Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.С. Дронов, К.С. Жиокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2-year observations showed impairments of the analyzers at peak load in the schoolgirls of the 9 and 10 grades who had sewing for manual labor lessons. Low- and medium-frequency noise was found to be the main cause of these impairments. Installation of soft noise-absorbing shields reduced the noise levels to hygienically valid levels of 70 dBA, with the maximum spectrum recommended for teenagers being 65 dBA.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ»

тельной работы отмечалось при III варианте лишь у 43,4%, а при I и II—соответственно у 62,5 и 65,9 % учащихся.

Лучшие показатели функционального состояния ЦНС также наблюдались при III варианте освещения, при котором время реакции на свет у учащихся до работы составляло 202 и 196,1 мс, а количество зрительной работы (проставление точек на миллиметровой бумаге) — 1807 точек. При

I варианте эти показатели соответственно составляли 210,2 и 210,6 мс и 1705 точек, а при II — 216,1 и 217,3 мс и 1608 точек. Разность физиологических показателей при III и I по сравнению со

II вариантом статистически достоверна (t>2).

В дополнение к физиологическим исследованиям учащиеся субъективно оценивали световую обстановку при изучаемых вариантах освещения по соответствующей шкале. Субъективная шкала включала трн оценки: 5 — лучший вариант, 4 — хороший, 3 — удовлетворительный. Как показали результаты опроса, наибольшим числом баллов (54 и 56 соответственно) оценены I и III варианты совмещенного освещения по сравнению со II вариантом (46 баллов). Следовательно, по результатам комплексной оценки лучшими вариантами направленности света являются I и III, т. е. с верхним и левосторонним подсветом.

Таким образом, на основании комплексной оценки результатов светотехнических и физиологических исследований установлено, что оптимальные параметры световой среды и соответствующие им высокие показатели зрительной работоспособности учащихся имеются при левостороннем боковом окне с левосторонним искусственным дополнительным подсветом. Кроме того, допустимым вариантом устройства дополнительного подсвета является верхний свет.

Выводы. 1. Наиболее высокий уровень зри-

тельной работоспособности у учащихся, занимающихся при совмещенном освещении, при боковом левостороннем окне с дополнительным искусственным подсветом слева.

2. Благоприятные показатели зрительной работоспособности у учащихся имеются при системе совмещенного освещения с верхним подсветом.

3. Наибольшая степень зрительного утомления отмечена при правостороннем дополнительном подсвете в системе совмещенного освещения.

Литература. Белостоцкая Е. М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема. Авто-реф. дне. докт. М., 1963. Данциг Н. М. Гигиенические основы школьного освещения. Дне. докт. М., 1946. Жилое Ю. Д. Проблема искусственного светового и ультрафиолетового климата в гигиене детей и подростков. Дне. докт. М., 1969. Паш/ров А. И, — Труды НИИ строит, физики, 1974, вып. 9, с. 83—91.

Скобарева 3. А. Гигиеническая оценка современного искусственного освещения школьных классов. Автореф. дис. канд. М., 1964.

Соловьев С. П., Маневич Е. 3-, Закс Л. Б. — В кн.: Внутренняя среда общественных зданий. М., 1979, вып. 4, с. 21—31.

Шарова М. А. Гигиенические основы естественного освещения в учебных помещениях школьных зданий. Дис. докт. М.. 1973.

Шарова М. А., Белявская В. И. — Гиг. и сан., 1979, № 11, с. 31—34.

Dahmen Е. — Lichttcchnik, 1961, Bd 13, S. 311—316. Hopkinson G. G. Architectural Physics. London, 1963.

Поступила 08.04.83

S u m m а г у. The impact of the direction of combined lighting luminous flux on the visual work capacity in schoolchildren was studied. Three variants of light direction were studied in the institute lighting engineering laboratory in the conditions of light medium modelling. Light engineering and physiological studies showed that left-side direction of luminous flux from bias lighting created the optimal conditions for schoolchildren's visual work capacity.

УДК 371.7:658.311.44]:687

И. С. Дронов, К. С. Жижин

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Ростовский медицинский институт

Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) с 1974 г. являются одной из прогрессивных форм профориентационной работы среди школьников. Это уже проверенное временем одно из наиболее удачных связующих звеньев между общеобразовательной школой и производством. Однако отсутствие санитарных норм и правил, рассчитанных на УПК, в значительной мере затрудняет организацию производительного труда в ннх, в связи с чем резко снижаются возможности адаптации подростков к труду еще на допрофессиональном уровне.

В своем двухлетнем исследовании мы поставили целью проследить влияние комплекса факторов производственной среды кабинета швейного дела УПК на организм учениц 9—10-х классов общеобразовательных школ, осваивающих технологию швейного производства, выделить наиболее активно воздействующие на школьниц факторы, разработать меры по нормализации условий обучения с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.

Для более дифференцированной оценки комплекса факторов, воздействующих на школьниц в

данном кабинете, помимо гигиенических методик (изучение режима занятий, микроклимата, освещенности, шума, хронометраж учебного процесса), нами использованы физиологические методики (определение критической частоты световых и звуковых мельканий, вибрационной, тактильной, кинестетической чувствительности, тремомстрии кистей рук, латентной реакции на простой и сложный световой раздражители, взаимодействия корковых и подкорковых образований головного мозга, изучение работоспособности по таблицам Ан-фимова).

В исследовании участвовало 80 школьниц, одномоментно изучались состояние их здоровья и физическое развитие. Работа начата в 1980 г. С учетом того, что большая часть факторов производственной среды была в пределах санитарных норм и правил в расчете на подростков нли близка к норме, мы в 1981 г. сосредоточили свое внимание на изучении влияния главного производственного фактора—шума на состояние подростков. Первоначальные замеры звукового давления в октавных частотах, соответствующих индексам предельного спектра (ПС) в 1980 г., показали уровень звука в кабинете 75 дБ А прн ПС 70. Эти параметры допускали пребывание подростков в условиях производственного шума от 3,5 до 5 ч1.

В литературе (Е. А. Тимохина; Г. Н. Сердюков-ская и Ю. Д. Жилов) имеются данные о влиянии на организм подростков более низких уровней звукового давления с легкими или ярко выраженными функциональными изменениями порогов восприятия отдельных анализаторов организма. Поэтому мы сочли важным достичь оптимального с гигиенической точки зрения уровня звукового давления в исследуемом кабинете с индексом ПС 65 и уровнем звука 70 дБ А.

Для этих целей в соответствии с рекомендациями акустиков НИИ экспериментального проектирования школьных зданий (Москва) нами были изготовлены и применены мягкие шумопоглощаю-щис экраны, рассчитанные на подавление преобладающих в данном кабинете низких и средних частот шума. Экран — мат из стекловаты, обшитый стеклотканью и драпированный легкой хлопчатобумажной обшивкой, возможно применение кожезаменителей. Было изготовлено 5 экранов размером 220Х90Х 15 см, нх установили в межоконные промежутки, расположение их не мешало технологическому процессу.

Как показали контрольные замеры уровней звука, наличие экранов позволило довести показатели до 72 дБ А. Поскольку в положении об УПК сказано, что при производительном труде группы школьников должны разукрупняться до 12—17 человек, мы сочли целесообразным сочетать шумоподавление с уменьшением числа работающих машин на 50%. Такое сочетание позво-

1 Методические указания по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков. Утверждены Минздравом СССР в 1981 г.

лило довести уровень звука до 70 дБ А прн ПС 65. Весь последующий период 1981 г. наши исследования выполнялись при данном гигиенически обусловленном уровне.

При этом нами обнаружены существенные изменения порогов восприятия у обследованных подростков во всех анализаторах организма, наиболее активно участвующих в выработке рабочего динамического стереотипа. Синтетический показатель активности ЦНС — уровень работоспособности. Колебание числа просмотренных знаков по таблицам Анфимова достигало 60, причем при анализе числа ошибок в расчете на 500 знаков отмечен прирост почти па 60 % как в начале, так и в конце дня. Увеличение числа ошибок находилось в тесной обратной корреляционной зависимости от числа просмотренных знаков.

При анализе корректурных таблиц оказалось, что 32 % их принадлежали школьницам, работающим во втором от окон ряду, т. е. находящихся в более нестабильных световых условиях с резкими перепадами освещенности в утренние и вечерние часы.

Нами установлено положительное влияние шумоподавления в 1981 г., которое выражалось в статистически достоверном повышении порога восприятия критической частоты звуковых мельканий в конце работы прн общем росте абсолютного порога восприятия в начале работы. По нашим данным, восстановления слуховой чувствительности у школьниц по уровню критической частоты звуковых мельканий не наступает на протяжении всего периода естественного гигиенического эксперимента как до шумоподавления, так и после него. Отмечено отсутствие статистически значимой разницы в изменениях функционального состояния при воздействии шума на организм школьниц и на первом, и на втором году исследования в течение рабочего дня: пропорция снижения восприятия звуковых мельканий в недельном и четвертном ряду динамики оставалась примерно на одном уровне—1:0,4, что указывает на отсутствие адаптации подростков к воздействию шума даже на гигиенически обоснованном уровне звука 70 дБ А и ПС 65.

Тем не менее после введения шумоподавления наблюдалось статистически достоверное снижение числа срывов дифференцировочных реакций при определении латентного времени зрительно-моторной реакции на сложный световой раздражитель на 12 % (Я<0,01). И, как правило, в процессе всего эксперимента показатели латентной реакции и на простой, и на сложный световой раздражитель на протяжении 1980 г. были в абсолютном значении выше, чем в 1981 г. Это относилось как к межнедельным, так и к внутридневным данным.

Работоспособность школьниц была наиболее низкой до шумоподавления в понедельник и пятницу, а при его наличии — в четверг во вторую смену. Наиболее продуктивным, по нашим дан-

ным, оказались вторник (первая и вторая смены), среда и четверг (первая смена). Показатели, полученные в эти дни и смены, были значительно выше средних в целом по группе (Р<0,001).

Помимо сугубо физиологических сдвигов в работе отдельных анализаторов организма подростков, нами выявлены положительные изменения в напряженности трудового процесса. Так, если в

1980 г. плотность всего занятия составляла 52,3 %, а его производительной части — 58,1 %, то в процессе эксплуатации шумоподавляющих экранов в

1981 г. эти показатели стали 61,2 и 61,8% соответственно.

Физическое развитие школьниц на протяжении всего периода наблюдения характеризовалось преобладанием среднего его уровня: в 1980 г. у 89 %, в 1981 г. у 88,3 %.

При анализе заболеваемости в 1980 и 1981 гг. установлено, что наибольший удельный вес имел хронический тонзиллит (67 и 64,4%), сколиозы (9,3 и 9,9 %); в острой заболеваемости преобладали ОРЗ: 1980 г.—97,3%, 1981 г.—95,4%. На конец I и начало II четверти в 1980 г. приходилось 5 пропусков по болезни на 1 ученика, в 1981 г.—4.

Резюмируя сказанное, считаем необходимым при организации рационального режима занятий в кабинете швейного дела УГ1К учитывать суточную и недельную динамику работоспособности подростков. Поскольку в начале и конце недели происходят резкое снижение работоспособности и резкие перепады порогов возбудимости наибо-

лее нагружаемых в процессе производительного труда анализаторов организма, считаем необходимым скорректировать сетку занятий таким образом, чтобы в ней остались для занятий в УПК дни наибольшей работоспособности: вторник (обе смены), среда и четверг (утренняя смена).

В связи с тем что уровни звукового давления в октавных частотах 70 дБ А ПС 65 вызывают чет- » ко отмечаемые функциональные сдвиги в работе наиболее нагруженных анализаторов, следует включить кабинет швейного дела в перечень тех помещений, где требуется разукрупнение группы учащихся на 50 % во время производительного труда с доведением численности одномоментно занимающихся до 12—17. Кроме этого, требуется введение шумоподавления за счет мягких шумоподавляющих экранов из расчета 1 экран размером 220x90X15 см на каждые 20 м2 площади кабинета.

Литература. Сердюковская Г. П., Жилое Ю. Д.

Окружающая среда и здоровье подростков. М., 1977. Тимохина Е. А. — Учен, записки Моск. ин-та гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, 1960, т. 7, с. 101—103.

Поступила 20.СЙ.83

Summary. 2-уеаг observations showed impairments of the analyzers at peak load in the schoolgirls of the 9 and 10 grades who had sewing for manual labor lessons. Low- 4 and medium-frequency noise was found to be the main cause of these impairments. Installation of soft noise-absorbing shields reduced the noise levels to hygienically valid levels of 70dBA, with the maximum spectrum recommended for teenagers being G5dBA.

УДК 616.(/.4-036:378.661

Т. Ш. Миннибаев, О. П. Сараджева, 3. X. Корнилова. В. А. Корякин,

Л. С. Свитнева

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

1 ММИ им. И. М. Сеченова

Ведущее место в профессиональной подготовке будущих врачей занимает учебно-практическая деятельность студентов на клинической кафедре.

Задачами данной работы являлись изучение показателей работоспособности и функционального отстояния организма студентов VI курса (субординаторов-терапевтов) на протяжении 6-часовых практических занятий при существующей системе организации обучения, выявление связи характера умственной работоспособности, уровня усвоения учебного материала с исходным уровнем функционального состояния организма, обоснование рациональной организации режима (частота и длительность перерывов) занятий.

Наблюдения проведены на кафедре фтизио-пульмонологии за 371 студентом, каждый из которых обследован в течение 1 занятия 4—6 раз

(всего 16—24 исследования) на 4 идентичных для всех групп занятиях, проходящих по цикловой системе ежедневно.

Для оценки работоспособности и функционального состояния организма использованы современные общепринятые в гигиенических исследованиях методики:

определение объема и качества выполнения < дозированного во времени задания — корректурный тест с днфференцировкой и последующей комплексной оценкой индивидуальных результатов (по С. М. Громбаху);

определение латентных периодов простой и сложной зрительно-двигательных реакций, частот сердечных сокращений, АД и вегетативного индекса (расчетным способом); оценка успешности обучения (с применением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.