Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И ВЗРОСЛЫХ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И ВЗРОСЛЫХ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual typological characteristics of the higher nervous activity and functions of attention in electrowelders were studied. Psycho-physiological functions characteristic of the given profession and obligatory for the efficiency in individuals with a different degree of occupational skill (vocational school graduates and experienced workers) were identified and experimentally proved in terms of their occupational significance.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И ВЗРОСЛЫХ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ»

Tichâlek В. — In: Horn H., Privora M., Weuffen W. F. Handbuch der Desinfektion und Sterilisation. Berlin, 1972, Bd 1, S. 162—177.

Поступила 14.10.82

Summary. Mathematical treatment of the experimental data showed that dependence between the concentration

(C) of the test disinfectants and the time of microorganisms' death (2)) can be expressed as an exponential function: Cn-S = B. The criteria recommended for antimicrobial activity assessment: concentration of the desinfectant solution whose application kills microorganisms within a definite period of time, relative activity of the test agents compared to the test chemical, coefficient of the selective effect with regard to different microorganisms.

УДК 377:371.71:612.821

Т. А. Кис пае в

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И ВЗРОСЛЫХ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В нашей стране и за рубежом в различных отраслях народного хозяйства широко применяются сварочные работы. Это вызывает необходимость расширенной подготовки высококвалифицированных электрогазосварщиков в учебных заведениях системы профессионально-технического образования.

Анализ характера труда электрогазосварщиков поданным литературы (А.З.Глебов; Ю. Г. Солонин) позволил определить специфические требования, которые эта профессия предъявляет к организму работающих: необходимость поддерживать высокую работоспособность в условиях сочетания двигательной монотонии и нервно-эмоциональной напряженности, выполнять сложные, точные, высококоординированные движения рабочей рукой, находясь в вынужденной позе, осуществляя при этом постоянный зрительный контроль за этими движениями и качеством шва, умение концентрировать внимание и быстро переключать его. Выполнение этих требований у газосварщиков достигается при наличии ряда показателей: силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, корково-подкорковых взаимодействий, функции внимания.

В настоящей работе поставлена задача изучить индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности и функции внимания у стажированных электрогазосварщиков и выпускников ПТУ этой профессии, различающихся по уровню профессиональной пригодности, определению и обоснованию профессионально-значимых психофизиологических функций.

В связи с этим нами была изучена профессио-грамма электрогазосварщика, выделены профессионально-значимые функции данной профессии, экспериментально подтвержденные на выпускниках ПТУ, овладевших профессией электрогазосварщика, и взрослых стажированных рабочих. Обследованные выпускники ПТУ были разделены по характеристике мастеров производственного обучения на 2 группы: 1-я — учащиеся, освоив-

шие профессию за 3 года обучения на «отлично» и «хорошо» и выполняющие производственное задание на 100% " более; 2-я — учащиеся, освоившие профессию на удовлетворительно и плохо, не справляющиеся с производственными заданиями и допускающие значительный брак в работе. Таким же образом были подразделены взрослые стажированные электрогазосварщики с учетом индивидуальных характеристик мастеров по месту работы.

Мы применяли методики, многократно апробированные в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР (И. Д. Карцев и соавт.), отличающиеся высокой степенью надежности, простотой и возможностью использования при массовых обследованиях. Силу нервной системы изучали по методике В. Д. Небылнцына, определяя у каждого обследованного следующие показатели: латентный период реакции на слабый (30 дБ) звук, критерии силы ХНК-2 (характер наклона кривой) —отношение среднего времени реакции на слабый (30 дБ) звук к среднему времени реакции на сильный (120 дБ) звук, коэффициент Ь, получаемый из уравнения регрессии у=а + Ьх. Подвижность нервных процессов исследовали с помощью методики А. А. Шабурян по данным биоэлектрической активности работающих мышц, позволяющей судить о скорости смены возбудительного процесса тормозным, и наоборот. Уравновешенность нервных процессов определяли на основании реакции на движущийся объект по числу точных реакций. Характер взаимосвязи коры головного мозга с подкоркой определяли путем регистрации вегетативного компонента двигательной условно-рефлекторной реакции, предложенной И. Д. Карцевым и соавт. Сравнивали частоту сердечных сокращений за минуту в состоянии покоя и в период инструктажа и предъявления серии световых раздражителей. Показатель устойчивости внимания рассчитывали с помощью корректурных таблиц Анфи-мова, по формуле В. И. Агаркова. Время пере-

2 Гигиена и санитария № 11

— 33 —

Уровень развития психофизиологических функций у электрогазосварщиков с разной степенью освоения профессии

(средние данные, М-±т)

Показатель физиологических функций Рабочие Выпускники ПТУ

1 -я группа 2-я группа 1 -я группа 2-я группа

Время смены возбудительного процесса тормозным, мс Время смены тормозного процесса возбудительным, мс Процент точных реакций Процент опережающих реакций Процент отсроченных реакций Прирост пульса на инструктаж, в минуту Прирост пульса на световые раздражители, в минуту Устойчивость внимания, усл. ед. Переключение внимания, с 227,78±2,74 119,85±5,07 65,70±2,02 16,31 ± 1,50 17,99± 1,81 11,01 ± 1,09 6,10±1,04 70,99±2,54 93,14±6,34 ; 308,68±8,78 132,90± 11,86 52,90±4,24 24,66±4,36 22,44±2,57 4,53±0,85 0,64±0,74 57,94±5,35 127,07± 10,09 230.91±3,31 125,6±7,40 62,46±3,37 20,62* 1,78 16,92±1,68 8,79±0,99 2,23±0,75 70,80±2,19 110,07±7,49 316,14±4,25 149,01 ±9,37 51,44±2,95 24,93±2,00 23.63±2,47 3,31±0,91 0,62±0,85 62,48±2,91 139,50±5,05

ключения внимания определяли с помощью черно-красных таблиц Шульте — Платонова. Исследование силы, уравновешенности нервной системы, взаимосвязи коры головного мозга с подкоркой и устойчивости внимания проводили с помощью автоматизированного эксперимента с выводом на ЭВМ ЕС-1010.

Изучение силы нервных процессов показало, что у всех испытуемых соблюдался «закон силы», т. е. латентный период двигательной реакции уменьшался с повышением интенсивности раздражителя. На слабый звук (30 дБ) самое короткое время реакции было у рабочих 1-й группы, по результатам к ним приближались хорошо освоившие профессию выпускники ПТУ. У выпускников 2-й группы этот показатель наибольший, однако статистически достоверных различий между группами нет. Абсолютное значение данного показателя (В. Д. Нсбылицын) может дать только приблизительную характеристику силы нервной системы. Более достоверные суждения о ней дают показатели ХНК-2 и Ь. По этим средним показателям статистически значимых различий между группами с разной степенью успешности освоения профессии не обнаружено. При анализе индивидуальных данных по трем перечисленным параметрам выявлено, что у хорошо освоивших профессию рабочих и подростков встречаются разные по величине (как высокие, так и низкие) показатели, т. е. среди рабочих и подростков с разной степенью успешности освоения профессии встречаются лица как с сильной, так и слабой нервной системой. Таким образом, можно предположить, что в успешности работы электрогазосварщика не имеет существенного значения тип нервной системы — слабый или сильный. При изучении подвижности основных нервных процессов с помощью электромиографической методики А. А. Шабурян и соавт. установлены статистически достоверные различия между группами (см. таблицу). Самое короткое время смены возбудительного процесса тормозным оказалось у рабочих 2-й группы —на 80,9 мс (Р<0,001) меньше, чем у электросварщиков 2-й группы. Та-

кое же соотношение отмечено между группами выпускников; разница составляет 85,23 мс (Р<. <0,001). Анализ индивидуальных данных подтверждает это различие. Так, у высококвалифицированных рабочих и подростков в подавляющем большинстве случаев время смены возбудительного процесса тормозным было не более 235 мс, у профессионально плохо подготовленных лиц оно было не менее 308 мс. Время смены тормозного процесса возбудительным у рабочих 1-й группы оказалось меньше, чем у лиц 2-й группы, на 13,05 мс (различие статистически недостоверно). У выпускников межгрупповое различие составляет 23,75 мс (Р<0,02).

Результаты исследований показали, что высокая подвижность характерна для квалифицированных рабочих и подростков, причем последние по этим показателям приблизились к первым. Самая низкая подвижность нервных процессов у рабочих и подростков 2-й группы. Следовательно, имеется существенная взаимосвязь между подвижностью нервных процессов и успешностью освоения профессии электрогазосварщика.

Исследование уравновешенности основных нервных процессов показало (см. таблицу), что у рабочих и подростков 1-й группы в среднем больше точных реакций и меньше опережающих отсроченных реакций, чем у лиц 2-й группы. Различия между средним количеством точных реакций у взрослых рабочих и выпускников ПТУ с разной степенью успешности овладения профессией статистически значимо на уровне Р<0,01. Рабочие и подростки 2-й грувлы, кроме того, в среднем допускают больше грубых ошибок при осуществлении реакции на движущийся объект, чем лица 2-й группы (2,44 и 5 против 0,79 и 1,38). Следовательно, лица, успешно освоившие профессию (и взрослые рабочие, и подростки) отличаются лучшей уравновешенностью основных нервных процессов.

При изучении корково-подкорковых взаимоотношений выявлено (см. таблицу), что статистически достоверное учащение пульса в ответ на ин-

структаж и световые раздражители происходит лишь у лиц 1-й группы.

При инструктаже, как видно из данных таблицы, у высококвалифицированных рабочих увеличение частоты пульса по сравнению с покоем составило 11,01 в минуту, что на 6,48 больше (Р<0,001), чем у плохо освоивших профессию рабочих. Аналогичное учащение пульса выявлено у хорошо закончивших ПТУ подростков — 8,79 в минуту, что на 5,48 больше, чем у их сверстников, плохо овладевших профессией (/><0,001). При световых сигналах разница в частоте пульса у квалифицированных рабочих составляла 6,1 в минуту, что на 5,46 больше, чем у неквалифицированных (Я<0,01), а у выпускников ПТУ обеих групп вегетативный компонент на световые раздражители был менее выражен. У профессионально плохо подготовленных подростков наблюдалось даже снижение частоты пульса по сравнению с покоем в среднем на 0,62 в минуту.

Таким образом, у рабочих и выпускников ПТУ, плохо освоивших профессию, отмечено слабое проявление вегетативного компонента условных реакций по сравнению с квалифицированными рабочими и хорошо освоившими профессию выпускниками ПТУ. Это свидетельствует о слабо проявляющемся у этих лиц взаимодействии коры и подкорковых образований головного мозга при условнорефлекторной деятельности. Четкая взаимосвязь в их деятельности, как это происходит у рабочих и подростков 1-й группы, обусловливает хорошую мобилизацию всех функций организма, необходимых для выработки сложных двигательных навыков, осуществляемых путем вовлечения большого числа физиологических функций и систем в такой профессии, как электрогазосварщик.

В течение всей сварочной операции электрогазосварщик ведет непрерывный контроль за точным движением электрода и зоной сварки, контролируя одновременно несколько параметров, оказывающих влияние на качество шва, и должен реагировать на их изменения. Это требует от него устойчивости и скорости переключения внимания. Изучение свойств внимания показало, что у хорошо освоивших профессию рабочих и подростков показатель устойчивости внимания выше (Р<0,05). Аналогичные статистически достоверные результаты (Р<;0,01) получены при опреде-

лении времени переключения внимания. Установлено, что рабочие и выпускники ПТУ, включенные в 1-ю группу, обладают более устойчивым вниманием и быстрым переключением по сравнению с лицами 2-й группы. При этом уровень функционирования этих показателей у подростков обеих групп был такой же, как у стажирован-ных рабочих.

Выводы. 1. Выявлены существенные различия индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности и функции внимания у квалифицированных и плохо освоивших профессию электрогазосварщиков, а также у выпускников ПТУ с неодинаковым уровнем овладения профессией.

2. У квалифицированных рабочих и выпускников ПТУ были лучше показатели подвижности возбудительного и тормозного процессов, уравновешенности основных нервных процессов, взаимодействия коры с подкорковыми образованиями головного мозга в процессе условнорефлекторной деятельности, устойчивости и скорости переключения внимания, чем у лиц, плохо освоивших профессию.

3. Полученные данные служат основой для разработки психофизиологических критериев пригодности к профессии электрогазосварщика и проведения профессиональной ориентации и отбора молодежи для этих профессий.

Литература. Агарков В. И. — Гиг. и сан., 1979, № 8,

с. 68—69.

Глебов А. 3. Основы эргономики сварочного производства. Тула, 1978.

Карцев И. Д., Халдеева J1. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности пол-ростков к различным профессиям. М., 1977. Небылицын Н. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. Солонин Ю. Г. — В кн.: Актуальные вопросы физиологии и психологии труда в условиях механизированного и автоматизированного производства. М., 1960, с. 26—31. Профессиограми. София, 1973, с. 48—51.

Поступила 16.0383

Summary. Individual typological characteristics of the higher nervous activity and functions of attention in elec-trowelders were studied. Psychophysiological functions characteristic of the given profession and obligatory for the efficiency in individuals with a different degree of occupational skill (vocational school graduates and experienced workers) were identified and experimentally proved in terms of their occupational significance.

УДК 613.955-02:613.165

M. А. Шарова, В. И. Белявская, Т. В. Шумкова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ СИСТЕМЕ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В настоящее время во многих странах в связи с экономней энергетических ресурсов уделяется

большое внимание эффективному использованию видимой радиации. Поэтому определенный инте-

2'

— 35 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.