновой сеткой с последующим колориметрнрованием фтор-иона. Предел определения 1 мг/л [3].
Установлена высокая стабильность фреона-12 в воде. При имитации зимних условий в течение 1 мес сохраняется 80—90 % его количества от исходного. При температуре
— 73 -г