Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛАССНЫХ КОМНАТ ПОПЕРЕЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛАССНЫХ КОМНАТ ПОПЕРЕЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
116
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF CLASS-ROOMS WITH LATERALLY-ARRANGED LAYOUT

A study of the natural lighting, microclimate and the ocular working capacity of pupils was undertaken. It was found that in classrooms of ‘‘laterally-arranged’’ layout with continuous glass panes and booster lighting on the right side, the coefficient of natural lighting amounted to 1.5 per cent, thus complying with the requirements of the existing standards. However, on sunny days in such a classroom reflected and direct sun rays fell into the field of vision of school pupils and created conditions of ocular discomfort, as well as an unsatisfactory microclimate. The creation of optimal conditions in such rooms is possible only on condition of providing protecting arrangements against solar rays. Towards the end of a school day and a week the pupils, sitting on the first desks of the last side raws, present more pronounced signs of fatigue. This being due to small angles of vision (below 30°) of the objects felling into the pupil’s field of vision on the frontal side of the wall. Consequently, classrooms with “laterally arranged” layout and measuring 50 m2, may be recommended but for schools with a small number of pupils in each classroom.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛАССНЫХ КОМНАТ ПОПЕРЕЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ »

Метод не может быть использован для демеркуризации деревянных и окрашенных поверхностей, а также поверхностей, отделанных линолеумом и синтетическими материалами.

Поступила 28/ХП 1963 г.

THERMAL METHOD FOR DEMERCURIZATION OF WORKING PREMISES

S. F. Yavorovskaya

The thermal method for decontaminating floors and lower parts of walls from residual metalic and adsorbed mercury consists of warming up the surface to be decontaminated and at the same time removing the developing mercury vapours. This method is intended for decontamination of small surfaces covered with thermostable materials. The thermal technique of demercurization differs from the chemical ones in that it does not involve the use of aggressive gases and liquids and also in securing, because of evaporation, the removal of practically the whole of mercury from the surface.

Laboratory investigations, as well as the testing of the thermal method efficiency under industrial canditions showed that, even with originally light concentrations of mercury on the surfaces of the construction materials, these could be reduced to very insignificant levels, provided the period of treatment is sufficiently long.

As the result of decontamination of surfaces in the premises from the adsorbed mercury, there occurred a considerable fall of the mercury vapour content in the air of premises.

The apparatus, "Thermal Demercurizator", consisting mainly of an electric heating chamber and a blower, and it can be manufectured and assembled on the spot.

A preliminary instryction of the operating personnel is necessary to ensure comple-le safety of work in demercurization by the thermal method.

УДК 371.821"

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛАССНЫХ КОМНАТ ПОПЕРЕЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ

М. А. Шарова, Н. П. Никольская, Е. И. Кореневская, Е. К. Глушкова

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Научно-исследовательский институт строительной физики Академии строительства и архитектуры СССР, Москва

Появление школ нового типа — школ-интернатов и школ продлен ного дня — и внедрение новых методов обучения изменяют функциональное назначение учебных помещений, создают необходимость универсального их использования для различных видов классной и внеклассной работы.

Советские архитекторы предприняли поиски новых форм учебных помещений, которые в большей степени отвечали бы потребностям и запросами школ нового типа. В частности, встал вопрос о «квадратных» и «поперечных» классах, довольно широко применяемых в школьном строительстве за рубежом (Франция, Англия, Швеция, ФРГ, ГДР, Голландия и др.).

Настоящая работа посвящена гигиенической оценке классных помещений поперечной конфигурации.

Работа проведена в экспериментальной школе № 15 Подольска Московской области, построенной в 1961 г. из железобетонных конструкций по проекту архитектора И. П. Саксельцева. Классные помещения имеют здесь поперечную конфигурацию (длина класса 6,28 м, ширина или глубина 8,16 м) и двустороннее естественное освещение. Основной поток света проникает через ориентированные на юго-восток окна ленточного типа шириной 5,5 м и высотой 2 м, расположенные по короткой стороне класса. Дополнительное освещение (подсвет справа) создается через остекленную перегородку, отделяющую класс от рекреации, глубина которой 4 м. Высота

■светонесущей части перегородки составляет 2,1 м при длине 5,5 м. Каждая рекреация на 4 класса освещается также через ленточные окна шириной 5,5 м и высотой 2 м. Коэффициент светопропускання остекленной части внутренней стены (перегородки) равен 0,4 (с учетом загрязнения), площадь основного светопроема по отношению к площади пола — 23%, а остекленной части перегородки — 24%. Внутренняя отделка классов светлая (средневзвешенное значение коэффициента отражения равно 0.49).

Высота основных помещений составляет 3 м. Школа имеет центральное водяное отопление и оборудована принудительной вытяжной вентиляцией, позволяющей создавать 6-кратный воздухообмен в учебных помещениях.

Для гигиенической оценки «поперечных» классов проведено изучение естественного освещения, микроклимата и зрительной работоспособности учащихся.

Светотехнические и фотометрические исследования проведены в дни с диффузным освещением — в январе и марте 1962 г. при облачности 10/10 баллов английским люксметром типа Даве с железоселе-новым фотоэлементом. Уровни естественной освещенности на рабочих местах мы измеряли в 6 классных комнатах 3-го этажа и 1 классной комнате 2-го этажа, на 1-й, 3-й и 5-й партах каждого ряда в 2 точках соответственно рабочим поверхностям. На классной доске измерения проведены в 4 точках по горизонтали против каждого ряда парт и в 3 точках по вертикали (всего 12 точек)

Как показали данные светотехнических измерений, коэффициент естественной освещенности на всех рабочих местах парт 1-го ряда достаточно высок. Максимальное значение этого коэффициента составляет 14%, минимальное — 7,1%, среднее—11%.

В 3-м и 4-м рядах показатели коэффициента естественной освещенности значительно ниже (1,5—1,9%), причем на партах того и другого ряда почти одинаковы, что можно объяснить наличием дополнительного подсчета со стороны рекреации. Световой поток, падающий на парты 3-го и 4-го рядов, создает достаточную освещенность рабочих мест.

В обычных же типовых классных помещениях продольной конфигурации, без дополнительного подсвета со стороны рекреации, на партах 3-го ряда наблюдаются неблагоприятные условия естественного освещения (0,8—1%). На классных досках в экспериментальной школе максимальное значение коэффициента естественного освещения равно 11,3%, минимальное — 2%, среднее — 4,9%.

Коэффициент контраста2 на рабочих поверхностях парт в 1-м и 2-м рядах составляет 0,1—0,3. Это указывает на значительную разницу величин, создаваемых двумя световыми потоками. На партах 4-го ряда коэффициент контраста равен 0,9—1,2, что указывает на отсутствие светотеней на рассматриваемых поверхностях. Наилучшие условия на рабочих поверхностях парт 3-го ряда; там коэффициент контраста равен 0,5—0,6.

Яркостные характеристики на партах находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий естественного освещения. В пасмурные дни на партах 1-го ряда показатели яркости невысоки и уменьшаются по мере удаления рабочих мест от основной светонесущей стены. На партах 4-го ряда наиболее низкие показатели яркости.

1 Параллельно были проведены теоретические расчеты распределения света на рабочих местах. Расчеты проводились как по инструкции 1962 г., так и в соответствии с новым проектом СНиП с учетом неравномерной яркости небосвода. Результаты расчетов хорошо согласуются с наблюдениями. Расхождения минимальных значений не превышают 10%.

2 Коэффициент контраста (К) —это отношение светового потока, проникающего через дополнительный подсвет со стороны рекреации, к световому потоку, проникающему через основной светопроем:

Таким образом, в классных помещениях поперечной конфигурации при ленточном остеклении и дополнительном подсвете справа уровни естественного освещения вполне удовлетворительны — коэффициент естественной освещенности составляет не менее 1,5%. В пасмурные дни качество освещения не вызывает серьезных опасений-—на рабочих местах создаются относительно небольшие величины яркости и коэффициента контраста. Однако в солнечные дни в классных помещениях поперечной конфигурации наблюдается резкое (в 3—5 раз) увеличение яркости поверхностей интерьера; на рабочих поверхностях парт и клас-ной доски появляются солнечные блики, благодаря чему возникают условия зрительного дискомфорта.

Кроме того, значительно изменяется температуро-влажностный режим классных помещений. Так, если в пасмурные дни во время действия вытяжной вентиляции на переменах и дополнительно на протяжении 10 мин. в середине урока при обеспечении 6-кратного воздухообмена температура воздуха в классе в течение всего учебного дня не превышала 19—22°, то в солнечные дни она повышалась к концу 3—4-го урока до 24—26°.

Таким образом, создание оптимальных условий микроклимата и естественного освещения в классных комнатах поперечной конфигурации при наличии ленточного остекления возможно только при устройстве солнцезащитных приспособлений.

Большое значение в классных комнатах поперечной конфигурации имеет правильная расстановка парт или столов и размеры классной доски, обеспечивающие оптимальный угол рассматривания объектов находящихся на передней поверхности стены.

Классные помещения, в которых проведены наблюдения, были оборудованы столами и стульями и классной доской черного цвета! длиной 7,5 м. Учебная мебель была расставлена в 4 ряда, по 5 столов г< каждом. Расстояние от первых парт до классной доски составляло от 1,9 до 2,2 м. Классную доску использовали по прямому назначению лишь частично,^ боковые части ее по 1 —1,5 м с каждой стороны использовали лишь для демонстрации наглядных пособий.

Как известно, оптимальное поле взгляда учащегося составляет ±20° (В. В. Мешков). В соответствии с этим длина классной доски в поперечном классе должна быть 4—4,5 м.

Исследования, проведенные в лабораторных условиях, позволили установить, что угол рассматривания должен быть не менее 30°, так как при уменьшении этого угла ниже 30° резко снижается работоспособность и ухудшаются зрительные функции учащихся 2.

Число правильно срисованных за минуту знаков, начиная с угла рассматривания в 30° и кончая оптимальным, контрольным углом рассматривания в 90°, колеблется незначительно; в то же время при уменьшении угла рассматривания ниже 30° число правильно срисованных знаков заметно падает (разница статистически достоверна).

Ввиду того что минимально допустимый угол рассматривания (30°) определялся в лабораторных условиях, небезынтересно было проверить минимально допустимую величину его в естественных условиях. Для этого проведена серия контрольных опытов. У 22 учащихся в возрасте 8—10 лет, практически здоровых, с нормальной остротой зрения мы определяли скорость и точность выполнения дозированной зри-

' Углом рассматривания называется горизонтальный угол, образованный линией взора учащегося и плоскостью классной доски.

2 Е. К. Г л у ш к о в а. Угол рассматривания как дополнительный критерий планировки классной комнаты и размещение мебели в ней. Гигиена и санитария, 1961, № 12, стр. 34—38.

тельной работы при углах рассматривания 30, 35 и 90°. Углы рассматривания ниже 30°, отвергнутые еще в процессе лабораторных исследований как создающие неблагоприятные условия для восприятия написанного на доске, не проверяли. Оптимальный угол (90°) был принят за контрольный.

Установлено, что число правильно срисованных за минуту знаков при угле рассматривания 30° составило 3,02±0,31, при 35° — 4,63±0,67 и при 90° — 7,54±0,52. Таким образом, число правильно срисованных знаков при углах рассматривания 30 и 35° оказалось близким; в то же время в условиях школы уровень зрительной работоспособности

детей в 11/2—2 раза был ниже, чем в лабораторных условиях. Объясняется это снижением общей работоспособности детей в процессе занятий, а также худшими условиями освещения (в лаборатории 250 лк, в классе 125—150 лк) и блесткостью классной

"4>

75

70 65 60 55 50 45 40

1-й ряд парт

До

ПослеЗ-го после.

%

75 70 65 60 55 50 45 40

3-й ряд парт

До

ПослеЗ-го После

0/о занятии урока ¡/роков % занятий уроков уроков доски. 75.

2-й ряд парт

70 65 60 55 50 45 40

До

ПослеЗ-го После

75 70 65 60 55 50 45 40

4-й ряд парт

занятий урока уроков

До занятии

По-видимому, дети младшего школьного возраста трудно воспринимают написанное на доске при углах рассматривания, близких к минимально допустимым. Поэтому при расстановке

ПослеЗ-го После паРт (столов) в учебных уроков уроков помещениях начальных

у учащихся

Показатели времени ясного видения 7-го класса на протяжении учебного дня в зависи мости от расположения рабочих мест в поперечном классе.

/-1-я парта; 2 —2-я парта; 3 — 3-я парта; 4 — 4-я парта.

классов минимальныи угол рассматривания необходимо увеличить. Для создания такого угла расстояние переднего края первой парты от

3-метровой классной доски должно быть 2 м, от 4-метровой — 2,5 м. Поперечная конфигурация классной комнаты при сохранении ее

общей площади 50 м2 и числе учащихся 40 человек уменьшает удаление первых парт от доски, а это создает неблагоприятные условия для работы в связи с уменьшением углов рассматривания у школьников, сидящих на первых партах 1-го и 4-го рядов.

Если в 1—3-м классах при оборудовании помещения партами удается создать на этих рабочих местах углы рассматривания 30°, то в учебных помещениях старших классов при больших размерах мебели этого сделать не удается. При использовании же столов и стульев углы рассматривания еще более уменьшаются, что должно вызвать резкое падение зрительных функций и работоспособности школьников. Физиологические исследования 16 учащихся 7-го класса, имеющих нормальную остроту зрения и имметропическую рефракцию и занимающихся на различных рабочих местах классного помещения поперечной конфигурации, подтвердили это предположение.

Исследования остроты зрения, устойчивости ясного видения и работоспособности проводились у учащихся, сидящих на 1-й, 2-й, 3-й и

4-й партах каждого ряда до занятий, после 3-го урока и в конце учебного дня при естественной освещенности 1200 лк и более.

На рисунке представлены показатели времени ясного видения > учащихся на протяжении учебного дня в зависимости от расположения рабочих мест в классе поперечной конфигурации. Из рисунка видно, что это время у школьников к концу учебных занятий уменьшается. Вместе с тем у школьников, сидящих за 1—2-й партами 1-го и 4-го рядов (расстояние первых парт от доски 1,9 м, угол рассматривания при 4,5-метровой доске 23°), после 3-го урока и в конце занятий время ясного видения снижается больше, чем у учащихся, занимающихся за другими рабочими местами.

Аналогичные показатели были получены при исследовании остроты зрения и работоспособности.

Непосредственные наблюдения за поведением и работой учащихся, сидящих за первыми партами 2 крайних рядов, показывают, что учащиеся имеют неправильную осанку (сидят в полоборота к противоположной стенке), часто отвлекаются, жалуются на большую усталость к концу учебного дня, а отдельные школьники просто отказываются заниматься за этими партами.

Результаты проведенных физиологических исследований и непосредственные наблюдения показали, что у школьников, сидящих за первыми партами крайних рядов, к концу учебного дня и учебной недели по сравнению с другими учащимися наблюдаются значительно большие признаки общего утомления. Это объясняется малыми углами рассматривания (ниже 30°) объектов, находящихся в поле зрения школьников на передней части стены (классная доска, географические карты, наглядные пособия), и неправильной рабочей позой учащихся.

Таким образом, классные помещения поперечной конфигурации размером 50 м2 могут быть рекомендованы лишь для школ с малой наполняемостью классов — сельских школ с числом учащихся не более 32 человек и отчасти школ-интернатов.

При проектировании общеобразовательных школ в Советском Союзе для создания учащимся оптимальной обстановки занятий площадь классных помещений поперечной конфигурации должна быть увеличена до 56—60 м2 за счет увеличения их длины.

Следует отметить, что в зарубежной практике школьного строи тельства учебные помещения поперечной конфигурации широко применяются только там, где наполняемость классов невелика (от 25 человек в Швеции до 30—35 человек во Франции), либо там, где «поперечные» классы имеют площадь 60—80 м2 (Англия).

Поступила 17/VIII 1963 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF CLASS-ROOMS WITH LATERALLY-ARRANGED

LAYOUT

M. A. Sharova, N. P. Nickolskaya, E. /. Korenevskaya, E. K. Glushkova

A study of the natural lighting, microclimate and the ocular working capacity of pupuls was undertaken. It was found that in class-rooms of "laterally-arranged" layout with continuous glass panes and booster lighting on the right side, the coefficient of natural lighting amounted to 1.5 per cent, thus complying with the requirements of the existing standards. However, on sunny days in such a class-room reflected and direct sun rays fell into the field of vision of school pupils and created conditions of ocular discomfort, as well as an unsatisfactory microclimate. The creation of optimal conditions in such rooms is possible only on condition of providing protecting arrangements against solar rays.

Twords the end of a school day and a week the pupils, sitting on the first desks of the last side raws, present morepronounced signs of fatigue. This being due to small angles of vision (below 30°) of the objects felling into the pupil's field of vision on the frontal side of the wall.

Consequently, class-rooms with "laterally arranged" layout and measuring 50 m!, may be recommended but for schools with a small number of pupils in each class-room.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.