сельских местностей СССР. М., 1977, вып. 3, с. 66—91.
Урысон А. М. — В кн.: Рост и развитие ребенка. М. 1973, с. 4—54.
Хамаганова Т. Г. Влияние факторов внешней среды и наследственности на морфофункциональное развитие детей и подростков на разных этапах онтогенеза. Автореф. дне. канд. М., 1979.
Диагностика психического развития. Под ред. И. Шван-цара. Прага, 1978.
Шварц В. Б., Силла Р. В., Салисва К. И. — Физиология человека, 1979, т. 5, с. 682—686.
Brazier M. А. В. — In: Physiological Psychology. San Francisco, 1972, p. 109—117.
Каданов Д., Цачева Л., Пандова Б. — Ищв. нн-та морф. Бълг. Акад. Наук, 1970, кн. 14, с. 202—208.
Jinks J. t.. Fulker D. W. — Psycho 1. Bull., 1970, v. 73. p. 311—349.
УДК 377:371.71+813.6:
Анализ характера труда линотиписта по данным литературы (М. Ф. Соколовская) и наши наблюдения позволили определить специфические требования, которые эта профессия предъявляет к организму работающего: высокая работоспособность в условиях зрительной и двигательной монотонии на протяжении всей рабочей смены, способность быстро переходить от одной операции к другой или быстро начинать каждый цикл операции, быстрота, ритмичность, координация движений пальцев обеих рук, хороший глазомер, высокая устойчивость, концентрация и переключение внимания.
Исходя из сказанного, установлено, что профессия линотиписта предъявляет основные требования к следующим физиологическим функциям организма: силе нервных процессов, определяющей устойчивость к монотонии и работоспособность, подвижности нервных процессов, определяющей скоростные возможности организма, двигательному и зрительному анализаторам, некоторым функциям внимания (устойчивости, концентрации, переключению).
В настоящей работе использованы методики, многократно апробированные в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР (И. Д. Карцев и соавт.), отличающиеся высокой степенью надежности, простотой и возможностью применения при массовых обследованиях: силу нервной системы изучали по методике В. Д. Небылицина, подвижность нервных процессов определяли с помощью методики Р. Л. Рабиновича, модифицированной в нашем институте методики Р. Л. Рабиновича с 2 руками, которая позволяет судить не только о подвижности, но и о координационных
Sklad M. — Acta Genet. med. (Roma), 1977, v. 26, p. 231—237.
Поступила 04.03.81
Summary. The relative roles of hereditary and environmental factors in the variations of indices of physical and neurophysiology development in various stages of ontogeny were studied. Age-specific variations in the relationship between genotypic and paratypic influences were revealed, these influences being different for various indices. Significant changes in the balance of heredity-environment relationships occurred during the pubertal period for many of the indices. The greatest degree of genetic determination was shown by indices of physical development and the smallest, by vegetative signs, with EEG parameters at rest being intermediate in this respect. The revealed periods of greatest environmental determination of various signs should be taken into consideration in designing hygienic and educational measures.
возможностях двигательного анализатора при работе в определенном ритме и о взаимосвязи зрительного и двигательного анализаторов, и метода А. А. Шабурян для оценки отдельно подвижности возбудительного и тормозного процессов по скорости смены одного другим. Зрительный анализа- Ч тор исследовали по показателю средней ошибки глазомера при делении на глаз линейки длиной 1 м на 2,5 и 8 равных частей, двигательный анализатор — путем определения работоспособности двигательного анализатора по теппинг-тесту (А, Л. Вайнштейн и В. П. Жур), устойчивость внимания — посредством корректурных проб (И. Л. Баскакова), время переключения внимания — с помощью черно-красных таблиц Шуль-те — Платонова.
Обучение учащихся для работы в полиграфической промышленности проводится в ПТУ специального профиля с 3-годичиым сроком обучения. Однако по данным профессиографических исследований, профадаптация происходит за 2 года. Из этого следует, что трудовые навыки, прочный динамический стереотип складываются уже к 3-му году обучения, и уровень обеспечивающих его физиологических функций у профессионально пригодных подростков не должен отличаться от достигнутого стажированными взрослыми рабочими.
Для проверки этого положения нами была обсле- . дована группа выпускников ПТУ Оолиграфии, которые по производственным характеристикам и оценке теоретических и практических знаний на выпускных экзаменах были разделены на 2 группы: отлично и хорошо овладевшие профессией, \ профпригодные и плохо овладевшие ею или профнепригодные. Обследовано 38 взрослых рабочих,
012.8211:855.281
А. Манолова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ -
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И ВЗРОСЛЫХ РАБОЧИХ-ЛИНОТИПИСТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР
Таблица 1
Показатели подвижности нервных процессов по методу Р. Л. Рабиновича (средний % правильных ответов, М ± т)
Группа обслсдопан-иых
Частота сигнала, Гц
1.5
Высококвал ифицн-роианные рабочие
Плохо освоившие профессию рабочие Профессионально пригодные подростки — выпускники ПТУ Профессионально непригодные подростки — выпускники ПТУ
88,28±1,61 72,34 ±6,31
83,37 ±3.48
73,36±7,17
35,61 ±3,67 31,44±6,31
27,44 ±5,14
19,45±7,10
1,75
27,06±2,07 24,06 ±2,94
24,32 ±3,50
19,91 ±7,00
со стажем составивших тоже 2 группы: отлично работающие и удовлетворительно выполняющие производственные требования. Анализ экспериментального материала проводили в соответствии с этой группировкой.
Для определения силы — слабости нервных процессов пользовались двумя самыми распространенными индикаторами этого свойства — средним временем реакции на слабый звук (30 дБ) и «характеристикой наклона кривой» (ХНК2) — отношением среднего времени реакции на минимальный стимул (30 дБ) к среднему времени реакции на максимальный стимул (120 дБ). Анализ полученных результатов показал, что у всех испытуемых соблюдался «закон силы», т. е. латентные периоды двигательных реакций уменьшались с повышением интенсивности раздражителя. Самое меньшее время реакции на слабый раздражитель было у квалифицированных взрослых рабочих, к ним приближались профессионально пригодные подростки. У ста-жированных рабочих, плохо освоивших профессию, время реакции оказалось несколько длиннее. Однако различия данного показателя в этих группах были статистически недостоверны. У подростков, не освоивших профессию, среднее время реакции было статистически более достоверно, чем у лиц остальных групп (Р=0,95). Такое же соотношение между лицами с разной степенью успешности освоения профессии, профессионально пригодными и непригодными подростками наблюдалось и в отношении другого показателя, характеризующего силу нервных процессов (ХНК2). Наибольшим он был у профессионально непригодных подростков, наименьшим — у квалифицированных рабочих; профессионально пригодные подростки занимали промежуточное положение между квалифицированными рабочими и взрослыми, плохо освоившими профессию. Иными словами, показатель силы нервных процессов у профессионально пригодных подростков к моменту окончания ПТУ
приближался к таковому квалифицированных рабочих.
При определении подвижности нервных. процессов по методу Р. Л. Рабиновича испытуемые всех 4 групп осваивали ритм 1 Гц, но процент правильных ответов в разных группах был неодинаковым. Результаты в группе стажированных рабочих в среднем для выборки больше на 11,47%, чем у выпускников ПТУ. Частоты 1,5, 1,7, 2.0, 2,25 и 2,5 Гц не усваивались всеми испытуемыми. Однако и при этом видно, что лучше всех справлялись с задачей высококвалифицированные рабочие, а за ними следовали профессионально пригодные подростки, самые же низкие результаты оказались у профессионально непригодных подростков (табл. 1).
При оценке подвижности нервных процессов по модифицированному методу Р. Л. Рабиновича выявлены некоторые различия между группами испытуемых (табл. 2). При предъявлении раздражителя с частотой 1,5 Гц лица всех групп, кроме неуспевающих подростков, усваивали ритм, однако различие было статистически значимо (Р =0,02) только между профпригодными и непригодными подростками. Сигналы с частотой 1,75 Гц ритм усваивали только высококвалифицированные взрослые рабочие, а у профессионально пригодных подростков результаты приближались к границе усвоения и превышали процент правильных ответов у профессионально непригЬдных рабочих. Выявлено различие между профессионально пригодными и непригодными в 2 группах: со стажем и подростковой. Пригодные к данной профессии рабочие отличались от непригодных на 21,31% правильных ответов (Р=0,02), а пригодные подростки отличались от непригодных на 17,39% (Р=0,02). Световые стимулы с частотой более 1,75 Гц не усваивались лицами всех групп.
Анализ показателей подвижности возбудитель-
Таблица 2
Показатели подвижности нервных процессов по модифицированному методу Р. Л. Рабиновича (средний % правильных ответов, М ± т)
Группа обследованных Частота сигнала. Гц
1 1.5 1,75
Высококвалифици-
рованные рабо-
чие 96,85±1,14 71,53±4,13 65,17±2,29
Плохо освоившие
профессию ра-
бочие 81,06 ±2,94 56,98±5,94 43,86±5,08
Профессионал ыю
пригодные под-
ростки — вы-
пускники ПТУ 85,59±2,32 52,71 ±5,89 46,38±5,29
Профессионально
непригодные
подростки —
выпускники ПТУ 84,99±6,05 26,77±8,57 28,99±4,25
Таблица 3
Показатели подвижности нервных процессов по методу А. А. Шабурян (средние данные в мс, М ± т)
Группа обследованных Подвижность возбудительного процесса Подвижность тормозного процесса
Высококвал ифицирова н- ные рабочие Плохо освоившие профессию рабочие Профессионально пригодные подростки — выпускники ПТУ Профессионально непригодные подростки — выпускники ПТУ 172,178±6,06 208,556 ±8,56 204,417 ±3,704 243,0±17,301 122,893±3,318 151,438±6,659 146,463 ±6.148 193,25±14,402
ного процесса по методу А. А. Шабурян показал статистически достоверные различия между группами с разной степенью овладения профессией (табл. 3). Среди профнепригодных время реакции было больше на 36,378 мс (Р=0,001) у стажирован-ных рабочих, в группе выпускников ПТУ — на 38,583 мс (Р=0,01) больше, чем у профпригодных. Статистически значимое различие между профессионально пригодными и непригодными лицами выявлено и по показателям подвижности тормозного процесса. Во всех группах у профессионально непригодных лиц время от начала предъявления стимула до появления активности в мышце было больше, чем у пригодных: в группе стажирования рабочих — на 28,445 мс (Р=0,01), в группе выпускников ПТУ — на 46,75 мс (Р=0,05). Иными словами, у лиц, пригодных к данной профессии, подвижность как возбудительного, так и тормозного процесса выше, чем у профнепригодных. Как видно из табл. 3, самое короткое время реакции (высокая подвижность) установлено у высококвалифицированных рабочих. Профессионально приголнне подростки — выпускники ПТУ по этим показателям хотя и не достигли квалифицированных рабочих, однако приближались к ним, несколько превалируя над плохо освоившими профессию рабочими. Самое большое время реакции (низкая подвижность) отмечено у профессионально непригодных подростков.
Из многочисленных функций зрительного анализатора одной из- определяющих в профессии линотиписта является глазомер. Наименьшая ошибка установлена у квалифицированных рабочих, к которым приближались профессионально пригодные подростки. У плохо освоивших профессию рабочих ошибка была больше, чем у квалифицированных (Р=0,001) и у проффигодных подростков (Р=0,05).
Выявлены достоверные различия работоспособности двигательного анализатора по теппинг-тесту в группах с разной успешностью освоения профессии. У профессионально пригодных взрослых и подростков этот показатель оказался значительно выше (Р 0,001), причем профессионально при-
годные подростки-выпускники ПТУ по этому показателю практически достигли квалифицированных рабочих.
Из всех функций внимания наиболее важными для успешного овладения профессией линотиписта являются устойчивость и скорость переключения внимания, что было подтверждено экспериментально (табл. 4). У профессионально пригодных как стажированных рабочих, так и подростков — выпускников ПТУ показатель, свидетельствующий об устойчивости внимания, был выше, чем у непригодных к профессии (Р=0,001). К моменту окончания училища показатели устойчивости внимания профпригодных подростков практически были такими же, как у квалифицированных рабочих. Аналогичные результаты получены при определении времени переключения внимания.
Из сказанного следует, что профессионально пригодные как квалифицированные рабочие, так и выпускники ПТУ обладают более устойчивым и быстро переключаемым вниманием по сравнению с профессионально непригодными, причем уровень функционирования этих показателей у профессионально пригодных подростков к моменту окончания ПТУ достигал такового у квалифицированных рабочих.
Выводы. Г. Для профессии линотиписта необходим профессиональный отбор, базирующийся на теории индивидуальных психофизиологических различий.
2. Имеются различия по ряду психофизиологических показателей у стажированных рабочих и выпускников ПТУ с разной успеваемостью и уровнем овладения профессией. У профессионально пригодных как взрослых, так и выпускников ПТУ некоторые физиологические показатели выше, чем у профессионально непригодных.
3. У профессионально пригодных подростков уже на III курсе обучения ряд физиологических показателей приближается к таковым квалифицированных рабочих, превышая показатели плохо освоивших профессию стажированных рабочих, что, очевидно, может свидетельствовать о готовности их организма к трудовой деятельности.
Таблица 4
Показатели устойчивости внимания и время его переключения (средние данные, М ± т)
Группа обследованных Устойчивость внимания, усл. ед. Время Переключения Внимания. 1 С
Высококвалифицированные рабочие Плохо освоившие профессию рабочие Профессионально пригодные подростки — выпускники ПТУ Профессионально непригодные подростки — выпускники ПТУ 83,216±7,443 47,257 ±6,119 89,501 ±20,339 38,458±11,64 125,28±12,58 160,0±!0,86 136,18±12,21 177.67 ±№,0
4. Успешность освоения профессии линотиписта связана с высокой чувствительностью нервной системы, высокой подвижностью как возбудительного, так и тормозного нервного процесса, хорошим глазомером, высокой работоспособностью двигательного анализатора, устойчивостью и быстротой переключения внимания.
Литература. Баскакова И. Л. — Вопр. психол.,
1968. № 3, с. 161 — 167. Ванштейн А-. Л., Жир В П. — В кн.: Физиология труда.
М., 1973, с. 60—61. Карцев И. Д.. Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору. Свердловск, 1978.
Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
Рабинович Р. Д. — Ж. высш. нервн. деят.. 1961, № 5, с. 960.
Соколовская М. Ф. Строкоотливные наборные машины и работа на них. М., 1970.
Професиограми. София, 1973, с. 328—332.
Технологически инструкции по наборните пронеси. София. 1967.
Поступила 15.04.81
Summary. The process of occupational adaptation in future linotype setters terminates by the third year of training. The levels of functioning of occupationally important physiologic systems were compared in occupationally fit and unfit graduates and in experienced workers of various qualifications. The level was highest in highly qualified workers, somewhat lower in occupationally fit graduates, and lowest in occupationally unfit graduates.
УДК 612.86-057.В76:377.8
А. Д. Храмцова, Б. И. Гутник
СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
ВНИИ профессионально-технического образования, Ленинград
Материалов по изучению функционального состояния слухового анализатора 6 процессе учебно-производственной деятельности у учащихся тех-4 нкческих училищ в литературе не найдено. В то же время слуховой анализатор является важнейшим каналом второсигнальной сенсорной информации, гностической деятельности человека, способствующим формированию рабочего динамического стереотипа токаря (С. А. Косилов). Функциональные изменения слухового анализатора могут наблюдаться не только в результате воздействия шумового фактора, но и других причин: общего утомления, межанализаторных отношений и др.
Целью данной работы являлось исследование функциональных изменений слухового анализатора у учащихся технического училища в динамике учебно-производственного процесса.
Исследования в условиях естественного эксперимента проводили в 1978/79 и 1979/80 учебных годах на базе СГПТУ № 125 Ленинграда в экспериментальной и контрольной группах (по 10 человек в возрасте 18—21 года, осваивающих профессию токаря) с нормальным слухом. Учебная нагрузка в экспериментальной группе составляла 38 ч, в контрольной — 41ч на протяжении всего периода исследования. На производственное обучение отводилось 12 ч в первом и 21 ч во втором полугодии для экспериментальной группы и соответственно 14 и 20 ч — для контрольной. В контрольной группе процесс обучения был традицион-у ным, в экспериментальной предусматривался комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию, интенсификацию и интеграцию учебного процесса.
Оптимизация процесса обучения сводилась к совершенствованию режимов труда и отдыха подростков в динамике урока, дня, недели. В экспериментальной группе чередовались трудные и легкие уроки, рационально сочеталось теоретическое и производственное обучение на протяжении дня и недели. В субботу был укороченный 6-часовой учебный день. В расписании предусматривались 10-мннутные перерывы и 65-минутный обеденный перерыв, во время которых транслировалась «функциональная» музыка.
С целью оптимизации теоретического и производственного обучения была введена производственная гимнастика (вводная гимнастика и физ-культпаузы) с профессионально-прикладной направленностью (А. Д. Храмцова и Л. В. Бурок). Занятия теоретического и производственного характера у учащихся с полным средним образованием, безусловно, должны иметь иную направленность, чем у обучающихся в средних профтехучилищах. Обучение в технических училищах, осуществляемое в сжатые сроки и рассчитанное на формирование устойчивых профессиональных навыков, требует широкого применения методов активизации, интенсификации и интеграции. Интенсификация процесса обучения характеризуется широким применением таких форм обучения, которые способствуют воспитанию у учащихся самостоятельности и навыков самообразования, творческого отношения к труду (уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторно-практические работы, широкое использование комплекса технических средств обучения, в том числе замкнутой телесистемы). Интеграция процесса обучения заключает -