Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the industrial training programme needs optimization of tooling. The above problem can be solved through a systems approach. Special methodological procedures based on the comparison of actual values of physiological functions with the work’s physiological value should be utilized for the hygienic assessment of the tooling used by schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Перестройка, проходящая в организме ребенка в процессе обучения, и включение адаптационных механизмов нуждаются в создании оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения и воспитания. Как показали проведенные исследования, незазисимо от режима обучения программы 1-го класса средней школы обусловливают ухудшение здоровья и замедление физического развития. Наиболее выраженные изменения отмечаются у детей, посещающих 1-й класс на базе школы. Это подтверждается большим числом детей, имеющих морфофункцио-нальные отклонения.К концу учебного года и в школе., и в детском саду число детей с низким и ниже среднего развитием увеличивается. Однако, поскольку в детском саду созданы более благоприятные условия для обучения и воспитания, процент детей, сохранивших средний уровень физического развития или перешедших в группу с развитием выше среднего и высоким, больше в детском саду, чем в школе.

В связи с тем, что динамика физического развития может использоваться как показатель адаптации организа ребенка к процессу обучения, полученные результаты могут быть учтены при составлении новых программ обучения и оздоровления детей средствами физической культуры, а также для уточнения физических нагрузок, ис-

пользуемых в программах по физическому воспитанию младших школьников, улучшения диспансерного наблюдения за детьми в этот критический возрастной период.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой и др. — М.,# 1982.

2. Глушкова Е. К.. Попова //. М., Зубкова В. М. и др.// Формирование школьной зрелости ребенка. — Таллинн, 1982.— С. 90—94.

3. Кардашенко В. Н., Вишневецкая Т. Ю . Дьячкова Н. Г., Суханова Н. Н. // Гиг. и сан. — 1987. — № 6. — С. 18— 20.

4. Методика гигиенического изучения и оценки обучения детей в подготовительных и 1—III классах общеобразовательных школ в условиях пятидневной недели / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбах. — М., 1981.

5. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. — М., 1982.

6. Таблицы оценки физического развития городских школьников Белорусской ССР. — Витебск, 1977.

7. Таблицы оценки физического развития детей дошкольного возраста / Под ред. М. П. Дерюгиной, Г. И. Вере-ннч. — Минск. 1975.

8. Уланова Л. И., Жаховская Р. И., Фаустов А. С., Пан-ковец О. А.Ц Педиатрия. — 1986. — № 6.— С. 47—49.

Поступила 05.07.88

УДК 371.7:371.381

П. И. Г у мене р, Г. А. Шаршаткина, А. П. Карасев, А. Я. Сова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ школьников

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва; НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР, Москва

Поставленные партией и правительством задачи но дальнейшему совершенствованию трудового обучения школьников требуют не только совершенствования самого процесса обучения, но и создания материальных предпосылок для его реализации. К таким предпосылкам относится оптимизация инструментов для трудового обучения школьников. Проблема обеспечения мастерских инструментами, соответствующими возрастным особенностям и возможностям учащихся, уровню их умений и навыков, возникла с момента введения трудового обучения как обязательного предмета общеобразовательной школы. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время, в связи с тем что значительно изменились содержание обучения, возраст учащихся, материалы, используемые на занятиях. Последние же исследования физиологов и гигиенистов в этой области были проведены более 20 лет назад и нуждаются в корректировке

[1-4].

В связи с этим задачей настоящей работы яви--!^-лась разработка гигиенических предпосылок к оптимизации инструментов для трудового обучения школьников.

Анализ программы трудового обучения учащихся 4—8-х классов позволил выделить 3 основных вида работ — пиление, строгание, резание, в том числе металла, а следовательно, определить 3 основных вида инструментов: ножовки, рубанки, ножницы по металлу. Указанные инструменты выпускаются в нескольких модификациях и отличаются друг от друга размерами, весом, формой в месте хвата, различной конфигурацией и свойствами рабочих частей.

Для учета большого комплекса разнообразных л вопросов, возникающих при оптимизации ручного инструмента, нами использован системный подход, помогающий решить поставленную задачу. На схеме представлена (на примере оценки ножовки) последовательность исследования различных параметров инструмента применительно к работе школьников разного возраста.

Схема исследований при определении параметров инструментов (на примере ножовки)

Антропометрические исследования информативных параметров для оценки ручки

Литературные данные

Оптимальная форма А—ручки, длина полотна и величина зубьев

Оптимальная форма Б — ручки, длина полотна и величина зубьев

В работе использовали следующие методы: антропометрический, педагогический и физиоло-го-гигиенический

Соответствие параметров инструментов размерам рук учащихся способствует быстрому овладению навыком правильного пользования данным инструментом, что благоприятно отражается на быстроте обучения, скорости и качестве выполнения учебного задания, а следовательно, и на производительности труда [3, 4]. В свою очередь несоответствие размеров инструментов антропометрическим данным вызывает излишнее напряжение мышц кисти, способствует развитию утомления, снижает работоспособность и может явиться причиной травмы.

Анализ полученных антропометрических данных, а также результатов динамометрии правой и левой кисти показал, что учащихся 4—8-х классов по функциональным возможностям можно разделить на 2 возрастные группы: 1-я — 10— 12 лет (4—6-е классы), 2-я—13—15 лет (7—8-е классы). Разница между средними показателями 1-й и 2-й групп статистически достоверна (р<.

1 В проведении экспериментальных исследований принимал участие Л. А. Бабаев.

<0,01) по всем измеряемым величинам (см. таблицу).

Используемый в гигиенических исследованиях метод оценки физиологических сдвигов до и после работы или физиологических затрат во время работы не дает достаточной информации для выбора наиболее адекватного параметра инструмента. Нами использовалась комплексная методика гигиенической оценки различных инструментов на основании определения динамики функционального состояния организма школьников в результате дозированной работы и в процессе выполнения трудовых заданий, а также при сопоставлении показателей физиологических функций с параметрами выполненной работы (определение физиологической цены работы). Указанные методические приемы применялись при стандартизированном режиме работы и отдыха (3 мин работы, 5 мин отдыха).

Оценка функционального состояния организма в процессе выполнения дозированных трудовых заданий включала: а) анализ производительности работы на основе учета выполненной работы и регистрации усилий в процессе трудовой деятельности при помощи встроенного в инструменты тензометрического датчика; б) учет количе-

Средние размеры плеча, кисти н кистевая динамометрия у школьников

Показатель 1-я группа 2-я группа

М±т а V М±т а V

Длина плеча, см 28,0+0,1 1,8 6,4 32,2±0,1 1,6 17,0

Длина кисти, см 16,1±0,2 0,7 4,1 18,3±0,1 1,7 12,0

Ширина кисти, см 6,98 ±0,02 0,2 2,8 8,0±0,03 0,3 3,4

Мышечная сила, кг;

левой кисти |9,7±0,2 2,9 15,0 33,4±0,4 6,4 20,0

правой кисти 22,1 ±0,3 3,7 16,0 36,6±0,5 5,7 18,0 '

Примечание, а — среднеквадратическое отклонение; V — коэффициент вариации.

ства и амплитуды рабочих движений при помощи механограммы; в) учет интегрированной биоэлектрической активности рабочих мышц; г) суммарный учет частоты сердечных сокращений (ЧСС) на основе непрерывной ее регистрации; д) изучение регулирования динамики интегрированной электромиограммы (ЭМГ) на основе автокорреляционного анализа; е) изучение регулирования: динамики ЧСС на основе автокорреляционного анализа.

Педагогическая оценка учитывала качество работы и правильность выполнения рабочих движений по 5-балльной системе, изменения темпа и рабочей позы, производительность труда.

Как уже указывалось, схема определения размеров инструментов дана на примере ножовки.

По конструкции ручек ножовки можно условно разделить на 2 группы — с рукояткой, расположенной вдоль оси ножовочного полотна, и с пистолетной рукояткой, расположенной под определенным углом к ножовочному полотну.

При выполнении дозированного задания по всем показателям предпочтительнее оказалась ножовка с пистолетной ручкой. Так, количество поломок полотна при работе такой ножовкой меньше на 24 %. Оптимальное положение рукоятки слесарной ножовки относительно ножовочного полотна определено на основе педагогических наблюдений за работой учащихся, а также с помощью графического разложения сил, прикладываемых к ножовке в процессе пиления. Установлено, что наиболее удобными с эргономической точки зрения являются ножовки, у которых центр рукоятки расположен на линии продольной оси симметрии ножовочного полотна.

Форма и размеры рукояток слесарной и столярной ножовок определяли на основе исследований, проведенных в 60-е годы, а также с учетом антропометрических данных учащихся 4—8-х классов. В результате ранее проведенных экспериментов установлено, что форма рукояток многих инструментов и рычагов управления должна представлять в сечении призму с закругленными углами. Размеры сечения зависят от размеров ладоней работающих, причем рукоятки не должны повторять форму ладони, а должны быть прямыми, так как статическое положение кисти в процессе

работы приводит к преждевременному утомлению руки.

На основании антропометрических данных и результатов, полученных методом слепков, » определены размеры сечения и длина рукояток для учащихся двух возрастных групп.

Для учащихся 4—6-х класов (1-я группа) ру-коятка для слесарных и столярных ножовок имеет следующие размеры: ширина большего основания призмы 20 мм, меньшего—13 мм, длина боковой стороны 29 мм, длина рукоятки 80 мм; для учащихся 7—8-х классов (2-я группа) указанные параметры соответственно равны 24, 15, &■ 31, 90 мм.

Исходя из антропометрических данных и математических расчетов определили длину режущей части полотна ножовки: для учащихся 4—6-х классов она составила 236 мм, 7—8-х классов — 272 мм. Общая длина полотна превышает длину режущей части на 50—80 мм. Следовательно, длина полотна ножовки для учащихся 1-й группы должна составлять 280—300 мм, 2-й — 320— 350 мм.

Для эксперимента были взяты столярные ножовки, выпускаемые промышленностью, с разным шагом зубьев: 3 мм (полотно № 1), 5 мм (полотно № 2), 4 мм (полотно № 3). В школе * чаще используют ножовку с полотном № 1.

Педагогическая оценка правильности выполнения рабочих движений (по 5-балльной системе) позволила определить наиболее высокий балл (4, 16) при работе ножовкой с полотном № 2. При этом все движения осуществлялись более равномерно: почти в 2 раза реже отмечались у изменения позы, заклинивания полотна и изменение темпа работы.

Важным показателем является производительность труда. Наибольшая производительность достигнута при работе ножовкой с полотном № 2. Она оказалась на 40 % выше, чем при работе пилой с полотном № 1. Следует отметить, что преимущество полотна № 2 выявлено при работе как младшей так и старшей группы школьников. Полотно № 3 с промежуточной технологической характеристикой также обеспечило большую производительность, чем наиболее часто используемое полотно № 1, однако разница оказалась недостоверной.

Интенсивность мышечных напряжений, оцениваемая по интегрированной ЭМГ рабочей мышцы, была достоверно ниже при выполнении одинаковой работы инструментом с полотном № 2 по сравнению с инструментом с полотном № 1. При работе ножовкой с полотном № 3 биоэлектрическая активность также ниже, чем при работе инструментом с полотном № 1, а следовательно, ^ меньше и физиологическая цена работы.

Выраженность рабочих сдвигов со стороны середчно-сосудистой системы на единицу работы было также меньше при работе ножовкой с полотном № 2. Так, у младших школьников ЧСС на единицу работы составила 75+4 % от сдвигов, наблюдаемых при работе ножовкой с полотном № 1. Аналогичные результаты получены у старших школьников.

Таким образом, использованный нами системный подход к оценке инструментов для трудового ч обучения школьников позволил сделать следующее заключение. Для гигиенической оценки рабочего инструмента школьников необходимо применять специальные методические приемы, основанные на сопоставлении текущих величин физиологических функций и работы с вычислением ее физиологической цены.

Анализ антропометрических показателей, необходимых для обоснования отдельных парамет-

ров ручных инструментов для школьников, позволил выделить две возрастные группы: 4— 6-е классы и 7—8-е классы, в связи с чем для трудового обучения в школе необходимо наличие двух типоразмеров инструментов.

Комплексные экспериментальные исследования позволили рекомендовать ножовки с призматической формой ручки и технологическими характеристиками полотна, близкими к таковым используемых в производственной работе взрослых (для пиления дерева шаг зубьев 5 мм).

Литература

1. Зельдис И. В.// Школа и производство.— 1965. — № 9, —С. 21—23.

2. Петров Д. И. //Труд в школе и детдоме.— 1930. — № 1, — С. 12—13.

3. Петров Д. И. К вопросу нормирования инструментов. Педология. — 1930. — № 7. — С. 5—6.

4. Сальникова Г. П., Любомирский Л. Е. Столярные и слесарные инстэументы в школьных учебных мастерских,—М., 1962.

Поступила 26.04.88

Summary. Improvement of the industrial training programme needs optimization of tooling. The above problem can be solved through a systems approach. Special methodological procedures based on the comparison of actual values of physiological functions with the work's physiological value should be utilized for the hygienic assessment of the tooling used by schoolchildren.

УДК 614.446.37:016.995.751.2

А. Е. Эпштейн, В. Н. Осипова, Г. Ф. Петрухина, Л. И. Журавлева.

Т. Я. Сурина, Т. И. Рапина

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВ ПЕДИКУЛИЦИДОВ НА БЕЛЬЕ ДО БЕЗОПАСНЫХ УРОВНЕЙ

ВНИИ дезинфекции и стерилизации Минздрава СССР, Москва

На современном этапе перед гигиеной и токсикологией стоят задачи углубления теории и методологии обоснования принципов регламентирования неблагоприятного воздействия химических факторов, в том числе и противопедикулезных средств, которые могут вызвать отравление людей.

Одним из способов борьбы с платяным педикулезом служит дезинфекция вещей. Для этой цели разрабатываются препаративные формы инсектицидов преимущественно на основе фосфороргани-ческих (ФОС) и пиретроидных соединений [6], которые являются биологически активными не только для целевых объектов, но и по отношению к теплокровным животным и человеку.

Основную опасность для лиу»различного возраста и состояния здоровья при контакте с бельем, прошедшим педикулицидную обработку, представляют остаточные количества инсектицида, способные резорбироваться через кожу.

В связи с этим целью нашего исследования была оценка реальных количеств педикулицидов из

групп ФОС и пиретроидов на тканях различного происхождения после их обработки в рекомендуемых эффективных режимах и разработка способов снижения содержания этих препаратов до безопасных уровней.

Были изучены следующие препараты: из группы ФОС— 50% препарат сульфидофоса (0,0-ди-метил-0 - (3-метил-4-метилтиофенил)тиофосфат, ОБУВ 0,3 мг/м3 [5] в виде 0,06 % водной эмульсии; 1 % дуст на основе сульфидофоса под названием «Сульфопип», содержащий в качестве действующего начала 0,7 % сульфидофоса; 50 % препарат белафоса (О-О-диметил-О-(2-диэтиламино-6-метилпиридил)тиофосфат, ПДКр.з. 2 мг/м3 [2] в виде 0,25 % водной эмульсии; аэрозольный баллон «Педисульф», содержащий в качестве действующего вещества 0,6 % сульфидофоса; из группы пиретроидов — 50 % препарат анометри-на (смесь цис- и транс-изомеров 3-феноксибензи-лового эфира 3-(2,2-днхлорфенил)-2,2-диметил-циклопропанкарбоновой кислоты; ОБУВр.3. 3 мг/м3 [1] в виде 0,5% водной эмульсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.