Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ ВЕНГРИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ ВЕНГРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ ВЕНГРИИ»

что составляет незначительную часть обследованных (5,5%). Кроме того, после нагрузки асимметрии среднего динамического давления уменьшаются от 54,2 до 42%, причем одновременно снижается и его среднее значение (от 75,38 до 68,47 мм для тыльной части рук). Это говорит об адекватной реакции, сопровождающей деятельность мышц и выражающейся снижением артериального тонуса и вазодилятацией сосудов, и об отсутствии наличия осциллографически уловимых изменений в стенке сосудов дисталь-ных отделов верхних конечностей.

Вывод

У исследованного контингента рабочих бумажной промышленности с жалобами на состояние верхних конечностей установлены следующие ос-циллографические изменения: снижение и асимметрия осцилляторного индекса, повышение и асимметрия среднего динамического давления и значительная частота уплощенных кривых. Указанные изменения, более частые в области верхних конечностей, можно рассматривать как функциональ ные изменения артериального тонуса более выраженные в дистальных участках.

Поступила 19/ X11 1969 г.

УДК 371.7(439)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ ВЕНГРИИ

Канд. мед. наук Е. И. Кореневская, К■ И. Лучина

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР

В 1969 г. за время двухнедельного пребывания в Венгерской Народной Республике нам представилась возможность ознакомиться с организацией воспитания и обучения детей в школах, постановкой санитарного надзора за строительством и эксплуатацией школьных зданий и научными исследованиями в области гигиены детства.

В стране обязательно 8-летнее обучение. Детей принимают в школу с 6 лет. До 85% детей продолжают обучение в гимназиях (9—12 классов), специальных средних школах с профессиональным обучением (9—12 классов) или в 2-летних ремесленных училищах. Подростки, работающие на производстве, обязаны до 16 лет продолжать профессиональное обучение.

Учебный год в школах продолжается с 1 сентября по 7—8 июня с 18-дневными зимними и 9—10-дневными весенними каникулами. Переходных и выпускных экзаменов в 8-летней школе нет. Лишь в гимназиях и школах с профессиональным обучением учащиеся сдают экзамены на аттестат зрелости по окончании 12 классов.

Недельная (6 дней) учебная нагрузка в 8-летней школе колеблется от 20 часов в 1-м классе, до 31 часа в 8-м. Во всех классах гимназии она составляет 32 часа, а в школах с профессиональным обучением — 36 часов. По субботам в школах укороченный рабочий день: 2 урока в 1—4-х классах и 3—4 урока в 5—8-х классах.

Объем домашних заданий определен Министерством просвещения: учащиеся 1—2-х классов не должны затрачивать на них более 30 мин., 3—4-х классов — более 1 часа; 5—8-х классов — более 2 часов. В 9—12-х классах это время н« регламентировано. Широко дискутируется вопрос об уменьшении рабочего дня старших школьников до 8 часов.

Как и в СССР, на уроки физкультуры отводится во всех классах по 2 часа в неделю, на уроки пения и труда в 1—4-х классах — по 1 часу и

на уроки труда в 5—8-х классах — по 2 часа. Мальчики занимаются в мастерских, работая с деревом и металлом, а девочки — в учебной кухне и швейной мастерской.

Длительность уроков во всех классах составляет 45 мин. при одной большой перемене в 20 мин., остальные перемены по 10 мин. Широко применяется обязательное проведение перемен на открытом воздухе.

В начальных классах для уменьшения утомления детей широко используется чередование учебных и игровых моментов. Занятия в школах проводятся как в одну, так и в две смены. Как правило, учащиеся каждого класса попеременно (через неделю или месяц) занимаются то в первую, то во вторую смену.

По мнению педагогов и гигиенистов Венгрии, такое чередование позволяет создать равные условия для детей, занимающихся в разных сменах, и уменьшает неблагоприятное влияние постоянных занятий в вечерние часы.

В связи с хуторской системой расселения и необходимостью обеспечить обучение сельских школьников широко развита сеть колледжей по типу наших интернатов. Как правило, в них более 80% составляют учащиеся 5—8-х классов. Колледжи имеются и при школах в составе 9—12-х классов.

Как в городских, так и в сельских школах много групп продленного дня. Так, например, в среднем в Будапеште в группы продленного дня зачислено 22—24% детей, а в некоторых рабочих районах — до 37% (в среднем постране 15%). Их организуют в основном для учащихся начальных классов (1—4), но по желанию такие группы создаются и для старших школьников (до 8-го класса включительно). По мнению Министерства просвещения, система воспитания и обучения в группах продленного дня является наиболее целесообразной и в перспективе предполагается создание специальных школ продленного дня. Все школьники, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются 3-разовым питанием — завтрак, обед и полдник. Работают в группах продленного дня педагоги высокой квалификации, получающие повышенную по сравнению с обычными преподавателями заработную плату — за воспитание детей. В режиме дня большое место занимают игры на открытом воздухе, прогулки.

В одной из школ Будапешта, которую мы посетили, интересно организован экспериментальный режим групп продленного дня (так называемое распределение учебного режима на весь день). Класс в составе 22 человек занимает специальное учебно-игровое помещение размером 52 м2, в котором дети учатся, играют, спят, получают завтрак и полдник. Эту группу в 2 смены обслуживают 2 педагога-воспитателя, поделившие не только воспитательную работу, но и уроки по специальности. Оборудование, убранство помещений и вся обстановка максимально приближены к условиям семьи и производят очень приятное впечатление. В старых зданиях школ группы продленного дня размещаются в приспособленных, преимущественно учебных, помещениях. В школах-новостройках для организации продленного дня имеются специальные комнаты. В одной из осмотренных нами 8-летних школ Будапешта имеется специальная секция групп продленного дня, изолированная от учебных помещений и состоящая из 3 смежных (с раздвижными перегородками) учебно-игровых комнат, общего коридора-раздевалки и столовой с раздаточной-моечной. Пищу подают из расположенного под столовой секции продленного дня пищеблока школы с помощью подъемника. В городские школы старой постройки, не имеющие пищеблоков, пищу доставляют либо из специальных детских кухонь, которые имеются в большинстве районов крупных городов, либо из пищеблоков соседних школ. В сельских школах питание детей в группах продленного дня организовано на базе общей для школы и детского сада кухни. Так, кухни детских садов в селах Бой и Пилишсенткерест обеспечивают питанием около 100 детей, находящихся в группах продленного дня.

Общеобразовательные школы проектируют в соответствии со специальными государственными нормами, в разработке которых принимают участие гигиенисты, в частности сотрудники отдела гигиены детей и подростков Государственного института здравоохранения. До 1969 г. школы строили по типовым проектам. Для типовых школ, проекты которых собраны в специальные каталоги, характерно отсутствие централизованных гардеробов (одежда хранится в рекреациях — в шкафах или на открытых вешалках), обеденного зала, канальной вытяжной вентиляции. Школы рассчитаны на широкую аэрацию учебных помещений, которую климатические условия страны позволяют осуществлять почти на протяжении всего года за счет большого количества открывающихся светопроемов. Во всех школах большое количество вспомогательных помещений, в первую очередь для педагогов. В некоторых школах большие по площади пищеблоки рассчитаны на приготовление пищи из сырья.

В каталоге типовых проектов 1965 г. есть также специальные проекты отдельно стоящих зданий для групп продленного дня на 40 , 80 и 120 детей и колледжей на 84, 126, 168 и 252 воспитанника. С 1969 г. разработка типовых проектов школ в стране прекращена, разрабатываются лишь индивидуальные проекты, однако при этом архитекторы обязаны исходить из действующих норм проектирования (МОТИ-16-66 и др.). Заказы на индивидуальные проекты школьных зданий поступают от местных советов и согласовываются на местах с областными, городскими и районными органами санитарного надзора—с государственными санитарными инспекторами. Ряд зданий, уже выстроенных по индивидуальным проектам, представляет значительный интерес. Так, в селе Пилишсенткерест выстроена одноэтажная школа со скошенным потолком и дополнительным верхним подсветом. Дополнительный верхне-правый или верхне-левый подсвет классных комнат вообще широко применяется в школьном строительстве. Классы имеют квадратную конфигурацию и увеличенные до 58—60 м" размеры. Проведенные сотрудником Государственного института здравоохранения (д-р Барбола Рона) исследования естественного освещения и вентиляции таких классов позволили выявить их преимущества и недостатки.

Выводы, к которым приходит автор, в целом близки к данным, полученным в СССР.

Большинство школ имеет учебные секции не более чем на 4 класса. Вместимость типовых школ невелика — 16—24 класса, лишь в 1968/69 г. выстроено 2—3 здания крупных школ (1400—1600 учащихся), однако и гигиенисты, и педагоги отзываются о них отрицательно, так как здесь не предусмотрено четкое возрастное деление детских коллективов. Они состоят из 2 блоков, зеркально повторяющих друг друга, и организационно эксплуатируются как 2 самостоятельных учреждения (2 директора).

Помимо общеобразовательных школ (8-летних, гимназий и школ с профессиональным обучением), в стране имеется сеть детских городков закрытого типа. В них воспитываются дети, лишившиеся родителей, и дети, нуждающиеся в государственном обеспечении по материальным или моральным соображениям. Эти учреждения, по типу детских домов или интернатов, находятся в ведении специального отдела Министерства просвещения. Чаще всего в таких городках воспитывается по 350—400 детей в возрасте 3—14 лет. Лишь один городок под Будапештом рассчитан на воспитание 920 детей в возрасте от 3 до 18 лет.

Текущий санитарный надзор за эксплуатацией школьных зданий осуществляется школьно-санитарными врачами санэпидстанций. Основное внимание уделяется изучению санитарного состояния объектов, проводятся и тематические обследования, планируемые санэпидстанциями или Министерством здравоохранения (например, изучение питания и физического развития школьников, нагрузки детей на уроках физкультуры и др.). Школьно-санитарные врачи работают в тесном контакте с врачами лечебной сети.

Медицинское обслуживание детей до 14 лет осуществляется в городах детскими поликлиниками — участковыми врачами-педиатрами, в сельской же местности — врачами общего профиля. В гимназиях и школах с профессиональным обучением (9—12-е классы) имеется должность подросткового врача, занимаемая обычно терапевтом. Наряду с такой системой в отдельных районах Венгрии сохранилась еще система обслуживания здоровых детей до 14 лет школьными врачами-педиатрами, которые занимаются в основном профилактической работой (медицинские осмотры и диспансеризация, профессиональная медицинская консультация старших школьников).

Организационно-методическое руководство работой всех школьно-санитарных и школьных врачей осуществляется отделом гигиены детей и подростков Государственного института здравоохранения. Этот отдел является и единственным в республике научным центром в области гигиены детства и центром повышения квалификации санитарных врачей, педиатров, а также архитекторов и сантехников, занимающихся проектированием детских учреждений. Основное внимание в научной деятельности отдела уделяется проблеме гигиены учебно-воспитательного процесса в школах и дошкольных учреждениях. Изучается влияние на физическое и умственное развитие детей различных форм обучения и внешкольной деятельности, особенно в переходные периоды — от яслей к детскому саду, от детского сада к начальной школе и т. д.

В процессе исследований создаются новые формы обучения и режима дня для детских учреждений, изучается их эффективность, наиболее прогрессивные рекомендуются для внедрения в практику. Этому способствует участие в работе психолога и педагога, являющихся сотрудниками отдела, и практических работников школ и дошкольных учреждений — педагогов, воспитателей.

Наибольший интерес представляют исследования, направленные на уменьшение перегрузки и утомления детей в группах продленного дня (д-р Хегедюш), и работа по «реабилитации недозрелых детей» (д-р Сабо). В одной из школ Будапешта созданы специальные классы для детей, которые по тем или иным причинам оказались неподготовленными к школе («запущенные дети»). Научные исследования в этих классах, где работают педагоги высокой квалификации, направлены на разработку эффективных с гигиенической и педагогической точек зрения методов и режима обучения таких детей. Помимо физиологических, широко применяются психологические методы исследования, разрабатываются и внедряются в педиатрическую практику психологические методы определения школьной зрелости детей. Некоторые из них целесообразно апробировать и в работах, проводимых в СССР.

Опыт проектирования и строительства зданий школ в Венгерской Народной Республике следует учесть при оценке проектных решений как типовых, так и экспериментальных школьных зданий.

Поступила 29/XII 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.