УДК 614.7:6.4.012.2
Е. И. Кореневская, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
Е. М. Черепов, Г. В. Иванова, С. Ф. Ионкина
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ СХЕМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР отмечена необходимость дальнейшего повышения эффективности природоохранных мероприятий путем перехода от контроля к управлению природопользованием и качеством окружающей среды. Решение этой важнейшей задачи должно осуществляться на основе создания территориальных комплексных схем охраны природы (ТКСОП).
В качестве предпланового, предпроектного документа многоцелевого назначения территориальные комплексные схемы охраны природы должны служить основой для решения проблем территориального планирования: создания перспективных планов экономического и социального развития регионов, территориальных схем развития производительных сил и расселения, схем и проектов районной планировки, генеральных планов промышленных узлов, городов и др.
Главная цель ТКСОП — обоснование мероприятий, комплексно обеспечивающих необходимые экологические условия для развития общественного производства и нормальной жизнедеятельности населения путем рационального использования природных ресурсов, сохранения природной и оздоровления окружающей среды в ходе экономического развития регионов любого таксономического уровня.
Задача гигиенических исследований — определение степени опасности для населения всей суммы факторов окружающей среды (антропогенных и природных) на конкретных территориях, обоснование мероприятий по оздоровлению и предупреждению дальнейшего загрязнения окружающей среды, использование очередности их реализации в регионе. При этом в ТКСОП экономически развитых регионов основное внимание уделяется выявлению «горящих точек» или так называемых проблемных ситуаций, возникающих под влиянием антропогенного воздействия на природную среду, нерационального природопользования. На территориях нового освоения и в развивающихся регионах к «горящим точкам» должны быть отнесены также территории, па которых
в связи со специфическими особенностями природной среды могут возникнуть или возникли под влиянием хозяйственной деятельности проблемные ситуации. Учитывая многоцелевое назначение ТКСОП, к проблемным ситуациям в них от- )>* носят любое осознанное несоответствие между фактическими и планируемыми показателями, вызывающее нарушение экологического равновесия: гибель лесов, эрозию почв, снижение урожайности и др. С гигиенических же позиций под проблемной ситуацией следует понимать лишь несоответствие фактических параметров среды гигиеническим регламентам, сопровождающееся риском ухудшения здоровья населения. Это определяет необходимость углубленного изучения закономерностей формирования окружающей среды и здоровья населения на различных этапах социально-экономического развития регионов.
Накопленный нами опыт гигиенического обоснования развития производительных сил в различных регионах страны и обобщение данных, полученных в ряде гигиенических учреждений (Ки- , евском НИИ общей и коммунальной гигиены им. * А. Н. Марзеева, Новосибирском НИИ гигиены, Пермском политехническом институте, Московском НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрпсмана и др.) в связи с обоснованием предложений по оздоровлению окружающей среды городов, промышленных узлов, областей, республик, позволяют предложить методическую схему последовательного решения гигиенических задач в рамках ТКСОП. Она предусматривает три этапа работы: первый — санитарное районирование территории и выявление проблемных ситуаций, второй — ранжирование проблемных ситуаций по остроте на основе анализа данных о состоянии окружающей среды и влиянии ее изменений на здоровье населения, третий — выявление основных причин возникновения проблемных ситуаций и обоснование системы мероприятий по их ликвидации и предупреждению.
Методика выполнения первого этапа подробно изложена в «Методических рекомендациях по гигиеническому обоснованию размещения и
развития производительных сил на территориях нового освоения и в промышленно развитых регионах», разработанных нами в сотрудничестве с Новосибирским НИИ гигиены Минздрава РСФСР1 и изданных в 1983 г. после утверждения бюро проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды», и опубликована в журнале «Гигиена и санитария» (1983, № 2, с. 8-^-11).
Методика предусматривает определение уровня воздействия народнохозяйственных объектов, расселения и землепользования на природную среду, оценку удельной их значимости в формировании конкретной санитарной ситуации, сложившейся в регионе и на отдельных его территориях, анализ специфических особенностей самой природной среды региона, в первую очередь с точки зрения оценки потенциальных возможностей самоочищения и влияния на формирование конкретной санитарной ситуации (на территориях нового освоения необходим анализ и прямого воздействия климата на население). На этой основе осуществляется расчленение всей территории на участки (таксоны) с разной степенью «благоприятности» для проживания населения и развития народного хозяйства (санитарное районирование). Территории, отнесенные в процессе санитарного районирования к неблагоприятным и ограниченно благоприятным, могут быть классифицированы как «горящие точки». Однако для выявления проблемных ситуаций одного санитарного районирования территории на основе анализа сложившейся в регионе ситуации недостаточно, требуется разработка прогноза возможных ее изменений в связи с реализацией перспективных планов развития народного хозяйства. Это особенно необходимо на территориях, отнесенных в результате санитарного районирования к благоприятным и ограниченно благоприятным. ^ Предварительное (ориентировочное) ранжирование проблемных ситуаций (второй этап) может быть проведено на основе анализа данных, полученных на первом этапе исследования по следующим критериям: уровни загрязнения окружающей среды; характер воздействия факторов окружающей среды (антропогенных и природных) на организм с учетом их опасности (токсичность, отдаленные эффекты); количество населения, подвергающегося воздействию неблагоприятных факторов, прогноз изменения состояния окружающей среды в связи с экономическим развитием региона.
Чтобы окончательно установить степень опасности для населения тех или иных ситуаций и ранжирования их по остроте, необходимы анализ данных о динамике состояния здоровья населения не менее чем за 5 лет и прогноз его изменений на выделенных территориях с проблемными ситуациями.
1 В работе принимали участие Н. Р. Мартынова, И. П. Плетникова, А. А. Добринский, Н. Р. Косибо-^ род, Е. М. Трофимович, В. М. Пинки».
Поскольку требуется в первую очередь выявить наиболее неблагоприятные территории (в крупных регионах — административные районы, промышленные узлы, города, в ТКСОП города — микрорайоны), целесообразен последовательный анализ демографических показателей — рождаемости, смертности, детской смертности (уровень, структура), заболеваемости населения по обращаемости и с временной утратой трудоспособности, ее уровня и структуры (специальному анализу подлежат болезни, прямо или косвенно связанные с загрязнением окружающей среды и местными природными условиями, — природная очаговость, инфекционная и неинфекционная патология в районах с естественными и искусственными биогеохимическими провинциями), специфической заболеваемости по данным онкологического диспансера и др. (с учетом специфики воздействующих факторов), патологии беременности и родов, пороков развития новорожденных, формирования здоровья детского населения (повозрастная динамика соотношения групп здоровья).
Выполнение третьего, заключительного этапа исследований требует детального анализа причин, обусловивших ту или иную проблемную ситуацию, определения ведущих факторов и удельной значимости народнохозяйственных объектов в ее формировании с последующей оценкой возможных путей и средств ликвидации или уменьшения опасности для населения неблагоприятных условий окружающей среды.
Апробация изложенной методической схемы осуществлена на модели региона БАМа, поскольку на НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сыснна АМН СССР и Минздрав РСФСР (Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана) была возложена задача подготовки гигиенического раздела ТКСОП данного региона.
Анализ результатов собственных исследований, проводившихся в ригионе с 1974 г., а также данных, полученных рядом НИИ медицинского и немедицинского профиля 2, позволил выделить территории, где сложились или могут сложиться проблемные ситуации. Они подразделены на 3 группы.
К первой группе отнесены территории, на которых уже сложившаяся санитарная ситуация имеет по прогнозу тенденцию к ухудшению в связи с развитием производительных сил. Результаты анализа причин возникновения отнесенных в эту группу проблемных ситуаций позволяют разделить их на две подгруппы. Первая подгруппа — территории с относительно благоприятными
2 Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР, Новосибирский НИИ гигиены РСФСР, ВНИИ железнодорожной гигиены ГВУ МПС СССР, Институт эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи АМН СССР, Институт морфологии человека АМН СССР, НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, НИИ ревматологии АМН СССР. ЦНИИ гематологии и переливания крови Минздрава СССР, НИИ дезинфекции и стерилизации Минздрава СССР.
природными условиями (по климату, потенциалу самоочищения природной среды), но с относительно высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, что связано с недостаточной очисткой выбросов и сбросов действующих промышленных предприятий. Острота проблемных ситуаций на этих территориях определяется высокой токсичностью и опасностью выбросов, численностью населения, которая уже сейчас здесь высока для регнона БАМа, наличием данных о повышенном по сравнению с соседними территориями уровне неспецифической заболеваемости (ОРЗ и др.) наиболее ранимых — детских — контингентов. Возможность ликвидации проблемных ситуаций на части территорий ограничена отсутствием их функционального зонирования, а также долинными ветрами, способствующими распространению загрязнений на большие расстояния. Вторая подгруппа — территории, на которых неблагоприятная санитарная ситуация обусловлена крайне высоким потенциалом загрязнения атмосферы и очень низким потенциалом самоочищения воды и почвы. В этих условиях даже выбросы котельных и мелких предприятий строительной индустрии вызывают загрязнение окружающей среды, которое может расцениваться как высокое. Народнохозяйственное освоение этих территорий, богатых полиметаллическими рудами, может представлять серьезную опасность не столько для населения, численность и плотность которого невысоки, сколько для расположенной по соседству прибрежной полосы озера Байкал — рекреационной зоны союзного и международного значения, а также для самого озера. Специфические для данной территории условия циркуляции атмосферы и направление поверхностного стока в Байкал могут иметь тяжелые, необратимые последствия для этого уникального региона при нерациональном природопользовании.
Вторая группа проблемных ситуаций в значительной части региона обусловлена загрязнением водных ресурсов и сложными гидрогеологическими условиями, однако острота их в перспективе в соответствии с прогнозом может уменьшиться при соблюдении следующих условий: переводе основных промышленных предприятий на оборотное водоснабжение и максимальном использовании для промышленных нужд хозяйственно-бытовых отходов; исключении попадания в водоемы загрязненного поверхностного стока с промышленных площадок предприятий по добыче и обогащению полезных ископаемых; создании условий, исключающих нарушение термического режима водоупорных и водоносных горизонтов, а также обеспечении термоизоляцией хранилищ для предотвращения нарушения термического режима мерзлотных пород; запрещении использования в хозяйственно-питьевом водоснабжении незащищенных надмерзлотных вод и организации обязательного обеззараживания меж- и
подмерзлотных вод; кондиционировании воды в районах с низким содержанием фтора и йода. К этой группе проблемных ситуаций могут быть отнесены и территории с крайне суровыми климатическими условиями, аномалиями микроэлементного состава природных вод и почв, природно-очаговыми инфекциями. Создание современной социальной инфраструктуры, увеличение удельного веса привозных продуктов питания и противоэпидемические мероприятия приведут к уменьшению остроты этих проблемных ситуаций.
Третья группа — территории с относительно благополучной в настоящее время санитарной ситуацией, но где в связи с крайне низким потенциалом самоочищения природной среды уровни загрязнения в перспективе могут существенно возрасти. Интенсивное механическое движение населения, характерное для первых этапов социально-экономического освоения регнона, осложняет возможность прогнозирования здоровья жителей этих территорий. В то же время проведенный на- ^ ми анализ показал, что в некоторых новых населенных пунктах с высокой механической миграцией изменения ее коррелируют с динамикой общей заболеваемости и заболеваемости с утратой трудоспособности. Сопоставление последней с заболеваемостью населения в старых поселениях, расположенных в аналогичных природных условиях и имеющих близкую социальную инфраструктуру, позволяет говорить о том, что стабилизация населения в новых городах на этих территориях может способствовать росту его неспецифической заболеваемости.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости оздоровления ряда территорий и учета специфических особенностей регионов при решении проблем размещения и развития производительных сил.
Для совершенствования методических основ гигиенического обоснования территориальных комплексных схем охраны природы необходимо следующее:
— разработка комплексных количественных показателей качества окружающей среды;
— дальнейшее совершенствование методов прогнозирования изменений окружающей среды в процессе народнохозяйственного развития регионов;
— определение степени опасности для населения разных уровней ее загрязнения;
— апробация различных методов изучения состояния здоровья населения и прогнозирования его изменений под воздействием загрязнения окружающей среды для ранжирования проблемных ситуаций;
— совершенствование методов определения удельной значимости народнохозяйственных объектов в загрязнении окружающей среды, классификация их по степени воздействия на окружающую среду и опасности для населения.
Поступила 20.02.84 ^