Научная статья на тему 'Гигиенические рекомендации по профилактике дошкольной близорукости и других нарушений зрения у часто болеющих детей'

Гигиенические рекомендации по профилактике дошкольной близорукости и других нарушений зрения у часто болеющих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
287
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
близорукость / дети дошкольного возраста / учебный процесс / детское общеобразовательное учреждение. / myopia / preschool children / educational process / children’s educational institution.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гули Шайхов, Нилуфар Аскарова

B детском возрасте, особенно в годы обучения в школе, наиболее часто встречается близорукость (миопия), которая может быть врожденной и приобретенной (Петухов В.М. Особенности возникновения; и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и ее профилактика Самара, 2005. 31 c). К врожденной близорукости ведут пороки развития глазного яблока, а если это сочетается со слабостью склеры, то она прогрессирует. Известно, что число близоруких детей растет по мере перехода учащихся из начальных классов в средние и старшие. Особенно увеличивается количество близоруких, начиная с 11–14 лет. В возрасте 19–25 лет удельный вес ее достигает 28,7% (Голованова Т.П. Организация помощи детям с аномалиями рефракции в условиях школьного обучения – Вестн. офтальмологии. – 2005. – № 2. – С. 3–5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygiene recommendations for the prevention of preschool myopia and other visual impairments in frequently ill children

In childhood, especially during the years of schooling, myopia (myopia), which can be congenital and acquired (Petukhov V.M., Peculiarities of occurrence; and progression of school myopia in the modern educational process and its prevention, is most often encountered – Samara, 2005. 31 c). Malformations of the eyeball lead to congenital myopia, and if this is combined with weakness of the sclera, then it progresses. It is known that the number of shortsighted children grows as students move from primary to middle and high schools. The number of shortsighted people is especially increasing, starting from 11-14 years old. At the age of 19-25, its specific gravity reaches 28.7% (T. Golovanova. Organization of assistance to children with refractive errors in school conditions – Vestn. Ophthalmology. – 2005. – No. 2. – P. 3-5).

Текст научной работы на тему «Гигиенические рекомендации по профилактике дошкольной близорукости и других нарушений зрения у часто болеющих детей»

Science

through time and space

Жамият ва инновациялар -

Общество и инновации -

Society and innovations

Journal home page:

https: //inscience.uz/index.php/socinov/index

Hygiene recommendations for the prevention of preschool

myopia and other visual impairments in frequently ill children

Guli SHAIKHOVA!

Nilufar ASKAROVA

Tashkent Medical Academy

Samarkand State Medical Institute

ARTICLE INFO

Article history:

Received February 2021

Received in revised form

20 February 2021

Accepted 15 March 2021

Available online

5 April 2021

Keywords:

myopia,

preschool children,

educational process,

children’s educational

institution.

ABSTRACT

In childhood, especially during the years of schooling, myopia

(myopia), which can be congenital and acquired (Petukhov V.M.,

Peculiarities of occurrence; and progression of school myopia in

the modern educational process and its prevention, is most often

encountered - Samara, 2005. 31 c).

Malformations of the eyeball lead to congenital myopia, and if

this is combined with weakness of the sclera, then it progresses.

It is known that the number of shortsighted children grows as

students move from primary to middle and high schools. The

number of shortsighted people is especially increasing, starting

from 11-14 years old. At the age of 19-25, its specific gravity

reaches 28.7% (T.Golovanova. Organization of assistance to

children with refractive errors in school conditions - Vestn.

Ophthalmology. - 2005. - No. 2. - P. 3-5).

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International

(CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Мактабгача ёшдаги тез-тез касал буладиган болаларда

узокни куролмаслик ва бошка куз касалликларини олдини

олиш учун гигиеник тавсиялар

Калит сузлар:

узокни кура олмаслик,

мактабгача ёшда булган

болалар,

таълим жараёни, болалар

умумтаълим муассасаси.

АННОТАЦИЯ

Болаликда, айникса мактаб даврида, TyFMa Ba

орттирилган мумкин булган миопия бир мунча куп учрайди

(Петухов В.М. Особенности возникновения; и

прогрессирования школьной близорукости в условиях

современного учебного процесса и ее профилактика -

Самара, 2005. 31 с).

1 Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Hygiene of Children, Adolescents and Food Hygiene,

Tashkent Medical Academy, Tashkent, Uzbekistan.

2 Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care Management,

Samarkand State Medical Institute, Samarkand, Uzbekistan.

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

Тугма миопияга куз олмасининг тугма нуксони олиб

келади, агар бунга склеранинг кучсизлиги кушилса, процесс

кучая боради. Узокни кура олмайдиган болалар сони урта ва

катта синфга утиш жараёнида купаймокда. Айникса

11-14 ёшдан бошлаб бундай болалар сони купаймокда.

19-25 &шда унинг улуши 28,7% га етади (Голованова Т.П.

Организация помощи детям с аномалиями рефракции

в условиях школьного обучения - Вестн. офтальмологии. -

2005. - №2. - С. 3-5).

Гигиенические рекомендации по профилактике

дошкольной близорукости и других нарушений зрения у

часто болеющих детей

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова; В детском возрасте, особенно в годы обучения в школе,

близорукость, наиболее часто встречается близорукость (миопия),

дети дошкольного v >

возраста которая может быть врожденной и приобретенной

учебный процесс, (Петухов В.М. Особенности возникновения; и

детское прогрессирования школьной близорукости в условиях

общеобразовательное современного учебного процесса и ее профилактика -

учреждение. Самара, 2005. 31 с).

К врожденной близорукости ведут пороки развития

глазного яблока, а если это сочетается со слабостью склеры,

то она прогрессирует. Известно, что число близоруких детей

растет по мере перехода учащихся из начальных классов в

средние и старшие. Особенно увеличивается количество

близоруких, начиная с 11-14 лет. В возрасте 19-25 лет

удельный вес ее достигает 28,7% (Голованова Т.П.

Организация помощи детям с аномалиями рефракции

в условиях школьного обучения - Вестн. офтальмологии. -

2005. - №2. - С. 3-5).

Ряд ученых считают, что формирование близорукости происходит в основном

за счет нарушения сопротивляемости склеры глаза. Это ведет к растяжению склеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

под влиянием внутриглазного давления (Тугеева 5.3, Воронцова Т.Н, Бржеский В.Б,

Зайцева МВ. Влияние основных параметров фиброзной капсулы на результаты

различных способов тонометрии у детей Российская педиатрическая офтальмология,

- 2015. -T. 10, - N@ 2. - C 38-40).

Некоторые полагают, что ослабление наружной оболочки глаза может быть

проявлением общей слабости опорной соединительной ткани организма

(Пыльцина НЮ. О взаимосвязи клинического течения близорукости с

анатомическим соматотипом у детей и подростков: автореф. дис. канд. мед.наук -

М.:2007. - С 24), результатом влияния на нее местных воспалительных процессов в

глазу или общих заболеваний рахит, корь, скарлатина, тонзиллит, ревматизм,

инфекционный гепатит, а также следствием внутриутробной задержки уплотнения

склеры. Известно, например, что близорукость у детей, перенесших рахит,

встречается в пять раз чаще, чем у здоровых детей (Астахов Ю.С, Потемкин В.Б.

279

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

Толщина и биомеханические свойства роговицы: как их измерить и какие факторы

на них влияют // Офтальмологические ведомости. - 2008. - Т. 1. - №4. -С 36-43).

Э.С. Аветисов (2002) считает, что в основе ослабления склеры и развития

близорукости лежит нарушение трофики тканей глаза под влиянием различных

неблагоприятных условий.

У близоруких часто наблюдается понижение основного обмена,

биологической активности крови, пульсового давления и повышение

минимального артериального давления (ВолковаЕМ. Влияние тонуса

вегетативной нервной системы на Функциональное состояние аккомодации при

миопии: автореф. дис. канд. мед. наук / Е.М. Волкова // СПб. - 2007. - С 27) Эти

изменения ухудшают физиологическое состояние склеры и способствуют ее

растяжению.

Ряд авторов рассматривает близорукость как следствие приспособления

зрительного анализатора к работе на близком расстоянии. Э.С. Аветисов полагает,

что общие заболевания организма, слабость опорной соединительной ткани и

другие факторы, которым отводят ведущую роль в происхождении близорукости,

лишь благоприятствуют тому, чтобы причина (работа на близком расстоянии,

слабая аккомодационная способность) перешла в следствие (миопическую

рефракцию). Неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы

оказывают влияние на происхождение близорукости лишь в той мере, в какой они

затрудняют аккомодацию и побуждают чрезмерно приближать глаза к объекту

зрительной работы.

Э.С. Аветисов условно делит миопию, по механизму ее происхождения,

на 3 группы:

Аккомодативная миопия. Ослабление аккомодации может возникнуть в

результате неполноценности цилиарной мышцы, плохого кровоснабжения,

недостаточной тренированности, воздействия на нее общих заболеваний

организма. При ослаблении аккомодации усиленная зрительная работа на близком

расстоянии становится непосильной нагрузкой для глаз. Организм вынужден

изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком

расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается удлинением

переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. При этой

форме миопия не превышает 3,0 Д.

Наследственная миопия может наследоваться по аутосомно-доминантному

и по аутосомно-рецессивному типу. При доминантном типе наследования

близорукость возникает в более позднем возрасте, протекает благоприятно и не

достигает высокой степени. При рецессивном типе наследования - более раннее

возникновение, большая склонность к прогрессированию и осложнениям и более

тяжелое течение процесса в последующем поколении.

Склеральная миопия. Ослабление склеры может быть врожденным или

возникает в результате общих заболеваний организма и эндокринных сдвигов.

Само по себе внутриглазное давление, даже повышенное, при отсутствии слабости

не способно вызвать растяжение глаза. К удлинению глаза ведет динамическое

внутриглазное давление - возмущение жидкости глаза при движении тела или

головы. Удлинение глаза отрицательно сказывается на состоянии сосудистой и

сетчатой оболочек.

280

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

У детей дошкольного возраста в большинстве случаев рост близорукости

достигает только слабой или средней степени не выше 6,0 Д

Развитию близорукости у детей дошкольного возраста способствует частая и

длительная зрительная работа на близком расстоянии от глаз, которая

сопровождается большим напряжением аккомодации и конвергенции;

неблагоприятные в гигиеническом отношении условия зрительной работы (плохое

освещение, неправильная посадка, несоответствие мебели росту ребенка, плохой

шрифт и др.). (Хусанова Н.Ф., 2019).

Соблюдение элементарных гигиенических требований важное условие для

сохранения нормального зрения у детей дошкольного возраста. И тут, пожалуй, на

первое место следует поставить создание правильного освещения мест для работы

и занятий ребенка. Лучшим видом освещения, конечно, является дневное. Дневной

свет - это часть лучистой энергии солнца, состоящая из потока электромагнитных

волн, распространяющихся в пространстве со скоростью 300 тысяч километров в

секунду.

Помимо высоких световых качеств, солнечный свет обладает и другими

ценнейшими свойствами. Он оказывает благотворное влияние на физиологические

процессы, повышает обмен веществ, способствует лучшему росту и развитию

организма. Особенно нуждается в солнечном свете растущий организм ребенка.

Солнечный свет укрепляет организм ребенка, улучшает его самочувствие и тем

самым повышает внимание и работоспособность ребенка. Поэтому использование

дневного света в учебных и игровых комнатах детских образовательных

учреждениях должно быть максимальным. Для этого не следует ставить на

подоконники цветы и другие высокие растения. Их лучше укреплять на перилах

вдоль лестничных маршей, выносить в коридоры.

Очень важно следить и за чистотой оконных стекол - не допускать их

загрязнения, а также запотевания и замерзания. Мыть стекла надо не реже двух раз

в месяц, а чтобы стекла зимой не замерзали, между оконными рамами помещают

какое-либо гигроскопическое вещество. Совершенно недопустимо замазывать

оконные стекла краской.

Глаза детей и подростков легко приспосабливаются к изменяющимся

условиям освещения. Однако частые переходы ото слишком яркого света к слабому

очень утомительны для глаз и их следует избегать. Освещение должно быть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

равномерным по всему учебному помещению. На рабочее место ребенка свет

должен падать слева, чтобы избежать тени от правой руки во время письма. Для

защиты глаз от прямого слепящего действия солнечных лучей рекомендуется

применять светозащитные козырьки жалюзи и устанавливать их с наружной

стороны на окнах. Можно использовать и раздвигающиеся жалюзи из светлой

материи. Желательно игровые и учебные комнаты в детских общеобразовательных

учреждениях ориентировать на юг, юго-восток. (Шайхова Г.И. 2012).

Правильный выбор при окраске игровых и учебных помещений предметов их

оборудования улучшает условия зрительной работы детей. Наиболее

благоприятны светлые тона (светло-желтый, светло-зеленый). Свет, поступающий

через окна или исходящий от искусственных источников света, падая на светлую

поверхность стен, потолка, мебели и других предметов многократно отражается от

них, а это усиливает освещенность, в то время как темные поверхности поглощают

281

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

значительную часть света. Белая поверхность отражает более 60 % света; желтые,

зеленые, кремовые (светлые тона) - 50%-60%, а темные (красные, коричневые,

серые) - всего 20-30%. Светлая окраска, кроме того, приучает детей к аккуратности.

Она имеет и психологическое значение. Занятия в светлом помещении повышают

жизненный тонус и работоспособность детей. Они становятся более

внимательными и активными на занятиях.

Наиболее благоприятное действие на зрительные функции оказывает

зеленый цвет. Он уменьшает утомление, снижает зрительное напряжение,

способствует лучшему отдыху глазам.

Сила дневного света непостоянна. Она зависит от климатических условий,

состояния облачности, времени года и других факторов. Для характеристики

освещения дневным светом пользуются коэффициентом естественной

освещенности (КЕО) и световым коэффициентом (СК). (Кучма А.А., 2010.).

КЕО - величина, которая показывает во сколько раз освещенность внутри

помещения меньше освещенности, измеренной снаружи здания от небосвода при

экранировании прямых солнечных лучей. Минимальное значение КЕО в игровых

помещениях ДОУ должно составлять 1,5% (на уровне 0.8м от пола), а в учебных

комнатах - 2,0% (согласно нормам).

СК - отношение остекленной поверхности окон (без рам и переплетов) к

площади пола. Это отношение должно быть не ниже 1:4.

Если дневного света недостаточно, не надо бояться включать искусственное

освещение в дополнение к естественному освещению. Мнение о том, что смешанное

освещение вредно для зрения, необоснованно. Главное, чтобы место работы

ребенка было правильно и достаточно освещено.

Из-за недостатка естественного освещения в осенне-зимний период

приходится прибегать к искусственному освещению. Искусственное освещение

создается с помощью светильников, то есть источников света (ламп) вместе с

осветительной арматурой. Оно может быть общим, когда освещается все

помещение; местным, когда освещается только определенная поверхность и

комбинированным, когда общее освещение сочетается с местным. Все показатели

должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. (Сан Пин.РУЗ., 2009.).

В учебных комнатах принята система общего освещения с использованием в

качестве источников света ламп накаливания или люминесцентных ламп.

Слепящая яркость «голых», незащищенных ламп вредна для зрения. Поэтому

надо заключать лампы в соответствующие осветительные арматуры, чтобы

раскаленная нить лампы не просвечивала сквозь них и не раздражала глаза.

Из светильников слампами накаливания наиболее рациональным являются лампы

только мощностью 300 ватт (вт).

Наибольший зрительный комфорт создают люминесцентные лампы. Спектр

излучения люминесцентных ламп ближе к спектру дневного света: комбинируя

люминофоры, можно получить свет любого цвета. Большие размеры светящейся

поверхности этих ламп позволяют создать значительно более равномерное

освещение, чем лампами накаливания. Особенно ценным их качеством

является возможность обогащения светового потока биологически активным

ультрафиолетовым излучением. Это свойство широко используется в

оздоровительных целях.

282

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

И, наконец, люминесцентные лампы более экономичны. При одинаковом

расходе электроэнергии они даютв 2-3 раза больше света, чем лампы накаливания,

а срок службы последних в 5 раз короче (всего 1000 часов, тогда как

люминесцентных в среднем 5000 часов).

Для сохранения зрения детей дошкольного возраста имеют значение:

—- Дети дошкольного возраста любят писать в тетрадях из глянцевой бумаги.

Между тем, писать на ней, так же, как и на тонкой, просвечивающейся, утомительно

для зрения. Бумага для письма должна быть плотной, матовой, белого или слегка

желтоватого цвета. Для письма надо пользоваться школьными ручками с мягкими

перьями.

— Сохранение зрения во многом зависит и от посадки детей во время занятий.

При хорошем зрении и при полной коррекции его очками расстояние от глаз до

объекта (книги, тетради) должно составлять 30-35 см. При таких соотношениях

условия для зрения наиболее благоприятные. Очень удобны и полезны

специальные подставки для книг. При использовании ими выравнивается

расстояние от верхних и нижних строчек текста до глаз, зрительное напряжение

уменьшается, и они меньше устают. Нарушению зрения способствует чтение лежа,

так как при этом трудно выдержать оптимальное расстояние от глаз до книги

(Кучма).

Всякая работа, в том числе, чтение и рассматривание картинок, требует

большого расхода энергии, которая компенсируется усиленным притоком к

работающему органу - глазу питательных веществ, поступающих с кровью. При

чтении лежа голова обычно запрокинута или наклонена. В результате приток крови

к ней увеличивается. Это может привести к развитию утомления, головным болям,

снижению зрения и другим последствиям. Нельзя также читать за едой, в

движущемся транспорте.

При посещении ребенка на дому, и в индивидуальных беседах с родителями

следует обращать внимание на необходимость обеспечения ребенка постоянным

удобным местом для занятия - письменным столом и стулом (СанПиН. 2009).

Табл. 1 Основные размеры столов и стульев для детей дошкольного возраста

Возраст детей по

OCTOBEIM Группа роста Группа Высота Высота сиденья Цвет маркировки

р детей, см мебели — стола, см стула, см светлых тонов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группам

2-3 года 90-100 В 43 24 голубой

4-5 лет 100-115 Г 48 28 оранжевый

5-6 лет 115-130 Al 54 32 желтый

6-7 лет Свыше 130 K 60 36 красный

Их размещают у окна так, чтобы свет падал на рабочую поверхность слева от

сидящего ребенка. Слева помещают и настольный светильник с лампой мощностью

60 втс непрозрачным абажуром, имеющим четкую нижнюю границу. Очень вредны

для зрения занятия за столом с полированной поверхностью или покрытыми

283

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

стеклами, так как лучи света, отраженные последними, создают блики,

оказывающие слепящее действие. Полезно покрывать стол большим листом

матовой зеленой бумаги.

Большую роль в сохранении зрения ребенка дошкольного возраста играет

правильный режим дня. Беспорядочный образ жизни, систематические

недосыпания, злоупотребления телевизионных передач отрицательно сказывается

на здоровье, а, следовательно, и на зрении. Надо уметь так распределять время,

чтобы труд чередовался с отдыхом, чтобы сон был достаточно глубоким, а питание

полноценным и регулярным. Очень полезны для зрения физические упражнения.

Они сохраняют здоровье, улучшают деятельность сердца, легких, развивают

мышцы, усиливают обмен веществ, способствуют выработке хорошей осанки.

Выбор упражнений зависит от состояния здоровья и зрения. При высокой

близорукости и глаукоме не следует выполнять упражнения, связанные с

поворотом головы, не рекомендуются и резкие движения. Длительное чтение,

письмо и другие работы, связанные со зрением, сопровождаются сильным

напряжением глаз, а однообразная поза ведет к общему утомлению и застою крови

в брюшной полости и тазовых органах. Всякая работа, в том числе и зрительная,

требует отдыха. Самый лучший отдых - активный, в движении. Несколько

гимнастических упражнений - подтягивание, наклон туловища, приседание и даже

ходьба по комнате быстро снимают утомление, дают отдых глазам,

восстанавливают работоспособность. (Кучма)

При прогрессировании близорукости необходимо, чтобы на каждые

20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При

близорукости свыше 6,0 Д непрерывная зрительная работа не должна превышать

15 минут, а время отдыха следует увеличить до 10 минут

Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки на свежем воздухе, бег,

игры в мяч, способствуют лучшему кровоснабжению глаз и постоянному притоку к

ним крови, обогащенной кислородом.

Наиболее полноценный отдых - сон. Во время сна все органы и ткани

организма отдыхают, отдыхают и глаза.

Частые и длительные просмотры телевизионных передач вызывают

дополнительное утомление зрения, особенно если смотреть их в темноте. Слишком

большой контраст между ярким изображением на экране и окружающим его фоном

вредно отражается на зрении. Чтобы сгладить переход от ярко освещенного экрана

к окружающему его темному фону, необходимо освещать комнату во время

просмотра телевизионных передач, но Так, чтобы источник света (лампа) не

попадал в глаза и не отражался на экране телевизора. Для этого хорошо

пользоваться торшером, бра или настольной лампой. Их устанавливают позади

смотрящих. И еще одно непременное условие - нельзя смотреть телевизионные

передачи на расстоянии ближе, чем 2-3 м от экрана. Дошкольникам можно смотреть

только детские передачи.

Важное значение для сохранения зрения имеет регулярное и полноценное

питание. Для нормальной деятельности организма необходимо, чтобы пища

содержала достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных

веществ витаминов. Для зрения особенно необходим витамин А. Отсутствие или

недостаток его в пище ведет к заболеванию глаз ксерофтальмии, при котором

284

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

наблюдается светобоязнь, сухость глаз. Это заболевание опасно тем, что может

привести к слепоте. Другим заболеванием при авитаминозе А является

гемералопия, или «куриная слепота». Витамин А способствует восстановлению

зрительного пигмента.

Помимо соответствия мебели росту детей, следует учитывать состояние их

зрения. Дети с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми столами

ближе кестественным источникам света. При хорошей коррекции остроты зрения

очками рекомендуется сидеть за любым столом.

Таким образом, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, которые

носят очки, пользовались ими во время занятий, чтобы они не надевали чужих

очков, не носили неисправных, с разбитыми стеклами или сломанной оправой.

Необходимо разъяснить детям пользу ношения очков для предупреждения

дальнейшего ухудшения зрения и приучать их к бережному обращению с ними.

Прежде, чем привлекать детей к общественно полезному труду, надо

посоветоваться с врачом и выявить детей, которым те или иные работы

противопоказаны. Им также не рекомендуются работы, требующие пребывания в

согнутом положении с наклоном головы вниз. Чтобы сохранить хорошее зрение,

надо беречь его от повреждений и заболеваний.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Аветисов Э.С. Близорукость. / Э.С. Аветисов. М.: 2002. - С. 288.

2. Петухов В.М. Особенности возникновения; и прогрессирования школьной

близорукости в условиях современного учебного процесса и ее профилактика /

В.М. Петухов, А.В. Медведев // Самара, 2005. - С. 31.

3. Голованова Т.П. Организация помощи детям с аномалиями рефракции

вусловиях школьного обучения / Т.П. Голованова, О.Б. Ченцова // Вестн.

офтальмологии. - 2005. - №2. - С. 3-5.

4. Тарутта Е.П. Возможности профилактики прогрессирующей и осложненной

миопии в свете современных знаний о ее патогенезе // Вестник офтальмологии. -

2006. -Т. 122, - №1. - С. 43-47.

5. Волкова Е.М. Влияние тонуса вегетативной нервной системы на

функциональное состояние аккомодации при миопии: автореф. дис. . канд. мед. наук

/ Е.М. Волкова // СПб. - 2007. - С. 27.

6. Волкова Л.П. О профилактике близорукости у детей / Л.П. Волкова //

Вестник офтальмологии. 2006. — № 2. - С. 24-27.

7. Пыльцина Н.Ю. О взаимосвязи клинического течения близорукости с

анатомическим соматотипом у детей и подростков: автореф. дис. . канд. мед. наук /

Н.Ю. Пыльцина // М.: 2007. - С. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Чередниченко Л.П. 0 причинах прогрессирования миопии /

Л.П. Чередниченко, В.А. Пашков // Рефракционные и глазодвигательные

нарушения: сб. научн. тр. - М.: 2007. - С. 181-182.

9. Александрова Н.Н. Миопия и компьютерный зрительный синдрому детей /

Н.Н. Александрова И.О. Колбенев К.Ю. Еременко // Ретиналамин. Нейропротекция

в офтальмологии: сб. статей / под ред. И.Б. Максимова В.В. Нероева. СПб.: Наука,

2007. - С. 132-139.

285

УП о

iu Science Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

ты Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

10. Коновалова А.В. Гигиеническая оценка влияния факторов среды обитания

на распространенность болезней глаза и его придаточного аппарата среди детского

населения / А.В. Коновалова // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. -

№ 6. - С. 54.

11. Матвеева М. Взгляд, как у орла: метод предупреждения близорукости у

Детей / М. Матвеева // Здоровье. 2007. - №1. - С. 56-57.

12. Матвеева Л. Гимнастика для глаз: С 3 до 10 лет // Аргументы и факты.

Здоровье. 2007. - № 12. - С. 6.

13. Должич Г.И. О взаимосвязи клинического течения близорукости с

особенностями физического развития детей и подростков / Г.И. Должич,

Н.Ю. Пыльцина // Вестник офтальмологии. 2008. — № 5. - С. 50-52.

14. Воронцова Т.Н. Эффективность терапии привычно-избыточного

напряжения аккомодации у детей / Т.Н. Воронцова, В.В. Бржеский, Е.Л. Ефимова и

др. // Российская педиатрическая офтальмология. - 2010. — № 2. - С. 17-19.

15. Чичерин Л.П. Ведущие проблемы охраны здоровья детей и подростков //

Бюллетень Национального НИИ Общественного Здоровья РАМН. - 2011. - №2. -

С. 17-20.

16. Кучма А.А. Гигиена детей и подростков. / Учебник. М.: 2010. - С. 110-120.

17. Кучма В.Д. Гигиена детей и подростков. - Москва: Медицина, 2001. - С. 384.

18. Кучма В.Р. Теория практика гигиены детей и подростков на рубеже

тысячелетий. - М., 2001. - С. 120.

19. Хусанова Н.Ф. Гигиеническое обоснование функциональной готовности

детей к систематическому обучению в подготовительных группах дошкольных

образовательных учреждениях. // Автореферат дисс. доктора философии (РЬО) по

мед. наукам. 2019. - С. 27-30.

20. Шайхова Г.И., Хусанова Н.Ф. Мактабгача болалар муассасалари тайёрлов

гурухларида тарбиялаш шароитлари ва уларнинг болалар саломатлиги учун

ахамиятини гигиеник бахолаш. // Услубий кулланма. 2012. - Б. 15-22.

21. СанПин РУз № 0276-09 «Гигиенические требования к рельефно-точечным

учебникам и учебным пособиям для слепых». - Ташкент, 2009. - С.7.

22. Astigmatism and the development of myopia in children / J. Gwiazda, K. Grice,

R. Held et al. // Vision Res. 2000. - Vol. 40. - P. 1019-1026.

23. Ip, J.M. Refractive Findings in Children with Astigmatic Parents: The Sydney

Myopia Study / J.M.Ip, A. Kifley, K.A. Rose, P. Mitchell // Am. J. Ophthalmol. 2007. -

Vol. 144, Ng. 2. - P. 304-307.

24. Isoform-specific changes in scleral transforming growth factor-beta expression

and the regulation of collagen synthesis during myopia progression / A.. Jobling,

М. Nguyen, A.Gentl, N.A.McBrien // J. Biol. Chem. - 2004, - Vol. 279. - № 18. -

P. 18121-18126.

25. Kempen J.H., Mitchell P., Lee K.E. The prevalence of refractive errors among

adults in the United States, Western Europe, and Australia // Arch. Ophthalmol. - 2004. -

Vol. 122. - P. 495-505.

26. Morgan I. How genetic is school myopia? / I. Morgan, K. Rose // Prog. Retin. Eye

Res. 2005. — V. 24 (1). - P. 1-38.

286

e

iu Science Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

ты Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

27. Ip, J.M. Refractive Findings in Children with Astigmatic Parents: The Sydney

Myopia Study / J.M. Ip, A. Kifley, K.A. Rose, P. Mitchell // Am. J. Ophthalmol. 2007. -

Vol. 144, Ng. 2. - P. 304-307.

28. Refractive findings in children with astigmatic parents: the Sydney Myopia

Study / J.M. Ip, A. Kifley, K.A. Rose, P. Mitchell // Am. J. Ophthalm. 2007. - Vol. 144. - Ne 2.

- P. 304-306.

29. Santos-Bueso E., Dorronzoro-Ramirez E., Gegundez-Fernandez J.A. et al. Causes

of childhood blindness in a developing country and an underdeveloped country //

J. Fr. Ophtalmol. - 2015. - Vol. 38, N25.- P. 427-30.

30. School grades and myopia / S.M. Saw, A. Cheng, A. Fong A et al. // Ophthalmic.

Physiol. Opt. 2007. - Vol. 27. - N@ 2. - P. 126-129.

31. Бондарь Н.О. Показатели внутриглазного давления новорожденного

ребенка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы

глаза в разные сроки гестации: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2009. [Вопдаг

NO. Indicators of a newborn baby in intraocular pressure caused by the morphological

features of the drainage system of the eye at different periods of gestation. [dissertation]

Moscow; 2009. (In Russ).]

32. Тугеева Э.Э, BoponyopaT.H., Бржеский В.В., Зайцева М.В. Влияние

основных параметров фиброзной капсулы на результаты различных способов

тонометрииу детей // Российская педиатрическая офтальмология. - 2015. - Т. 10. -

Ne 2. - C. 38-40. [Tugeeva EE, Vorontsova TN, Brzheskiy VV, Zaytseva MV. Influence of the

basic parameters of the fibrous capsule of the results of different methods of tonometry in

children. Rossiyskaya pediatricheskaya oftal'mologiya. 2015;10(2):38-40. (In Russ).]

33. Bradfield YS, Melia BM, Repka MX, et al. Central corneal thickness in children. Archive

of Ophthalmology. 2011;129 (9):1132-1138. Doi 10.1001/archophthalmol.2011.225.

34. Chan WH, Lloyd IC, Ashworth JL, et al. Measurement of intraocular pressure in

children in the UK. Eye (Lond). 2012;25(1): 119-120.

35. Chui WS, Lam A, Chen D, Chiu R. The influence of corneal properties on rebound

tonometry. Ophthalmology. 2008;115(1):80-84. doi: 10.1016/j.ophtha.2007.03.061.

36. Flemmons MS, Hsiao YC, Dzau J, et al. Icare rebound tontmetry in children with

know and suspect glaucoma. J Am Association for Pediatric Ophthalmology and

Strabismus. 2011;15(2):153-157. doi: 10.1016 / j.jaapos. 2010.11.022.

37. Fung DS, Roensch MA, Kooner KS, et al. Epidemiology and clinical characteristics

of childhood glaucoma: results from the Dallas Glaucoma Registry. Clin Ophthalmol. 2013;

7: 1739-1746. doi: 10.2147/0PTH.S45480.

38. Hussein MA, Paysse EA, Bell NP, et al. Corneal thickness in children. Am J of

Ophthalmology. 2004;138(5):744-747. doi: 10.1016/j.ajo.2004.06.030.

39, Jiang WJ, Wu JF, Hu YY, et al. Intraocular pressure and associated factors in

children: the Shandong children eye study. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2014;55(7):4128-

4134. doi: 10.1167/ iovs.14-14244.

40. Mendes MH, Sakata L, Betinjane AJ. Central corneal thickness and its correlations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

with other ocular biometric data in patients with congenital glaucoma. Arq Bras Oftalmol.

2011;74(2):85-87. doi: 10.1590/S0004-27492011000200002.

41. Mendes MH, Betinjane AJ, QuirogaVA. Correlation between different

tonometries and ocular biometric parameters ш patients with primary

congenital glaucoma. Arq Bras Oftalmol. 2013;76(6): 354-356. doi: 10.1590 / S0004-

27492013000600007.

287

©

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

ee inna spor Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

42. Muir KW, Jin J, Freedman SF. Central corneal thickness and its relationship to

intraocular pressure in children. Ophthalmology. 2004;111(12):2220-2223. doi: 10.1016

/ j-ophtha. 2004.06.020.

43. Oberacher-Velten I, Prasser C, Lorenz B. Evolution of central corneal thickness

in children with congenital glaucoma requiring glaucoma surgery. Graefes Arch Clin Exp

Ophthalmol. 2008;246(3):397-403. doi: 10.1007/s00417-007-0690-6.

44. Razeghinejad MR, Salouti R, Khalili MR. Intraocular pressure measurements by

three different tonometers in children with aphakic glaucoma and a thick cornea. Iran J

Med Sci. 2014;39(1):11-19.

45. Remon L, Cristobal JA, Castillo J. Central corneal thickness in full-term newborns

by ultrasonic pachymetry. Invest Ophthalmol Vis Sci. 1992;33(11):3080-3083.

46. Rosentreter A, Schild AM, Lappas A, et al. Rebound tonometry and applanation

tonometry during narcosis investigation of pediatric glaucoma. Der Ophthalmologe.

2011;108(4):331-336. doi: 10.1007/s00347-010-2286-5.

47. Sahin A, Basmak H, Niyaz L, Yildirim N. Reproducibility and tolerability of the

Icare rebound tonometer in school children. J Glaucoma. 2007;16(2):185-188. doi:

10.1097 / IJG.0b013e31802fc6bc.

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.