Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ К ПРОФЕССИИ МАШИНИСТКИ-СТЕНОГРАФИСТКИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ К ПРОФЕССИИ МАШИНИСТКИ-СТЕНОГРАФИСТКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been found that the training of typiststenographers will be more effective if the students are adolescents who satisfy a set of psychophysiologic criteria, in particular the following: excitatory mobility, no more than 220 s; the value of Indices of modernized R.L. Rabinovich’s test (bimanual work), no less than 1.5 Hz; working capacity (as assessed by a «tapping test»), no less than 4 arbitrary units; time of switchover of attention, no more than 125 s.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ К ПРОФЕССИИ МАШИНИСТКИ-СТЕНОГРАФИСТКИ»

УДК 658.311.44:651.91:612.821

H.A. Бесстрашная

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ К ПРОФЕССИИ МАШИНИСТКИ-СТЕНОГРАФИСТКИ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В настоящее время в странах с высоким уровнем развития и дифференциацией труда правильный выбор профессии следует рассматривать как одно из важнейших условий включения подростка в высокопроизводительный труд и рабочий коллектив. Поэтому важен вопрос, насколько юноши и девушки пригодны к избранной ими профессии, причем пригодность определяется в первую очередь соответствием психофизиологических возможностей организма профессиональным требованиям. Игнорирование этого положения и профессиональное определение подростка с учетом только его желания могут очень часто нанести материальный ущерб государству и моральный — самому подростку. Отсюда необходимость разработки психофизиологических критериев профессиональной пригодности здоровых лиц к различным отраслям народного хозяйства, т. е. выявления того психофизиологического комплекса, который обеспечивает равновесие между организмом и выбранным видом труда. При этом мы считаем, что разработка таких критериев и последующий профессиональный отбор должны вестись не только для профессий, предъявляющих повышенные требования к организму, но и для так называемых массовых профессий с целью правильной расстановки лиц на производстве.

Одной из таких профессий является профессия машинистки-стенографистки. Изучение доступной литературы показало, что вопросы профессионального отбора на эту профессию до настоящего времени не разрабатывались. В то же время практика показывает, что одновременно к освоению данного вида труда привлекается значительное количество людей, а к качеству их работы предъявляются высокие требования.

Собственные наблюдения непосредственно на производстве, подкрепленные данными литературы (Я. 3. Лившиц и А. И. Кузнецова; М. И. Чурь-янова, и др.), показали, что в задачу машинистки входит быстрое и безошибочное перепечатывание забочего материала, для чего она должна осу-цествлять быстрые (средняя скорость 200 ударов з минуту) координированные ритмичные движения 1альцами обеих рук без контроля зрения (одно-зременно осуществляется чтение рабочего материала) на протяжении длительного времени (ча-:то весь рабочий день). В задачу стенографистки зходит умение быстро осуществлять мысленный 1еревод слов в условные обозначения с дальнейшей

фиксацией их на бумаге и последующей расшифровкой.

Итак, рассматриваемая профессия представляет собой сочетание двух видов труда — машинистки и стенографистки, каждый из которых предъявляет к организму работающего свои специфические требования и требует определенных скоростных возможностей как со стороны двигательного анализатора, так и психических процессов: высоких координационных способностей двигательного анализатора и его взаимодействия со зрительным. Требования предъявляются к силе нервных процессов, определяющей устойчивость к монотонности; подвижности нервных процессов, определяющей скоростные возможности организма; лабильности нервных процессов, определяющей скорость протекания таких реакций, как чтение, письмо и т. д.; взаимодействию коры и подкорковых образовании головного мозга; некоторым функциям двигательного анализатора (координации, работоспособности, взаимодействию со зрительным); устойчивости и переключению внимания. Эти физиологические системы были выбраны для исследования.

В работе были использованы методики, уже прошедшие апробацию в практике профессионального отбора или при изучении индивидуально-типологических свойств. Силу нервных процессов устанавливали по методу, предложенному В. Д. Не-былицыным, с последующим вычислением ХНК2; определяли подвижность нервных процессов: а) оценивали скорость приема и переработки зрительной информации в условиях выбора (Р. Л. Рабинович), б) устанавливали время смены возбудительного процесса тормозным (подвижность возбуждения) и обратно (подвижность торможения) при записи ЭКГ, лабильность определяли по критической частоте слияния мельканий (КЧСМ); о взаимодействии коры и подкорковых образований головного мозга судили по характеру проявления вегетативного компонента двигательной ус-ловнорефлекторной реакции; при исследовании двигательного анализатора определяли точность воспроизведения заданного движения, работоспособность методом «теппинг-теста», координационные возможности и взаимодействие со зрительным анализатором по модифицированной методике Р. Л. Рабиновича (работа двумя руками); устойчивость внимания оценивали методом корректурных проб с последующей обработкой по Баскако-

Таблица 1

Психофизиологические показатели подростков, профессионально пригодных и непригодных к профессии машинистки при поступлении в ОПТУ (М±т)

Таблица 2

Психофизиологические показатели подростков, профессионально пригодных и непригодных к профессии стенографистки при поступлении в СПТУ (М±т)

Контингент подростков Подвижность возбуждения, и/с Показатели модифицированной методики Р. Л. Рабиновича. % Показатели «теппинг-тес-та». усл. ед.

Профессионально пригодные Профессионально непригодные Р 201,2±2,43 243,4+17,4 <0,01 66,59+0,1 41,72+0,95 <0,01 8,18 ±1,12 3,86+1,01 <0,01

Контингент подросткой КЧСМ. Гц Время переключения внимания, с

Профессионально при- 36,4±0,65 119,5±5,5

годные

Профессионально непри- 38,4 ±1,37 151,5±12,1

годные

Р <0,1 <0,02)

вии профессионально пригодными и непригодными к избранному виду труда (табл. 1, 2).

Анализ индивидуальных данных подтвердил это различие. Так, у профессионально пригодных машинисток в подавляющем большинстве случаев показатель подвижности возбуждения был не более 220 мс, усвоение ритма при выполнении методики Р. Л. Рабиновича двумя руками — не менее 1,5 Гц, показатель работоспособности по «теппинг-тесту» — не менее 4 усл. ед. У профессионально пригодных стенографисток КСЧМ не более 38 Гц, время переключения внимания не более 125 с. У профессионально непригодных подростков обеих профессиональных групп аналогичные физиологические показатели были соответственно или выше, или ниже указанных величин. Иными словами, уже при поступлении в училище подростки, оказавшиеся впоследствии профессионально пригодными к избранному виду труда, обладали определенным комплексом психофизиологических показателей, отсутствующим у профессионально непригодных. По остальным исследованным показателям мы не выявили статистически значимого различия между подростками с разной степенью освоения как машинописи, так и стенографии, однако в общем профессионально пригодные характеризовались более слабой, подвижной нервной системой, более устойчивым вниманием по сравнению с профессионально непригодными.

С целью подтвердить постоянство полученного различия, так как только в этом случае можнс

Таблица

Психофизиологические показатели подростков, профессионально пригодных и непригодных к профессии машинистки, в динамике обучения в СПТУ (М±т)

вой; время переключения внимания исследовали с помощью черно-красных таблиц Шульте — Платонова.

Исследования проводили в Специальном профессионально-техническом училище (СПТУ) № 121 Москвы. Под наблюдением находилась 81 девушка в возрасте 17—19 лет. Все они не имели медицинских противопоказаний к освоению профессии машинистки-стенографистки. Все подростки были обследованы с применением вышеупомянутых методик при поступлении в училище, после первого курса и перед завершением обучения. На последнем этапе обучения на каждую учащуюся была получена подробная педагогическая характеристика с указанием степени овладения профессией. При этом отдельно выяснялось овладение машинописью и стенографией. Эти характеристики легли в основу группировки экспериментального материала, анализ которого проводился раздельно для машинисток и для стенографисток.

Анализ педагогических характеристик показал, что 93,8% машинисток получили положительное заключение и занесены в разряд профессионально пригодных, 6,2% были признаны педагогами профессионально непригодными; среди стенографисток таких было соответственно 87,6 и 12,4%.

Уже при поступлении подростков в училище было выявлено различие на статистически значимом уровне по ряду психофизиологических показателей между лицами, оказавшимися впоследст-

Контингент подростков Подвижность возбуждения, иг Показатели модифицированной методики Р. Л. Рабиновича, % Показатели «теппннг-теста», усл. ед.

после I курса после II курса после I курса после II курса после I курса после II курса

Профессионально пригодные Профессионально непригодные 192,8+2,4 217,8±4,2 _ 85,8+0,6 78,02+6,4 89,2 ±1,4 74,2±7,7 5,7+0,11 5,3±4,9 6,8+0,5 4,2±1,2

Таблица 4

Психофизиологические показатели подростков, профессионально пригодных и непригодных к профессии стенографистки, в динамике обучения в СПТУ (М±т)

Контингент под- КЧСМ. Гц Время переключения внимания, с

ростков после I курса после II курса после I курса после II курса

Профессионально пригодные Профессионально непригодные 28,5 ± 0.5 28, 5 ± 1 , 4 32.0±0,6 29, 6 ± 2 , 6 99.7 ±3.2 86.8 ±14. 2 72,9 ± 8,0 I 17, 7 ± 19 ,9

говорить о его профессиональной значимости, было проведено динамическое наблюдение за подростками на протяжении 2 лет обучения (табл. 3, 4).

Сопоставление результатов, представленных в табл. 1—4, показало, что на всем протяжении обучения эти психофизиологические показатели у профессионально непригодных находились по-прежнему на более низком уровне функционирования по сравнению с профессионально пригодными и к моменту завершения обучения (после II курса) не достигали уровня последних даже при поступлении в СПТУ. Обращает на себя внимание тот факт, что если к концу обучения характер изменения рассматриваемых психофизиологических функций у профессионально пригодных свидетельствовал об их тренировке (увеличение количества правильных ответов при выполнении методики Р. Л. Рабиновича, показателя «теппинг-теста», уменьшение времени переключения внимания), тогда как у профессионально непригодных противоположное изменение этих показателей указывает на развитие утомления в процессе профессионального обучения. Характерно, что разнонаправленный характер изменений проявился на II (последнем) году обучения, что указывает, по нашему мнению, на то, что максимум формирования профессионала приходится на последний год обучения (косвенным подтверждением этого может служить необъективность педагогических характеристик, полученных после I курса).

Корреляционный анализ выявил значимую связь каждого из приведенных физиологических показателей с внешним критерием — успешностью освоения профессии. Получены следующие коэффициенты корреляции. У машинисток: успешность — подвижность возбуждения — 0,5; успешность — работоспособность — 0,64; успешность — показатель модифицированной методики Р. Л. Рабиновича — 0,43. У стенографисток: успешность — лабильность по КЧСМ — 0,3; успешность — время переключения внимания — 0,6.

Итак, как при поступлении в училище, так и на всем протяжении обучения у подростков, оказав-нихся впоследствии профессионально пригодными < машинописи, отмечались лучшая подвижность юзбуждения, лучшая работоспособность и коорди-1ационные показатели двигательного анализатора

по сравнению с профессионально непригодными. У подростков, оказавшихся профессионально пригодными к стенографии, наблюдались более короткое время переключения внимания и менее лабильная нервная система по сравнению с профессионально непригодными.

Именно подвижность возбуждения, способствующая быстрому формированию и успешному выполнению скоростных двигательных навыков (М. К- Акимова), хорошее взаимодействие зрительного и двигательного анализаторов как основа выполнения быстрых координированных движений, высокая работоспособность двигательного анализатора, определенный уровень лабильности» обеспечивающий необходимую скорость чтения, письма и т. д., короткое время переключения внимания как показатель скорости протекания психических процессов, наблюдавшиеся у профессионально пригодных уже при поступлении в СПТУ, создали предпосылки для успешного овладения профессиями машинистки и стенографистки. Наоборот, более низкий уровень функционирования перечисленных физиологических систем, наблюдавшийся у профессионально непригодных, не только не обеспечивает равновесия между физиологическими возможностями организма и профессиональными требованиями, но и приводит к значительному напряжению всех систем организма при попытке освоить профессию.

Одновременно мы считали необходимым выяснить, при каком сочетании показателей, входящих в критериальный комплекс, освоение профессии еще возможно. Установлено, что профессия осваивается, когда не все психофизиологические показатели находятся на должном уровне функционирования. Очевидно, в этом случае вступают компенсационные механизмы. Это подтверждается тем положением, что, например, при освоении машинописи именно высокая подвижность возбуждения как основа выполнения скоростных двигательных навыков преобладала у профессионально пригодных; если же этот показатель был ниже критериального, то хорошее взаимодействие зрительного и двигательного анализаторов, обеспечивающее возможность выполнения четких координированных движений, плюс высокая работоспособность двигательного анализатора обеспечивали правильное выполнение задания и нужный темп. Однако в этих случаях освоение профессии только удовлетворительное. Наоборот, у профессионально непригодных наличие только одного показателя в критериальных пределах не могло компенсировать остальные свойства, необходимые уже в самом организме и начале обучения, что приводило к рассогласованию между возможностями организма и требованиями профессии и в результате к неосвоению ее.

С целью подтвердить правомочность объединения профессий машинистки и стенографистки в единый комплекс мы провели корреляционный анализ между показателями успешности освоения

каждой из них и выявили тесную связь: коэффициент корреляции составлял 0,7. Отсюда возможность такого объединения и создание психофизиологического критерия для профессионального отбора.

Выводы. 1^. Профессия машинистки-стенографистки комплексная, состоит из 2 специальностей, предъявляющих к организму работающего различные требования.

2. Установлена высокой степени корреляционная связь между успешностью освоения каждой из этих профессий и, как результат, возможность объединения их в единый комплекс.

3. В качестве психофизиологического критерия

ЛИТЕРАТУРА. Акимова М. К. — В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974, вып. 1, с. 76—101.

Баскакова И. Л. — Вопр. психол., 1968, № 3, с. 101 — 167 Лившиц Я. 3., Кузнецова А. И. Машинопись и основы современного делопроизводства. М., 1974.

S u m m a r y. It has been found that the training of typist-stenographers will be more effective if the students are adolescents who satisfy a set of psychophysiologic criteria, in particular the following: excitatory mobility, no more than

УДК eie.28-008.14-053.2-085.85 1.4

профессиональной пригодности здоровых лиц к профессии машинистки-стенографистки может быть рекомендован следующий комплекс психофизиологических показателей: а) подвижность возбуждения не более 220 с; б) показатели модернизированной методики Р. Л. Рабиновича (работа двумя руками) не менее 1,5 Гц; в) показатели работоспособности по «теппинг-тесту» не менее 4 усл. ед.; г) время переключения внимания не больше 125 сек.

4. В случае превышения одного из показателей критериального предела становится затруднительным освоение профессии (оценка «удовлетворительно»),

Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. Рабинович Р. Л. — Ж-высш. нервн. деят., 1961, № 5, с. 960—965.

Чурьянова М. И. Гигиеническое изучение организации рабочего места подростков при обучении машинописи. Дис. канд. М., 1966.

Поступила 23.09.80

220 s; the value of indices of modernized R. L. Rabinovich's test (bimanual work), no less than 1.5 Hz; working capacity (as assessed by a «tapping test»), no less than 4 arbitrary units; time of switchover of attention, no more than 125 s.

А. Г. Сухарев, Л. Я■ Каневская, И. А. Лаптева

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ

ЦОЛИУВ, Москва

С целью оценки степени функциональной готовности детей к поступлению в школу Минздрав СССР в 1979 г. издало специальные методические рекомендации от 21/ХП 1978 г., рассчитанные на обследование детей массовых дошкольных учреждений. Еще большее значение своевременная диагностика уровня функциональной готовности к обучению в школе имеет для детей с недостатками умственного и физического развития. Задачей настоящего исследования было изучение готовности к систематическому обучению в школе "у глухих детей.

Под наблюдением находились воспитанники старших и подготовительных к школе групп детских садов для глухих детей Москвы. Программа исследований включала медицинский осмотр, антропометрические измерения, установление биологического возраста ребенка, определение «школьной зрелости» по тестам Керна-Ирасека, выполнение мотометрических тестов Озерецкого. По состоянию здоровья все дети были разделены по схеме Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР на 5 групп. При этом, дефекты со стороны слуха и речи при

распределении на группы здоровья не учитывались, так как они являются общими для всей совокупности отобранного контингента. Результаты исследований показали, что детей, отнесенных к первой группе здоровья, было 13%, ко второй группе —5,7%, к третьей — 22,3% и четвертой—6%. При сравнении полученных данных с распределением по группам здоровья детей из массовых детских садов (Л. Ф. Бережков и И. Д. Дубинская, 1979) выявлены существенные различия. Количество здоровых детей (первая группа) среди глухих дошкольников было значительно меньше, чем среди слышащих (соответственно 13 и 23%). В коллективе глухих детей большинство детей относились ко второй группе здоровья (58,7% против 42% среди детей массовых детских садов). В структуре функциональных от клонений у детей второй группы здоровья пре обладающими являлись гипертрофия миндалин, вегетососудистые изменения, нарушения опорно-двигательного аппарата. При этом часто выявлялись сочетанные функциональные отклонения (у одного ребенка по 2—4 отклонения). Большое место в этой группе занимали дети, часто и длительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.