ш
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990
УДК 614.777:574.64
Я. Я. Фомочкин, В. В. Михайлов, В. А. Королев, Ю. Я. Колесников,
В. Б. Левандовский
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ КАТАМИНА АБ ФРАКЦИИ
с,2— с14 в ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Крымский медицинский институт, Симферополь
Катамин АБ — поверхностно-активное вещество с эмпирической формулой ИЫСдН^С! — широко используется в виде водных растворов ал-килдиметилбензиламмония хлорида и его гомологов фракции С12—Си в качестве эмульгатора, ингибитора коррозии, дезинфектанта и антистатика. В сточные воды он может попадать или в процессе производства (проливы, промывка аппаратуры), или в случае его применения . (при фильтрации).
Катамин АБ не окрашивает воду, но придает ей специфический запах и неприятный привкус. Хлорирование водных растворов препарата не приводит к усилению или появлению хлорфе-нольных запахов. Пороговые концентрации ката-мина АБ [5, 8] по привкусу составили 4,85 мг/л, запаху — 50,3 мг/л, пенообразованию — 1 мг/л. Косвенным путем (по запаху) и аналитическим методом установлено, что препарат является стойким в воде веществом [5].
При изучении влияния катамина АБ на общий санитарный режим водоемов в течение 24 ч и через 1, 3, 6, 8, 10, 15 и 20 сут после добавления к воде препарата определяли динамику биохимического потребления кислорода (БПК), процессов нитрификации азотсодержащих органических веществ, окисляемость, рН воды, а также интенсивность развития водной неспецифической микрофлоры [2, 8]. Установлено, что в концентрациях 0,25, 0,5 и 1 мг/л препарат понижал БПК соответственно на 11, 15 и 22%. Наблюдалось также замедление процессов аммонификации и дальнейшего окисления аммиака в нитриты и нитраты, крайне незначительно повышалась окисляемость, закономерные изменения содержания растворенного в воде кислорода отсутствовали. Препарат не оказывал влияния на рН воды. Результаты изучения изменения микробного числа не позволили выявить какую-либо закономерность в зависимости его от концентрации катамина АБ. Пороговой для катамина АБ по влиянию на санитарный режим водоемов признана концентрация 0,25 мг/л.
Острые эксперименты на 152 беспородных крысах и 80 мышах обоего пола с внутрижелудоч-ным введением водных растворов катамина АБ позволили установить, что для крыс-самок
составляет 970±61 мг/кг, крыс-самцов — 760=ь ±75 мг/кг, белых мышей — 520+54 мг/кг. Индекс кумуляции для этих животных соответственно равнялся 0,15, 0,33 и 0,21. Клиническая
картина интоксикации развивалась медленно и свидетельствовала об угнетении ЦНС с последующей остановкой дыхания: животные становились малоподвижными, слабо реагировали на внешние раздражители, наблюдалось угнетение дыхания с явлениями цианоза. Смерть наступала на 1—4-е сутки эксперимента, животные погибали в застывшей позе без мышечных подергиваний и судорог. При вскрытии погибших и выживших животных во внутренних органах (печень, почки, головной мозг) обнаружены гемоди-намические, дистрофические и некробиотические изменения. С учетом принятой в СССР классификации соединений по токсичности катамин АБ фракции С12—Си следует отнести к умеренно токсичным веществам.
В подострых экспериментах длительностью 45 сут на 120 крысах обоего пола изучено действие доз 20, 40 и 100 мг/кг. Состояние подопытных животных оценивали на 10, 20, 30, 45-е сутки эксперимента по гематологическим (гемоглобин, эритроциты, цветовой показатель, ретикуло-циты, лейкоцитарная формула), физиологическим (артериальное давление, ЭКГ) и биохимическим (активность амилазы, трансаминаз, хо-линэстеразы, содержание общего белка, мочевины, азота мочевины и глюкозы в крови) показателям. Кроме того, на 45-е сутки проводили гта-томорфологические исследования головного мозга, сердца, печени, почек, селезенки; гистохимическими методами изучали активность сукци-нат- и лактатдегидрогеназ (СДГ, ЛДГ) [7] в тканях печени, почек и головного мозга; определяли абсолютную и относительную массу внутренних органов, оценивали состояние семенников (количество канальцев со слущенным эпителием, нормальных сперматогоний, размеры, объем, плотность и относительную массу) и яичников (количество примордиальных фолликулов, фолликулов с двумя и более слоями гранулезных клеток, зрелых фолликулов, желтых и атретиче-ских тел) [11]. Достоверность показателей оценивали по отношению к фону и контролю [1]. При определении пороговых доз наряду с критерием вредности принимали во внимание уровень вероятности наступления учитываемого сдвига.
Катамин АБ в испытанных дозах не оказывал существенного влияния на содержание гемоглобина, эритроцитов, цветовой показатель, уровень общего белка сыворотки крови. В то же
время имели место увеличение числа лимфоцитов и уменьшение числа нейтрофилов в крови, наиболее закономерное у животных, получавших дозу 100 мг/кг. Активность холинэстеразы, а на отдельных этапах опыта амилазы и трансами-наз понижалась, содержание глюкозы в крови несколько увеличивалось (в опыте 6,22 против 4,89 ммоль/л в контроле; р<0,001), мочевины и азота мочевины уменьшалось (соответственно 6,05 и 2,82 в опыте против 6,85 и 3,19 ммоль/л в контроле; р<0,001). В головном мозге, печени, почках, миокарде обнаружены отек, дистрофические и некробиотические изменения. В ге-патоцитах установлено значительное понижение активности СДГ и ЛДГ, находящееся в прямой зависимости от дозы вводимого препарата. У самцов наблюдались увеличение количества канальцев со слущенным сперматогенным эпителием и уменьшение нормальных сперматогоний, у самок — увеличение числа атретических тел и атрезирующих фолликулов, наиболее выраженное при испытании доз катамина АБ 100 и 40 мг/кг. Пороговая доза на уровне 20 мг/кг, установленная по общетоксическому действию, оказала отрицательное влияние на функцию гонад. Полученные в ходе подострого эксперимента данные позволяют сделать заключение о политропной активности катамина АБ фракции С12—Си- Отношение ЬО50 к пороговой дозе в подостром опыте [4] составило 50, что позволяет отнести препарат к среднекумулятивным веществам.
С целью установления пороговой и максимальной недействующей (МНД) доз проведены хронические (6 мес) эксперименты на 200 крысах (120 самцов и 80 самок). Катамин АБ вводили в желудок в дозах 10, 1 и 0,1 мг/кг, при выборе которых исходили из результатов острого, подострого опытов и расчетных данных [3]. Функциональное состояние органов и систем оценивали через каждые 30 дней после затравки по тем же тестам, что и в подостром опыте, дополнив их суммационно-пороговым показателем [12], показателями генеративной функции, мутагенной активности [11], аллергенного [10] и кожно-резорбтивного [6] действия. Анализ результатов хронического эксперимента выявил наиболее значительные изменения ряда показателей функционального состояния белых крыс при введении препарата в дозе 10 мг/кг, менее существенные изменения обнаружены при применении дозы 1 мг/кг, что позволяет считать эту дозу пороговой для условий опыта. Поскольку доза 0,1 мг/кг не вызвала изменения изучаемых показателей, то ее можно считать максимальной недействующей. МНД катамина АБ, уста-
новленная по общетоксическому действию, оказалась недействующей и по влиянию на генеративную функцию. Пороговой дозой по влиянию катамина АБ на репродуктивную функцию является доза 1 мг/кг. Она совпала с пороговой дозой по общетоксическому действию. Ни одна из изученных доз катамина АБ не вызывала мутагенного эффекта. Препарат оказывает кожно-резорбтивное действие (МНД 2000 мг/л). Орально-кожный коэффициент, характеризующий кож-но-резорбтивную опасность, составил 0,13, что позволяет отнести катамин АБ по этому признаку вредности к относительно малоопасным веществам.
На основании комплексной оценки экспериментальных данных [9] катамин АБ фракции С12—Сн следует отнести ко 2-му классу опасности (высокоопасные вещества) и рекомендовать концентрацию 0,25 мг/л в качестве ПДК для воды водоемов. Лимитирующий признак вредности — общесанитарный (влияние на БПК).
Литература
1. Беленький М. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта.— Л., 1963. — С. 33—62; 149.
2. Вода питьевая: Методы анализа.— М., 1976. — С. 140— 158.
3. Красовский Г. Н., Жолдакова 3. ИЕгорова Н. А. // Проблема пороговости в токсикологии.— М., 1979. — С. 27—50.
4. Красовский Г. Н., Королев А. А., Шиган С. А. // Гиг. и сан.— 1970.— № 3. — С. 83—88.
5. Методические рекомендации по гигиенической оценке стабильности и трансформации химических веществ в водной среде.— М., 1980.
6. Методические рекомендации по изучению кожно-резорбтивного действия химических соединений при гигиеническом регламентировании их содержания в воде.— М., 1981.
7. Методические указания по применению унифицированных клинических лабораторных методов исследования/Под ред. В. В. Меньшикова.— М., 1973.
8. Методические указания по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов.— М., 1976.
9. Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов.'— М., 1979.
10. Методические указания по изучению аллергенного действия при обосновании предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов.— М., 1980.
11. Методы экспериментального исследования по установлению порогов действия промышленных ядов на генеративную функцию с целью гигиенического нормирования: Метод, рекомендации / Саноцкий И. В. и др.— М, 1978.
12. Шибанов С. Э., Михайлов В. В. Некоторые нормальные показатели у белых крыс. — Рукопись деп. в
ВИНИТИ. № 3811-83, 1983.
Поступила 15.05.89