Научная статья на тему 'Подготовка студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры'

Подготовка студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1645
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры»

Анализ многолетних исследований позволил сделать вывод о том, что образовательный потенциал туризма, который может быть востребован школой, выражен в возможностях комплексного воздействия на личность и первичный школьный коллектив; индивидуализации воспитательно-образовательного процесса в спортивно-оздоровительной туристской деятельности.

Бушма Т.В.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Россия

В современных условиях сложившегося в России социальноэкономического кризиса на первый план выдвигается социально значимая проблема - подготовка высококвалифицированных специалистов-профессионалов, сочетающих в себе глубокие специальные знания, высокую профессиональную подготовленность, общую культуру. Основным источником планомерной подготовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей промышленного производства в нашей стране традиционно является система высшего образования. А одним из средств, способствующих повышению профессиональной работоспособности, производительности труда, успешности освоения профессии является физическая культура.

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности.

Требования, предъявляемые каждой группой профессий, многогранны и мобилизуют различные специфические для данных видов труда физиологические функции организма. Однако не весь организм в целом и даже не все функции различных систем в равной степени участвуют в деятельности, связанной с производственным обучением. Некоторые функции принимают в ней преимущественное участие, ибо если они отстают в своем развитии, то деятельность, либо недостаточно эффективна, либо протекает с повышенным напряжением, приводящим к утомлению. Для успешного удовлетворения требований профессии необходимо наличие определенных параметров мобилизированных функций [5].

Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длиться от 1 года до 7 лет. Поэтому высшие учебные заведения развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества у студентов, передают знания,

умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретной профессией.

Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения эффективности производства и производительности труда, сохранения работоспособности и здоровья человека. При этом действенными мерами улучшения такого режима являются не только рациональное время начала и окончания работы, строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и правильная организация внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в том числе и средств физической культуры.

При подготовке специалистов надо учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Чаще всего это выражается в практически различных возможностях использования средств физической культуры в качестве активного отдыха в свободное время у представителей той или иной профессии. Ведь только методически правильное их применение может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека.

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название -профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе общей физической подготовки преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лес-гафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы можем достичь искусства в ремесле. Профессор В.В.Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей, отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП В.В.Белинович (1959). Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств.

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих бакалавров, магистров и др. специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности трудящихся в современном производстве. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса и высоких технологий. Широко внедряются системы продвинутой кибернетики во все сферы человеческой деятельности. Вследствие механизации и автоматизации трудовых процессов в промышленности и в народном хозяйстве существенно уменьшается доля физического труда, связанного с активной двигательной деятельностью, насущно необходимой для нормального функционирования нашего организма.

Развитие цивилизации способствует увеличению доли умственного труда, сопряженного с ограниченной подвижностью. В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно, могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах. Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда, не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

По данным Российской академии наук доля мышечных усилий в энергетическом балансе человека сократилась с 94% в XIX веке до 1% в настоящее время. Эта гиподинамия, т.е. недостаточность движений, весьма вредно отражается на здоровье человека, а значит и на эффективности его учебной и трудовой деятельности. [3]

Все меньше и меньше остается профессий и сфер жизни, не охваченных тотальным стремлением к пассивности. Массовая механизация посадила водителя в автомобиль, рабочего - за рычаги крана, пилота - в кабину самолета, программиста и экономиста - за компьютер. Каждый из них подолгу сидит там почти неподвижно и в неудобном согнутом положении, сопряженным с повышенной нервной нагрузкой выполняемой работы. Высокое нервное напряжение при малой физической активности - это смертельный коктейль для человека. И лишь движения регулярные и систематические могут спасти наш организм от

разрушительных воздействий современных условий жизни.

Существует достоверная зависимость между уровнем развития цивилизации, порождающей гиподинамию, и смертностью от сердечнососудистых заболеваний, которые ныне стали доминировать в экономически развитых странах. Так, например, смертность лиц в возрасте 40 лет от заболеваний сердца в Гватемале в 7 раз ниже, чем в США, в Колумбии - в 10 раз, в Мексике - в 20 раз. При анатомическом вскрытии 6500 умерших из племени Банту в Уганде не было отмечено ни одного случая коронарного атеросклероза или инфаркта миокарда [4].

Мы в своей работе представляем анализ профессиональной деятельности специалиста экономического профиля с точки зрения ее влияния на физическое здоровье человека. Мы попытаемся обосновать необходимость целенаправленного формирования у специалиста профессионально-прикладной физической культуры личности, обеспечивающей достаточный уровень знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и способствующей активному их использованию.

Основываясь на исследования Д.Д.Войтехова и Н.И.Тонкова, мы определили наиболее характерные двигательные действия специалистов экономического профиля [1, 7]. Раскрывая основные стороны профессиональной деятельности, способствующие развитию профессиональных заболеваний, 44% высококвалифицированных специалистов экономического профиля указали на монотонность работы, 34% - на высокую эмоциональную нагрузку, 13% - на работу в недостаточно оборудованных условиях и 9% - прочие причины.

Работники этой профессии большую часть рабочего времени находятся в положении сидя. Отмечаются характерные наклоны головы вперед - вниз, а также фиксированное положение грудной клетки, вызывающее поверхностное дыхание и малую подвижность нижних конечностей. В условиях гиподинамии отмечаются повышенные требования к четкому ритму движений рук, кистей, пальцев в различных плоскостях, с различной амплитудой и величиной мышечных усилий. Проводя в течение рабочего дня по 6-8 часов в положении сидя, уже через 2-3 года экономисты могут обнаружить у себя симптомы таких профессиональных заболеваний, как плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.

Выявлено большое эмоциональное напряжение у работников этих профессий, связанное с постоянным зрительным контролем и сосредоточенностью внимания за выполнением деятельности. Концентрация внимания и связанные с этим возбуждения в определенных структурных элементах нервной системы на протяжении всего рабочего дня приводят к нарушению течения тормозновозбудительных процессов в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно влияет на деятельность многих органов и физиологических систем всего

организма. Длительная работа за компьютером и игнорирование гигиенических требований по его эксплуатации приводят к перенапряжению зрительных анализаторов и способствуют развитию заболеваний органов зрения.

Все это создает ситуацию, при которой наиболее характерными у работников этого профиля становятся заболевания: позвоночника (52%), зрительного анализатора (43%), варикозное расширение вен (23%), ЛОР органов (24%) и т.д.[7]. Они возникают вследствие вынужденных, неблагоприятных рабочих положений, монотонности работы, большой концентрации внимания, напряженности мышц шеи, спины и плечевого пояса.

Важнейшим профилактическим средством, способствующим предупреждению возникновения заболеваний, является двигательная активность человека в процессе профессиональной деятельности. Двигательная активность - это один из значимых компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта [2].

Для рационального использования двигательной активности в процессе профессиональной деятельности человек должен обладать:

• во-первых, определенным объемом знаний в этой области,

• во-вторых, опытом двигательных умений, навыков и способов деятельности, позволяющих успешно овладеть профессией и совершенствоваться в ней,

• в-третьих, сформированным мотивационно-ценностным к ним отношением.

За время обучения студенты должны овладеть знаниями и умениями составить комплекс физических упражнений по профилактике застойных явлений в области малого таза и ног. Выработать устойчивость к гиподинамии. Овладеть приемами релаксации.

Приоритетными в подготовке являются общая ловкость, ловкость рук и пальцев, быстрота, точность движений и двигательных реакций, развитие общей выносливости. Среди психофизических функций определяющей является внимание (широта распределения, переключение, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникативности.

Изучая отношение студентов факультета экономики и менеджмента (п=68) к занятиям физической культурой, мы выявили, что большинство респондентов

- 73,5% признают значимость занятий физической культурой для жизнедеятельности человека. 44% отметили взаимосвязь физического развития и трудового долголетия. Однако лишь 14,5% респондентов занимаются физическими упражнениями в свободное время. При этом 66% опрошенных студентов выразили неудовлетворение режимом своей двигательной активности и отметили, что при организации занятий физической культурой на предприятии, приняли бы в них активное участие. Наиболее популярными видами спорта, которые выбрали респонденты, стали плавание (36,5%), спортивные игры (31%), шей-

пинг или аэробика (26,5%). Однако при рассмотрении ответов на вопрос «Сколько свободного времени вы готовы посвятить занятиям физической культурой в неделю?» лишь 23,5% ответили, что 4 и более часов, 44% выбрали от 2 до 3 часов, 32,5% - менее 2 часов. Основными причинами данного положения являются:

- 59% - отсутствие свободного времени для занятий физическими упражнениями;

- 29,5% - отсутствие спортивных сооружений вблизи дома или учебы;

- 11,5% - отсутствие желания и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Это показатель того, что респонденты, наряду с осознанием своей низкой двигательной активности и ее негативным влиянием на здоровье, не хотят сами изменять сложившуюся ситуацию, а ждут когда им «сверху» предоставят условия для активного использования средств физической культуры. Ведь известно, что если человек действительно хочет заниматься какой-либо деятельностью, то он найдет и возможность, и время, и место это сделать.

Причинами этого является низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента профессионально-прикладной физической культуры личности. На наш взгляд такой уровень мотивации является недостаточным для активного, самостоятельного, творческого использования средств физической культуры в процессе трудовой деятельности. Нужны знания, которые составляют интеллектуальную основу физической культуры. Только на основе большого объема информации о путях освоения физкультурных ценностей человек может обеспечить себе реальную свободу выбора индивидуально приемлемых форм, методов и ориентиров физического самосовершенствования. Именно знания есть результат познания действительности, отражающейся в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов и т.д. Знания, являясь составной частью мировоззрения человека, в большей мере определяют его отношение к деятельности, моральные взгляды, убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, являются необходимым условием развития его способностей [6].

Мы целенаправленно развиваем деятельностный и мотивационноценностный компоненты профессионально-прикладной физической культуры личности, уделяя особое внимание теоретическому разделу программы по физической культуре в вузе. Студенты начинают осознанно подходить к занятиям физической культурой, активно использовать ее средства и методы не только на учебных занятиях, но и за их рамками, Целенаправленное формирование двигательных умений и навыков, способствуют адаптации к профессиональной деятельности и развивают физические качества, позволяющие длительное время выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне.

Таким образом, направленность процесса физического воспитания в вузе на развитие ППФП студентов позволяет повысить не только физическую подготовленность учащихся к трудовой деятельности, но и сформировать у них ценностное отношение к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни, самостоятельному и активному использованию средств и методов физического воспитания в процессе жизнедеятельности.

Литература

1. Войтехов Д.Д. Социально-гигиеническое исследование условий труда, быта и состояния здоровья - работников умственного труда/ Д.Д.Войтехов// Годовой отчёт НИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана. - М., 1974. - 64 с.

2. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: Монография. - СПб.: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.- 144с.

3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка. - М.: Владос, 2003 - 37 с.

4. Ю.Г. Коджаспиров Теоретические основы физкультурного образования в МАИ.: Учебное пособие.- Издательство МАИ 2006 -48 с.

5. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1982. - 140 с.

6. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С.Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2000. - 328 с.

7. Тонков Н.И. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов экономического профиля: Дисс.канд.пед.наук / Н.И.Тонков. - М., 1999. - 157 с.

Веденеев Е. В.

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕРОЯТНЫХ СРОКОВ НАСТУПЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ У ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ МОЛОДЫХ МУЖЧИН ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН СТРАНЫ

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт - Петербург, Россия,

[email protected]

Межтерриториальные перемещения (МТП) являются составной частью современной жизнедеятельности специалистов определенного профиля подготовки (спасателей, медицинских, вахтовых, сезонных работников и т.п.), а также других контингентов населения страны (приезжающих для поступления в учебные заведения и последующего обучения, переселенцев, трудовых мигрантов и т.п.).

Быстрое изменение (перелеты, переезды) природно-климатических, профессиональных и социально-бытовых условий среды привычного обитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.