Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ»

ж. микробиол., 1951, № 10, стр. 52.—X а с а н о в Т. 3. Гиг. труда, 1962, № 9, стр. 25.— Он же. Мед. ж. Узбекистана, 1962, № 6, стр. 3.—Шевченко Ф. И., Ищенко Г. Н., Эльтекова Н. И. В кн.: Научные труды Самаркандск. мед. ин-та, 1960, т. 19, стр. 57.

Поступила Ю/УИ 1964 г.

УДК 613.6 : 631.37 : 629.114.2

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ

С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ

#

Н. С. Кузнецов, Ю. Г. Элланский

Кубанский научно-исследовательский институт испытания тракторов и сельскохозяйственных машин

В 1963 г. в нашем институте испытывались новые экспериментальные тракторы* работающие на повышенных скоростях: гусеничный трактор ДТ-90 и колесный трактор-тягач Т-125 с улучшенной кабиной. Рабочий диапазон скоростей гусеничного трактора ДТ-90 в пределах 7,03—8,76 км/час, колесного Т-125—6—12 км/час.

Исследования, проведенные рядом авторов прежде (Е. И. Кандаурова; А. 3. Мамсиков с сотрудниками и др.), показали, что увеличение скоростей тракторов ухудшает гигиенические условия на рабочем месте механизатора. Кроме того, с повьн шением этих скоростей возрастает нагрузка на организм трактористов, что в сочетании с воздействием неблагоприятных физических факторов среды ведет к развитию утомления, заметно выраженного к концу рабочего дня (А. П. Битте).

Условия труда на опытных образцах тракторов ДТ-90 и Т-125 изучались в основном при использовании их на пахоте. Выявлено, что летом микроклимат на рабочем месте водителей тракторов ДТ-90 и Т-125 значительно отличается от внешних условий. Так, на тракторе ДТ-90 температура воздуха на уровне головы водителя при 29—30° снаружи повышается до 44—46°. При открывании окон она снижается на 5—6°, одновременное включение вентилятора приводит к снижению ее уже на 7—11°. Включение вентилятора при закрытых окнах и дверцах неэффективно — температура воздуха в кабине при этом снижается всего на 2—5°. В аналогичных условиях температура воздуха в кабине трактора Т-125 достигает 38—40°. При включении вентилятора она снижается незначительно (на 2—4°), что вынуждает трактористов открывать окна.

Некоторая разница температур воздуха в кабинах испытываемых машин в одинаковых условиях объясняется применением на тракторе Т-125 теплоизолирующих материалов. Значительное повышение температуры воздуха в кабине происходит за счет нагревания его при соприкосновении со стенками ее.

Летом внутренние стенки кабины трактора из-за недостаточной теплоизоляции интенсивно нагреваются от работающего двигателя и солнечной инсоляции и поэтому имеют высокую температуру. Когда, например, в кабине трактора ДТ-90 42°, то внутренние ограждения кабины имеют следующую температуру: пол — 51°, передняя панель на уровне ног водителя — 52°, потолок — 42°.

На тракторе Т-125 в таких же условиях пол нагревается до 48°, передняя стенка на уровне ног водителя — до 42—44°, потолок — до 35—37°.

Относительная влажность воздуха в кабинах тракторов составляет 30—60% и существенно не отличается от наружной, скорость движения воздуха, создаваемая вентилятором, равна 1,5—3 м/сек.

Летом на Кубани микроклимат в кабинах тракторов чрезвычайно неблагоприятен для обслуживающего персонала. Воздействие высокой температуры воздуха в сочетании с радиационным теплом от чрезмерно нагретых стенок кабины ухудшает условия теплоотдачи и приводит к напряжению терморегуляторного аппарата. Нами неоднократно наблюдалось у трактористов профузное потение.

Зимой при 12° мороза температура в кабине трактора Т-125 без включения отопления через 30—40 мин. работы повышается до 14—16°, а при включении отопления до 20—24, в кабине трактора ДТ-90 с выключенным отоплением она также равняется 14—16°, а с включенным отоплением — 18—20°.

Запыленность воздуха в зоне дыхания механизаторов на тракторах ДТ-90 и Т-125 в зависимости от условий работы довольно значительна. Источниками пыле-образования служат гусеницы и колеса тракторов, а также орудия обработки почвы. При одинаковой скорости работы трактора запыленность воздуха в кабинах определяется направлением и скоростью ветра, влажностью и характером почвы, состоянием поля (повторная пахота или по стерне), а также тем, открыты или закрыты окна и двери кабины, включен или выключен вентилятор.

Как показали исследования, на тракторе ДТ-90 запыленность колеблется от 20 до 300 мг/м3 (в среднем 71,5 мг/м3). Даже при плотном закрывании окон и дверц

8*

107

кабины пыль проникает через неплотности в местах прохождения рычагов управления и содержание ее в кабине достигает 20—80 мг/м3. Из-за отсутствия на вентиляторе трактора ДТ-90 пылезадерживающего фильтра включенный вентилятор может нагнетать в кабину пыль; вследствие этого запыленность в зоне дыхания механизатора увеличивается.

Содержание пыли в зоне дыхания водителя трактора Т-125 во всех взятых пробах превышает допустимую норму в 3—50 раз. Наибольшая запыленность (250 мг/м3) отмечена при открытых окнах и направлении ветра по ходу машины, а наименьшая (20 мг/м3) — при закрытых окнах и включенном вентиляторе. На тракторе Т-125 места прохождения рычагов в полу уплотнены более тщательно, чем на тракторе ДТ-90, вентилятор имеет противопылевой фильтр, поэтому при закрывании кабины пыль проникает незначительно. Поскольку полевые работы, сопровождающиеся выделением большого количества пыли, проводятся в весенне-летне-осенний период, когда температура воздуха в кабинах высокая, то водители вынуждены работать с открытыми окнами, чтобы несколько снизить ее. Открывание же окон способствует проникновению пыли в кабину трактора, вследствие чего осуществляемые на тракторах противопылевые мероприятия оказываются в таких условиях неэффективными.

Определение окиси углерода в зоне дыхания механизаторов показало, что в 10 из 20 проб воздуха, взятых в кабине трактора ДТ-90, содержание ее превышает предельно допустимую концентрацию в Р/2—8 раз. На тракторе Т-125 в 2 из 15 проб содержание окиси углерода превышает предельно допустимую концентрацию в 2 раза, причем наибольшие концентрации отмечены при открывании переднего окна. В кабину трактора окись углерода может проникать из выхлопной трубы и подкапотного пространства, где она образуется за счет подгорания топлива и масла на горячем двигателе. Судя по результатам исследований, у трактора Т-125 кабина герметизируется более надежно, чем у трактора ДТ-90.

I

I

•II ^ §

График спектра шума на тракторах Т-125

и * ДТ-90.

1 — ДТ-90 на стоянке: шум в кабине 100 дб\

2 — ДТ-90 при скорости 7,88 км/час; шум в кабине 100 дб; 3 — Т-125 на стоянке: шум в кабине 94 дб; 4 — Т-125 при скорости 10,6 км/час: шум

в кабине 94 дб.

В кабине трактора ДТ-90 уровень силы шума выше нормы на 6 дб, а в кабине трактора Т-125 — на 3 дб. Как видно из рисунка, на тракторе ДТ-90 максимум звуковой энергии распределен на частотах 100—400 гц, но имеются также средне- и высокочастотные компоненты. Интенсивность шума в кабине этого трактора по сравнению с уровнем силы шума двигателя снижается на 4—5 дб.

На тракторе Т-125 частоты шума в диапазоне от 100 до 2000 гц распределены неравномерно — имеется некоторое преобладание частот от 100 до 400 гц. При сравнении частотного спектра шума в кабине трактора Т-125 и шума двигателя выявлено, что изменяет спектр шума и снижает его интенсивность на 12 дб. В частотном спектре шума двигателя преобладают высокие частоты — от 800 до 3200 гц, в кабине же преобладают низкие, т. е. кабина изменяет спектр шума в благоприятную сторону. Вторичные источники шума — вибрирующие элементы кабины (пол, стенки, передняя панель) — не имеют большого значения: интенсивность шума в кабине трактора на стоянке и при движении увеличивается на 1—2 дб или остается неизменной.

Таким образом, исследования показали, что на экспериментальных образцах тракторов Т-125 и ДТ-90 условия труда механизаторов не отвечают гигиеническим требованиям. Микроклимат, запыленность, содержание окиси углерода и уровень силы шума не соответствуют допустимым гигиеническим нормам.

Конструкторским бюро соответствующих тракторных заводов необходимо устранить обнаруженные недостатки на тракторах повышенной скорости.

ЛИТЕРАТУРА

Б ит те А. П. В кн.: Вопросы гигиены села. Киев, 1962, стр. 172.—К а н д а у р о-в а Е. И. Там же, стр. 154.—Она же. Гиг. труда, 1960, № 3, стр. 23.—Мам си-ков А. 3., М е н ь ш о в А. А., К У б я к О. К. В кн.: Вопросы гигиены села. Киев, 1962, стр. 151. — Меньшов А. А. Гиг. труда, 1963, № 5, стр. 11.

Поступила 24/11 1964 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.