Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА'

СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Храмцова, Б.И. Гутник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The auditory analyzer was evaluated from thresholds of auditory stimuli of various frequencies in the process of study and production activities. Appropriate combination of theoretic and practical studies in the course of a day, strict regulation of intervals, and physical exercises were found to improve the reaction of the auditory system. The authors raise the problem of introducing standards for the noise factor not only for practical but also for theoretic studies in view of the wide use of audiovisual aids in the teaching process.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА»

4. Успешность освоения профессии линотиписта связана с высокой чувствительностью нервной системы, высокой подвижностью как возбудительного, так и тормозного нервного процесса, хорошим глазомером, высокой работоспособностью двигательного анализатора, устойчивостью и быстротой переключения внимания.

Литература. Баскакова И. Л. — Вопр. психол.,

1968. № 3, с. 161 — 167. Ванштейн А-. Л., Жир В П. — В кн.: Физиология труда.

М., 1973, с. 60—61. Карцев И. Д.. Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору. Свердловск, 1978.

Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

Рабинович Р. Д. — Ж. высш. нервн. деят.. 1961, № 5, с. 960.

Соколовская М. Ф. Строкоотливные наборные машины и работа на них. М., 1970.

Професиограми. София, 1973, с. 328—332.

Технологически инструкции по наборните пронеси. София. 1967.

Поступила 15.04.81

Summary. The process of occupational adaptation in future linotype setters terminates by the third year of training. The levels of functioning of occupationally important physiologic systems were compared in occupationally fit and unfit graduates and in experienced workers of various qualifications. The level was highest in highly qualified workers, somewhat lower in occupationally fit graduates, and lowest in occupationally unfit graduates.

УДК б 12.86-057.В76:377.8

А. Д. Храмцова, Б. И. Гутник

СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

ВНИИ профессионально-технического образования, Ленинград

Материалов по изучению функционального состояния слухового анализатора 6 процессе учебно-производственной деятельности у учащихся тех-4 нкческих училищ в литературе не найдено. В то же время слуховой анализатор является важнейшим каналом второсигнальной сенсорной информации, гностической деятельности человека, способствующим формированию рабочего динамического стереотипа токаря (С. А. Косилов). Функциональные изменения слухового анализатора могут наблюдаться не только в результате воздействия шумового фактора, но и других причин: общего утомления, межанализаторных отношений и др.

Целью данной работы являлось исследование функциональных изменений слухового анализатора у учащихся технического училища в динамике учебно-производственного процесса.

Исследования в условиях естественного эксперимента проводили в 1978/79 и 1979/80 учебных годах на базе СГПТУ № 125 Ленинграда в экспериментальной и контрольной группах (по 10 человек в возрасте 18—21 года, осваивающих профессию токаря) с нормальным слухом. Учебная нагрузка в экспериментальной группе составляла 38 ч, в контрольной — 41ч на протяжении всего периода исследования. На производственное обучение отводилось 12 ч в первом и 21 ч во втором полугодии для экспериментальной группы и соответственно 14 и 20 ч — для контрольной. В контрольной группе процесс обучения был традицион-у ным, в экспериментальной предусматривался комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию, интенсификацию и интеграцию учебного процесса.

Оптимизация процесса обучения сводилась к совершенствованию режимов труда и отдыха подростков в динамике урока, дня, недели. В экспериментальной группе чередовались трудные и легкие уроки, рационально сочеталось теоретическое и производственное обучение на протяжении дня и недели. В субботу был укороченный 6-часовой учебный день. В расписании предусматривались 10-минутные перерывы и 65-минутный обеденный перерыв, во время которых транслировалась «функциональная» музыка.

С целью оптимизации теоретического и производственного обучения была введена производственная гимнастика (вводная гимнастика и физ-культпаузы) с профессионально-прикладной направленностью (А. Д. Храмцова и Л. В. Бурок). Занятия теоретического и производственного характера у учащихся с полным средним образованием, безусловно, должны иметь иную направленность, чем у обучающихся в средних профтехучилищах. Обучение в технических училищах, осуществляемое в сжатые сроки и рассчитанное на формирование устойчивых профессиональных навыков, требует широкого применения методов активизации, интенсификации и интеграции. Интенсификация процесса обучения характеризуется широким применением таких форм обучения, которые способствуют воспитанию у учащихся самостоятельности и навыков самообразования, творческого отношения к труду (уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторно-практические работы, широкое использование комплекса технических средств обучения, в том числе замкнутой телесистемы). Интеграция процесса обучения заключает -

ся б строгой последовательности и взаимосвязанности изучения тем на различных уроках (технология машиностроения, техническое черчение, допуски и технические измерения, специальная технология, производственное обучение).

Основным неблагоприятным фактором во время производственного обучения является производственный шум, интенсивность которого в отдельных случаях превышает установленные нормативы. На уроках теоретического обучения (особенно в контрольной группе) учащиеся подвергаются длительному воздействию речевого раздражителя.

Функциональное состояние центрального и периферического отделов слухового анализатора изучали путем определения порогов слуховой чувствительности на высоких, средних и низких частотах, измеряемых 3—4 раза в день (до занятий, через 3 ч, после обеда и после занятий) в начале, середине и конце учебного года. Тональную аудио-метрию проводили с помощью аудиометра АП-02 на частотах 125, 1000 и 4000 Гц. Полученные результаты обрабатывали методами непараметрической статистики с помощью критерия Вилкоксо-на — Манна — Уитни (Е. В. Гублер и А. А. Ген-кин).

Как показали полученные результаты, в начале учебного года динамика порогов слуховой чувствительности в контрольной и экспериментальной группах на всех изучаемых частотах была однотипной, что свидетельствовало об однородности выборки. К концу первого полугодия во всех утренних замерах в течение учебной недели установлены более высокие пороги слуховой чувствительности у лиц контрольной группы по сравнению с экспериментальной. Так, если в понедельник порог слуховой чувствительности на 125 Гц в экспериментальной группе составлял 23,22 ± 2,63 дБ, то в контрольной — 32,18±2,39 дБ (Р< <0,01), на 1000 Гц — соответственно 22,55±1,73 и 25,09±1,37 дБ (Р>0,05), на 4000 Гц— 17,77 ± ±2,45 и 23,27±1,79 Гц (Р<0,05); во вторник эти показатели были 12,0±2,74 и 32,5±1,87дБ (Р< <0,01), 20,55±2",77 и 29,91±1,84дБ (Р<0,01), 11,33±3,03 и 20,91 ±1,84 дБ (Р<0,01). Аналогичные изменения наблюдались и в последующие дни недели. Такая динамика порогов слуховой чувствительности у учащихся контрольной группы по сравнению с экспериментальной объясняется остаточными явлениями в слуховом анализаторе после предыдущих дней, а также (как показали исследования круглосуточного режима) нерациональной организацией режима внеклассного и свободного времени. Обращает на себя внимание значительная разница в порогах слуховой чувствительности через 3 ч после занятий у лиц экспериментальной и контрольной групп: если в понедельник эти показатели в обеих группах не имеют больших различий через 3 ч занятий, то в последующие дни они значительно различаются. Например, во втор-пик порог слуховой чувствительности на 125 Гц у учащихся экспериментальной группы через 3 ч

после теоретических занятий был равен 22,66± ±2,06 дБ, а в контроле 34,16±1,56дБ (Р<0,01), на 1000 Гц — соответственно 23,11 ±2,48 и 30,16± ±1,30 дБ (Р<0,01), на 4000 Гц — 10,77±2,57 и 21,58±1,75 дБ (Р<0,01), в среду — 19,37±3,89 * и 33,66 ±2,96 дБ (Р<0,01), 18,37±3,04 и 31,66± л 2,16 дБ (Р<0,01), 8,37±2,37 и 19,0 + 2,4 дБ (Р<0,01) и т. д. После занятий показатели порога слуховой чувствительности у лиц экспериментальной и контрольной групп оказались аналогичными. Так, если в понедельник у учащихся экспериментальной и контрольной групп они мало различались, то в последующие дни до конца недели наблюдались их значительные различия. Например, порог слуховой чувствительности на 125 Гц в эксперименте составлял 24,22±2,88 дБ, в контроле — 38,28±1,55 дБ (Р<0,01), на 1000 Гц — соответственно 25,44±2,53 и 37,27±2,19 дБ (Р<0,01), на 4000 Гц — 15,0±3,44 и 21,18±3,6 дБ (Р=0,05). Подобная динамика прослеживалась и в другие дни недели.

Показатель порогового звукового стимула в дни производственного обучения у учащихся обеих групп изменялся неодинаково. Так, у лиц экспериментальной группы пороги слуховой чувствительности увеличивались лишь в понедельник на частоте 1000 Гц (22,55±1,73 дБ в начале дня и 28±1,54дБ в конце; Р<0,05), в дальнейшем существенных сдвигов от начала к концу учебно-производственного дня не наблюдалось. У лиц контрольной группы, наоборот, в 1-й день про- ^ изводственного обучения (среду) достоверных различий показателей от начала к концу дня не зарегистрировано (Р>0,05), а во 2-й (субботу) они отмечались на средних и низких частотах в сторону возрастания порогового стимула.

Поскольку учащиеся обеих групп не контактировали с выраженным шумовым фактором, следует считать, что выявленные у них изменения со стороны порогов слуховой чувствительности можно объяснить влиянием общего утомления организма. Весьма возможно, это утомление в контрольной группе может быть результатом влияния длительного и однообразного воздействия словесных раздражителей на уроках теоретического обучения; тот факт, что у учащихся экспериментальной группы имелась более выраженная стабильность порогов слуховой чувствительности в дневной и недельной динамике, по-видимому, свидетельствует об адаптивных реакциях ЦНС по поддержанию исходного состояния функциональных систем организма, в частности слуховой системы с целью обеспечения оптимальной работоспособности. Результаты, полученные в экспериментальной группе как в дни теоретического обучения, так и в дни сочетания теоретического и производственного обучения, можно объяснить оптимизацией учебно-производственного режима.

Правильное построение занятий по теоретическому и производственному обучению с учетом динамики работоспособности, сочетание теоретиче-

ского и производственного обучения в течение дня, четкое нормирование характера деятельности учащихся, распределение работы с участием всех анализаторных систем, нормирование традиционного речевого раздражителя способствуют предупрежде-нию утомления слухового анализатора. Это является весьма существенным моментом, так как в обеспечении профессиональных действий важное место отводится слуховому анализатору, он улавливает изменения звука в процессе обработки металла, воспринимает звук работающего станка, что широко используется, с целью тренировки технического слуха.

Выводы. 1. Рациональное сочетание теоретического и производственного обучения в течение дня и недели, распределение предметов по трудности с учетом динамики работоспособности, оптимальное место уроков физического воспитания в расписании способствуют переключению организма учащихся на разнообразные виды деятельности, предупреждают утомление слухового анализатора.

2. Совершенствование занятий по теоретическому и производственному обучению с учетом динамики работоспособности учащихся, рациональное использование форм, методов и средств обучения, в том числе словесного раздражителя, технических средств обучения, оказывает благоприятное влия-

ние на функциональное состояние слухового анализатора.

3. Динамика порога слуховой чувствительности в целом отражает характер слуховой нагрузки и может использоваться как адекватный критерий при ненормнровании работ, связанных со слуховыми нагрузками.

Литература. Г ублер Е. В., Генкин А. А. Применение критериев непараметрической статистики для оценки различий двух групп наблюдении в медико-биологических исследованиях. М., 1969. Косилов С. А. Физиологические основы производственного

обучения. М., 1975. Храмцова А. Д., Г у т. ник Б. И., Киселева Л. А. — Гиг.

и сан., 1976. № 10. с. 26—28. Храмцова А. Д., Бурок Л. В. Физиолого-гигиенические и педагогические рекомендации по использованию физических упраждений в режиме дня учащихся средних профтехучилищ металлообрабатывающего профиля. М., 1978.

Поступила 02.03.81

Summary. The auditory analyzer was evaluated from thresholds of auditory stimuli of various frequencies in the process of study and production activities. Appropriate combination of theoretic and practical studies in the course of a day, strict regulation of intervals, and physical exercises were found to improve the reaction of the auditory system. The authors raise the problem of introducing standards for the noise factor not only for practical but also for theoretic studies in view of the wide use of audiovisual aids in the teaching process.

УДК 615.916:348. 262-3 11.015.4:610.831.9-008.6-099

А А. А. Шамарин, О. И. Юрасова, Г. Б. Гоев

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГЕМАТОЭНЦЕФАЛИЧЕСКОГО БАРЬЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕЙРОТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ОКИСИ

УГЛЕРОДА

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Одной из важных задач гигиенического нормирования веществ является внедрение новых информативных методов их оценки. В связи с этим представляет интерес комплексное нейроморфоло-гнческое и радиологическое исследование, проведенное на модели широко распространенного компонента атмосферных загрязнений. Для оценки нейротокснческого эффекта СО изучали гематоэнце-фалический барьер. Нарушение его проницаемости является неспецнфической реакцией, которая обнаруживается при действии различных факторов: шума, вибрации, интоксикации (X. А. Гецель и С. В. Алексеев; М. Я. Майзелис; Н. И. Карпова и Т. Г. Якубович; Н. П. Таранова). Один из важнейших компонентов гематоэнцефалического барьера и показатель его напряженности — нейрогли-циты.

Целью настоящей работы было получение количественной характеристики глиальных структур и изучение проницаемости гематоэнцефалического барьера в отношении радиоактивных изотопов при воздействии СО.

Морфометрический анализ нейроглиоцитов использовали при изучении высоких (400 мг/м3 в течение 10 и 30 мин, 200 мг/м3 в течение 1 и 2 ч), средних (70 мг/м3 в течение 41/2, 61/2, 16, 24 и 72 ч) и относительно низких (20 мг/м3 в теченйе 1 и 2 мес) концентраций газа. Количество глиальных клеток подсчитывали в препаратах, окрашенных по методу Ниссля. В 5-м слое сенсомоторной коры измеряли число нейронов и нейроглиоцитов на единицу . площади для определения нейроноглиаль-ного отношения, а также отношение числа пери-нейрон альных глиоцитов к числу нейронов — перинейрональный индекс — по методике, описанной в работе А. В. Лагутина.

О проницаемости гематоэнцефалического барьера судили на основании относительного содержания изотопов 32Р и е!,2п в тканях мозга (гипофизе, обонятельной луковице, сенсомоторной коре, гиппо-кампе) по отношению к количеству их в плазме крови. Содержание изотопов в различных отделах мозга определяли после двухмесячного воздействия СО в концентрации 20 мг/м3 и после часового

2 Гигиена и санитария .4» 10

— 33 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.