Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ И ВМЕСТИМОСТИ ДЕТСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ СЕЛЬСКИХ БОЛЬНИЦ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ И ВМЕСТИМОСТИ ДЕТСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ СЕЛЬСКИХ БОЛЬНИЦ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ И ВМЕСТИМОСТИ ДЕТСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ СЕЛЬСКИХ БОЛЬНИЦ»

ных, предельно допустимых концентраций трудно будет эффективно обеспечить качество поверхностных вод и проводить необходимые оздоровительные меры

Поступила 22/У 1973 г.

Краткие сообщения

УДК 613.5:362.1 1-053.2(-22)

Канд. мед. наук Э. Б. Боровик, М. А. Мироненко

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ И ВМЕСТИМОСТИ ДЕТСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ СЕЛЬСКИХ БОЛЬНИЦ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, 'Москва, Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены

В связи с расширением проектирования и строительства сельских районных и участковых больниц, а также увеличением их коечного фонда гигиенические вопросы планировки и организации детских отделений в них весьма актуальны. К сожалению, они еще мало разработаны.

Перед нами была поставлена задача — дать гигиеническую оценку архитектурно-планировочным решениям детских отделений сельских больниц общего типа в зависимости от конструктивных решений, климатических особенностей I—IV строительных зон и количества коек. С этой целью проведено обследование 25 детских отделений сельских (12 центральных районных, 7 районных и 6 участковых) больниц, построенных по наиболее широко распространенным типовым проектам 2—05—338/63, 2—05—339/60, 2—05—371/60 и др. (I—II строительно-климатическая зона) и 2 г—05—4, 2—05—338/63, 2—05—339/60, 2—05—371/60, 254—1—4 и др. (IV строительно-климатическая зона). При изучении проектной документации и натурном обследовании детских отделений выявлено, что они размещены на первых этажах зданий сельских больниц, располагают собственными помещениями для приема и выписки детей, столовыми-игральными. В то же время все детские отделения, построенные по указанным проектам, имеют ряд серьезных недостатков как в архитектурно-планировочном, так и в гигиеническом отношении. Так, типовые проекты (2—05—338/63 и 2]г—05—4), применяемые для строительства центральных районных больниц, при общей проектной вместимости 240 коек предусматривают детскую секцию всего лишь на 30 коек (5 палат по 4 койки, 3 палаты по 3 койки и 1 палату на 1 койку). Типовой проект районной больницы (2—05—339/60) на 120 коек предусматривает детскую секцию лишь на 15 коек (3 палаты на 4 койки, 1 палата на 2 койки и 1 палата на 1 койку), а типовые проекты участковых больниц на 35—75 коек (2—05—371/60, 254—1—4 и 252—011—1) вообще не предусматривают детские отделения, больные дети госпитализируются в общие палаты.

При опросе персонала и натурном обследовании существующих учреждений установлено, что в больницах на 35—450 коек вместимость детских отделений варьировала от 5 до 60 и более коек, тогда как их проектная вместимость составляла максимум 30 детских коек. Увеличение вместимости детских отделений происходит в основном за счет переуплотнения палат, использования под детские палаты некоторых вспомогательных помещений (холлов, палат для матерей и т. д.) и составляет во всех изученных больницах в среднем около 100%. Следовательно, существующие детские отделения сельских районных и участковых больниц не обеспечивают в полной мере потребность детей в стационарной помощи. Между тем, как указывает Н. А. Витрук, на Украине в сельские участковые больницы госпитализируется 47,1%, районные — 21,2%, центральные районные— 15,7 % больных детей и только около 16% госпитализируется в больницы городов.

Очень серьезным недостатком является то, что в детских отделениях районных и участковых больниц не предусматривается ряд необходимых для лечебного процесса помещений. Например, отсутствуют специализированные палаты и кабинеты для оказания экстренной помощи детям, специально оборудованные палаты для госпитализации недоношенных новорожденных и детей раннего возраста. Площадь вспомогательных помещений не

1 Авторы, к сожалению, не упоминают о том, что в отношении многих пестицидов в советской литературе опубликованы материалы гигиенических исследований, всесторонне обосновывающие уровень ПДК этих веществ. — Ред.

всегда соответствует гигиеническим требованиям, а их набор не учитывает специфики обслуживания детей разного возраста и пола.

Практически ни одним типовым проектом в полной мере не учитывается необходимость пребывания в отделении (порой весьма большого количества) матерей. Имеющиеся 1—2 комнаты для матерей в связи с перегрузкой отделений чаще всего используются не по назначению, поэтому матери находятся в палатах вместе с детьми. Это, естественно, уменьшает размер площади и воздушный объем, приходящиеся на 1 ребенка, ведет к нарушениям санитарно-гигиенического и эпидемиологического режима.

В эпидемиологическом отношении следует отметить недостаточную изоляцию детских отделений от отделений для взрослых больных, отсутствие боксов, изолированной и благоустроенной территории на участке больницы, где больные и выздоравливающие дети могли бы в дневное время отдыхать, играть и принимать необходимое природно-климатическое лечение.

Как показали наши исследования, отсутствие боксов в большинстве детских отделений ведет к нерациональному использованию коечного фонда. Так, в 1965 г. детское отделение Лазаревской районной больницы находилось на карантине в общей сложности в течение 100 дней, в 1966 г. — 82 дня и в 1967 г. — 109 дней. Длительность карантина в детском отделении Волосовской больницы в 1967 г. составляла 63 дня, Киришской — 97 дней, Щебекинской — 139 дней. Аналогичная картина наблюдалась и в других больницах. Естественно, что все это время в отделениях не производился прием «свежих» больных детей, а в отделениях происходило внутрибольничное инфицирование детей капельно-воз-душными инфекциями (корь, ветряная оспа, эпидемический паротит и др.), что приводило к увеличению сроков пребывания детей в стационаре.

Натурные исследования и опрос персонала показали, что для более рационального использования коечного фонда детских отделений,уменьшения внутрибольничного инфицирования детей необходимо в отделениях размещать не менее 40—50% коек в боксах и полубоксах и предусмотреть возможность подразделения секции на изолированные подсекции с выделением палат для детей раннего возраста (недоношенных, новорожденных и грудных).

Из более мелких недостатков следует отметить отсутствие смотровых окон между палатами; между тем устройство таких окон, по мнению обслуживающего персонала, целесообразно для лучшего контроля за детьми. Большинство опрошенных нами врачей и медицинских сестер детских отделений высказались за застекленные межпалатные перегородки. Однако часть персонала тех больниц, где такие перегородки имеются, предъявляют жалобы на то, что дети периодически разбивают стекла. Видимо, должно быть предусмотрено устройство смотровых окон между палатами из небьющегося стекла или на недоступном для маленьких детей уровне. Последнее требование относится и к устройству сигнализации и радио в детских отделениях; то и другое, к сожалению, не работает в большинстве больниц, так как дети, играя, вставляют радиоштепсели в электророзетки и т. п.

Действующий перечень типовых проектов ^лечебных учреждений, которые могли бы быть применены в сельской местности, крайне ограничен. В связи с этим строительство сельских больниц чаще всего ведется по проектам городских больниц, которые в полной мере не могут учитывать специфику работы лечебно-профилактических учреждений в сельской местности. Расширение специализированной медицинской помощи детям вызывает необходимость разработки новых проектов, которые учитывали бы специфику детской заболеваемости, климатические и национальные особенности наших союзных республик.

По-видимому, в районных и участковых больницах по-прежнему будут проектироваться и строиться детские отделения. Как показати наши исследования, при этом должен значительно возрасти их коечный фонд, набор лечебно-диагностических кабинетов и вспомогательных помещений. При проектировании и строительстве крупных многопрофильных центральных районных и межрайонных больниц на 240—400 коек и более вместимость детских отделений целесообразно увеличить до 60—90, в районных — до 45—60, а в участковых — до 10—15 коек; при этом детское отделение нужно вывести в отдельный корпус, обязательно предусмотрев размещение не менее 40—50% коек в боксах и полубоксах. При этом участок детского корпуса (отделения) следует изолировать'от остальной больничной территории, озеленить и благоустроить применительно к запросам и особенностям детского возраста.

Рациональное архитектурно-планировочное решение детского стационара в больнице общего типа будет способствовать предупреждению планировочными средствами передачи внутрибольничной инфекции, обеспечению соответствующего санитарно-гигиенического, эпидемиологического и лечебно-охранительного режима.

В связи с этим в больницах общего типа можно рекомендовать тщательную изоляцию детских отделений от других больничных отделений, а также изоляцию определенных групп больных детей в бокенрованные и лолубоксированные палаты. Важное значение имеют разработка оптимальных в санитарно-эпидемиологическом отношении функционально-техно-логическнх решений детских отделений, применение современного инженерно-технического оборудования (автономная вентиляция, кондиционирование воздуха). Особое внимание при проектировании и строительстве детских отделений сельских больниц необходимо уделить организации и оборудованию боксов для недоношенных и новорожденных детей, а также детей раннего возраста, наиболее подверженных различным респираторным внутри-больничным инфекциям.

Больничное отделение должно иметь полный (нормативный) набор основных и вспомогательных помещений; следует предусмотреть разделение его на две автономные подсекции

на случай установления карантина. Палаты и помещения для дневного пребывания матерей, дети которых находятся в стационаре, необходимо проектировать вне отделения, с обеспечением удобных связей с комнатами для кормления детей и сцеживания молока.

При отделении приема и выписки детей целесообразно иметь 1—2 бокса, предназначенных для изоляции больных с неясными диагнозами. Эти же боксы можно успешно использовать для организации карантина.

ЛИТЕРАТУРА. Витрук Н. А. Врач, дело, 1968, № 3, с. 122.

Поступила 2/У1 1972 г.

УДК 613.263:633.14

Канд. мед. наук И. А. Чаховский, П. Г. Новиков

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ' БЕЛКОВ РЖИ, ВЫРАЩЕННОЙ НА ОСУШЕННЫХ ТОРФЯНИКАХ

Минский медицинский институт

Нами проведено сравнительное исследование образцов ржи наиболее перспективного сорта «Белта», выращенных в одинаковых условиях на массиве осушенных торфяников и на обычной для Белоруссии дерново-подзолистой суглинистой почве. Эти образцы ржи были представлены нам Белорусским научно-исследовательским институтом земледелия, где этот сорт выведен (М. Д. Мухин).

Биологическая ценность белка изучаемых образцов ржи определена в опыте на белых крысах-самцах весом около 150 г по общеизвестной методике Митчела. Опыт проведен с предварительным изучением азотистого баланса подопытных животных при содержании их на безбелковой диете в течение 8 дней. Это потребовалось для установления эндогенных белковых потерь и обменных процессов на одном уровне.

Рацион составляли на основе инструкции по приготовлению'основной диеты для крыс, утвержденной Институтом питания АМН СССР (М., 1961). Безбелковый рацион состоял из 84 г крахмала, 4 г солевой смеси и 12 г подсолнечного масла на 100 г сухого корма. Водорастворимые витамины вводились в водном растворе, жирорастворимые — путем добавления их в подсолнечное масло.

Опытные рационы приняты с учетом состава ржи по таблицам химического состава и питательной ценности пищевых продуктов1. Рационы состояли из 86,5 г исследуемой муки, 3,8 г солевой смеси и 9,7 г подсолнечного масла на 100 г сухого корма. Витамины вводили в том же порядке.

Так как рожь, выращенная на обычной дерново-подзолистой почве, имела 9,62% белка, а рожь, выращенная на осушенном торфянике, — 10,5%, калорийность белкового компонента в рационах соответственно равнялась 9,1 и 10,4%.

Корм выдавали без ограничения. Поступление азота в организм контролировали путем точного взвешивания выдаваемого корма и его остатков с соответствующим пересчетом на сухой вес с учетом содержания муки в рационе (остатки пищи взвешивали после высушивания до постоянного веса). Количество выделяемого азота удавалось определять благодаря тому, что подопытные животные содержались в специально оборудованных обменных клетках, позволяющих количественно собирать мочу и кал, исключив возможность капрофагии. Азот в образцах ржи и экскрементах изучали по методу Кьельдаля.

Полученные сведения дали возможность установить усвояемость и ретенцию в организме белка исследуемых образцов ржи путем вычисления соответствующих коэффициентов.

Коэффициент усвояемости вычислен по формуле:

а — (Ь — с)

*У=--^- -ЮО, (1)

где а — азот пищи; Ь — азот кала при питании испытуемым белком; с — азот кала при питании безбелковой диетой.

Коэффициент ретенции определен по формуле Митчела:

а — (Ь — с) — (<1— 1) *Р=-д — (Ь—с)— -100' <2>

где а, Ь и с имеют те же значения, что и в формуле 1; с1 — азот мочи при питании испытуемым белком; 1 — азот мочи при питании безбелковой диетой.

Исследования показали, что средняя усвояемость белка ржи сорта «Белта», выращенной на обычной для БССР дерново-подзолистой почве, составляет 73,1±4,4%, а выращенной на осушенных торфяниках,— 75,9±4%. Однако статистическая обработка полученных данных разницы не подтвердила (Р>0,5). Усвояемость белка обоих образцов ржи сорта «Белта» фактически одинакова (74,7±2,7%).

1 Под редакцией проф. Ф. Е. Будагяна. М., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.