УДК 613.269:615.331(Nisinum)
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, КОНСЕРВИРОВАННЫХ АНТИБИОТИКОМ НИЗИНОМ
В. П. Богородицкая, Ю. И. Шиллингер, И. Н. Осипова Институт питания АМН СССР, Москва
Работами ряда авторов показана перспективность применения антибиотика низина в пищевой промышленности в качестве консерванта (Н. С. Егоров и Ю. В. Шкундова; А. Ф. Наместников; Gibbs м Hurst).
Преимуществом применения низина является возможность снизить тепловую обработку консервируемых продуктов (например, для зеленого горошка в 2 раза). При этом органолептические свойства и пищевая ценность продуктов повышаются по сравнению с таковыми при обычных методах тепловой стерилизации (Т. П. Овчарова и Н. М. Масленникова). Низин способен подавлять развитие стафилококков, стрептококков, бацилл и клостридий. Он действует на вегетативные клетки и особенно на прорастающие споры, что очень важно для предотвращения размножения Clost-rid. botulinum и других бацилл (Anderson; Denny и Bohrer). Низин продуцируется определенными штаммами молочнокислых бактерий и может содержаться в ряде натуральных пищевых продуктов. С гигиенических позиций представляется существенным, что низин не используется в качестве лечебного препарата.
В Советском Союзе разработан метод получения отечественного препарата низина, отличающийся по технологии от применяемых в других странах (Англия, Польша и др.).
На основании изучения токсических свойств отечественного препарата (Ю. И. Шиллингер и соавт.) было установлено, что низин относительно мало токсичен. Эти данные согласуются с исследованиями токсических свойств английского препарата низина (А. Д. Игнатьев). Поскольку консервирующее действие низина продолжается до тех пор, пока в продукте сохраняются его остатки, необходимо было установить его остаточные количества в консервированных продуктах. Определение остаточных количеств низина в консервах проводилось общепринятым методом диффузии в агар, модифицированным для определения в растительных пищевых продуктах (Н. М. Масленникова). В качестве тест-культуры использовался штамм Вас. coagulans 15, а в качестве среды — 2% раствор агара, приготовленный на фосфатном буфере pH 5,0 с добавлением 2% раствора пептона, 1% раствора глюкозы. Исследование проводилось в кюветах размером 25х ХЗО см. Применение кювет позволяет исследовать большое количество образцов при одних и тех же условиях и получать более точные результаты.
В качестве стандарта использовался английский препарат низина фирмы Aplin и Barrett, Limited с активностью 1000 ед. Ридинга в 1мг1.
Активность отечественного препарата низина, представленного Всесоюзным научно-исследовательским институтом консервной и овощесушиль-ной промышленности ((ВНИИКОП), рассчитывалась по стандартной кривой, построенной для английского низина, составляла 648 ед. Ридинга. Изучение остаточных количеств низина проводилось в овощных консервах, приготовленных во ВНИИКОП как с английским, так и с отечественным препаратом. Исследованы были продукты, консервированные: а) английским препаратом (зеленый горошек, цветная капуста, картофель сырой и
1 За единицу Ридинга берется количество низина, которое подавляет рост Streptococcus agalactae в 1 мл питательного бульона в течение 16 часов.
томатный сок); б) отечественным препаратом (зеленый горошек, картофель, томаты).
Низин добавлялся из расчета 100 мг на 1 кг продукта (по английскому препарату). Содержание остаточных количеств низина в консервированных продуктах (в миллиграммах на 1 кг веса продукта в пересчете на английский низин представлено в табл. 1.
Таблица 1
Содержание остаточных количеств низина в консервированных продуктах (в мг/кг)
Продукт
Препарат
я X га - о О о^о о-о о. с я | к
" о
5 =
г "
О V о, О
Опытные продукты
н а
* и >.п Й =
С я
I о^ : о.™
: = 5
з « ^
3 н« О * с
з§.
К в
а >>
а: ч
Зеленый горошек . . . Картофель-полуфабрикат Капуста цветная . . .
Томатный сок .....
Зеленый горошек . . . .
Картофель-полуфабрикат Томаты.........
Английский »
» »
Отечественный
» »
2 25—50
3 30—50
3 100
2 100
I 20—50
1 100
I 100
10—25 20 30—50
10—15
100 100
25—30 50 100
25—40
100 100
0 О 0
Из приведенных данных видно, что в однотипных растительных продуктах содержались приблизительно равные количества низина независимо от того, каким препаратом проводилось консервирование (английским или отечественным). В продуктах, бедных белком (томаты, томатный сок, цветная капуста), определяется почти весь внесенный низин, в то время как в богатом белком продукте (зеленый горошек) — лишь его небольшие количества. Возможно, низин, подобно другим антибиотикам, связывается с белком продукта. Следует также отметить, что даже при длительном хранении консервированных продуктов (в течение 3 лет) в них определялся активный низин в количествах, близких к внесенным (до 100 мг/кг).
Гигиеническое исследование продуктов, консервированных низином, проводилось на двух группах белых беспородных мышей (12 самок и 12 самцов и соответственное количество контрольных мышей). Животные в течение 7 месяцев ежедневно получали два из трех опытных продуктов — зеленый горошек, томаты и картофель в различных комбинациях. Карто-фель-полуфабрикат предварительно доваривался до готовности, зеленый горошек и томаты скармливались без дополнительного прогревания.
Чтобы охарактеризовать общее состояние животных, на протяжении опытного периода велись наблюдения за их внешним видом и выживаемостью. В конце опыта животных декапитировали, проводили патологоанатомичес-кое вскрытие и макроскопический обзор внутренних органов. Общий белок сыворотки крови (взятой при декапитации) определялся рефрактометрическим методом. В печени исследовалась активность ферментов: бути-рилхолинэстеразы и трибутириназы микроэкспресс-методом по А. А. Покровскому и Л. Г. Пономаревой. Каждая мышь за время опыта получила в среднем около 333 г продуктов с низином, что составляет 9,5 кг продуктов в пересчете на 1 кг веса тела.
Прирост веса подопытных животных не отличался от такового у контрольных мышей. Все животные имели хороший внешний вид. Не было разницы в содержании белка в сыворотке крови подопытных и контрольных животных (контрольные — самцы 6,74±0,42г%, самки 6,57±0,48 г%; подопытные — соответственно 6,9±0,49 и 6,56±0,57 г%). В печени забитых животных не было установлено достоверных различий в активности
Таблица 2
Активность ферментов печени
Пол Подопытные мыши Контрольные мыши р
М±т п М±т л
Активность бутирилхолин- Самцы 12,47±0,57 9 11 ,35±0,72 10
эстеразы (в мкмоль эфира Самки 25,00± 1,39 10 26,21±1,50 1Г >0,05
холина, разлагаемого I г
печени за I мин.)
Активность трибутириназы Самцы 123,79+13,32 9 124,01±11,97 10
(в мкмоль трибутирина, Самки 140,94±11,06 10 117,01 + 11,70 11 >0,05
разлагаемого 1 г печени
за 1 мин.)
ферментов бутирилхолинэстеразы и трибутириназы (табл. 2). Осмотр органов при патологоанатомическом вскрытии не выявил каких-либо изменений у подопытных животных по сравнению с контрольными.
Таким образом, проведенными исследованиями не было установлено вредного влияния на организм подопытных животных продуктов, обработанных низином, причем эти продукты скармливались в количествах, значительно превышающих возможное потребление их человеком.
Ранее при изучении нами токсических свойств отечественного препарата низина (Ю. И. Шиллингер и соавт.) была установлена приемлемая для человека доза суточного потребления низина, равная 4,6 мг на 1 кг веса тела в день.
В Советском Союзе разрешено (1965) консервирование продуктов английским препаратом низина в количестве 0,01% веса продукта. При потреблении 1 кг консервированных низином продуктов, содержащих 100 мг препарата, человек на 1 кг веса тела будет получать 1,4 мг английского низина в день, что соответствует 2,2 мг отечественного препарата (с активностью 648 ед. Ридинга). Это количество вполне укладывается в установленную приемлемую суточную дозу. Поскольку продукты, обработанные низином, оказались безвредными для животных, а остаточные количества не превышали допустимую дозу, применение отечественного препарата низина в качестве консерванта растительных пищевых продуктов с гигиенической точки зрения не вызывает возражений.
Выводы
1. В растительных продуктах, консервированных низином, остаточные количества антибиотика составляли: в зеленом горошке 25—40 мг!кг, в картофеле-полуфабрикате и томатах до 100 мг!кг. Низин сохранялся в консервах в течение 2—3 лет.
2. Не было выявлено вредного действия на организм подопытных мышей продуктов, консервированных отечественным препаратом низина.
3. Изученные растительные продукты при принятом методе консервирования низином могут употребляться для питания.
ЛИТЕРАТУРА
Егоров Н.С., Шкундова Ю. В. Антибиотики, 1964, № 1, с. 88. — Игнатьев А. Д. Вопр. питания, 1965, № 3, с. 61. — Наместников А. Ф. В кн.: Химия в консервной промышленности. М., 1965, с. 49. — Овчарова Т. П., Масленникова Н. М. В кн.: Антибиотики в пищевой промышленности.М., 1969, с. 29, с. 33. — Шиллингер Ю. И., Богородицкая В. П., Осипова И. Н. Вопр. питания, 1969, № 2, с. 44. — D е п п у С. В., В о h г е г С. W., Food Res., 1959, v. 24, p. 247. — G i b b s В. M., Hurst А. В кн.: Microbial Inhibitors in Food (4th International Symposium on Foor Microbiology). Uppsala, 1964, p. 151.
Поступила II/VII 1969 r.
HYGIENIC INVESTIGATION OF FOOD PRODUCTS CANNED WITH AN ANTIBIOTIC
NYZINE
V. P. Bogoroditskaya, Yu. I. Shillinger, I. N. Osipova
Vegetable products canned with an antibiotic nyzine were examined for residual content of the compound. Green peas were found to contain from 25 to 40 mg and potatoes and tomatoes up to 100 mg of nyzine per kilogram weight of the product examined. These products had no noxious effect on experimental mice. Nyzine may be considered to be nontoxic in amonts it is used in food canning industry. Food products treated with nyzine are quite innocuous and may be used without restictions.
УДК 614.876:622.2
О РАДОНОВОЙ ОПАСНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ ГОРНЫХ РАБОТ В УРАНОВЫХ И НЕУРАНОВЫХ РУДНИКАХ
А. В. Быховский, Н. И. Чесноков, Дж. Г. Хачиров Институт медицинской радиологии АМН СССР, Обнинск
Открытие ионизирующей радиации и разработка методов ее использования явились одновременно открытием средств индикации этого фактора и созданием способов контроля за ним. Сфера такого контроля, ограниченная вначале только теми источниками излучения, которые были специально созданы человеком (радием и рентгеновскими аппаратами), стала постепенно расширяться — соответственно развитию и углублению представлений о факторах радиационной опасности в других отраслях научного исследования и производства. Большой интерес представляют результаты введения контроля за радиацией в древнейшей отрасли производственной деятельности человека — горном деле.
В уранодобывающую промышленность вовлечены большие контингента работающих, которые оказались в сфере влияния ионизирующей радиации, в основном радона и его дочерних короткоживущих продуктов. Это создало объективные условия для того, чтобы решить один из наиболее неясных вопросов гигиены горного дела — вопрос об этиологии рака легкого у горнорабочих в Иохимстале и Шнееберге.
В конце 40-х годов, вскоре после начала широкой добычи урановых руд, было показано, что, если не принимать специальных мер, в рудничном воздухе соответствующих горных предприятий, так же как в рудниках Иохимсталя и Шнееберга, содержание радона составляет Ю-9—Ю-8 кюри/л-, важно, что в условиях США урановые руды не содержали мышьяка, которому некоторые исследователи (Schinz; Harting и Hesse) приписывали важную канцерогенную роль в условиях Шнееберга, а концентрации радона были длительное время выше, чем в указанных европейских рудниках.
Последние годы принесли ценные результаты наблюдений за здоровьем шахтеров на урановых рудниках Колорадского плато США. Как показано на рис. 1 (Wagoner и соавт.), здесь получена кривая доза — эффект, в которой доза представлена в относительных единицах — в произведении числа месяцев работы на концентрацию дочерних продуктов радона, выраженную в принятых в США единицах «рабочего уровня». Один «рабочий уровень» соответствует скрытой энергии а-излучения 1,3-105 Мэв/л. Частота рака легкого оказалась почти линейно связанной с дозой. Кривая /, в которой учтен фактор курения, существенно не отличается от кривой стандартизованной только по возрасту. В качестве контроля были использованы результаты медицинского обследования населения, не занятого на рудниках.