дневная динамика функций. На завершающих этапах полового созревания функции нервной системы в течение дня имеют меньшие колебания.
3. Теоретические занятия труднее практических для всех подростков.
4. Рациональный режим с равномерным чередованием дней теории и практики оказывает благоприятное воздействие на функции центральной нервной системы вообще и ход дневной работоспособности в частности.
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964.—Генкин А. А., М е д в е д е в В. И., Ш е к М. П. — «Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 104—110. — Горшков С. И. Скрытое время рефлекторных реакций как адекватный показатель функционального состояния нервной системы. Автореф. дис. докт. М., 1963.—Шек М. П.—«Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 111—113.
Поступила 23/IV 1975 г.
THE DAY DYNAMICS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE NERVOUS SYSTEM IN STUDENTS OF AN OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL
N. S. Fokina, T. P. Cherkasskaya
The authors studied the time of the oculo-motor reaction, the rate of processing of visual information and the concentration of neural processes among the adolescents of an occupational technical school. The finding was that a rational regimen consisting of a regular alternation of days of theoretical and practical classes makes it possible to relieve the exhausting effect produced by the theoretical studies, to normalize the daily dynamics and to favour the development of above mentioned functions in adolescents.
УДК 612-052.63 «5»
Канд. мед. наук В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В БИОРИТМОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ1
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Работоспособность человека во многом определяется динамикой его функционального состояния. Считается естественным, что кривая трудового режима должна совпадать с динамикой колебаний физиологических функций или по крайней мере быть ей близкой. Однако исследования последних лет заставили обратить внимание на тот факт, что кривая работоспособности, описанная Graf в 1933 г. и долгое время служившая основанием для организации труда в подавляющем большинстве сфер производственной деятельности человека, далеко не универсальна. Динамика косвенных показателей работоспособности на протяжении периода бодрствования человека имеет значительные индивидуальные колебания как по амплитуле, так и по направлению сдвигов. Прежде всего это относится к лицам, занятым преимущественно умственным трудом (В. А. Доскин и Н. А. Лаврентьева).
В связи с этим нашей задачей явилось изучение ритма функционального состояния на протяжении периода бодрствования и группировка наблюдаемых ритмов по типам. Полученные данные мы сопоставляли с рядом общеизвестных типологических показателей. Исследовано ?25 студентов. Однородность труда и отдыха, одинаковый объем и качество предъявляемой информации и другие особенности академической деятельности студентов позволяют считать их идеальной моделью для изучения режима умственного труда.
С помощью модифицированной нами опросной методики Хампа мы изучали особенности ритма функционального состояния на протяжении пе-
1 Доложено 27/Х1 1974 г. на Всесоюзной конференции по гигиеническим проблемам в высшей школе.
риода бодрствования. Исходя из современных представлений о биоритмологическом профиле, мы вначале описали основные биоритмологические типы, обобщив литературные материалы и результаты собственных наблюдений, а затем использовали наиболее рациональные разделы «вопросника», характеризующие тот или иной профиль. При переводе методики на русский язык особое внимание обратили на выбор более правильных вербальных эквивалентов различных состояний. Были уточнены и приближены к русским стандартам временные интервалы, жизненный ритм, особенности профессиональной нагрузки, организация досуга и т. п. В переработанном виде анкета состояла из 5 разделов. Первый раздел касался паспортной части и стажа работы, второй рассматривал особенности сна опрашиваемого, третий — колебания настроения, самочувствия и активности в течение периода бодрствования. В четвертой части анкеты анализировались стереотипные колебания работоспособности и, наконец, пятый раздел содержал 9 вопросов о режиме и ритме питания. Вопросы в анкете в основном были закрытые, количество открытых вопросов из-за трудности обработки мы старались свести к минимуму.
Из всех опрошенных по таблице случайных чисел были отобраны 17 человек для изучения суточной динамики физиологических функций. Это исследование, проведенное в условиях частичной социальной изоляции, включало определение (через каждые 3 ч) самочувствия, активности и настроения по тесту «САН» (В. А. Доскин и соавт.), температуры тела по Клейтману, мышечной силы, артериального давления; у части обследованных исследовали мочу по Зимницкому, ставили пробу с кубом Неккера (Р. Вудвортс).
На протяжении 6 лет у 118 юношей, находившихся под наблюдением, проводили углубленное изучение состояния здоровья. Изучена динамика артериального давления, экскреция катехоламинов и их производных с мочой за 3 ч (в работе принимала участие Л. В. Баль), особенности личности студентов с помощью модифицированного и рестандартизирован-ного варианта теста ММР1 (в работе принимали участие Ф. Б. Березин, А. Н. Михайлов и Р. В. Рожанец).
Результаты исследований позволяют говорить о том, что студенческий контингент, действительно, неоднороден по изучаемым признакам. Среди всех обследованных по динамике функционального состояния на протяжении периода бодрствования можно отчетливо выделить 3 основные группы. К 1-й группе лиц так называемого утреннего типа (25%) отнесены студенты с ранним эрготропным переключением, т. е. рано просыпающиеся, быстро достигающие высокого уровня бодрствования. Они обладают высоким витальным тонусом в первой половине дня и относительно быстрым снижением показателей в вечернее время. Ко 2-й группе (40%) отнесены лица с поздним эрготропным переключением, так называемые лица вечернего типа. Для них характерно позднее пробуждение, постепенное повышение функционального состояния в течение дня и достижение высокой работоспособности во второй половине его, а у некоторых лиц и в поздние вечерние часы. 3-я группа, так называемые аритмики (35%), включала студентов, у которых не отмечено четких и однотипных колебаний работоспособности в течение суток. Сюда же отнесена небольшая часть студентов, которым свойственна классическая кривая работоспособности с 2 равновеликими подъемами функций. Если же один из пиков значительно превышал другой, таких студентов относили к 1-й или 2-й группам.
Среди студентов, у которых изучали суточную динамику функционального состояния, оказались представители всех 3 выделенных групп. Динамика физиологических функций соответствовала типу работоспособности студентов. Так, у студентов «утреннего типа» максимальные показатели температуры тела, самочувствия, активности, настроения, мышечной силы и др. отмечались, как правило, в первой половине дня, причем им предшествовал очень ранний подъем функций — около 6 ч утра; в группе «вечернего
Некоторые параметры функционального состояния студентов различных биоритмологических
групп
Биоритмологическая группа
Показатели (достоверные различия Р<0,05 между группами «утренне- «вечерне- «аритмич-
го типа» го типа> ная»
подчеркнуты)
% к числу обследованных
в каждой типологической
группе
Раннее пробуждение 40 21 40
Быстрое достижение высокого уровня бодрствования
утром 98 46 72
Оптимум настроения (в числителе) и самочувствия (в
знаменателе):
утром 65/53 5/0 30/0
днем 20/10 25/0 40/15
вечером 8/6 45/74 10/0
неустойчивое в течение дня 5/31 10/21 50/55
Максимальная работоспособность:
утром 83 0 0
днем 16 15 0
вечером 1 85 0
Коэффициент оптимума функций: 1,1 1,01
для температуры тела 0,9
» самочувствия 1,28 0,9 1,0
» активности 1,22 0,97 1,1
» настроения 1,35 0,98 0,99
» мышечной силы 1,17 1,00 1,07
» артериального давления 1,01 1,0 1,01
» частоты сердечных сокращений 1,08 0,89 0,95
> пробы с кубом Неккера 1.1 0,9 —
Уровень экскреции с мочой: 7,32 9,85 7,35
адреналина .
норадреналина 1 мг/мн„ диоксифенилаланина | ' 21,09 24,23 22,82
31,81 30,65 21,34
дофамина ' 109,72 232,84 197,94
ванилил-миндальная кислота 1 мкг/мин гомованилиновая кислота / ' 3,2 3,29 1,86
3,67 2,51 2,39
типа» в те же часы наблюдались минимальные показатели. По-видимому, ранний подъем функций и реализует раннее эрготропное переключение организма у лиц 1-й группы. Низкие показатели, свойственные студентам «вечерного типа» в это время, определяют их «заторможенность» в первой половине дня и последующее медленное достижение высокого уровня бодрствования. Следует отметить, что, как правило, показатели самочувствия, активности и настроения у лиц первых 2 групп в часы оптимума функций были выше на 1—2 балла, чем в периоды пессимума.
Одним из критериев хорошего функционального состояния организма является синхронность изменения всех эрготропных функций и инверти-рованность трофотропных функций (Оп5сИе1). Характерно, что ухудшение самочувствия, отмеченное с помощью теста «САН» у 2 студентов в разные временные интервалы, совпало с десинхронизацией колебаний пульса и температуры тела.
Для интегральной оценки протекания ритма психофизиологических функций у студентов в период бодрствования нами предложен коэффициент оптимума функций (КОФ), который представляет собой отношение средних показателей первой волны подъема функций (6, 9, 12 и 15 ч) к средней величине второй волны (8, 21 и 24 ч). Таким образом, в числителе КОФ — средняя арифметическая из 4 величин в утренние и дневные часы, а в знаменателе — средняя арифметическая из 3 величин, зарегистрированных в вечернее время. КОФ позволяет количественно выразить преобладание уровня функций в первой или второй половине дня. Он колебался от 0,7
до 1,5 по разным показателям и у разных лиц. Для температуры тела КОФ был ближе всего к 1, максимальные отклонения его наблюдались в «настроении» по тесту «САН». У лиц «утреннего типа» он, как правило, был больше 1, у лиц «вечернего типа» — меньше 1 (см. таблицу).
Изучение частоты гипертонических состояний, занимающих в последние годы основное место в структуре заболеваемости студентов, позволило установить, что в полярных биоритмологических группах гипертоническая болезнь встречается с разной частотой. Среди студентов «утреннего типа» выявлено 48,6% лиц с гипертоническими состояниями, в группе «вечернего типа»—у 29,4%, в группе «аритмиков»—у 42,5%. Математическая обработка полученных данных выявила, что различия между группами «утреннего» и «вечернего типа» достоверны при вероятности нулевой гипотезы более 0,05, но менее 0,1. Возможно, что большая частота гипертонических состояний в группе «утреннего типа» связана с ранним эрготропным переключением ее лиц, которое реализуется за счет преобладания тонуса симпатического звена симпатико-адреналовой системы. В то же время преобладание тонуса симпатического звена симпатико-адреналовой системы является одним из патогенетических механизмов развития гипертензивных состояний (Л. В. Баль). Не исключено, что у лиц «вечернего типа» компенсация эндогенных гипертензивных влияний осуществляется за счет некоторой заторможенности в утренние часы. В пользу этого в определенной степени свидетельствует и то, что такие социальные факторы, как место жительства, условия быта, социальное положение родителей и т. п., не оказывают существенного влияния на частоту гипертонических состояний в указанных группах студентов (Л. В. Баль и соавт.). Вместе с тем нужно отметить, что гипертонические состояния гораздо чаще встречаются у студентов (более чем в 10 раз), чем у рабочих и служащих того же возраста. Следовательно, социальные факторы в развитии гипертонических состояний играют важную роль, хотя внутри однородной по социальным признакам группы доминирующими, по-видимому, становятся биологические факторы.
На следующем этапе исследований мы попытались выяснить, какие личностные особенности свойственны основным биоритмологическим типам. Оказалось, что усредненный профиль личности, установленный с помощью русского модифицированного и рестандартизованного варианта теста MMPI (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников), отличался у лиц «утреннего» и «вечернего типа». У лиц «утреннего типа» отмечена склонность избегать интерпсихических конфликтов и эмоциональных проблем, у них был более высокий, чем у лиц «вечернего типа», уровень тревоги и тенденция к ее устранению путем соматизации. Усредненный профиль группы «аритмиков» был ближе к профилю «утреннего типа», но не отличался достоверно от профиля «вечернего типа».
Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что биоритмологические особенности связаны с совокупностью морфологических и функциональных признаков, определяющих состояние и динамику функций организма. Биоритмологические особенности являются, по-видимому, одной из составных граней биологического типнрования, определяя тип как группу лиц с определенной реакцией на среду; поэтому биоритмологические особенности должны учитываться при гигиеническом нормировании условий и режима труда и отдыха студентов.
ЛИТЕРАТУРА. Баль Л. В. —В кн.: Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974, с. 58—66.— Б а л ь Л. В., Д о с к и н В. А., Лаврентьева H.A. — В кн.: Социальная среда и здоровье подрастающего поколения. М., 1974, с. 16—18. —Березин Ф. Б., Мирошников М. П. —В кн.: Проблемы психоневрологии. М., 1969, с. 337—342. — Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. — «Сов. мед.», 1974, № 8, с. 140—145. —Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П. и др.— «Вопр. психолог.», 1973, №6, с. 141—145.— Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.—Drischel Н.—
«Z. geol. Wiss.», 1974, Bd 2, S. 889—909. — Graf О. — «Arbeitsphysiologie», 1933, Bd 7, S. 358—380. — H a m p p H.—«Arch. Psychiat. Nerven Kr., 1961, Bd 201, S. 355—377. — К 1 e i t m a n N. Sleep and Wakefulness. Chicago, 1963, p. 552.
Поступила 18/VI 1975 r.
AN ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE ВIORHYTHMOLOGIC ASPECT
V. A. Doskin, N. A. Lavrentieva
The rhythm of the functional state of the body was studied in 225 students by means of Hampp's questionnaire method in modification of the authors Of the group examined 25 per cent of the students were found to have «the morning type» of a working capacity, 40 per cent had «the evening type» and 35 per cent were arrhythmic. The incidence of a hypertonic stare was higher among the students of the «morning type» than that among the students of the «evening type» The authors recommend to take into account the biorhythmologic features of the body in hyeienic standardization of conditions and regimens of work and rest of students.
УДК 614.774:576.8:632.05
Проф. Е. И. Гончарук, В. В. Украинский, канд. мед. наук В. И. Циприян, канд. биол. наук И. И. Шевцова
ВЛИЯНИЕ ПОЛИХЛОРПИНЕНА НА МИКРОФЛОРУ И БИОЛОГИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ПОЧВЫ
Кафедра коммунальной гигиены Киевского медицинского института, кафедра микробиологии Киевского университета
Многими отечественными и зарубежными исследователями показано, что внесение в почву химических веществ может послужить причиной неблагоприятных изменений в почвенных микробных сообществах. Это может сказаться на активности почвенной микрофлоры и, следовательно, на способности почвы к самоочищению. Поэтому при установлении предельно допустимых концентраций химических веществ в последней одним из показателей вредности, которые учитываются при этом, является изучение влияния химического вещества на микрофлору и биологическую активность почвы (Е. И. Гончарук и В. И. Циприян).
С целью поиска наиболее чувствительных микроорганизмов к воздействию химических веществ и обоснования методов оценки напряженности почвенных ферментативных процессов мы изучали влияние полихлорпи-нена (ПХП) на почвенную микрофлору и ее ферментативную активность с применением широкого круга методов исследований. Исследования проводили с дерново-среднеподзолистой супесчаной почвой (почвенный горизонт 0—20 см, содержание гумуса 0,96%, рН 5, обменная кислотность 0,022 мг-экв на 100 г почвы); в эту почву вносили ПХП в количествах, создающих концентрации 0,5, 1 и 10 мг/кг. Выбор последних обусловлен тем, что концентрация 0,5 мг/кг соответствует допустимому содержанию пестицида в почве, концентрация 1 мг/кг создается в почве при применении эффективных доз препарата, а концентрация 10 мг/кг выбрана из тех соображений, что первое время после внесения пестицида уровень его в поверхностном слое почвы будет примерно в 20 раз выше, чем при пересчете вносимого количества на весь пахотный горизонт. В целях создания оптимальных условий для проявления жизнедеятельности почвенной микрофлоры влажность почвы постоянно поддерживали на уровне 60% полной влаго-емкости.
В начале опыта, а также через 10, 20 и 30 дней учитывали общее количество микроорганизмов методом люминесцентной микроскопии с использованием счетных капилляров Б. В. Перфильева и методом посева почвенной суспензии на почвенный агар; количество грибов — на сусле — агаре, количество актиномицетов — на крахмалоаммиачном агаре, каталаз-