Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ СИСТЕМЕ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ СИСТЕМЕ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — M.А. Шарова, В.И. Белявская, Т.В. Шумкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the direction of combined lighting luminous flux on the visual work capacity in schoolchildren was studied. Three variants of light direction were studied in the institute lighting engineering laboratory in the conditions of light medium modelling. Light engineering and physiological studies showed that left-side direction of luminous flux from bias lighting created the optimal conditions for schoolchildren’s visual work capacity.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ СИСТЕМЕ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ»

структаж и световые раздражители происходит лишь у лиц 1-й группы.

При инструктаже, как видно из данных таблицы, у высококвалифицированных рабочих увеличение частоты пульса по сравнению с покоем составило 11,01 в минуту, что на 6,48 больше (Р<0,001), чем у плохо освоивших профессию рабочих. Аналогичное учащение пульса выявлено у хорошо закончивших ПТУ подростков — 8,79 в минуту, что на 5,48 больше, чем у их сверстников, плохо овладевших профессией (/><0,001). При световых сигналах разница в частоте пульса у квалифицированных рабочих составляла 6,1 в минуту, что на 5,46 больше, чем у неквалифицированных (Я<0,01), а у выпускников ПТУ обеих групп вегетативный компонент на световые раздражители был менее выражен. У профессионально плохо подготовленных подростков наблюдалось даже снижение частоты пульса по сравнению с покоем в среднем на 0,62 в минуту.

Таким образом, у рабочих и выпускников ПТУ, плохо освоивших профессию, отмечено слабое проявление вегетативного компонента условных реакций по сравнению с квалифицированными рабочими и хорошо освоившими профессию выпускниками ПТУ. Это свидетельствует о слабо проявляющемся у этих лиц взаимодействии коры и подкорковых образований головного мозга при условнорефлекторной деятельности. Четкая взаимосвязь в их деятельности, как это происходит у рабочих и подростков 1-й группы, обусловливает хорошую мобилизацию всех функций организма, необходимых для выработки сложных двигательных навыков, осуществляемых путем вовлечения большого числа физиологических функций и систем в такой профессии, как электрогазосварщик.

В течение всей сварочной операции электрогазосварщик ведет непрерывный контроль за точным движением электрода и зоной сварки, контролируя одновременно несколько параметров, оказывающих влияние на качество шва, и должен реагировать на их изменения. Это требует от него устойчивости и скорости переключения внимания. Изучение свойств внимания показало, что у хорошо освоивших профессию рабочих и подростков показатель устойчивости внимания выше (Р<0,05). Аналогичные статистически достоверные результаты (Р<;0,01) получены при опреде-

лении времени переключения внимания. Установлено, что рабочие и выпускники ПТУ, включенные в 1-ю группу, обладают более устойчивым вниманием и быстрым переключением по сравнению с лицами 2-й группы. При этом уровень функционирования этих показателей у подростков обеих групп был такой же, как у стажирован-ных рабочих.

Выводы. 1. Выявлены существенные различия индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности и функции внимания у квалифицированных и плохо освоивших профессию электрогазосварщиков, а также у выпускников ПТУ с неодинаковым уровнем овладения профессией.

2. У квалифицированных рабочих и выпускников ПТУ были лучше показатели подвижности возбудительного и тормозного процессов, уравновешенности основных нервных процессов, взаимодействия коры с подкорковыми образованиями головного мозга в процессе условнорефлекторной деятельности, устойчивости и скорости переключения внимания, чем у лиц, плохо освоивших профессию.

3. Полученные данные служат основой для разработки психофизиологических критериев пригодности к профессии электрогазосварщика и проведения профессиональной ориентации и отбора молодежи для этих профессий.

Литература. Агарков В. И. — Гиг. и сан., 1979, № 8,

с. 68—69.

Глебов А. 3. Основы эргономики сварочного производства. Тула, 1978.

Карцев И. Д., Халдеева J1. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности пол-ростков к различным профессиям. М., 1977. Небылицын Н. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. Солонин Ю. Г. — В кн.: Актуальные вопросы физиологии и психологии труда в условиях механизированного и автоматизированного производства. М., I960, с. 26—31. Профессиограми. София, 1973, с. 48—51.

Поступила 16.03 S3

Summary. Individual typological characteristics of the higher nervous activity and functions of attention in elec-trowelders were studied. Psychophysiological functions characteristic of the given profession and obligatory for the efficiency in individuals with a different degree of occupational skill (vocational school graduates and experienced workers) were identified and experimentally proved in terms of their occupational significance.

УДК 613-955-02:613.165

M. А. Шарова, В. И. Белявская, Т. В. Шумкова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ СИСТЕМЕ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В настоящее время во многих странах в связи с экономней энергетических ресурсов уделяется

большое внимание эффективному использованию видимой радиации. Поэтому определенный инте-

2'

— 35 —

рес представляет проблема совмещенного освещения, т. е. применение дополнительного искусственного освещения при максимальном использовании естественного света.

Актуальность проблемы совмещенного освещения в общеобразовательных школах обусловлена внедрением новых принципов проектирования и строительства с укрупненным объемно-планировочным модулем, что привело к увеличению глубины учебных помещений до 9—10 м.

Как показали исследования (М. А. Шарова и В. И. Белявская), в учебных помещениях с большой глубиной заложения нормативный показатель — коэффициент естественного освещения (КЕО) 1,5% обеспечивается только на расстоянии не более 5 м от окна, а в остальной части помещения естественное освещение крайне неудовлетворительно. Кроме того, расчетные и натуральные данные естественного освещения в учебных помещениях школьных зданий свидетельствуют о том, что в связи с особенностями светового климата ряда светоклнматических поясов СССР уровни естественной освещенности даже в зоне с достаточным КЕО (1,5% и выше) большую часть учебного времени бывают значительно ниже нормативных. Так, в Москве время использования естественного освещения в течение 1-й смены учебных занятий в школе составляет 50 % учебного времени (М. А. Шарова, В. И. Белявская), а в северных широтах недостаточное естественное освещение в учебных помещениях школ дополняется искусственным в течение еще большего времени (С. П. Соловьев и соавт.).

В литературе имеется значительное число работ, посвященных изучению влияния отдельно искусственного (Н. М. Данцинг; Е. М. Белостоц-кая; 3. А. Скобарева; Ю. Д. Жилов) и естественного (М. А. Шарова) освещения на растущий организм и отсутствуют материалы исследования совмещенного освещения и его действия на зрительную работоспособность учащихся. Вместе с тем известно, что при устройстве совмещенного освещения должна быть создана принципиально новая система, при которой достигается полная согласованность искусственного и естественного света.

В связи с этим в проблеме гигиены совмещенного освещения новым и актуальным вопросом является изучение зрительной работоспособности учащихся при сочетанном действии различных составляющих, которые являются основой устройства данного вида освещения. Система рационального устройства совмещенного освещения определяется спектральным составом света, правильным соотношением количественных показателей двух световых потоков (естественного и искусственного света) и их направленностью.

Ранее проведенные нами исследования по изучению спектрального состава света и обоснованию оптимальных количественных соотношений двух световых потоков показали, что наилучшим

спектральным составом обладают люминесцентные лампы типа ЛЕ, а количественное соотношение естественного света к дополнительному искусственному должно составлять 2 : 1. При указанных условиях наблюдается высокий уровень зрительной работоспособности учащихся.

На основании полученных данных по двум составляющим совмещенного освещения стало возможным приступить к изучению оптимальной направленности двух световых потоков — основного естественного от окна и дополнительного искусственного.

В литературе имеются разноречивые рекомендации архитекторов и светотехников, которые основываются на данных светотехнических исследований и расчетов по выбору оптимальной направленности световых потоков. Hopkinson считает, что дополнительное искусственное освещение не должно конкурировать с естественным светом, поэтому светильники следует размещать в глубине помещения с целью обеспечения требуемых для работы уровней освещенности. А. И. Па-нуров, Dahmen рекомендуют при устройстве совмещенного освещения в аудиториях вузов и школах подсвечивать границу зон помещения с достаточным и недостаточным освещением, что обеспечивает сохранение левосторонней направленности светового потока при обычном боковом расположении окон в классе. Karfikova Считает, что наиболее правильное направление света в учебных помещениях обеспечивается при размещении светильников дополнительного искусственного освещения слева и сверху. При этом ученик не затеняет рабочую поверхность и источник света не находится в его поле зрения.

Исходя из сказанного, следует заметить, что до сих пор отсутствуют данные изучения зрительной работоспособности учащихся при различной направленности световых потоков в системе совмещенного освещения.

В связи с этим задачей нашей работы являлось изучение зрительной работоспособности учащихся при системе совмещенного освещения с учетом направленности световых потоков. При этом сохранялись рекомендованный нами ранее спектральный состав люминесцентных ламп и оптимальное количественное соотношение световых потоков применительно к общеобразовательным школам.

Исследования выполнялись в светотехнической лаборатории Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, где была создана специальная экспериментальная установка, состоящая из потолочных, настенных светильников и «искусственного окна», что обеспечило три варианта направленности дополнительного светового потока по отношению к основному от бокового окна (рис. 1): I — боковое левостороннее освещение с верхним подсветом; II — боковое левостороннее освещение с правосторонним боковым подсветом; III — боковое левостороннее освещение с верхне-

Рис. 1. Варианты освещения при различной направленности дополнительного светового потока в системе совмещенного освещения. I. 11. III — варианты направленности света в системе совмещенного освещения; I — искусственное окно: 2 — светильники дополнительного искусственного освещения.

левым подсветом. При всех вариантах уровни горизонтальной освещенности на столах составляли приблизительно 300 лк, что соответствовало нормативной освещенности для учебных помещений согласно СНиП П—4,79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». В работе применены светотехнические и физиологические методы исследований. В эксперименте участвовало 18 практически здоровых детей в возрасте 14—15 лет, имеющих нормальную остроту зрения и эмметропическую рефракцию.

Условия световой среды при всех изучаемых вариантах характеризовались высокими показателями цилиндрической (220—240 лк) и сферической (в пределах 220—234 лк) освещенности. Важным критерием оценки качества освещения при различной направленности света в помещении являются показатели тенеобразования, определяемые коэффициентом контрастности освеще-

ния

-гор

Iе I Е4„

(где Егор — горизонтальная

-гор

1,32—1,62;

ЕСф

1,48-1,8.

поверхностей интерьера значительно не различались и находились в пределах рекомендуемых. Показатель дискомфорта был значительно ниже нормативного (М 40) и составлял 14,5—25.

Следовательно, по светотехническим показателям сравниваемые варианты почти равноценны. Некоторое предпочтение можно отдать III варианту с левосторонним подсветом, обеспечивающим наибольшую согласованность направленности света от двух световых потоков и отсутствие перекрестных теней.

Для гигиенического обоснования оптимальной направленности дополнительного светового потока в системе совмещенного освещения проведены исследования зрительной работоспособности учащихся. Анализ физиологических показателей учащихся, выполняющих дозированную зрительную работу при различных условиях направленности света в системе совмещенного освещения, показал, что лучшие физиологические данные отмечены при направленности дополнительного светового потока слева и сверху по сравнению с правосторонним подсветом (рис. 2). При этом наиболее высокий уровень контрастной чувствительности глаза учащихся наблюдался при I и III вариантах освещения: порог контрастной чувствительности при I варианте до и после работы составлял соответственно 10,8 и 11,7 усл. ед., при III варианте — 11 и 11,1 усл. ед., а при II варианте 12,4 и 13,3 усл. ед. Разность показателей статистически достоверна (t>2). Индивидуальные данные изменения контрастной чувствительности глаза подтверждают отмеченную выше разницу по средним данным. Так, ухудшение контрастной чувствительности глаза после выполнения зри-

освещенность; Ец — цилиндрическая освещен-

ность; Е<„ —сферическая освещенность; /е/ — световой вектор) и направлением светового вектора в пространстве (вертикальным и горизонтальным углами). Контрастность освещения во всех вариантах была примерно одинаковой и составляла

а 6 В

12

2000

Вертикальный угол светового вектора h°, определяющий длину тени, в I варианте составлял 44°, во II — 43°, в III — 30°. Величина горизонтального угла светового вектора ср° характеризует положение тени от руки ученика на рабочем месте. Сравнительный анализ этого показателя по вариантам показал, что наилучшие условия тенеобразования отмечались при III варианте с верхнелевым дополнительным подсветом, обеспечивающим одностороннюю направленность света от двух световых потоков и отсутствие перекрестных теней. При этом горизонтальный угол светового вектора равен 0, в то время как при I и II вариантах— 15°. Соотношения яркостей отдельных

1500

150

11 Ш 10

itfl

I 2 3 4 S 1

/2345 I

I 23 4 S

Рис. 2. Показатели зрительных функций учащихся при различной направленности световых потоков в системе совмещенного освещения. По оси абсцисс: I. II, III — варианты освещения. / и 2 — зрительно-моторная реакция соответственно до и после зрительной нагрузки (шкала б), 3 и 4 — контрастная чувствительность соответственно до и после зрительной нагрузки (шкала в). 5 — работоспособность (шкала а); по оси ординат — а — работоспособность (число точек), б — зрительно-моторная реакция (в мс). в — контрастная чувствительность (в усл. ед.).

тельной работы отмечалось при III варианте лишь у 43,4%, а при I и II—соответственно у 62,5 и 65,9 % учащихся.

Лучшие показатели функционального состояния ЦНС также наблюдались при III варианте освещения, при котором время реакции на свет у учащихся до работы составляло 202 и 196,1 мс, а количество зрительной работы (проставление точек на миллиметровой бумаге) — 1807 точек. При

I варианте эти показатели соответственно составляли 210,2 и 210,6 мс и 1705 точек, а при II — 216,1 и 217,3 мс и 1608 точек. Разность физиологических показателей при III и I по сравнению со

II вариантом статистически достоверна (t>2).

В дополнение к физиологическим исследованиям учащиеся субъективно оценивали световую обстановку при изучаемых вариантах освещения по соответствующей шкале. Субъективная шкала включала трн оценки: 5 — лучший вариант, 4 — хороший, 3 — удовлетворительный. Как показали результаты опроса, наибольшим числом баллов (54 и 56 соответственно) оценены I и III варианты совмещенного освещения по сравнению со II вариантом (46 баллов). Следовательно, по результатам комплексной оценки лучшими вариантами направленности света являются I и III, т. е. с верхним и левосторонним подсветом.

Таким образом, на основании комплексной оценки результатов светотехнических и физиологических исследований установлено, что оптимальные параметры световой среды и соответствующие им высокие показатели зрительной работоспособности учащихся имеются при левостороннем боковом окне с левосторонним искусственным дополнительным подсветом. Кроме того, допустимым вариантом устройства дополнительного подсвета является верхний свет.

Выводы. 1. Наиболее высокий уровень зри-

тельной работоспособности у учащихся, занимающихся при совмещенном освещении, при боковом левостороннем окне с дополнительным искусственным подсветом слева.

2. Благоприятные показатели зрительной работоспособности у учащихся имеются при системе совмещенного освещения с верхним подсветом.

3. Наибольшая степень зрительного утомления отмечена при правостороннем дополнительном подсвете в системе совмещенного освещения.

Литература. Белостоцкая Е. М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема. Авто-реф. дне. докт. М., 1963. Данциг Н. М. Гигиенические основы школьного освещения. Дис. докт. М., 1946. Жилое Ю. Д. Проблема искусственного светового и ультрафиолетового климата в гигиене детей и подростков. Дис. докт. М., 1969. Паш/ров А. И, — Труды НИИ строит, физики, 1974, вып. 9, с. 83—91.

Скобарева 3. А. Гигиеническая оценка современного искусственного освещения школьных классов. Автореф. дис. канд. М., 1964.

Соловьев С. П., Маневич Е. 3-, Закс Л. Б. — В кн.: Внутренняя среда общественных зданий. М., 1979, вып. 4, с. 21—31.

Шарова М. А. Гигиенические основы естественного освещения в учебных помещениях школьных зданий. Дис. докт. М.. 1973.

Шарова М. А., Белявская В. И. — Гиг. и сан., 1979, № 11, с. 31—34.

Dahmen Е. — Lichttechnik, 1961, Bd 13, S. 311—316. Hopkinson G. G. Architectural Physics. London, 1963.

Поступила 08.04.83

Summar y. The impact of the direction of combined lighting luminous flux on the visual work capacity in schoolchildren was studied. Three variants of light direction were studied in the institute lighting engineering laboratory in the conditions of light medium modelling. Light engineering and physiological studies showed that left-side direction of luminous flux from bias lighting created the optimal conditions for schoolchildren's visual work capacity.

УДК 371.7:658.311.44]:687

И. С. Дронов, К. С. Жижин

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Ростовский медицинский институт

Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) с 1974 г. являются одной из прогрессивных форм профориентационной работы среди школьников. Это уже проверенное временем одно из наиболее удачных связующих звеньев между общеобразовательной школой и производством. Однако отсутствие санитарных норм и правил, рассчитанных на УПК, в значительной мере затрудняет организацию производительного труда в них, в связи с чем резко снижаются возможности адаптации подростков к труду еще на допрофессиоиальном уровне.

В своем двухлетнем исследовании мы поставили целью проследить влияние комплекса факторов производственной среды кабинета швейного дела УПК на организм учениц 9—10-х классов общеобразовательных школ, осваивающих технологию швейного производства, выделить наиболее активно воздействующие на школьниц факторы, разработать меры по нормализации условий обучения с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.

Для более дифференцированной оценки комплекса факторов, воздействующих на школьниц в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.