Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ СЛЕСАРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ СЛЕСАРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE SIZE OF METAL WORKING HAND TOOLS FOR THE STUDENTS OF 5—7th CLASSES OF HIGH SCHOOLS

So far there was no published data on the hygienic background for determining the size of basic metal working hand tools to be used by students aged 11 —12 ana 13—14 during classes in school workshops. The athropometric measurements and a study of variations in labour efficiency, statical endurance and motor coordination in students following working with tools of different sizes, have served as a hygienic background for determining the best size of files and hack-saws an that of their handles for students of the 5—7th classes.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ СЛЕСАРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ»

менении рабочего кресла и не существует одного оптимального угла наклона кресла. Для условий непрерывной работы в кресле в течение 6—8 часов, по-видимому, наиболее подходящим окажется угол наклона кресла на 33°. Для условий отдыха человека, вынужденного длительно оставаться в кресле в относительно вынужденной позе (например, в пути на транспорте) целесообразнее всего применять кресло с углом наклона на 40—45°. И, наконец, для работы и отдыха в кресле, когда в нем необходимо находиться более 6—8 часов, по-видимому, целесообразно иметь кресло с изменяющимся углом его наклона от 25 до 45° по желанию сидящего в нем человека. Для получения положительного эффекта от такого изменения последнее не должно быть меньше 10—15е при всякой перемене наклона.

Определением оптимальной величины угла наклона кресла не исчерпывается, конечно, вся проблема необходимых условий для уменьшения утомления человека, сидящего в рабочем кресле длительное время. Должны быть разрешены при этом и такие важные вопросы, как профиль опорной поверхности, эластичность покрытий, наличие специальных упоров для размещения ног и рук, расположение заголовников, улучшение вибропоглощающих свойств кресла и ряд других вопросов, которые могут возникнуть для конкретных условий применения того или иного кресла.

ЛИТЕРАТУРА

Добротворский Н. М. Летный труд. М., 19Z0.— Шей дин Я- А. Поза и работа. Л., 1938.

Поступил* 14/VII 1958 F.

HYGIENIC FEATURES OF THE DRIVER S SEAT IN TRANSPORT

S. A. Gozulov, candidate of medical sciences G. G. Musalov, candidate of medical

sciences

This investigation was aimed at determining the optimum conditions for a prolonged slav in thp same posture in a seat and at elaborating measures to relieve the fatique developing during such work. The results obtained showed that to perform continuous work in a sitting position for 6—8 hours the most appropriate tilt of the seat should comprise 33°. To work and rest in the same posture for over 6—8 hours it is preferable to have an adjustable seat with its tilt varying from 25° to 45° at the desire of the person seated, with the angle of the tilt to be changed by not less than 10—15° at a time.

it

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ СЛЕСАРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ

Старший научный сотрудник Г. П. Сальникова, младший научный сотрудник Л. Е. Любомирский

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

Задача работы состояла в гигиеническом обосновании размеров инструментария, наиболее часто употребляемого учащимися 5—7-х классов при работе в слесарной мастерской. На основании изучения действующей программы и хронометража занятий учащихся в слесарной мастерской было установлено, что примерно 40% всего рабочего времени приходится на опиловку заготовок плоским драчевым напильником. Так, из 7 занятий, во время которых учащиеся изготовляли боек молотка, 4 ушло на опиловку заготовок драчевым напильником.

Драчевый напильник нужен для того, чтобы снять большую часть металла. Работа напильником требует больших усилий. Опыт изучения работы учащихся в слесарных мастерских ряда школ Москвы показал, что набор слесарных инструментов, в частности драчевых напильников, случайный. Они встречаются разнообразных размеров, а ручки их не соответствуют размерам кисти рук учащихся. Вследствие того, что употребляемые драчевые напильники велики и тяжелы, учащиеся работают медленнее, так как вынуждены часто делать перерывы для отдыха. Кроме того, у них нарушается правильная рабочая поза. Наибольшие отклонения от правильной рабочей позы наблюдаются у школьников во время резания металла. Ножовки слесарные, употребляемые в мастерских, также велики и тяжелы.

В связи с этим возникла необходимость провести экспериментальные исследования с тем, чтобы разработать гигиенические требования к основным размерам наиболее часто употребляемых школьниками слесарных инструментов: драчевых напильников и слесарных ножовок.

Основные требования, которые необходимо предъявить к инструментарию, рекомендуемому для школьных слесарных мастерских, сводятся к следующим: размеры инструментов должны соответствовать размерам рук учащихся, обеспечивать прочный хваг и удобство обращения во время работы. Конструкция и размеры инструментов должны способствовать высокой производительности труда, хорошему качеству обработки изделий и исключать возможность тяжелых травм.

На основании консультаций с опытными педагогами и наблюдений за работой учащихся были отобраны драчевые напильники длиной 150—200—250—300 мм. Для учащихся 5-х классов отбирали драчевые напильники длиной 150—200—250 мм и для учащихся 6—7-х классов— 200—250—300 мм. Универсальные слесарные ножовки были взяты трех образцов с длиной полотна пилы 250—275—310 мм.

Исследования были направлены прежде всего на установление размеров ручек для универсальной ножовки и драчевых напильников с целью обеспечения правильного хвата ручки инструментов. Ряд авторов (М. Н. Абрамова, П. М. Козлов) путем снятия оттисков и слепков рук учащихся старшего возраста определял размеры их кисти, что служило основанием к установлению размеров ручек инструментов. Однако при снятии оттисков положение кисти руки резко отличалось от ее положения при хвате инструментов, что не дало возможности точно вычислить размеры, необходимые для определения длины и толщины ручки. Способ получения оттисков также был более пригоден для определения формы, чем для определения размеров ручки.

По предложению Б. И. Петрова наиболее подходящим являлись антропометрические измерения кисти руки учащихся, нахо-шейся в правильном рабочем положении.

Правильным хват ручки напильника или ножовки считается тогда, когда ручка напильника или ножовки по своей длине косо располагается на ладони правой руки. Передняя часть ручки—шейка—лежит на ногтевой и второй фалангах II пальца. Более толстая часть ручки — брюшко — закладывается между дном ладони и 111, IV и V пальцами. Хвостовая часть брюшка упирается во внутреннее возвышение ладони. Большой палец руки находится сверху ручки напильника или ножовки (рис. 1).

Рис. 1. Правильный хват ручки напильника и слесарной ножовки.

Ёо время измерений кисти правой руки придавалось положение хвата руки напильника или ножовки. Измерение расстояния от основания ногтевой фаланги указательного пальца До внутреннего возвышения ладони (L) позволяло вычислить длину брюшка и шейки ручки. Перпендикуляр (У?), опущенный с линии L на наиболее глубокую часть дна ладони, давал возможность определить радиус наиболее толстой части брюшка ручки и ее диаметр.

Таким образом, на основании измерений кисти руки учащихся 5—6—7-х классов в возрасте от 11 до 14 лет (446 мальчиков и 459 девочек) были определены основные размеры частей ручки напильника и ножовки. Так, для школьников 11 —12 лет длина ручки должна составлять 112 мм при диаметре наиболее толстой части брюшка 31,6 мм, для учащихся 13—14 лет соответственно 121 и 34 мм. Наиболее узкая часть шейки ручки должна иметь диаметр не менее 25 мм, позволяющий сделать углубление насадки для напильников. После изготовления в столярной мастерской школы 315 ручек указанных образцов ручки первого размера были насажены на напильники длиной в 150—200—250 мм, а ручки второго размера — на напильники длиной 200—250—300 мм.

Исследование было организовано методом лабораторного эксперимента с применением методик, позволяющих выявить изменения производительности и качества работы, статической выносливости и координации движений учащихся в процессе выполнения работы инструментами различных размеров.

Запись координации движений правой руки производилась с помощью тремографа, статической выносливости — с помощью ртутно-поршневого динамометра Розенблата. Статическую выносливость, координацию движения руки учащихся определяли до и после выполнения школьниками работы, дозированной во времени. Педагогические наблюдения, хронометраж проводили в процессе выполнения учащимися заданий.

Количество и качество выполненной работы регистрировали в конце наблюдений. Производительность труда, регистрируемая в течение определенного времени, учитывалась по количеству снятого металла при опиловке заготовок, по длине и точности распила во время резания металла.

Для проведения лабораторных наблюдений была выбрана средняя школа № 315 Москвы, являющаяся базовой школой Академии педагогических наук РСФСР. Дни и часы проведения лабораторных наблюдений были постоянными на протяжении всего учебного года. Лабораторное наблюдение вели при достаточном освещении рабочего места и оптимальном воздушно-тепловом режиме в мастерской. Под наблюдением находились практически здоровые учащиеся 5—7-х классов, обладающие основными навыками работы с металлом.

Для работы с драчевыми напильниками и пилами различных размеров были составлены две группы по 48—50 учащихся 5-х и 6—7-х классов.

Особое внимание обращалось на сохранение учащимися правильной рабочей позы во время работы за верстаком, соответствующим росту школьников.

Каждый учащийся получал задание, дозированное во времени. Исследования педагогов (А. Г. Дубов, H. Е. Цейтлин) и гигиенистов (М. В. Антропова, Л. В. Михайлова и др.) показали, что целесообразно на отдельные операции по обработке металла тратить не более 20 минут. Поэтому задания по опиловке металла учащиеся получали рассчитанными на 20 минут, а на резание металла, вследствие того что данная работа очень утомительна, выделяли всего лишь 10 минут. Изготовляли следующие изделия: боек молотка, петли, угольники, скобы. Первая серия заданий, выполняемых учащимися, была тренировоч-

ной. На них школьники закрепляли навыки работы с инструментом и .знакомились с условиями наблюдений.

В результате исследования было получено: 1600 тремограмм и 1600 динамограмм, 400 измерений длины и точности распила заготовок, €00 измерений веса деталей.

Достаточное количество показателей статической выносливости, точности движений рук и производительности труда позволило при обработке этих показателей применить метод вариационной статистики.

После работы драчевыми напильниками длиной 300 мм у школьников 6—7-х классов в среднем на 32% повышалось количество касаний и на 36% снижалась статическая выносливость по сравнению с величинами этих показателей до работы.

После работы напильниками длиной 250 мм у учащихся 6—7-х классов наблюдалось сравнительно небольшое увеличение числа касаний в среднем на 14% и снижение величины статической выносливости в среднем до 25% (с 33 касаний за 30 секунд до работы до 38 касаний за 30 секунд после работы; величина статической выносливости снизилась с 9,3 до 7,1 секунды).

После работы напильниками длиной 200 мм у учащихся 6—7-х классов отмечалось наименьшее снижение количества касаний и уменьшение величины статической выносливости (на 9 и 15°/о) — с 32 касаний за 30 секунд до работы до 34 касаний за 30 секунд по- - Ю еле работы. Время удержа- _ ц ния груши кистью правой ^ руки в полсилы по ртутному динамометру Розенблата у ~ & учащихся снижалось с 9,8-_?.? секунды до работы до 8,2 се-кунды после ее окончания."'"

Количество сделанной-^

Число касании

Статическая Выносливость

200 250 300

Л7 8

Плана

напильникоВ (В мм) Вес снятого металла (В г)

Рис. 2. Изменение координации движения и статической выносливости у учащихся 6—7-х классов.

работы при опиловке драче-вым напильником длиной 250 мм было на 10°/о больше, чем такой же работы, выполненной напильником длиной 300 мм.

Следует заметить, что при работе учашихся 6—7-х классов напильником длиной 200 мм резко снижалось количество выполненной работы. Так, напильниками длиной 250 мм за 20 минут работы школьники 6—7-х классов могли снять в среднем 8,9 г металла, а напильниками длиной 200 мм в среднем всего 5,7 г (рис. 2).

После работы напильниками длиной 250 мм у учащихся 5-х классов отмечалось более резкое снижение статической выносливости и значительно большее повышение числа касаний, чем у школьников 6—7-х классов.

У школьников 5-х классов наилучшие результаты дала работа с напильниками длиной 200 мм. У учащихся в среднем число касаний после работы повысилось с 32 до 38 за 30 секунд, а статическая выносливость снизилась с 10 до 7,7 секунды. ■

За 20 минут дозированной работы в среднем школьники снимали напильниками длиной 200 мм 4,4 г металла.

Таким образом, изучение у учащихся изменения координации движений, статической выносливости и производительности труда позволило установить, что для школьных слесарных мастерских можно рекомендовать драчевые напильники длиной 200 мм для школьников 5-х классов и 250 мм — для учащихся 6—7-х классов.

Изменения средних величин статической выносливости и координации движений учащихся иллюстрируются динамограммами и тремограм-мами учащихся, работавших напильниками разных размеров. На рис. 3

шшшшшжтшш

.2 3

Статическая бынослибость до работы / 6 секундах)

Статическая бынослибость послг работы I б секундах!

Рис. 3. Изменение статической выносливости у Вити М. после работы драчевыми напильниками различ. ной длины.

' — длина 200 им; 2 —длина 250 мы. ¿ — длина 300 мм

видно, что после работы драчевым напильником размером 300 мм у Вити М. время удержания кистью правой руки груши в полсилы по динамометру Розенблата уменьшалось с 12 до 7,5 секунды, после работы драчевым напильником длиной 250 мм — с 11,8 до 9,7 секунды, а после работы напильником длиной 200 мм почти не изменялось (12,1 и 10,9 секунды).

Из рис. 4 видно изменение количества касаний после работы драче-ными напильниками разных размеров. Так, у Вити М. после работы напильником размером 300 мм число касаний увеличилось с 30 до 42 за

30 секунд, после работы напильником длиной 250 мм — с 31 до 37 и после работы напильником 200 мм — с 30 до 34 за 30 секунд.

Результаты исследований функциональных сдвигов у учащихся после работы слесарными ножовками указанных выше размером показали, что работа по резанию металла является наиболее тяжелой. У учащихся 6—7-х классов даже после 10 минут работы со слесарной ножовкой (длина полотна пилы 310 мм) наблюдалось увеличение числа касаний (с 31 до 38 за 30 секунд) в среднем на 21°/о и снижение величины статической выносливости (с 12 до 7,5 секунды) в среднем на 36%.

У тех же учащихся изменение размеров слесарной ножовки (уменьшение длины полотна до 250 мм) дало следующие изменения в координации движений и статической выносливости учащихся: время удержания кистью правой руки груши в полсилы по динамометру Розенблата уменьшилось с 11,3 до 9,4 секунды, число касаний увеличилось с 29 до

31 за 30 секунд (соответственно на 17 и 7%).

При работе слесарной ножовкой с длиной полотна 275 мм у учащихся наблюдалось увеличение числа касаний с 29 до 33 за 30 секунд и снижение величины статической выносливости с 12,1 до 9,7 секунды (соответственно на 19,9 и 11,2%).

За 10 минут резания металла слесарной ножовкой с длиной полотна 310 мм в среднем длина распила составляла 67 см, при работе сле-

сарной ножовкой с длиной полотна в 275 мм — 66 см, а при работе слесарной ножовкой с длиной полотна 250 мм — 60,6 см.

Заметной разницы в точности распила при работе слесарными ножовками с длиной полотна в 310—275—250 мм не отмечалось.

Наблюдения за работой учащихся показали, что при резании металла слесарной ножовкой с длиной полотна 310 мм школьники используют от 50 до 75% ее рабочей поверхности. Вместе с тем уменьшение длины полотна до 250 мм стесняло движения учащихся и вынуждало

Ti И f- II !ií ili f rjr-i ¡

1 1 1 i 1 /, i

t 4 -i -—i ¡J 1

1« ií [ 1 1 • T i i

t i i ni l ) II i

i i 1 r ■ 1

i II i '1 i ■t

i V

' J> t } ! ¡i f fl

—L [ ¿ i 1 г

i г J i 1 , ( H* ■ 1 II

i 1 п 1

Рис. 4. Изменение количества касаний на тремограмме у Вити М. после работы драчевыми напильниками различной длины.

I —до работы; 2 — после работы напильником длиной 200 мм: 3 — до работы; 4—после па-боты напильником длиной 250 мм; 5 — до работы; (— после работы напильником длиной

300 мы.

их резать не размашистыми движениями, как это рекомендуется, а более короткими, и лишь при работе слесарной ножовкой с длиной полотна 275 мм учащиеся резали металл почти во всю длину полотна пилы.

Таким образом, наблюдение за рабочими движениями учащихся, изучение у них изменений координации движений, статической выносливости и производительности труда позволили установить, что для школьных слесарных мастерских можно рекомендовать слесарные ножовки с длиной полотна 275 мм.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В., Михайлова Л. В., Сальникова Г. П. и др. Тезисы докл. VIII Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиол., микробиол. и инфекционистов.— Дубов А. Г. Практические занятия в учебных мастерских. М.. 1957. — Зверев И. Д. Политех, обуч., 1957, № 5. стр. 25.—К о з л о в П. М. Патология, 1930, № 5—6, стр. 621. — Латманизова Л. В. Гигиена, безопасность и патология труда, 1930, № 3, стр. 3.— Моге.ндович М. Р., Маркин А. Г. Тр. 2-й научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. АЛ., 1955, стр. 80. — Петров Б. И. Организация и методика обучения слесарному делу в технических школах. М., 1952— Ткачев Ф. К. Тезисы докл. 3-й научно-практической конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1956, стр. 18. Труды Ленинградск. ин-та по изуч. проф. заболеваний. Л., 1927, т. 2, стр. 99.

Поступила 17/11 193S г.

HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE SIZE OF METAL WORKING HAND TOOLS FOR THE STUDENTS OF 5—7th CLASSES OF HIGH SCHOOLS

G. P. Salnikova, senior scientific collaborator L. E. Lyubomirskiy, junior scientific collaborator

So far there was no published data on the hygienic background for determining •the size of basic metal working hand tools to be used by students aged 11 — 12 and 13—14 during classes in school workshops. The athropometric measurements and a study of variations in labour efficiency, statical endurance and motor coordination in students following working with tools of different sizes, have served as a hygienic background for determining the best size of files and hack-saws an that of their handles for students of the 5—7th classes.

•¿r * *

М. П. ДУБЯНСКАЯ

Доцент Б. Л. Гордин (Киев)

Мария Павловна Дубянская — представитель замечательных женщин-гигиенистов нашей Родины, которые внесли большой вклад в отечественную гигиеническую науку и практику. В ней сочетались способности ученого, педагога, общественного деятеля и популяризатора вопросов медицины, главным образом гигиены.

М. П. Дубянская родилась в 1877 г. в Петербурге в семье военнослужащего.

Закончив в 1902 г. физико-математический факультет Бестужевских женских курсов, она поступила в Женский медицинский институт, где с первых же дней работала над экспериментальной темой в ботанической лаборатории у Г. А. Надсона. Еще будучи студенткой, она заинтересовалась гигиеной и работала лаборантом на кафедре гигиены у проф. В. Г. Хлопина, а после окончания медицинского института была оставлена на этой кафедре.

В период работы у Г. В. Хлопина М. П. Дубянская вела научную работу в различных отраслях гигиены. Будучи широко образованным гигиенистом, прекрасным бактериологом и химиком, она имела возможность вести исследования и ставить экспериментальные работы по самым разнообразным вопросам гигиены. Только краткий перечень ее работ в этот период достаточно хорошо характеризует ее научное творчество: «Суричное и другие кустарные производства Нерехтинского уезда» (1909), «Способы определения жесткости воды» (1910), «Фосген— средство для уничтожения крыс и насекомых» (1911), «Бактериологическое обследование грунта Невской |убы» (1911 —1912), «Систематическое исследование микрофлоры воды Ладожского озера на опытной фильтровальной станции» (1913), «Применение озона для дезинфекции и дезодорации воздуха» (1913), «О борьбе с дымом» (1914), «О стерилизации хирургических перчаток и «перчаточного сока» (1914).

Однако не только преподаванием и наукой занимается М. П. Дубянская в этот период. В летние периоды 1908, 1909 и 1910 гг. она работала в Петербургском, Костромском и Вологодском земствах, возглавляя холерные отряды. В отчете о деятельности эпидемического отряда в селе Андреевском Нерехтского уезда, напечатанном во «Врачебно-санитарном обзоре» Костромского губернского земства за 1909 г., она описывала тяжелейшую обстановку в деревне. «Больные лежали на полу, — писала она, — на грязных и тощих подстилках. Пол в изголовье запачкан рвотными массами, на которые роями летят и садятся мухи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.