Гигиена детей и подростков
© В. Р. КУЧМА. Н. Л. ЯМЩИКОВА. 1994 УДК 613.6:|377:655.3
В. Р. Кучма, Н. Л. Ямщикова
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЕЧАТНИКА
ММА им. И. М. Сеченова
Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе в системе ПТУ, является одной из государственных задач. Прием подростков в ПТУ зачастую проводится без учета их индивидуальных наклонностей. Сложившаяся в настоящее время неблагоприятная демографическая ситуация в России, снижение уровня здоровья подрастающего поколения (только 20— 25 % выпускников школ абсолютно здоровы), с одной стороны, жесткие требования рынка труда к профессиональным качествам человека, с другой — требуют более тщательного профессионального подбора.
У подростков, выбирающих профессию без учета индивидуальных особенностей, уже на стадии профессионального обучения в 40 % случаев отмечают несоответствие профессиональных требований индивидуальным особенностям личности [5]. По мнению Л. М. Сухаревой [6], значительное число случаев неудовлетворительной профессиональной адаптации подростков связано с их психо-логофизиологическими особенностями. Возрастающая сложность ряда профессий ведет к тому, что их не могут освоить до 40 % здоровых подростков [1]..В то же время применение прогнозирования профессиональной пригодности подростков позволяет до 97 % профнепригодных подростков перевести в разряд пригодных для другой профессии [2]. Кроме того, выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями человека дает возможность снизить заболеваемость с временной утратой трудоспособности в 2—2,5 раза, а производственный травматизм — до 50 % [3, 4].
В связи с этим проблема правильного, научно обоснованного выбора профессии, которая бы соответствовала не только желаниям подростка, но и его личным способностям и индивидуальным качествам, обеспечивающим успешное овладение профессией и дальнейшее совершенствование в ней без ущерба для здоровья, чрезвычайно актуальна.
Цель данного исследования — выявление влияния психологофизиологических особенностей подростков на успешность овладения профессией печатника и изучение влияния обучения в ПТУ полиграфического профиля на состояние здоровья учащихся.
Изучение уровней и динамики развития психологофизиологических качеств у подростков осуществляли методом поперечных срезов, который заключается в сопоставлении групп подростков,
отличающихся хронологическим возрастом (годом обучения), и показывает, как варьирует с возрастом уровень развития той или иной функции. Этот метод успешно использовался в большом количестве работ по возрастной физиологии и психологии.
Работу выполняли на базе 2 ПТУ полиграфического профиля в Москве (№ 25 и 166), выпускающих специалистов для различных полиграфических предприятий города. В течение 3 лет обучения под наблюдением находилось 90 учащихся, осваивающих профессию печатника, и 40 рабочих одной возрастной группы (до 40 лет) с одинаковым стажем работы, но с различной степенью профессиональной успешности.
Детальное изучение профессии печатника показало, что для печатников листовых машин характерны высокие нагрузки на зрительный анализатор, центральную нервную систему, статическое и динамическое напряжение мышц опорно-двига-тельного аппарата, и позволило определить основные требования, предъявляемые к организму работающего.
Проведенные исследования выявили соответствие санитарно-гигиенических условий обучения в 2 ПТУ нормативным требованиям по организации процесса обучения, режима дня, питания и физического воспитания. Санитарно-гигиенические условия в печатных цехах предприятия в основном были в пределах санитарных норм.
В условиях лаборатории у рабочих исследовали физиологические и психологические функции и качества, к которым, как показал анализ профессиональной деятельности, предъявляются повышенные требования.
Функции, показатели которых статистически достоверно отличаются у работников с высокой профессиональной успешностью от показателей и у работающих с низкой успешностью, мы и считали профессионально значимыми «ключевыми» функциями (КПЗФ). Данные об уровне развития КПЗФ у печатников 2 групп представлены в табл. 1.
Анализ представленных данных свидетельствует, что КПЗФ для профессии печатника можно считать силу нервной системы; подвижность и динамичность нервных процессов; устойчивость и переключение внимания; кратковременную и долговременную память, быстроту зрительного различения, мышечную силу и выносливость к статическим напряжениям, координацию движения рук и глаз.
5 Гигиена и санитария № 3
—33-
Таблица^!
Уровень развития ключевых профессионально значимых функций у взрослых печатников в зависимости от производственной
успешности (М±т)
Показатели физиологических функций
Успешно работающие
Плохо работающие
Сила нервной системы, % Подвижность нервных процессов, мс Динамичность нервных процессов, число ошибок Цветоразличение, усл. ед.: красный цвет зеленый цвет синий цвет Быстрота зрительного различения, с Линейный глазомер, см Мышечная сила, кг Мышечная выносливость, с Становая сила, кг
Координация движений рук и глаз, % Устойчивость внимания, усл. ед. Переключение внимания, с Кратковременная память, % Распределение внимания, усл. ед. Долговременная память, %
100+2,5 80±1,8 <0,001
1204-2,73 101±2,09 <0,001
2±0,35 4±0,42 <0,001
17,3±0,66 13,1 ±0,57 <0,001
13,9±0,56 10,2-4-0,51 <0,001
17,2±0,66 13,1нь0,57 <0,001
0,5±0,18 1,5±0,26 <0,01
0,36±0,14 0,56±0,12 >0,05
1,64-1,79 43,5± 1,37 <0,001
81,0±2,25 76,0± 1,81 <0,05
130±2,85 126±2,34 >0,05
30±1.36 23±0,99 <0,001
83,0±2,3 56,1 +1 ,6 <0,001
132,07+2,8 166,60±2,6 <0,001
80±0,27 71+0,28 <0,0001
10±0,79 7±0,55 <0,01
6Э±1,9 48 ± 1,4 <0,001
Анализ экспериментального материала показал, что еще в начале обучения подростки, которые впоследствии хорошо и отлично овладели профессией, отличались уровнем функционирования ряда систем от подростков, оказавшихся профессионально непригодными. Выявлены статистически достоверные среднегрупповые различия между профессионально пригодными и непригодными подростками по следующим показателям: подвижность, динамичность, сила нервных процессов, распределение и переключение внимания, уравновешенность нервных процессов, долговременная и кратковременная память, быстрота зрительного различения, мышечная сила и выносливость правой кисти, координация движений рук и глаз.
Не выявлено достоверных различий в уровне становой силы и цветоразличения. Вместе с тем эти функции важны для печатника и уровень их развития у подростков необходимо повышать.
Корреляционный анализ физиологических показателей, по которым различаются профессионально пригодные и непригодные подростки, с важным критерием — успешностью овладения профессией выявил сильную корреляционную связь между успешностью и показателем мышечной силы — 0,64, успешностью и мышечной выносливостью — 0,60, успешностью и силой нервных процессов — 0,51, успешностью и распределением внимания — 0,50, успешностью и переключением внимания — 0,46, успешностью и подвижностью нервных процессов — 0,44.
С целью установления закономерности, постоянства полученных различий, так как только в этом случае можно говорить о профессиональной значимости показателей, было проведено динамическое наблюдение за подростками на протяжении 2 лет обучения (табл. 2).
Установлено, что, по-прежнему изучаемые функции и качества у профессионально пригодных подростков выше, чем у непригодных. Что касается силы нервных процессов, то к концу 2-го года обучения различия между подростками, в разной степени овладевшими профессией, исчезли. К концу 3-го года обучения разница
между уровнями функционирования ряда систем у подростков 2 групп также сохранялась.
Метод сравнения индивидуальных показателей психологофизиологических функций свидетельствует, что для успешного освоения профессии печатника необходим следующий уровень развития исследуемых функций: сила нервных процессов не менее 100%; подвижность нервных процессов не более 108 „мс; динамичность нервных процессов не болеем.4 ошибок; уравновешенность нервных процессов не менее 14 %; распределение внимания не менее 7 знаков; переключение внимания не более ДЭЗ с; долговременная память не менее 40 %, причем при обследовании взрослых печатников эта функция не вошла в разряд профессионально значимых.
У подростков же на стадии обучения долговременная память играет важную роль в процессе получения необходимых знаний по профессии печатника. Об этом свидетельствуют достовер-
Таблица 2
Достоверность различия уровня развития КПЗФ у 2 групп учащихся, различающихся по успешности обучения
Показатели физиологических м,—мг 1
функций Р
Сила нервных процессов, % 58,8 36,3 <0,0001
Подвижность нервных процессов, мс 29,9 19,5 <0,0001
Динамичность нервной системы, чи-
сло ошибок 2,1 7,5 <0,001
Распределение внимания, усл. ед. 2,0 4,8 <0,001
Переключение внимания, с 33,2 16,5 <0,0001
Уравновешенность нервных процес-
сов, % 4,1 7,3 <0,001
Долговременная память, % 10,7 9,6 <0,001
Кратковременная память, % 7,1 5,2 <0,001-
Быстрота зрительного различения, с >.1 5,8 <0,001
Мышечная сила правой кисти, кг 5,8 6,2 <0,001
Мышечная выносливость, с 24,1 16,1 <0,0001
Становая сила, кг 2,8 1,8 >0,05
Координация движений рук и
глаз, % 0,9 2,6 <0,01
Цветоразличение, усл. ед.:
красный цвет 0,4 0,68 >0,05
зеленый цвет 0,8 0,48 >0,05
синий цвет 0,2 0.34 >0,05
ность различий этих показателей (р<0,001); кратковременная память не менее 87 %; быстрота зрительного различения не более 2 с; мышечная сила правой кисти не менее 33 кг; выносливость к статическим нагрузкам не менее 100 с; становая сила не менее 75 кг; координация движений рук и глаз 5,4 %.
Для выявления критериев профессиональной пригодности учащихся для освоения профессии печатника были составлены регрессионные модели. Аргументами регрессионной модели явились факторы, наиболее значимые по результатам предварительного исследования. В качестве регрессионной модели был выбран полином первой степени, достаточно адекватно отражающий зависимость искомого параметра от исследуемых факторов:
У=2,1896+0,18061ЯАГ, +0,36689£Х2+0,2702£Х3+ +0,22702£Х4+0,72735£Х5+0,65071£Х6.
Для наших целей наиболее адекватной оказалась регрессионная модель, в которой значимость исследуемых факторов убывает от начала до конца. В данном случае наиболее значимыми факторами, влияющими на успешность обучения, явились: мышечная сила правой кисти (11), мышечная выносливость (12), сила нервных процессов (8), распределение внимания (5), переключение внимания (2), подвижность нервных процессов (9). В скобках указаны номера факторов в последовательности, использовавшейся при вводе информации в ЭВМ. Коэффициенты корреляции и значения F-критерия Фишера свидетельствуют, что эта регрессионная модель достаточно точно аппроксимирует исследуемые зависимости (значимость F-критерия Фишера на уровне р<0,05 или р<0,001). Выбранная нами регрессионная модель имеет следующий вид:
У=2,19+0,01Х12+0.01Хп—0,002Х2+0,004Х9+ + 0,02X5+0,0005X8.
С помощью данной регрессионной модели можно рассчитать предположительную успешность обучения каждого подростка, зная уровень развития таких его функций: мышечной силы, мышечной выносливости, силы нервной системы, распределения внимания, переключения внимания и подвижности нервных процессов. Индивидуальная линия регрессии позволит оценить темпы развития той или иной функции и при необходимости планировать практические мероприятия, способствующие их коррекции.
Изучение влияния обучения на. физическое развитие и состояние здоровья учащихся, проведенное на протяжении всего периода обучения в ПТУ, показало, что в начале обучения 60,3 % учащихся имели гармоничное морфо-функциональное развитие, 39,7 % — дисгармоничное развитие как за счет отставания морфологических показателей, так и снижения функций. В конце обучения гармоничное развитие имели 82,3 % подростков, дисгармоничное — только 17 %. В начале обучения к I—II группе здоровья относилось 95,8 % подростков, к III группе — 4,2 %. К концу обучения в I, II группы здоровья входили 75,3 %, в III группу — 14,7 %.
К концу обучения здоровье ухудшилось у 47 % учащихся, улучшилось только у 3,4 %. Доминирующей патологией, возникшей за период обучения, были хронические заболевания ЛОР-ор-ганов (хронические фарингиты, риниты, гипертрофии небных миндалин), вегетативные дистонии, заболевания органов пищеварения.
Выводы. 1. На основании санитарно-гигиенической характеристики и профессиограммы установлено, что профессия печатника предъявляет требования к нервно-мышечной системе, анализаторным функциям, индивидуально-типоло-гическим особенностям высшей нерзной деятельности, свойствам внимания и памяти.
2. По уровню развития КПЗФ у подростков с различной степенью успешности овладения профессией и с учетом корреляционных связей обоснован комплекс физиолого-гигиенических критериев профессиональной пригодности к профессии печатника: сила нервных процессов не менее 100 %, подвижность нервных процессов не более 108 мс, динамичность нервных процессов не более 4 ошибок, распределение внимания не менее 7 знаков, переключение внимания не более 193 с, уравновешенность нервных процессов не менее 14 %, долговременная память не менее 40 %, кратковременная память не менее 87 %, быстрота зрительного различения не более 2 с, мышечная сила правой кисти не менее 33 кг, мышечная выносливость не менее 100 с, становая сила не менее 75 кг, координация движений рук и глаз 5,4 %.
3. На основе анализа регрессионной модели разработан методический подход, позволяющий с высокой степенью вероятности (95 %) прогнозировать успешность обучения и проводить коррекцию уровня развития функций учащихся ПТУ полиграфического профиля.
4. Состояние здоровья подростков в динамике от 15 до 17 лет за период обучения характеризуется перераспределением по группам здоровья. В начале обучения 95,8 % учащихся относились к I и II группам здоровья, а 4,2 % — к III группе. К концу .обучения эти показатели составили 75,3 и 14,7 % соответственно. В структуре хронической заболеваемости преобладали возникшие в процессе обучения вегето-сосудистые дисфункции, на втором месте были заболевания ЛОР-органов, на третьем — эндокринная патология.
Литература
1. Карцев И. Д. // Гиг. и сан,— 1973,— № Г.+ С. 32—36.
2. Карцев И. Д. Физиолого-гигиенические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям.— М., 1977.
3. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков.— М., 1980.
4. Павлович К. Э. Ц Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников.- М., 1991.— С. 56— 64.
5. Павлович К. Э., Коваль Т. А.. Родионова Т. А. // Вестн. Рос. АМН, 1993,— № 6,— С. 3—7.
6. Сухарева Л. М. Гигиенические основы профессионального обучения подростков: Автореф. дне. ... д-ра мед. наук.— М„ 1988.
Поступила 11.11.93