СЕКЦИЯ 1.ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. СПОРТА И ТУРИЗМА
►
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ветков Николай Ефимович заведующий кафедрой «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО ОФ Российская академия народного хозяйства и
государственной службы, г. Орел, Россия
PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL PREPARATION (PPFP)
FUTURE SPECIALISTS
Vetkov Nikolai Efimovich head of department of "Physical education" Russian academy of national economy and public administration,
Orel, Russia
Аннотация. Общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами, которые призвано решать физическое воспитание, но и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента.
Abstract. General physical training experts can not completely solve these problems, as the modern highly skilled labor requires, in addition, a specific profiling of physical education in accordance with the characteristics of the profession. Therefore, the physical education of students in higher education has its own specific features: the specific focus of its curriculum as
a subject is determined not only by common social objectives that are designed to address physical education, but also the requirements profession to which the student is prepared.
Ключевые слова. Профессионально-прикладная физическая подготовка, организация, формы, средства, учебный процесс.
Keywords. Professional-applied physical preparation, organization, forms, tools, educational process.
Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях.
Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами, которые призвано решать физическое воспитание, но и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки, т.е. ППФП, использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.
Анализ научно-исследовательских и методических работ различных авторов показывает, что наиболее полным определением понятия ППФП будет следующее: профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из направлений системы
физического воспитания, которое должно формировать определенные прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
В вузах физическое воспитание составляет органическую часть всего учебно-воспитательного процесса и призвано поддерживать высокую работоспособность студентов на протяжении всех лет обучения, обеспечивать их всестороннее физическое развитие и образование.
В системе физического воспитания оформилось самостоятельное прикладное направление, одним из видов которого является профессионально-прикладная физическая подготовка к конкретной трудовой деятельности.
ППФП в высших учебных заведениях является одной из основных задач физического воспитания студентов: она призвана вооружить их определенными знаниями, воспитать физические и специальные качества, развить двигательные навыки, обеспечивающие физическую и психологическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности.
Основными задачами ППФП являются:
1. Содействовать повышению производительности труда работающих.
2. Способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду.
3. Формирование прикладных знаний, физических, психических и специальных качеств, умений и навыков, обеспечивающих объективную готовность человека к успешной профессиональной деятельности.
4. Создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта.
5. Ознакомить студентов с теоретическими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.
Социально-экономические факторы, определяющие необходимость и общую направленность ППФП.
Как уже указывалось, в настоящее время во многих профессиях сочетаются элементы физического и умственного труда при постоянном
повышении удельного веса последнего, но при сохранении относительной самостоятельности того и другого. Постепенно сокращается сфера применения тяжелого и однообразного физического труда и увеличивается доля интеллектуальных усилий. Качественным изменениям подвергается и умственный труд. Рост его технической оснащенности приводит к повышению сложности этой формы труда, к появлению новых его видов. В настоящее время труд представителей ряда профессий, будучи непосредственно материально производительным, может уже рассматриваться как облегченный физический труд, насыщенный сложными и объединенными функциями умственного труда.
В это же время прогресс производства и эволюция труда в различных отраслях народного хозяйства и даже на предприятиях проходят, и будут проходить не на одном уровне. Следовательно, при определении общей направленности и содержания ППФП специалистов различных профессиональных групп важно учитывать, что совершенствование общественного производства является постоянным и непрерывным процессом, определяющим основные направления труда. В свою очередь эволюция труда оказывает решающее влияние на изменение содержания профессиограмм отдельных специальностей, а также на принципиальную направленность и содержание ППФП кадров.
С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. Физические нагрузки на человека в процессе труда с развитием автоматизированного производства постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика.
Кроме этого, развитие автоматики, комплексной автоматизации, электроники, робототехники предъявляет к человеку повышенные требования устойчивости к психическим напряжениям, к срочному восприятию и осмысливанию большого потока информации о ходе производства.
В процессе физической подготовки на всем периоде обучения в вузе особое внимание необходимо уделять общей и ППФП, как основному средству повышения работоспособности, надежности и долговременности в работе.
Труд специалистов АСУ, ЭВМ, профессии счетных работников, программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда, имеют специфику, связанную с длительными наблюдениями и контролем за работой
различных приборов, с воспроизведением и срочной переработкой большого потока информации, с выполнением быстрых и точных движений, зачастую сложных по координации, при значительном эмоционально-волевом напряжении. Надежными профилактическими средствами в таких ситуациях является специальная физическая подготовка. Явления гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности работающих, для их профессионально-прикладной физической подготовки.
Вот почему важно студентам высших учебных заведений, будущим инженерам, операторам, экономистам и другим специалистам, знать основы ППФП, уметь организовывать необходимые занятия с коллективом, в котором придется работать по окончании учебы в высшем учебном заведении.
Организация, формы и средства ППФП в учебном процессе вуза.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) является важным разделом программы по физическому воспитанию студентов, который должен занимать до 35-45% общего количества часов, а на некоторых факультетах до 50-60%. Это объясняется необходимостью направленного развития и совершенствования профессиональных навыков и качеств у студентов. При решении этих задач широко используются ОФП, ППФП и спортивная спецификация с профессиональной направленностью, особенно разделов ОФП и специализации, что вызывает необходимость разработки различных форм организации и проведения занятий. Кроме того, на них должны применяться специальные снаряды ППФП.
В настоящее время определилось несколько формППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу: учебные занятия (обязательные), самодеятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.
Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:
^ краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на данном факультете;
^ динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалиста данного профиля в течение рабочего дня и года;
^ влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности специалиста;
^ использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;
^ основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственными утомлениями, для профилактики профессиональных заболеваний;
^ влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.
Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. При избытке материала некоторая часть его может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда и отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.
Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного факультета:
^ характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда на различных рабочих местах;
^ основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;
^ использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью разнообразных средств физической культуры и спорта.
При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения - это те обычные физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФПимеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направленно и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать:
^ прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта;
^ прикладные виды спорта;
^ оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
^ вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и качеств.
С\
'X Список литературы:
1. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с.
2. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний : учебное пособие / В. П. Лукьяненко. - Москва: Советский спорт. 2003. - 224 с.
3. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. -Москва: АСТ, 1998. - 272 с.
4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2003. -160 с.
5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания : учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. -Изд. 2-е. испр. и доп. (в 2-х т.). - Москва: «Физкультура и спорт», 1976.
6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.