Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА»

чТГП

Я 15) о/ГШ'

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

© Л. В. ПАХИРКО. 1991 УДК 613/614:614.253

А. В. Пахирко

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

Витебский медицинский институт

В формировании личности врача, как известно, важное место занимают вопросы деонтологии. Существует значительное количество публикаций, касающихся деонтологии врачей лечебного и санитарного профиля, однако [1 —16] гигиенические аспекты деонтолсгической подготовки будущих врачей-лечебников не нашли должного отражения в литературе.

Выпускники высших медицинских учебных заведений обычно достаточно хорошо подготовлены теоретически, но не всегда имеют необходимые практические навыки решения санитарно-противоэпидемических вопросов.

Для совершенствования системы деонтологической подготовки нами был разработан комплексный подход к формированию у студентов знаний и умений при изучении всего курса общей гигиены в аудиторное и во внеаудиторное время. Уже в первой лекции «Введение в гигиену» подробно рассматриваются нравственно-этические принципы врача, студентам рассказывается о высоких стремлениях выдающихся представителей отечественной медицины, жизнь и деятельность которых является ярким примером служения Отечеству, образцом высокого гражданского долга. Особое внимание обращается на вопросы деонтологии при выполнении студентами научно-ис-следовательской работы. Учитывая специфику каждого раздела общей гигиены, деонтологическая подготовка осуществляется дифференцированно. При изучении вопросов гигиены детей и подростков студентам прививаются этические нормы и социально-гигиенические навыки, формируется понимание общественного смысла гуманной профессии врача. Подчеркивается мысль, что от состояния здоровья сегодняшних детей и подростков зависит уровень образованности, работоспособности нашего общестза, его участие в перестройке.

При посещении школ обращается внимание на поведение, манеры, внешний вид студентов, их отношение к товарищам, к персоналу учреждения, что является предпосылкой для усвоения определенных деонтологических принципов. У студентов вырабатывается убежденность в том, что для успешного решения санитарно-гигиенических вопросов охраны здоровья подрастающего поколения врач должен уметь устанавливать контакты на основе взаимопонимания, уважения, доверия.

Рассматривая вопросы радиационной гигиены, внимание студентов обращают на умение организовать и проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу в медицинских учреждениях и на других объектах, связанных с ионизирующим излучением, чутко и тактично относиться к больным, подвергшимся радиационным воздействиям, учитывая психологический статус пациентов. Подчеркивается, что медицинские работники должны хорошо знать радиационную обстановку, объективно и доходчиво объяснять ситуацию, в ряде случаев уметь снимать с населения ненужную и необоснованную напряженность, помогать преодолевать радиофобию, в частности в регионах, где ликвидируются последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

На лекциях и практических занятиях по гигиене труда отмечаются такие прооессионально-деонтологические качества врача, как хорошая подготовленность, организаторские способности, коммуникабельность, способность обосновывать необходимость разработки и проведения в жизнь конкретных оздоровительных мероприятий.

Обращается внимание на особенности медицинской деон-

тологии в практической деятельности врачей, занятых предварительными и периодическими медицинскими осмотрами рабочих, трудоустройством определенной категории лиц (подростков, инвалидов, лиц с хроническими заболеваниями, беременных женщин и др.), расследованием несчастных случаев, профессиональных отравлений и заболеваний. Указывается на необходимость собл юдения особого такта по отношению к этому контингенту.

В ходе преподавания курса «Научные основы рационального питания» констатируем, что врачу, постоянно принимающему участие в контроле за организацией питания детского и взрослого, организованного и неорганизованного населения, больных и здоровых, часто приходится встречаться с различными затруднениями и конфликтными ситуациями. И здесь про-фессионально-деонтологическая подготовка медицинского работника имеет важное значение. В частности, отмечается, что при расследовании причин пищевых отравлений, осуществлении профилактических мероприятий, в беседах с населением, при проверке соответствующих пищевых объектов врач должен быть принципиальным, проявлять настойчивость и тактичность, сочетать требовательность с доброжелательностью, т. е. соблюдать деонтологические нормы.

Такие методические приемы, как создание проблемных деонтологических ситуаций, побуждение студентов к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы, требующие оригинального решения, воспитывают находчивость, терпение, настойчивость, учат мыслить творчески.

Деонтологическая подготовка студентов по вопросам гигиены окружающей среды проводится на лекциях, практических и семинарских занятиях, на заседаниях научного студенческого общества, во внеаудиторной работе. При изучении этого раздела гигиены студенты знакомятся с принятыми в СССР законами по охране природы, их значением для нашего общества.

Внимание студентов обращается на то, что профессиональным и нравственным долгом врача является пропаганда здорового образа жизни. Врач должен терпеливо, настойчиво, в доходчивой форме разъяснять населению огромный вред, который наносят пьянство, алкоголизм, курение, наркомания здоровью людей, народному хозяйству, активно заниматься поиском путей формирования здорового образа жизни. Для успешного решения этих проблем он сам должен обладать высокими нравственными качествами. На кафедре разработан цикл лекций по данной тематике. В студенческих общежитиях проводятся беседы, лекции, пропагандирующие преимущества здорового образа жизни.

Внеаудиторная работа по гигиене проводится под девизом: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов). В группах проводятся беседы на тему: «Мораль и Присяга врача». Акцентируется внимание на особую значимость слов «неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны», приведенных в Присяге врача Советского Союза.

Темы реферативных работ тесно связаны с будущей профессией врача и вопросами деонтологии. Например, «М. Я. Мудрое о врачебной этике», «Ф. Ф. Эрисман и его вклад в гигиеническую науку», «Врач — патриот Родины», «Мировоззрение и медицина» и др.

Понимание будущими врачами задач профилактического направления советской медицины, умение избрать правильные методы и тактические приемы при решении различных вопросов, высокие морально-нравственные качества — важный результат деонтологической подготовки.

Литература

1. Алексеев С. В., Тимофеев В. П. // Гиг. и сан.— 1984.— № 10,— С. 44—47.

2. Борисенко Н. Ф. // Там же,— 1980.—№ П.— С. 54—56.

3. Борисенко Н. Ф., Летюка Н. М. // Там же.— 1984.— № 9.— С. 44—46.

4. Г ромов А. П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников.— М., 1969.

5. Кухарчук Г. И. // Гиг. и сан,— 1983,— № 4,— С. 30—31.

6. Попловский К. К. // Там же,— 1978,—№ 1,— С. 38—40.

7. Ретнев В. М. // Там же,—№ 10.— С. 43—45.

8. Руцкий А. В. II Здравоохр. Белоруссии,— 1983.— № 5.— С. 9-11.

9. Сачек М. Г., Кирпичгнко А. А., Протас Р. Н. // Там же.— 1981.— № 2,— С. 15—17.

10. Сидоренко Г. И., Прокопенко Ю. И., Сутокская И. В. // Деонтология в медицине,— М., 1988.— Т. 2.— С. 313—337.

11. Сухарев А. Г., Суконик Р. Б. // Гиг. и сан.— 1982,— N° 7,— С. 30—31.

12. Шевченко М. А., Борисенко Н. Ф. // Там же.— 1979.— № 6,— С. 34—37.

13. Шевченко А. М., Борисенко Н. Ф. // Там же.— № 7.— С. 45-49.

14. Шепелин О. П., Гофмеклер В. А., Купцова Г. А. и др. // Там же,— 1978,— № 8.— С. 49—51.

15. Шепелин О. П. Введение в гигиену.— Витебск, 1982.

16. Шепелин О. П. // Здравоохр. Белоруссии.— 1984.— № 7.— С. 12—15.

Поступила .2.10.90

© 3. С. ГЛАДУН, 1991 УДК 614.3/.4

3. С. Гладун

О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ГОССАННАДЗОРА

Львовский медицинский институт

Важная роль в охране и укреплении здоровья населения принадлежит санэпидслужбе. Именно на органы санэпид-службы возложен госсаннадзор за соответствием условий труда, быта и отдыха советских людей действующим санитарно-гигиеническим и санитарно-противоэпидемическим правилам и нормам. Осуществляя госсаннадзор, она обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны здоровья людей и обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в стране.

Советское законодательство о здравоохранении, в частности Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении [3] и законы союзных республик о здравоохранении [5], возлагает на все государственные и общественные органы, предприятия, организации и учреждения, их должностных лиц обязанность осуществлять мероприятия по охране здоровья как работающих на них трудящихся, так и населения в целом.

Мероприятия по охране здоровья людей, которые проводят государственные и общественные органы, предприятия, организации, учреждения и которые не .являются для них основным видом деятельности, тем не менее должны осуществляться на уровне определенных профессиональных требований, т. е. в соответствии с установленными Минздравом СССР санитарно-ги-гиеническими и санитарно-противоэпидемическими правилами и нормами. Вместе с тем эта деятельность должна квалифицированно направляться и контролироваться компетентными органами, каковыми являются органы здравоохранения.

Именно с этой целью в СССР учрежден госсаннадзор, осуществление которого возложено на Минздрав СССР и минздра-вы союзных республик [9]. Его практическая реализация возложена на органы и учреждения санэпидслужбы. Таким образом, в системе здравоохранения выделена специальная подсистема — санитарно-профилактические органы и учреждения, составляющие в своей совокупности санэпидслужбу, на которую возложено осуществление преимущественно только лишь одной управленческой функции — надзора за проведением са-нитарно-противоэпидемических мероприятий и соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм.

В чем же состоит сущность госсаннадзора? Каковы его роль, цели и задачи? К сожалению, сложность создавшейся ситуации заключается в том, что полные и точные ответы на эти, казалось бы, простые вопросы не содержатся ни в нормативных

актах, ни в учебной, справочной и научной литературе по вопросам госсаннадзора.

Так, название Положения о государственном санитарном надзоре в СССР указывает на то, что органы и учреждения санэпидслужбы осуществляют надзор. Однако, раскрывая сущность и содержание надзора, этот же нормативный акт констатирует, что госсаннадзор осуществляется в виде контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-прэтиво-эпидемических мероприятий и т. д. Далее, в п. 8 этого же Положения, указывается, что органы и учреждения санэпидслужбы осуществляют в пределах обслуживаемой территории госсаннадзор.

Установить путем логического анализа этих правовых норм различия в данных понятиях и раскрыть их содержание практически невозможно. Однако бесспорным является то, что контроль и надзор — разные-веши. Это подтверждает любой толковый словарь. Большинство словарей [8] связывает понятие контроля прежде всего с проверкой, а надзора — с наблюдением. Близкие понятия? Бесспорно. Но тем не менее не идентичные. Следовательно, налицо смешение двух самостоятельных видов административной деятельности — контроля и надзора. Отсутствие четкого правового оформления и закрепления в нормативном акте данных понятий приводит к путанице и в специальной литературе.

Так, в учебнике [10] авторы по существу ставят знак равенства между понятиями «санитарный контроль» и «санитарный надзор». Нет определения, раскрытия сущности и содержания государственного санитарного надзора и в работах одного из ведущих специалистов по организации санэпидслужбы Л. Г. Вебера [2].

Нам представляется, что сущность государственного санитарного надзора может быть выявлена путем анализа того места, которое занимают органы, осуществляющие госсаннадзор, в общей системе государственного управления, общественных отношений, складывающихся в этой сфере, и, наконец, полномочий, которыми наделены органы санэпидслужбы по осуществлению госсаннадзора.

Так все же с чем мы имеем дело? Госсаннадзор — это контроль или надзор? Говоря о контроле, мы имеем в виду прежде всего проверку деятельности (или каких-либо ее сторон) нижестоящего объекта вышестоящим органом, которому объект подчинен организационно (внутренний контроль), или органом, не являющимся дхя данного объекта вышестоящим, но наделенным надведомственными контрольными полномочиями (внешний контроль). Таков, например, контроль финансовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.