Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТА-ТЕЛЕТАЙПИСТА'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТА-ТЕЛЕТАЙПИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CRITERIA OF OCCUPATIONAL FITNESS IN THE TRADE OF A TELEGRAPH AND TELETYPE OPERATOR

The authors determined the physiological systems that are mainly concerned in the trade of a telegraph and teletype operator and a complex of psychophysiological indices, that may serve as signs of the extent of mastering the above mentioned trade.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТА-ТЕЛЕТАЙПИСТА»

Найденная величина коэффициента относительной стойкости подставляется в числитель формулы (9), т. е. происходит увеличение или уменьшение ПДУВ ДДТ согласно обратной пропорциональной зависимости между показателями стойкости ДДТ и нового вещества. В качестве примера приведем расчет ПДУВ для v-изомера гексахлорциклогексана (v-ГХЦГ). Для ДДТ Т99 в черноземной почве составляет 1533 сут, а для 7-ГХЦГ Ttt — 605 сут. Тогда коэффициент относительной стойкости для у-ГХЦГ составляет:

к_ Г„ДДТ 1533 „

A Ttty = ГХЦГ — 605 -г'5-

Найденный коэффициент показывает, что у-ГХЦГ в 2,5 раза менее стоек, чем ДДТ. Следовательно, ПДУВ для v-ГХЦГ при перечисленных выше почвенно-климатических условиях будет равен 7,3 кг/га-2,5=18,2 кг/га при условии снижения концентрации к уровню ПДК на 90-й день после внесения.

ЛИТЕРАТУРА. ГончарукЕ. И. — В кн.: Материалы научной сессии АМН СССР по проблеме «Гигиена и эпидемиология села». Саратов, 1972, с. 73—7 . — Гончарук Е. И., Циприян В. И. — В кн.: Сборник работ 1-го Всесоюзного совещания «Поведение, превращение и анализ пестицидов и их метаболитов в почве». Пущино-на-Оке, 1973, с. 13—14. — ГончарукЕ. И., НайштейнС. Я-, Циприян В. И. — «Гиг. и сан.», 1974, № 12, с. 19—23. — Гончарук Е. И., Циприян В. И., С т е ф а н с к и й К. С. и др. — Там же, 1975, № 10, с. 18— 22. — П е р е л ы г и н В. М. — «Гиг. и сан.», 1975, №1, с. 29—33.

Поступила 5/111 1976 г.

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF THE METHOD "OF CALCULATING

THE MAXIMAL PERMISSIBLE LEVELS OF INTRODUCTION OF EXOGENIC CHEMICAL SUBSTANCES INTO THE SOIL

E. I. Goncharuk, V. M. Perelygin, V. 1. Tsipriyan, S. A. Badrak, M. S. Sokolov,

L. B. Shostak

The authors suggest a calculation method of determining the maximal permissible levels of introduction (MPLI)of exogenic chemical compounds into the soil depending on their maximal permissible concentrations (MPC) and specific conditions of the soil and the climate. An example of calculating the MPLI of DDT and hexachlorcyclohexane under conditions of the chernozyom zone is given.

УДК 612.821:[658.311*44:654.14

Проф. И. Д. Карцев, канд. мед. наук Н. А. Бесстрашная

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТА-ТЕЛЕТАЙПИСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Изучение литературы показало, что вопросы профессионального отбора на профессию телеграфиста-телетайписта практически не разрабатывались. В настоящее же время автоматические буквопечатающие аппараты системы СТА-2М широко применяются не только в системе Министерства связи, но и в различных отраслях народного хозяйства, знакомство с профессией телеграфиста-телетайписта входит в программу профессионального образования некоторых школ Москвы. Отсюда ясно, какое число людей одновременно привлекается к работе в данной области труда, к тому же к качеству их работы предъявляются особенно высокие требования, так как допущенная ошибка или задержка в сроках приема и передачи телеграммы может привести к серьезным последствиям. Учитывая сказанное выше, сотрудники лаборатории профессиональной ориентации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР в период 1973—

2 Гигиена и санитария Ni 3

33

1975 гг. проводили работу по выявлению критериев профессиональной пригодности к профессии телеграфиста-телетайписта.

Собственные наблюдения непосредственно на производстве, подкрепленные данными литературы (Э. Г. Багдавадзе; А. И. Данилович; Е. В. По-доба и А. М. Просекин; В. М. Суханов, и др.), показали, что в задачу телетайписта входит обслуживание 2 телеграфных аппаратов во время приема и передачи телеграмм, которые могут работать как по очереди, так и одновременно, и телетайпист должен либо, обслуживая 1 аппарат, находиться в состоянии постоянной готовности приступить к работе на другом, либо обслуживать сразу оба, переходя от выполнения одной операции к другой. При этом телетайпист осуществляет зрительный контроль за правильностью оформления передаваемой и принимаемой перфоленты и сличение ее с текстом на контрольной ленте; исправление ошибок и искажений; заправку перфоленты в аппарат для передачи либо обработку принятой перфоленты и отправку ее для дальнейшей передачи. Все эти операции не требуют сложных движений, но должны быть выполнены в строго регламентированные сроки, навязанные работой аппарата (на обработку 1 телеграммы отводится 65 с, причем время строго контролируется), а обслуживание 2 аппаратов требует постоянного переключения внимания с одного на другой. При этом подчас трудно предвидеть момент начала работы каждого аппарата на протяжении рабочего дня. Учащиеся непосредственно при обучении подвергаются воздействию монотонности в результате длительного (2—3 ч) ежедневного выполнения простых упражнений, в то время как у профессионалов монотонность практически отсутствует.

Итак, профессия телеграфиста-телетайписта требует от организма работающего определенных скоростных возможностей, устойчивости к монотонности (особенно в процессе обучения) и предъявляет повышенные требования к высшей нервной деятельности: силе нервных процессов, определяющей устойчивость к монотонности; подвижности, свидетельствующей о скоростных возможностях организма; взаимодействию коры и подкорковых образований головного мозга как показателю энергетического обеспечения поведенческих актов; зрительному анализатору; некоторым функциям внимания. Эти физиологические системы были выбраны для исследования.

При выборе методов исследования мы ориентировались на их адекватность, статистическую надежность и возможность применения в практике. Сила нервных процессов: определяли характер кривой латентных периодов двигательной реакции на предъявление звуковых раздражителей, различных по биологической силе (проявление «закона силы») и разницу величин латентных периодов на предъявление среднего и сверхсильного звуков (выраженность «закона силы»). Метод предложен В. Д. Нсбылицыным. Подвижность нервных процессов: определяли скорость приема и переработки зрительной информации в условиях выбора (метод предложен Р. Л. Рабиновичем) и время смены тормозного процесса возбудительным и обратно при записи ЭМГ (метод предложен А. А. Шабурян). О взаимодействии коры и подкорковых образований головного мозга мы судили по характеру проявления вегетативного компонента условнорефлекторной реакции (метод предложен И. Д. Карцевым). Определяли порог быстроты зрительного различения разрыва кольца Ландольта, предъявляемого с различной экспозицией (метод предложен И. Д. Карцевым). Из многочисленных функций внимания исследовали: 1) устойчивость — методом корректурной пробы с последующей обработкой по Баскаковой; 2) время переключения — с помощью черно-красных таблиц Шульте — Платонова.

Работу проводили в телеграфной школе при Центральном телеграфе Москвы, которая в тот период занималась подготовкой и переквалификацией кадров для всех учреждений связи Москвы. Под наблюдением находилась 71 девушка в возрасте 15—18 лет, окончившая 8—10 классов и не имеющая медицинских противопоказаний к освобождению от профессии телегра-фистки-телетайп истки.

Исследования проводили при поступлении подростков в телеграфную школу и перед ее окончанием. В конце учебы на каждого подростка была получена педагогическая характеристика с указанием степени овладения профессией, которые легли в основу группировки при анализе эксперимен-

Психофизиологические показатели у подростков, профессионально пригодных и непригодных к профессии телетайписта (при поступлении в школу; М±т)

Контингент подростков Подвижность тор- Время пере- Выраженность

мозного про- ключения вни- «закона силы».

цесса. мс мания, с НС

Профессионально пригодные 176,2^0,2 126,1 — 6,3 49,2— 1,9

Профессионально непригодные 237,11,5 169,7—39,9 67,&±2,9

тального материала. 61 (85,9%) человек получил положительное заключение и был занесен в разряд профессионально пригодных. 10 (14,1%) человек получили отрицательные характеристики и были определены как профессионально непригодные.

Уже при первичном обследовании (при поступлении подростков в школу) было выявлено различие на статистически значимом уровне (Р < 0,01) по ряду физиологических показателей между лицами, оказавшимися впоследствии профессионально пригодными и непригодными к изучаемой профессии (табл. 1).

Анализ индивидуальных данных показал, что у профессионально пригодных подростков в подавляющем большинстве случаев показатели подвижности тормозного процесса были не больше 200 мс, время переключения внимания — не больше 150 с, выраженность «закона силы» — не больше 60 мс. У профессионально непригодных подростков величины аналогичных физиологических показателей были выше указанных. Иными словами, определенный комплекс физиологических показателей, наблюдающийся у профессионально пригодных подростков уже при поступлении в школу, у профессионально непригодных подростков отсутствовал. При исследовании характера взаимодействия коры и подкорковых образований головного мозга, быстроты зрительного различения, устойчивости внимания мы не выявили различия между подростками с разной степенью освоения профессии.

С целью подтверждения постоянства выявленного различия, так как только в этом случае можно говорить о его профессиональной значимости, было проведено повторное обследование подростков перед началом трудовой деятельности. Одновременно было обследовано 18 телеграфисток I класса в возрасте до 30 лет со стажем работы не менее 5 лет.

Сопоставление результатов, представленных в табл. 1 и 2, показало, что к моменту окончания школы показатель подвижности тормозного процесса, время переключения внимания и выраженность «закона силы» у профессионально пригодных подростков по-прежнему меньше, чем у профессионально непригодных, причем, несмотря на наблюдающуюся тренировку такого показателя, как время переключения, у профессионально непригодных подростков он не достигает уровня такового у профессионально пригодных даже в момент поступления в школу. У профессионально пригодных подростков к моменту окончания школы физиологические показатели достигают уровня аналогичных показателей у квалифицированных телеграфисток со стажем.

Корреляционный анализ выявил статистически значимую связь каждого из приведенных физиологических показателей с внешним критерием — успешностью освоения профессии: успешность — подвижность тормозного процесса —0,743, успешность — время переключения —0,6, успешность — сила нервных процессов —0,42.

Итак, уже при поступлении в телеграфную школу подростки, оказавшиеся впоследствии профессионально пригодными и непригодными к профессии телеграфиста-телетайписта, различались между собой на статисти-

2*

35

Психофизиологические показатели у подростков, профессионально пригодных и непригодных к профессии телетайписта (перед окончанием школы; М± т)

Подвижность тормозного процесса, мс Время переключения внимания, с Выраженность «закона сильо, мс

Профессионально пригодные подростки Профессионально непригодные подростки Высококвалифицированные телеграфистки 168,2^1,2 234,6± 13,4 170,1^2,3 113,6^6,1 146,5—12,9 119,8^5,1 43,72:2,1 59,1^:7,8 42,6—4,7

чески значимом уровне по ряду физиологических показателей: профессионально пригодные лица могут быть отнесены к более слабому, подвижному типу нервной системы, с более быстрым переключением внимания по сравнению с профессионально непригодными. Выявленное различие сохранялось на всем протяжении овладения профессией. Действительно, именно подвижность нервных процессов, в первую очередь тормозного, как основы быстроты двигательной реакции, легкой включаемости в активную деятельность наряду с высокой переключаемостью внимания как основы быстрого переключения с одного рабочего объекта на другой обусловливает выполнение специфических требований изучаемого вида труда.

Так как именно сила нервных процессов обусловливает устойчивость к фактору монотонности, находясь с ней в обратной зависимости, то именно в период обучения, когда вследствие специфики учебного процесса учащиеся особенно подвержены его воздействию, этот показатель должен играть существенную роль. Подтверждением этому, по нашему мнению, может служить то, что у 6 подростков из 7 покинувших школу в процессе обучения выраженность «закона силы» была больше 60 мс, хотя остальные физиологические показатели не превышали уровень, характерный для профессионально пригодных подростков.

Следовательно, профессионально пригодные подростки, обладая уже при поступлении в школу более подвижной нервной системой и более высоким переключением внимания по сравнению с профессионально непригодными, имели все психологические и физиологические предпосылки к овладению профессиональными навыками и формированию рабочего динамического стереотипа, а относительно низкая сила нервных процессов обеспечивала меньшую подверженность монотонности. То, что к моменту начала трудовой деятельности физиологические показатели профессионально пригодных подростков достигали уровня высококвалифицированных телеграфисток, позволяет предположить, что они смогут совершенствовать свое мастерство в процессе дальнейшей работы.

На основании всего сказанного выше можно утверждать, что наличие у профессионально пригодных подростков уже в начале обучения показателя подвижности тормозного процесса не больше 200 мс, времени переключения внимания не больше 150 с, выраженности «закона силы» не больше 60 мс и отсутствие их у профессионально непригодных, постоянство полученного различия на протяжении овладения профессией позволяют рекомендовать этот комплекс физиологических показателей в качестве критерия профессиональной пригодности к профессии телеграфиста-телетайписта.

ЛИТЕРАТУРА. БагдавадзеЭ. Г. — В кн.: Физическая культура н производство. М., 1969, с. 66—67. — Данилович А. И. — «Гиг. и сан.», 1962, №10, с. 37. — К а р ц е в И. Д., X а л д е е в а Л. Ф., П а в л о в и ч К- Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. — Небылицы н В. Д., ТепловБ. М. — В кн.: Авиационная и космическая медицина. М., 1963, с. 371. — ПодобаЕ. В., ПросекинА. М. — «Гиг. труда», 1972, № 12, с. 45.—С у х а н о в В. М.—В кн.: Материалы Конференции гигиенических кафедр 1-го Московского мед. ин-та. М., 1967, с. 212.

Поступила 28/V 197« г.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CRITERIA OF OCCUPATIONAL FITNESS IN THE TRADE OF A TELEGRAPH AND TELETYPE OPERATOR

/. D. Karstev, N. A. Besstrashnaya

The authors determined the physiological systems that are mainly concerned in the trade of a telegraph and teletype operator and a complex of psychophysiological indices, that may serve as signs of the extent of mastering the above mentioned trade.

УДК 612-821-052.6*

А. И. Емец

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ

Педагогический институт им. Леси Украинки, Луцк

Улучшение познавательных возможностей студентов должно включать не только применение более совершенных методов и форм учебной работы, но и развитие, совершенствование того психологического аппарата, который позволяет воспринимать, подвергать мыслительной обработке и запечатлевать поступающую информацию. Хорошо известно, какое значение в этом плане имеют занятия физической культурой и спортом. В ряде работ доказано положительное влияние двигательной активности как на результаты умственной деятельности студентов (И. И. Путивльский; А. Ф. Дмитриев; Р. С. Гарштейн, и др.), так и на функциональные возможности их организма (М. К. Босый и соавт.; Б. К. Замаренов, и др.). Нами была предпринята попытка обосновать особенности умственной работоспособности студентов в связи с различным двигательным режимом обучения в вузе.

В литературе имеются данные об определении интенсивности умственной работоспособности с помощью теста Шульте (Г. Н. Кушкоь, и др.). В наших экспериментах был применен модифицированный тест. На таблице размером 40x30 см в случайном порядке черным и красным шрифтом расположены числа от 1 до 24 (высота цифр 4 см). Необходимо было найти и показать по порядку все числа черным шрифтом от 1 до 24, а красным — от 24 до 1, делая это как можно быстрее. Одновременно с показом первого числа включался секундомер, а после последнего останавливался. На I и III этапах исследования применялись 2 таблицы, на II этапе — 10 таблиц с разным расположением чисел с интервалом 5 с.

На I этапе исследования определялась интенсивность умственной работы студентов (по времени, затраченному на поиск чисел в 2 таблицах) в зависимости от доли двигательной активности и специфики факультета. В экспериментах принимали участие студенты физико-математического и филологического факультетов факультета, английского языка и физического воспитания Луцкого педагогического института — всего 155 человек.

Все испытуемые были разделены на 4 группы: 1-я группа —студенты II—III курса филологического, английского и физико-математического факультетов, посещающие занятие по физическому воспитанию 2 раза в неделю; 2-я группа —студенты I—II курса факультета физического воспитания—спортсмены II—III разряда; 3-я группа — студенты факультета физического воспитания — спортсмены I разряда и кандидаты в мастера спорта; 4-я группа — студенты филологического и физико-математического факультетов, регулярно занимающиеся в секции баскетбола.

На II этапе исследования определялись интенсивность умственной работоспособности, степень утомляемости и динамика по показателям времени, затраченному на поиск числа в 10 таблицах. В эксперименте принимали участие студенты-спортсмены высших разрядов (30 человек) и студенты филологического факультета (30 человек).

На III этапе эксперимента изучалось влияние отдельной специфической физической нагрузки (тренировки) на время поиска чисел в 2 таблицах. Испытуемыми были студенты факультета физического воспитания — волейболисты, гимнасты, легкоатлеты — всего 23 человека.

Анализ результатов, полученных на I этапе исследования, показывает, что среднее время поиска чисел в 2 таблицах испытуемыми каждой группы составляло: в 1-й группе — 3 мин 36 с, во 2-й группе — 3 мин 36 с, в 3-й группе — 2 мин 50 с, в 4-й группе — 3 мни 00 с. Как свидетельствуют по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.