каждой из них и выявили тесную связь: коэффициент корреляции составлял 0,7. Отсюда возможность такого объединения и создание психофизиологического критерия для профессионального отбора.
Выводы. 1^. Профессия машинистки-стенографистки комплексная, состоит из 2 специальностей, предъявляющих к организму работающего различные требования.
2. Установлена высокой степени корреляционная связь между успешностью освоения каждой из этих профессий и, как результат, возможность объединения их в единый комплекс.
3. В качестве психофизиологического критерия
ЛИТЕРАТУРА. Акимова М. К. — В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974, вып. 1, с. 76—101.
Баскакова И. Л. — Вопр. психол., 1968, № 3, с. 101 — 167 Лившиц Я. 3., Кузнецова А. И. Машинопись и основы современного делопроизводства. М., 1974.
S u m m a r y. It has been found that the training of typist-stenographers will be more effective if the students are adolescents who satisfy a set of psychophysiologic criteria, in particular the following: excitatory mobility, no more than
УДК eie.28-008.14-053.2-085.85 1.4
профессиональной пригодности здоровых лиц к профессии машинистки-стенографистки может быть рекомендован следующий комплекс психофизиологических показателей: а) подвижность возбуждения не более 220 с; б) показатели модернизированной методики Р. Л. Рабиновича (работа двумя руками) не менее 1,5 Гц; в) показатели работоспособности по «теппинг-тесту» не менее 4 усл. ед.; г) время переключения внимания не больше 125 сек.
4. В случае превышения одного из показателей критериального предела становится затруднительным освоение профессии (оценка «удовлетворительно»),
Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. Рабинович Р. Л. — Ж-высш. нервн. деят., 1961, № 5, с. 960—965.
Чурьянова М. И. Гигиеническое изучение организации рабочего места подростков при обучении машинописи. Дис. канд. М., 1966.
Поступила 23.09.80
220 s; the value of indices of modernized R. L. Rabinovich's test (bimanual work), no less than 1.5 Hz; working capacity (as assessed by a «tapping test»), no less than 4 arbitrary units; time of switchover of attention, no more than 125 s.
А. Г. Сухарев, Л. Я■ Каневская, И. А. Лаптева
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
ЦОЛИУВ, Москва
С целью оценки степени функциональной готовности детей к поступлению в школу Минздрав СССР в 1979 г. издало специальные методические рекомендации от 21/ХП 1978 г., рассчитанные на обследование детей массовых дошкольных учреждений. Еще большее значение своевременная диагностика уровня функциональной готовности к обучению в школе имеет для детей с недостатками умственного и физического развития. Задачей настоящего исследования было изучение готовности к систематическому обучению в школе "у глухих детей.
Под наблюдением находились воспитанники старших и подготовительных к школе групп детских садов для глухих детей Москвы. Программа исследований включала медицинский осмотр, антропометрические измерения, установление биологического возраста ребенка, определение «школьной зрелости» по тестам Керна-Ирасека, выполнение мотометрических тестов Озерецкого. По состоянию здоровья все дети были разделены по схеме Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР на 5 групп. При этом, дефекты со стороны слуха и речи при
распределении на группы здоровья не учитывались, так как они являются общими для всей совокупности отобранного контингента. Результаты исследований показали, что детей, отнесенных к первой группе здоровья, было 13%, ко второй группе —5,7%, к третьей — 22,3% и четвертой—6%. При сравнении полученных данных с распределением по группам здоровья детей из массовых детских садов (Л. Ф. Бережков и И. Д. Дубинская, 1979) выявлены существенные различия. Количество здоровых детей (первая группа) среди глухих дошкольников было значительно меньше, чем среди слышащих (соответственно 13 и 23%). В коллективе глухих детей большинство детей относились ко второй группе здоровья (58,7% против 42% среди детей массовых детских садов). В структуре функциональных от клонений у детей второй группы здоровья пре обладающими являлись гипертрофия миндалин, вегетососудистые изменения, нарушения опорно-двигательного аппарата. При этом часто выявлялись сочетанные функциональные отклонения (у одного ребенка по 2—4 отклонения). Большое место в этой группе занимали дети, часто и длительно
болеющие, что может быть объяснено более низкой резистентностью глухих детей.
Особенность физического развития глухих детей в возрасте 6—7 лет состояла в том, что отсутствовала группа детей с опережением физического развития и избыточной массой. Среди обследованных преобладало нормальное и гармоническое физическое развитие (88%). С отставанием физического развития было 12%, так же как и у слышащих детей (Л. Ф. Бережков и И. Д. Дубинская, 1979).
Уровень «школьной зрелости» определяли у 82 детей подготовительных групп (дети с нарушением интеллекта из обследования исключались) в соответствии с указанными методическими рекомендациями. Однако учитывая дефекты речи глухих детей, из программы исключали изучение чистоты речи и вводили дополнительное исследование координации движений с помощью теста «лабиринт». Таким образом, использование теста Керна-Ирасека и двух тестов Озерецкого (вырезание круга и лабиринт) позволяло характеризовать интегральный уровень развития моторики и психики глухого ребенка.
Тестирование школьной зрелости глухих детей следует осуществлять строго индивидуально. Коллективное выполнение не позволяет выявить функциональную готовность детей. Вся группа ожидает действий «лидера», а в дальнейшем полностью копирует его работу. Так, например, если при задании «нарисуй дядю» лидер изображает «дядю с портфелем», то 8 из 12 детей рисует то же самое. Когда же тест выполняется индивидуально, творчеству детей нет границ. Рисунки становятся конкретными с четкой детализацией мужской профессии. Оценку выполнения всех тестов проводили по балльной системе. Для теста Керна-Ирасека каждое задание оценивали от 1 (наилучший) до 5 (худший результат) в соответствии с существующими критериями. Выполнение обоих тестов Озерецкого оценивали по 3-балльной системе: 1 балл— выполнение задания с первой попытки, 2 балла — выполнение со второй попытки и 3 балла — невыполнение теста.
Сопоставление показателей (в баллах) выполнения тестов Керна-Ирасека и Озерецкого у глухих и слышащих детей в возрасте 7—8 лет
Показатель Глухие дети Слышащие дет»
М±т о М±т О
Тест Керна-Ирасека: рисунок человека срисовывание фразы копирование фигуры из точек 2.40 ±0. 09 I , 89 ± 0,09 !,64±0,09 0,84 0,84 0,65 2, 63 ± 0, 04 2.42 0,04 1.85±0.04. 0,54 0,54 0.54
Суммарный балл 5,93+0.21 1,91 6.5±0,13 1 .53
Тест Озерецкого: вырезание круга лабнрннт 1 ,95±0,09 1 ,66±0.06 0,80 0,62 1 .64+0,03 2, 263Е0, 03 0,38 0,36
Результаты выполнения указанных тестов были сопоставлены с показателями функциональной готовности к обучению в школе слышащих детей, полученными Т. Н. Сорокиной (1978).
Как видно из таблицы, глухие дети лучше, чем их одногодки из массовых учреждений, справляются с выполнением всех трех заданий ориентировочного теста «школьной зрелости» Керна-Ирасека. Суммарный балл за выполнение теста у них был равен 5,93, в то время как у слышащих он хуже — 6,5. Разница статистически значима (Р < 0,05).
Выявленная особенность объясняется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. Во-первых, программа обучения и воспитания глухих детей в дошкольных учреждениях включает выработку навыков письма и чтения с целью компенсации дефектов развития ребенка. Во-вторых, имеется в наличии ежедневное индивидуальное обучение двумя специалистами (сурдопедагогом и воспитателем). Следовательно, успешное выполнение теста Керна-Ирасека обусловлено целенаправленной постановкой учебно-воспитательного процесса в специальных детских дошкольных учреждениях. Это также подтверждается данными исследования детей, не посещавших данные учреждения. Выполнение ими задания оценивалось суммой, равной 15 баллам.
При анализе выполнения мотометрических заданий теста Озерецкого «вырезание круга» и «лабиринт» обнаруживалось также расхождение результатов (см. таблицу). Если задание «вырезание круга» выполнялось глухими детьми хуже, чем слышащими (Р <. 0,05), то при выполнении задания «лабиринт» результат был обратным. Глухие дети выполняли «лабиринт» значительно лучше, чем слышащие (Р <С 0,001). Кроме того, оно выполнялось лучше, чем «вырезание круга», в то время как у слышащих — наоборот.
Выполнение задания «лабиринт» не вызывало трудностей у глухих детей (полное выполнение теста с 1-й или 2-й попыток) в связи с тем, что по характеру работы оно близко к привычным учебным занятиям в данных дошкольных учреждениях. Выполнение задания «вырезание круга» в свою очередь требовало хорошего развития точных координированных движений кистн рук. Данное задание оказалось весьма информативным при определении степени «школьной зрелости» у глухих детей. Между тем для глухих детей как раз характерно отставание в развитии двигательного анализатора в целом и координации движений в особенности (Е. М. Белостоцкая и соавт., 1975). Затруднения при выполнении задания «вырезание круга» связаны с отставанием в развитии двигательного анализатора и координации движений у глухих детей. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс специальных дошкольных учреждений необходимо ввести дополнительные занятия физическими упражнениями для развития точных координационных движений кисти
рук. Такая тренировка, как показали наши предварительные исследования, не только положительно отражается на развитии двигательного анализатора, но и оказывает заметное положительное влияние на речевую функцию детей.
Таким образом, для оценки степени функциональной готовности глухих детей к поступлению в школу следует использовать все три задания теста Керна-Ирасека и задание «вырезание круга» теста Озерецкого. Основываясь на указанные выше рекомендации Минздрава СССР и исходя из результатов собственных исследований глухих детей, годными к обучению в школе следует считать тех, кто получает 3—9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет положительный результат за выполнение задания «вырезание круга». Негодными к школьному обучению в результате функциональной незрелости считаются дети, выполнившие основной тест Керна-Ирасека и не выполнившие задание «вырезание круга».
Результаты .бследования показали, что из 82 наблюдавшихсяодетей годными к школьному обучению оказалось 74,5%, условно годными — 21,5% и негодными к обучению — 4%. При определении биологического возраста (по показателям длины тела, погодовым прибавкам роста и смене молочных зубов на постоянные) признанные негодными к обучению в школе дети имели отставание от пас-
Л И Т Е Р, А ТУРА. Белостоцкая Е. М. и др. — В кн.: Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1975, с. 25. Бережков Л. Ф., Дубинская И. Д. — В кн.: Охрана здо-
Summary. In special kindergartens for deaf children, the functional preparedness of these children for schooling was studied. The health status of deaf preschoolchildren was evaluatedjncomparison with that of their normal coun-
портного возраста на 1—2 года. Заключение о функциональной готовности наблюдаемых детей было сопоставлено с заключениями комиссии по отбору детей в школу. Дети с оценкой «не годен» комиссией были оставлены на повторное обучение в детском саду или определены в диагностический (нулевой) класс при школе. Все дети с нашей оценкой «годен» прошли отборочную комиссию без осложнений. «Условно годные» дети показали худшие знания, но были допущены сурдопедагогами для обучения в школе с некоторыми ограничениями.
Выводы. 1. Для определения степени функциональной готовности глухих детей к поступлению в школу может быть использован тест Керна-Ирасека (три задания) и мотометрическнй тест Озерецкого «вырезание круга».
2. Функциональную готовность к обучению в школе имеют глухие дети, выполнившие тест Керна-Ирасека с суммой баллов 3—9 и имеющие положительный результат за выполнение теста «вырезание круга».
3. В программу занятий с глухими детьми, не выполнившими тест «вырезание круга», следует ввести дополнительные занятия физическими упражнениями для развития точных координационных движений кисти руки, что способствует их функциональной готовности к обучению в школе
ровья детей. М., 1979, вып. 7, с. 121. Сорокина Т. Н. — В кн.: Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М., 1978, вып. 5, с. 10.
Поступила 15.10.80
terparts. Recommendations are given on how the methodology of study and evaluation of the functional preparedness should be adapted to take account of the developmental peculiarities of deaf children.
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 613:061.6 « 1921*1981»
Член.- корр. АМН СССР проф. А. П. Шицкова (Москва)
МОСКОВСКОМУ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ИНСТИТУТУ ГИГИЕНЫ ИМ. Ф. Ф. ЭРИСМАНА — 60 ЛЕТ
Московский ордена Трудового Красного Зна- из основоположников отечественной гигиены —
мени научно-исследовательский институт гигиены Федор Федорович Эрисман.
им. Ф. Ф. Эрисмана является головным в системе Организация института, его становление прохо-
Мннистерства здравоохранения РСФСР. Он осно- дили в трудный период окончания гражданской вой-
ван на базе Московской городской санитарной ны и восстановления разрушенного народного хозяй-
станции, создателем которой в 1891 г. был один ства (1921). Коммунистическая партия, руковод-