Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТОЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IV—V КЛАССОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТОЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IV—V КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF JOINER’S INSTRUMENTS USED BY PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The aim of this work was an experimental study of the proposed sizes and weights of joiner’s instruments, which are most often used during the manual labour lessons in IV and V classes (knife, hammer, plane, bow saw). The laboratory experiment has been carried out in a secondary school on 10—11-year-old children with some elementary experience in joiner’s work. The authors have made use of several methods: a method of observation, anthropometric measurements and a study of the functional state of the body: a) static dynamometry. b) tremometry; c) ergography, d) registation of microtrauma, e) chronometry of work. The experimental instrument was chosen in accordance with the size of hands. A complex study of the functional changes in the children’s motor analyser after working with the experimental instruments gave favorable results. The quantity and the quality of the work performed by the children, their own appraisal of the experimental instrument used and the number of micro-injuries make it possible to evaluate the experimental instrument.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТОЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IV—V КЛАССОВ»

работает в дневное время без затемнения окон, а вечером при общем освещении.

Отрицательное воздействие неблагоприятного распределения яркостей в поле зрения работающих было известно давно и подтверждено многими экспериментальными исследованиями.

Американские рекомендации устанавливают, что максимальное соотношение яркостей в поле зрения между рассматриваемыми предметами и ближайшим фоном должно быть 3:1, между рассматриваемым предметом и удаленным фоном—10:1, между светильником и окружающим фоном — 20 : 1.

Мы полагаем, что основным фактором, обеспечивающим улучшение зрительной работоспособности регулировщиков реле и, следовательно, повышение качества их работы, является создание благоприятного распределения яркостей в поле зрения работающих.

Мы рекомендуем применять при работах по регулировке реле систему общего освещения, обеспечив освещенность порядка 200 лк не только на рабочих местах, но и по всему помещению.

Закрытия окон в дневное время черными шторами допускать не следует.

ЛИТЕРАТУРА

Дашкевич Л. Л. Светотехника, 1955, № 3, стр. I—15. — Волоцкой Н. В. Светотехника, 1956, № 5, стр. 18.

Поступила 29/VII 1957 г.

THE ILLUMINATION OF WORKING PLACES OF RELAY CONTROLLERS

N. S. Dobryakova

The author has studied the visual capacity of relay controllers under various illumination conditions and on the basis of physiological data recommends the most rational illumination. The regulation of relay consists of the adjustment of various parts, which are then checked against the light. The extent of exhaustion of vision was determined by visual ergography and by measurement on Dashkevich apparatus. Best conditions were obtained when the work was performed inder general illumination and the intensity light on the surface of work was 150—180 lux on a background of diminished brightness On the basis of the experimental data the author recommends the plant to use a general illumination and screens of thick milky glass. In this case it would be possible, to work at day-time without shading the windows.

-й- -й-

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТОЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IV—V КЛАССОВ

Старший научный сотрудник Г. П. Сальникова, младший научный сотрудник Л. Е. Любомирский

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

В отечественной литературе вопрос организации и гигиены ручного' труда учащихся средней школы освещен довольно подробно. Особенную' известность приобрели работы Д. И. Петрова, А. А. Подъяпольской, и П. В. Подъяпольской, И. В. Козырь, И. Г. Розанова. В настоящее-время в связи с введением в программы средних школ ручного труда и практических занятий в учебных мастерских возникла необходимость, в рекомендации инструментария для школ.

Задача нашей работы состояла в гигиеническом обосновании размеров и веса инструментария, употребляемого учащимися IV—V классов

Таблица

Размеры инструментов для работы по дереву

Размеры (в мм)

Виды инструмента

о. 3 <и

о = 2

с Л >,

о ^ о.

гс та н

<т> Н о

няо-5, = с. я

ё я

а' V г о *

н у К X ® &

Ъ 2 = = &£• = о V о « " х о г ¿3 ч о

при работе в столярной мастерской. Для проведения исследования были предложены экспериментальные образцы столярного инструментария. Экспериментальные образцы изготовляли по заданиям, разработанным совместно Институтом методов обучения и Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. Рабочие задания на изготовление столярного инструментария составляли на основании специальных антропометрических исследований учащихся, обобщения данных литературы и рекомендаций квалифицированных педагогов по ручному труду.

Обследование средних школ Москвы и Московской области, Иванова, Уфы, Сталинграда и других городов показали, что чаще всего столярные мастерские оборудованы инструментарием одного размера, обычно употребляемым при работе в столярной мастерской взрослыми рабочими. Инструменты, употребляемые рабочими в столярной мастерской, были также использованы при проведении эксперимента. Исключение представлял нож. В школьных мастерских для работы по резанию дерева чаще всего применяется нож школьный, который и был взят для экспериментирования. По своим размерам и весу он незначительно отличался от экспериментального. Однако школьный нож имел плоскую ручку.

По сравнению с инструментом для взрослых экспериментальный инструментарий имел меньшие размеры и меньший вес.

Основное сопротивление материала при строгании приходится на режущую часть железки рубанка. Естественно, что чем шире железка, тем больше усилий тратится при строгании. В экспериментальном рубанке ширина железки была уменьшена на 12 мм.

В экспериментальном образце пилы для облегчения пиления была увеличена частота зубьев полотна пилы и уменьшена ширина этого полотна.

Особое внимание обращалось на профилирование отдельных частей инструмента для более удобного охвата их рукой —< подушки и рожка рубанка, ручки пилы, молотка, ножа. В табл. 1 приведены размеры и вес инструментария, экспериментального и обычно применяемого при работе в школьных мастерских (молоток, рубанок, пила—инструменты для взрослых; нож—школьный)1.

Исследование было организовано методом лабораторного эксперимента с применением методик, позволяющих изучить изменения производительности и качества работы, рабочей позы и микротравм, статической выносливости и координации движений учащихся в про-

1 Таблица печатается в сокращенном виде, с техническими чертежами можно ознакомиться в Институте физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР.

Пила

Вес пилы (в г).....

Длина полотна.....

Ширина полотна . . . Количество поперечных зубьев на 10 мм . . . Высота стойки (ручки) Ширина » ....

Рубанок

Вес рубанка (в г) . . Длина колодки ....

Ширина > .....

Высота » .....

Молоток столярный

Вес (в г) .......

Длина ручки.....

Диаметр ручки в месте хвата .......

480 550 25

3 280 28

470 210 48 50

180 210

20x13

730 790 40

1,5 340 40

760 240 60 60

530,5 290

31 х23

■цессе дозированной во времени работы, выполняемой инструментами различных размеров и веса.

Запись координации движений правой руки производилась с помощью тремометра, а статической выносливости — с помощью ртутно-поршневого динамометра Розенблата. Некоторые из применяемых приборов были несколько рационализированы. Так, максимальная длительность мышечного напряжения руки регистрировалась объективно. Передача на кимограф происходила через писчик-поплавок, соприкасающийся с поверхностью ртутного столба динамометра. На эргографе производилась запись движений всей руки учащегося, что адекватно движению, которое производится при работе с рубанком. Для этого на эргографе были устроены специальные приспособления. Эмпирически был подобран вес груза, равный 10 кг. Статическая выносливость, координация движения руки, эргография определялись до и после выполнения учащимися работы, дозированной во времени. Педагогические наблюдения, изучение эффективности работы и хронометраж ее, регистрация микротравм и учет субъективных жалоб учащихся проводились в процессе эксперимента.

В результате проведения эксперимента было получено 1396 тремо-грамм, 1258 динамограмм, 116 эргограмм и дневник записи наблюдений в течение всего времени исследования. Работа проходила в столярной мастерской средней школы Москвы № 315 в часы, свободные от занятий. Дни и часы проведения лабораторного эксперимента фиксировались на протяжении всего учебного года.

Среди учащихся IV классов была отобрана группа практически здоровых детей, обладающих основными навыками, применяемыми в столярной работе. Всего было составлено 4 группы учащихся в возрасте 10—11 лет для работы с молотком, ножом, рубанком и лучковой пилой. Каждая группа состояла из 21—23 человек.

Лабораторный эксперимент проводился при соблюдении правильной рабочей позы, удобного рабочего места, достаточного освещения и оптимального воздушно-теплового режима.

Каждый учащийся получал задание, дозированное во времени, и работал в течение 20 минут, так как данные исследований предыдущих лет показали, что у учащихся начальной школы на уроке труда на операции по обработке дерева (вбивание гвоздей, резание, строгание, пиление) расходуется в среднем 20 минут.

Учащиеся изготовляли следующие изделия: пяльцы, колышки для подвязывания растений, решетки для цветов, стенки для ящиков и скворечников, деревянные игрушки и т. д.

Для устранения влияния врабатываемости на ход исследований перед основными опытами во всех случаях проводились тренировочные занятия. На них дети закрепляли навыки работы с инструментом и знакомились с условиями эксперимента.

Комплексное изучение функциональных изменений у учащихся после работы столярными инструментами, различными по размерам и весу, установило положительные сдвиги в изменениях этих функций после работы с экспериментальным инструментарием и отрицательные •сдвиги после работы с инструментами, применяемыми рабочими в столярной мастерской (табл. 2).

Как видно из данных табл. 2, после работы с инструментами, применяемыми рабочими, у учащихся констатировалось увеличение среднего количества касаний на тпемограммах после работы с пилой, несколько меньшее — после работы с рубанком и еще меньшее — после работы с молотком. Нож школьный по своим размерам незначительно отличался от экспериментального, но имел плоскую ручку. Это неудобно для работы и вызывало у учащихся незначительное повышение количества касаний на тремограммах по сравнению с количеством каса-

Таблица 2

Изменение среднего количества касаний на тремограммах и средней величины статической выносливости у учащихся, работающих различными инструментами

« Число случаев Среднее количество касаний на тремограммах за 30 секунд Средняя величина статической выносливо» ти (в секундах)

Наименование инструментов

До после До после До после

работы работы работы

Молоток, обычно применяемый рабочими в столярной мастерской ..... 101 101 26,5 29 9.7 5,5

Молоток экспериментальный 100 100 26,7 22,8 8,5 7,4

Нож школьный...... 100 100 25,5 27,6 10,1 8,8

» экспериментальный 100 100 27,1 24,2 10,1 11,6

Рубанок, обычно применяемый рабочими в столярной мастерской . . . . 81 81 25,2 30,0 11,6 5

Рубанок экспериментальный 83 83 25,9 25,2 9,3 10,"2

Пила, обычно применяемая рабочими в столярной мастерской ........ 82 82 28,1 35,6 10,9 3

Пила экспериментальная 53 53 28 28 8,5 8,4

ний на тремограммах после работы с экспериментальным ножом. Увеличение точности движений после работы с экспериментальным инструментарием является косвенным доказательством отсутствия заметных признаков утомления.

Количество касаний на тремограмме у исследуемого Саши А. при различных

условиях эксперимента.

а — до работы (13/111); б — после работы рубанком, употребляемым рабочими (13/III); в — до работы (15/1II); г — после работы экспериментальным рубанком (15/III).

Аналогичная направленность сдвигов выявлена также и в изменении средней величины статической выносливости у учащихся после работы различными инструментами (см. табл. 2). Средняя величина статической выносливости у учащихся после работы с инструментами, обычно применяемыми рабочими в столярной мастерской, по сравнению с ее исходной величиной (до работы) снизилась в 2—3 раза. Несколько меньше снизилась средняя величина статической выносливости после работы со школьным ножом. После работы с экспериментальным инструментарием средняя величина статической выносливости у учащихся несколько повысилась или осталась без изменения по сравнению с ее исходной величиной до работы.

Вышеприведенные изменения средних величин количества касаний на тремограммах и средних величин статической выносливости у уча-

щихся иллюстрируются индивидуальными тремограммами и динамо-граммами (см. рисунок).

Из рисунка видно, что у Саши А. на тремограмме уменьшено количество касаний после работы экспериментальным рубанком по сравнению с количеством касаний, отмеченных на тремограмме до выполнения работы. У того же Саши А. из тремограмм, полученных 13 марта 1957 г., видно, что резко возросло количество касаний после работы, выполненной рубанком, обычно употребляемым рабочими, по сравнению с количеством касаний, сделанных до работы.

Сравнительно небольшое число исследований, проведенных на эргографе, не позволило сделать определенный вывод. После работы с экспериментальным рубанком и рубанком, применяемым рабочими, у наблюдаемых не выявилось значительной разницы в высоте зубцов эр-гограммы и в количестве выполненной работы. Однако после работы рубанком, применяемым рабочими, половина наблюдаемых (9 из 19) снизила заданный темп движения руки, а после работы с экспериментальным рубанком темп движения руки снизила примерно треть наблюдаемых (7 из 20).

Наблюдения за позой во время работы с различным инструментарием показали, что наибольшее количество нарушений правильной рабочей позы констатировалось во время работы школьников с пилой и рубанком, применяемыми рабочими. Нарушений рабочей позы не наблюдалось у учащихся, работавших экспериментальной пилой и экспериментальным рубанком. При работе с экспериментальным и школьным ножами, экспериментальным молотком и молотком, применяемым рабочими, нарушения правильной рабочей позы также не отмечались. Работа учащихся с пилой и рубанком, применяемыми рабочими, сказывалась на точности и быстроте выполнения задания. Например, при работе с пилой и рубанком, применяемыми рабочими, школьники выпиливали или выстругивали за 20 минут 2 детали, а экспериментальными инструментами 3 детали. Задание выполнялось лучше, когда школьники работали экспериментальной пилой или рубанком.

Заметных различий в темпе и качестве при работе с другими инструментами (ножи и молотки) отметить не удалось.

Число ушибов при работе с экспериментальным молотком было примерно в 2 раза меньше, чем при работе молотком, применяемым рабочими. Порезов при работе школьным и экспериментальным ножами было примерно одинаковое число, но у большинства учащихся от плоской ручки школьного ножа образовывались мозоли. Травм при работе с пилами и рубанками у учащихся этих групп не отмечалось.

Выводы

1. Комплексным изучением функциональных изменений у учащихся после работы столярным инструментом, различным по размерам и весу, установлены положительные сдвиги в изменении этих функций после работы с экспериментальным инструментарием и отрицательные сдвиги после работы с инструментами, применяемыми взрослыми рабочими.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. После работы с инструментами, применяемыми рабочими, у школьников по сравнению с исходными данными средняя величина статической выносливости снижалась в 2—3 раза, среднее количество касаний на тремограмме увеличивалось на 9—26%. В значительном числе случаев нарушалась правильная рабочая поза, увеличивалось число микротравм и снижалась скорость выполнения задания.

3. По сравнению с исходными данными после работы с экспериментальным инструментарием у учащихся среднее количество касаний на тремограмме уменьшилось на 10—11%, средняя величина статиче-

ской выносливости выросла на 9—10%. В значительном числе случаев понизилось число микротравм. Скорость выполнения заданий при работе экспериментальными пилой и рубанком повысилась в среднем на

35%.

4. Экспериментальный" инструментарий (молоток, нож, рубанок, лучковая пила) указанных размеров для учащихся IV—V классов школ следует рекомендовать для массового изготовления.

ЛИТЕРАТУРА

Латманизова Л. В. Гиг., безопасность и пат. труда, 1930, № 3, стр. 3. Могендович М. Р., Маркин А. Г. Труды 2-й научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. М., 1955, стр. 80.— Сальникова Г. П. Гигиеническая оценка уроков ручного труда в III—IV классах начальной школы. Докл. Акад. пед. наук РСФСР, 1957, № 1, стр. 45.

Поступила 16/IX 1957 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF JOINERS INSTRUMENTS USED BY PRIMARY

SCHOOL CHILDREN

/. P. Salnikova, senior scientific worker, L. E. Lyubomirskiy, scientific worker

The aim of this work was an experimental study of the proposed sizes and weights of joiner's instruments, which are most often used during the manual labour lessons in IV and V classes (knife, hammer, plane, bow saw). The laboratory experiment has been carried out in a secondary school on 10—11-year-old children with some elementary experience in joiner's work. The authors have made use of several methods: a method of observation, anthropometric measurements and a study of the functional state of the body: a) static dynamometry, b) tremometry; c) ergography, d) registation of microtrauma, e) chronometry of work.

The experimental instrument was chosen in accordance with the size of hands. A complex study of the functional changes in the children's motor analyser after working with the experimental instruments gave favorable results.

The quantity and the quality of the work performed by the children, their own appraisal of the experimental instrument used and the number of micro-injuries make it possible to evaluate the experimental instrument.

-й- -¿¡г -¿r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.