ков программирования объем выполненного задания возрастал в 71,1% случаев, а число ошибок уменьшалось; в конце учебного дня объем выполненного задания повышался в 87,6% случаев при незначительном увеличении числа ошибок.
Таким образом, программированное обучение в первой половине учебного дня не вызывает отрицательных сдвигов в функциональном состоянии учащихся и способствует сохранению ими работоспособности до конца учебного дня.
Исследования проводились при длительности работы на программирующих машинах 30 и 45 мин. Наиболее благоприятное влияние на функциональное состояние подростков наблюдалось при 30-минутной работе на программирующих машинах (см. таблицу).
Непрерывная работа в течение 45 мин. вызывала удлинение латентного периода, свидетельствующее о неблагоприятных изменениях в центральной нервной системе. При 30-минутной работе латентный период зрительно-моторной реакции оставался без изменения, а объем выполненного задания возрастал. Такая продолжительность работы на программирующих машинах является оптимальной для подростков в возрасте 15—16 лет.
Следовательно, программированное обучение, проводимое с учетом физиологических возможностей подростков, не вызывает отрицательных сдвигов в функциональном состоянии учащихся.
Выводы
1. Программированное обучение на теоретических занятиях, проводимых с помощью комплекса технических средств, способствует повышению учебной активности учащихся на уроках по сравнению с традиционным методом обучения.
2. Наиболее благоприятные показатели функционального состояния подростков на теоретических занятиях с программированием наблюдались при проведении их в первой половине дня (на 1—4-м уроке) и при продолжительности не более 30 мин.
ЛИТЕРАТУРА
Бодров В. А., К о л б а н о в В. В. Гиг. труда, 1969, № 9, с. 49.
Поступила 8/VII 1971 г.
HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE REGIMEN OF PROGRAMMED TEACHING OF ADOLESCENT-TURNERS IN OCCUPATIONAL-TECHNICAL SCHOOLS
N. P. Maslova
A group of 24 adolescent-turners aged from 15 to 16 were under observation. Different kinds of theoretical lessons were tested. On the basis of the data obtained on the functional changes taking place in the central nervous system and in the general working capacity of adolescents the authors suggest a rational regimen and lenght of lessons with the use of programming and technical means of teaching.
УДК 613.72:371.73
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Н. Т. Лебедева
Минский медицинский институт
Гигиена физического воспитания школьников охватывает обширный круг вопросов, касающихся воздействия физических упражнений на развитие функциональных возможностей детей, формирования у них жизнен-
но необходимых двигательных навыков, сохранения и укрепления их здоровья.
Гигиенические основы физического воспитания складываются из 5 факторов: внешней среды, приемов личной гигиены, закаливания, дозирования физических нагрузок и преемственности средств физического воспитания. Под внешней средой следует понимать все параметры окружающей обстановки, обеспечивающие наибольшую эффективность физических упражнений. Исследования оптимальной эффективности последних в открытых и закрытых спортивных сооружениях позволили разработать соответсвую-щие нормативы. Основные требования к спортивным сооружениям в зависимости от вида спорта, который в них проводится, числа лиц, одновременно занимающихся спортом, и их возраста, объема физических нагрузок и т. д. определяется набором и размерами помещений, устройством санитарно-технических средств (освещение, отопление, вентиляция, звукоизоляция и т. д.), спортивным оборудованием и приемами эксплуатации. Накопленные в этом отношении данные (А. А. Минх; М. В. Антропова, и др.) нашли отражение в инструкциях и «Санитарных правилах содержания мест занятий по физической культуре и спорту». Однако современная техника строительства и материалы, используемые для него, методики занятий и тренировок, выдвигают некоторые новые проблемы, требуют гигиенической оценки и пересмотра существующих санитарно-гигиенических норм для спортивных сооружений. Попытка разрешения этих задач предпринята Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, разработавшим типовые проекты спортивных сооружений для детей. Ввод в действие новых спортивных сооружений не исключает, а подчеркивает необходимость дальнейшего изучения вопроса.
Неотъемлемой частью физического воспитания является закаливание, которое можно определить как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма сопротивляться воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Исследование вопросов закаливания детей (Е. Г. Леви-Гориневская, О. Т. Тарасова, и др.) показало положительное влияние специальных процедур на становление и подвижность терморегуляционных процессов, физическое развитие и заболеваемость, установило возможность сочетания физических упражнений и приемов закаливания. Все это позволило нормировать закаливающие процедуры в детских учреждениях различных типов. Однако форма физического воспитания все еще не находит достаточно широкого применения, особенно среди детей школьного возраста. Не используется мощный фактор профилактики, особенно простудных заболеваний, которые составляют 4/3 общего числа заболеваний. Возможно, это связано с отсутствием достаточно удовлетворительных разработок, инструкций и рекомендаций, учитывающих особенности детей, климатические зоны, типы учебных и воспитательных учреждений и т. д.
Личная гигиена в комплексе с закаливанием и организацией мест занятий физической культурой и спортом есть та основа, которая определяет подбор и эффективность физических упражнений. Значительно сложнее обстоит дело с дозированием физических упражнений. Несмотря на большое число исследований (М. В. Антропова; Р. В. Силла, и др.), посвященых этому вопросу, и определенные успехи в его разрешении, о чем свидетельствуют изданные инструктивно-методические и нормативные документы, Положение о физическом воспитании школьников, и др., еще рано говорить об оптимальности организованных форм физического воспитания.
Трудности кроются в отсутствии общего подхода и унифицированных методик, позволяющих сопоставлять результаты, получать цельное представление о влиянии комплекса нагрузок, определять удельный вес каждой из них и др.
На наш взгляд, достаточно емким и информативным показателем нормирования физических нагрузок является общая суточная двигательная ак-
тивность ребенка1, зависящая как от генетических факторов, так и от состояния здоровья. Далее, общая двигательная активность часто достаточно точно характеризует это состояние, определяет самочувствие, работоспособность и др. Нам представляется, что использование этого показателя как оценочного заслуживает внимания еще и потому, что в современных условиях жизни с ее механизацией и автоматизацией, большими умственными нагрузками школьников, уменьшается ежедневная двигательная активность.
Эта проблема привлекает все большее внимание самых различных специалистов, а изучение общей двигательной активности включено в международную программу биологических исследований.
Имеющиеся в нашем распоряжении экспериментальные материалы свидетельствуют, что суммарная дневная двигательная активность, постоянная для каждого индивидуума величина, колеблется в относительно узких пределах. Она претерпевает суточные, сезонные и возрастно-половые изменения, характеризуется индивидуальными особенностями и тесно взаимосвязана с состоянием здоровья и уровнем развития ребенка.
Следовательно, суммарную за день двигательную активность правомерно рассматривать как признак развития, позволяющий более точно нормировать физическое воспитание, а средствами последнего реализовать ее в оптимальных объемах.
Двигательная активность ребенка в течение суток проявляется с первых минут бодрствования и регламентируется утренней гимнастикой, гимнастикой до уроков, физкультпаузами на общеобразовательных уроках, играми на переменах. Установлено, что систематическое применение таких «малых» форм положительно влияет на организм ребенка. Определение удельного веса «малых» форм физического воспитания в общем двигательном режиме подчеркивает еще большую их значимость.
Так, занимая в сумме 3—4% времени суток, они обеспечивают реализацию в среднем 10—15%, а максимально 20—25% общего суточного числа движений.
Уроки физического воспитания в школе, проводимые в соответствии с учебной программой 2 раза в неделю, стимулируют развитие учащихся (М. В. Антропова; О. Л. Усищева, и др.). Лучшие результаты достигаются при ежедневных уроках физического воспитания (Л. И. Александрова; Р. В. Силла). Однако как за счет двухразовых, так и шестиразовых обычных уроков физической культуры в неделю не полностью удовлетворяется природная потребность ребенка в движениях. Урок физического воспитания компенсирует в среднем только 11%, а максимально 30% общего потребного суточного числа движений. Больше того, наши данные показывают, что ежедневные уроки физкультуры не увеличивают суммарной дневной двигательной активности. Это подтверждается числом движений в течение всего периода бодрствования в сутки у детей спортивной и обычной школ-интернатов в зимний и весенний периоды года, в полугодие.
Таким образом, обычные уроки физкультуры следует рассматривать не как средство увеличения двигательной активности, а с позиций стимуляторов, позволяющих не только реализовать определенное число движений из общей суммы, характерной для детей данного возраста, но и выработать вкус, потребность в систематическом проявлении их в последующие годы. При такой потребности (а она есть у 2/3 младших школьников) и умениях, полученных на специальных занятиях по физическому воспитанию, дети самостоятельно в часы отдыха занимаются подвижными играми, спортивными развлечениями, посещают спортивные секции и реализуют ежедневную норму движений.
1 Суммарная двигательная активность ребенка в самом общем случае, хотя и недос-
таточно точно, может быть замерена при помощи обычного шагомера. Более точные результатам дает использованный нами актометр с импульсным счетчиком.
Занятия в спортивных секциях могут оказывать различное влияние на развивающийся детский организм. Они обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, в большей степени обогащают детей двигательным опытом, воспитывают у них интерес к различным видам спорта в том случае, если на занятиях широко используются разнообразные упраженения из массовых видов спорта (В. П. Филин, и др.). Такая организация спортивных занятий заметно сказывается на развитии двигательных функций детей, обеспечивает наибольшую возможность участия основной массы школьников в систематических занятиях спортом во внеучебное время, облегчает отбор наиболее способных юных спортсменов для зачисления в детские спортивные школы. Занятие в спортивных секциях более существенно, чем урок физического воспитания, компенсирует дефицит двигательной потребности ребенка. Например, двухчасовая лыжная тренировка обеспечивает в среднем 50%, а максимально 90% суточного числа движений. Занятия в детских спортивных школах преследуют цель специализации двигательных навыков по видам спорта, при этом уменьшается объем общеразвивающих упражнений, в первую очередь необходимых для детей (Г. М. Краковяк). Вопрос о целесообразном соотношении общеразвивающих и специальных упражнений для детей в спортивных школах, так же как и вопрос о ранней спортивной специализации, нуждается в дальнейшем изучении с учетом вида спорта, которым занимаются школьники, их возраста, пола и отдаленных результатов. С гигиенических позиций важно, чтобы все виды физических упражнений в сумме ежедневно удовлетворяли потребность ребенка в движениях, помогали его всестороннему развитию.
Исходя из этого, необходимо знать нормы общей суточной потребности в движениях и «двигательную стоимость» каждого из средств физического воспитания с учетом возраста, пола, состояния развития и здоровья школьников.
Имеющиеся у нас данные показывают, что более совершенное развитие характерно прежде всего для школьников со средней, а затем с высокой двигательной активностью. Дети, отстающие в развитии, проявляют, как правило, малую двигательную активность. Это выдвигает необходимость при организации физического воспитания не только распределять детей на медицинские группы, но и определять суточную двигательную активность каждого школьника, нормировать ее. Такой подход позволит дифференцировать нагрузки, например, тучных детей, школьников с нижесредним и высоким уровнем физического развития и т. д., отнесенных по действующему положению о медицинском контроле над занимающимися физкультурой и спортом к основной группе.
Перечисленные направления гигиены физического воспитания объединяет фактор последовательности и преемственности его на различных возрастных этапах — ясельном и дошкольном, дошкольном и младшем школьном, младшем школьном и подростковом и т. д. Исследования отечественных и зарубежных авторов, использующих индивидуализирующий метод на протяжении 5—20 лет, показали, что наилучшие непосредственный эффект и отдаленные результаты достигаются тогда, когда основы физического воспитания закладываются с первых недель жизни ребенка, а в дальнейшем оно систематически осуществляется с учетом его предыдущего двигательного опыта.
Недостатки развития моторики на предшествующих возрастных этапах существенно влияют на формирование и созревание двигательного анализатора, которые заканчиваются в 12—14 лет (В. С. Фарфель). Ошдователь-но, физические упражнения до 12—14 лет формируют двигательную деятельность, а в более старшем возрасте поддерживают ее на определенном уровне.
Перечисленные факторы гигиены физического воспитания школьников не следует рассматривать обособленно. Они представляют единую систему, важны все составляющие ее части. Для дальнейшего совершенствования
физического воспитания детей как средства, стимулирующего их правильное развитие и укрепляющего их здоровье, требуются усилия физиологов, педиатров, гигиенистов, педагогов и тренеров.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В. Гигиена физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. М., 1960.— Александрова Л. И. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1959. с. 231.— Левигориневская Е. Г. Закаливание организма ребенка. М., 1956.— Силла Р. В. Гигиеническое значение двигательной активности школьников. Автореф. дисс. докт. Тарту, 1968.— Тарасова О. Т. Закаливание детей дошкольного возраста холодными водными процедурами и его гигиеническая эффективность. Киев, 1953.— Усищева Ц. Л. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1959, с. 263.— Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1959.—Ф а р -ф е л ь В. С. Труды 2-й научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. М., 1955, с. 269.— Филин В. П. Нормирование тренировочных нагрузок (Сборник статей). М., 1964.—О н же. Вопросы юношеского спорта. М., 1967.
Поступила 5/VII 1971 г.
HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE PHYSICAL TRAINING OF SCHOOL
UNDERGRADUATES
N. T. Lebedeva
On the basis of person investigations and published data the author describes the present state of five factors serving as bases for physical training: 1. environment; 2. means of personal hygiene; 3. hardening; 4. dosing of physical loads; 5. continuity of physical training procedures.
УДК 614.77:576.8.063-074
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЧВЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАТОГЕННЫМ МИКРООРГАНИЗМАМ
Проф. М. И. Тарков, канд. мед. наук Г. В. Меренюк, Л. А. Тимченко
^Молдавский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии
Известен ряд способов качественного и количественного определения токсических свойств почвы. В частности, весьма распространен качественный метод, предложенный Е. Н. Мишустиным и А. Н. Наумовой. Однако качественный метод позволяет лишь разделить почвы в целом на абсолютно токсичные и нетоксичные без учета промежуточных состояний. Количественный метод описан Griffiths: целлофановая пленка отделяет почву, помещенную в чашки Петри, от засеваемых спор, которые в количестве 0,25 мл наносятся на пленку. Пророст в опыте определяют по отношению к контролю (вместо почвы — агаризированная среда).
Нами разработан количественный метод определения токсичности почвы; при этом частично использованы элементы ранее описанных методических приемов.
Метод сводится к следующему. Испытуемую почву (свежую или стерилизованную) отделяют от посевов индикаторного штамма слоем голодного агара для того, чтобы почвенная флора не проросла в местах посева индикаторного штамма. Затем вводят слой агаризированной питательной среды, оптимальной по отношению к индикаторному штамму, так как в качестве последнего используют патогенные гетеротрофы, которым необходима искусственная питательная среда. В качестве дополнительного барьера между почвой и индикаторным штаммом на поверхности питательной среды укладывают мембранный фильтр. Посевы производят дозированным количеством тест-микроба. Последнее является принципиально новой чертой предлагаемого способа.