Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОРФО-УБОРОЧНОГО КОМБАЙНА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОРФО-УБОРОЧНОГО КОМБАЙНА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОРФО-УБОРОЧНОГО КОМБАЙНА»

ства воздушных душей на рабочих местах у котлов по разогреву нефтебитума и сушильных барабанов, герметизации пылящего оборудования и устройства аспирации от шаровых мельниц, грохотов, смесителей и дозаторов, а также выделить общее оборудование (шаровые мельницы), производящее шум, в отдельное помещение. Необходимо снизить шум на всех участках завода, что, кстати сказать, для администрации сейчас является наиболее трудной задачей.

Рабочие, имеющие контакт с пылью, обязаны проходить периодическое медицинское освидетельствование.

Часть мероприятий по оздоровлению условий труда, предложенных дирекции завода, уже внедрена в практику.

ЛИТЕРАТУРА

Ретнев В. М. Гигиена труда при изготовлении бетона. Л., 1963. — Румянцев Г. И. Гигиена труда, 1961, № 9, стр. 39.

Поступила 15/11 1964 г

УДК 613.6 : 622.331

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОРФОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА

А. Т. Сиденко, Г. А. Лушникова, И. Г. Целуйко, В. С. Бодяко

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Торф приобретает все большее значение в экономике Белорусской ССР не только как энергетическое сырье, но и как удобрение, позволяющее повышать урожайность сельскохозяйственных культур. Торфяная промышленность превратилась в крупную отрасль тяжелой индустрии с мощной материально-технической базой.

На предприятиях Белорусского совнархоза в 1963 г. 30% фрезерного торфа убрано пневмокомбайнами, что значительно снизило трудоемкость и себестоимость добычи торфа. Предполагается к 1966 г. полностью завершить перестройку процесса добычи торфа за счет внедрения пневмокомбайнов.

В связи с изложенным выше появилась необходимость провести своевременную санитарно-гигиеническую оценку нового технологического оборудования в торфодобывающей промышленности. Литературы по описанию условий труда механизаторов торфодобывающей промышленности на современных механизированных предприятиях мы не нашли.

Несмотря на то что по степени физической тяжести работа машиниста торфо-уборочного комбината не относится к тяжелой, имеется ряд моментов, отягощающих ее. В трудовом процессе машинистов комбайнов необходимо отметить воздействие следующих производственно-профессиональных факторов: сезонность работы и связанная с этим необходимость перестройки динамического стереотипа у работающих, территориальная разбросанность рабочих площадей, круглосуточная работа, работа при дискомфортных метеорологических условиях, а также воздействие шума, вибрации, мелкодисперсной пыли и газов.

Нами проводилось изучение условий труда машинистов пневмоуборочных комбайнов в летний период 1963 г. при работе в 3 смены.

Торфоуборочный комбайн состоит из 2 основных частей: самоходной бункерной машины для пневматической уборки фрезерного торфа и прицепного фрезерного барабана. На комбайне установлен шестицилиндровый двухтактный двигатель ЯАЗ-М206А, работающий на топливе марки ДЛ с воспламенением от сжатия. Пуск дизеля осуществляется электростартером. Мощность, необходимая для одновременного выполнения всех операций комбайном (уборка, фрезерование, передвижение), составляет примерно 120 л. с. Двигатель находится слева от кабины на расстоянии 75 см. Фрезерование торфяной залежи производится фрезерным барабаном, который прикрепляется к скобе заднего моста комбайна. Уборка торфяной крошки осуществляется за счет разрежения воздуха в бункере, создаваемого центробежным вентилятором. Под бункером проходит транспортер, с помощью которого торф выгружается из бункера в навалы в прикараванной полосе.

Первые модели торфоуборочных комбайнов имели металлическую цельносварную кабину с одной дверью, сплошным передним смотровым окном, с меньшим количеством щелей со стороны двигателя, создающих дополнительную вибрацию и шум, а также способствующих проникновению в кабину пыли и газов. Замена этой кабины на типовую от трактора ДТ-55, имеющую две двери, двустворчатое смотровое окно, несмотря на большие размеры и более удобное сидение, ухудшила условия труда машинистов комбайнов за счет увеличения шума и вибрации, уменьшения обзора рабочих полей, увеличения запыленности и загазованности.

8 Гигиена и санитария. № 7

113

Рабочий процесс машиниста торфоуборочного комбайна состоит из следующего: после включения двигателя агрегат направляется на карты торфяной залежи, затем начинается уборка торфа — включается вентилятор и фрезерный барабан, опускаются сопла, по которым торфяная крошка засасывается в бункер (объем бункера 20 м3). Бункер заполняется при движении комбайна по карте в течение 6—7 мин. Подходя к караванной полосе, комбайн разворачивается, уменьшается скорость движения, включается транспортер и за 1Уг—2 мин. торф выгружается из бункера в караван. Этим заканчивается рабочий цикл, который затем повторяется в течение всего рабочего дня. Машинисту приходится управлять комбайном по картам, разделенным осушительными канавами, что требует напряжения внимания, особенно в ночное время.

Для оценки микроклиматических условий в кабинах комбайнов проводились замеры в различные часы суток. Полученные метеорологические данные сопоставлялись с температурой наружного воздуха, влажностью и подвижностью его. Цели учесть, что работа на этих машинах проводится только в летние сухие дни, при этом круглосуточно, можно представить, что требования, предъявляемые к терморегуляции рабочих, очень разнообразны. Об этом свидетельствует и тот факт, что в течение суток температура воздуха колебалась от 28 до 5°; в утреннюю смену температура воздуха могла повыситься от 10—12 до 25°, а в течение ночной снизиться от 18—20 до 7—5°. В кабине температура воздуха в самое жаркое время суток повышалась до 30—33°, а в самое прохладное время опускалась до 10—15°. Температурные перепады в кабине в течение суток различны. Так, в утренние и вечерние часы перепады колеблются от 7 до 10°, в дневные часы — от 2 до 5°, в ночное время составляют 5—6°. Отмечаются также колебания относительной влажности наружного воздуха (от 37 до 87%) и в кабине (от 32 до 92%) в течение суток.

Для характеристики состояния терморегуляторного аппарата машинистов за рабочий день представляют интерес днные об изменении температуры тела и кожи. Полученные данные свидетельствуют о том, что температура кожи и тела машинистов находится в прямой зависимости не только от суточной периодики физиологических функций, но главным образом от действия окружающей среды. В наиболее жаркие часы дня (14—18 часов) температура кожи лба, груди, кистей рук повышалась до 35—36°, т. е. появлялись начальные признаки перегревания (температура наружного воздуха 25—28°, температура воздуха в кабине 30—33°). В прохладное время суток (в ночную смену) при температуре воздуха 5—11° температура кожи снижалась до 24—30°.

Наиболее выражены колебания температуры тела и кожи у нестажированных рабочих. Так, во время работы в самое жаркое время суток температура тела поднималась выше 37° у 43% нестажированных и только у 14% рабочих со стажем; температура кожи лба — до 35—36° у 37,5% нестажированных и у 11% стажирован-ных; температура кожи груди поднималась выше 35° у 62,5% нестажированных рабочих и только у 33,3% рабочих со стажем. Такая же закономерность наблюдалась при воздействии сравнительно низких температур. Интересно отметить наблюдаемую некоторую асимметрию температуры тыла правой и левой кисти.

Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что при существующем режиме труда на торфоуборочных комбайнах в условиях Белоруссии к терморегуляции рабочих предъявляются значительные требования.

В воздушной среде кабины машиниста концентрации окиси углерода колеблются от 8 до 190 мг/мэ, концентрации окислов азота — от 0,17 до 8,9 мг/м3, углеводородов — от 50 до 340 мг/м3; обнаружены следы альдегидов.

Забор проб воздуха на запыленность в кабине производился с помощью эжек-ционной установки АЭР. Особенно большая запыленность воздуха в кабине наблюдается во время выгрузки фрезерного торфа из бункера в караваны; концентрация пыли в кабине достигает 912 мг/м3. Запыленность при закрытой двери кабины значительно меньше (11—26,3 мг/м3)\ наименьшая запыленность отмечается при работе в ночное время. Содержание свободной двуокиси .кремния в торфяной пыли, по данным наших исследований, составляет 2,8—6%. Для гигиенической оценки шума параметры его измерялись в кабине машиниста на ходу комбайна, при различных режимах работы двигателя, а также при работе разных узлов комбайна (дизель, фрезерный барабан,

вентилятор, транспортер).

Основными источниками шума являются шестицилиндровый двухтактный двигатель ЯАЗ-М206А, передаточные механизмы и отдельные узлы комбайна, а также ходовая часть и выхлопная система.

Общий уровень шума при работе двигателя на 1500 об/мин составляет от 87 до 96 дб. При спектральном анализе обращает на себя внимание преобладание средних частот спектра. Работа дизеля на 2000 об/мин несколько изменяет частотную характеристику за счет появления высоких частот, и превышение предельно допустимого уровня достигает 15 дб.

Вибрация спинки сидения водителя, пола кабины и рычагов боковых фрикционов определялась по виброграммам, записанным прибором ВР-1. Установлено, что при движении комбайна на рабочей скорости частота колебаний поверхностей кабины, сидения и рычагов управления составляла 12—13 кгц при амплитуде колебаний для спинки сидения 1,1 мм, для рычагов поворота боковых фрикционов 0,25 мм и для пола кабины 0,8 мм.

Борьба с шумом на новых пневматических комбайнах представляет большие трудности. Однако проведением некоторых конструктивных мероприятий можно добиться значительного снижения шума и создания более благоприятных условий труда машинистов. Так, замена цепной передачи с вала раздаточной коробки к вентилятору на ременную, проведенная по инициативе эксплуатационников в 1962 г., значительно снизила уровни звуковых давлений в основном за счет высокочастотных составляющих шума. Замена кабины цельносварной на типовую от трактора ДТ-55 увеличила вибрацию стенок, а также проникновение звуковой энергии от дизеля и узлов через щели и неплотности. Все это в свою очередь сказалось на повышении уровней шума в кабине и увеличении запыленности.

Производственный шум и вибрация сказываются на функции слухового анализатора. Было произведено изучение костной и воздушной 'проводимости у машинистов с помощью аудиометра АП-01. Аудиометрия «производилась до и после работы. Анализ полученных данных показал, что у нестажированных машинистов не отмечено заметных сдвигов порогов слышимости. У стажированных рабочих отмечается повышение порога как воздушной, так и костной проводимости. Особенно это повышение порога слышимости приходится на звуки с высокой частотой (4000 гц), что можно связать с комбинированным действием шума и вибрации.

С целью исследования комплексного влияния неблагоприятных факторов производственной обстановки на состояние сердечно-сосудистой системы машинистов определялись частота пульса и величина кровяного давления до начала, во время работы и после окончания ее. На основании полученных данных можно заключить, что сердечно-сосудистая система у обследованных машинистов тренирована и характеризуется достаточной приспособляемостью к условиям работы.

Наблюдаемые у машинистов торфоуборочных комбайнов сдвиги со стороны частоты пульса, величины артериального давления находились в пределах физиологической нормы. Материалы изучения условий труда машинистов комбайнов с рекомендациями по оздоровлению их направлены в Управление торфяной промышленности БССР, заводу-изготовителю «Двигатель Революции» и ВНИИТП при ВСНХ для дальнейшего усовершенствования конструкции торфоуборочных комбайнов.

Поступила 16/1II 1964 г

#

\

УДК 613.645 + 612.53-06 : 612.014.44

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ

ИНФРАКРАСНОЙ РАДИАЦИИ

Канд. мед. наук М. Л. Липецкий

Ф

Персональная группа АМН СССР действ, члена АМН СССР проф. В. К. Навроцкого,

Харьков

Мы сравнивали воздействие на кроликов инфракрасных лучей большой (1,2 кал!см2 в 1 мин.) и малой (0,17 кал/см2 в 1 мин.) интенсивности при спектре лучистого потока, равном 3 мк.

Для этого животного с выстриженной правой и левой боковой поверхностью ■привязывали к доске. Правую сторону кролика заслоняли экраном, покрытым асбестом. Экран имел отверстие 8x10 см, через которое и производили облучение выстриженной поверхности. Источником инфракрасных лучей служил обогревательный рефлектор. Облучали животных ежедневно на протяжении 1 месяца. Каждый сеанс продолжался 60 мин.

Показателем состояния физической терморегуляции служила температура тела (ректальная) и различных областей тела (облучаемой и необлучаемой боковой поверхности и ушей). Температуру измеряли малоинерционным электротермометром ЭТУ-М. Измерения выполняли через каждые 5 мин. в течение 30 мин. до облучения (исходный фон), затем в период облучения и, наконец, в течение 30 мин. после облучения (восстановительный период). Результаты опытов подвергнуты статистической обработке по методу Фишера—Стьюдента.

Серию опытов по облучению инфракрасными лучами интенсивностью 1,2 кал/см2 в 1 мин. проводили на 4 кроликах весом 2—3 кг. Исходная температура правой и левой боковой поверхности этих кроликов составляла 34,2° (при среднем квадратичном отклонении для правой стороны± 1,2°, для левой±1,1°), температура ушей равнялась 29,2° (при среднем квадратичном отклонении для правого уха +1°, для левого + 1,1°), ректальная температура составляла 39+0,4°.

Кривые изменения температуры через каждые 5 мин. облучения и восстановительного периода (средние показатели для 4 кроликов) представлены на рис. 1.

8*

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.