ЛИТЕРАТУРА
О с т а п е н я П. В., Левина Р. И., К о к и н а А. Г. Тезисы докл. и выступлений на Всесоюзн. конференции по вопросам санитарной бактериологии. М., 1957,. стр. 53. — Субботина А. С., Титова А. В. В кн.: Вопросы иммунологии, микробиологии и эпидемиологии кишечных инфекций. Днепропетровск, 1959, стр. 197.
Поступила 19/У1 1964 г.
УДК 613.6 : 666.972.56.031
ГИГИЕНА ТРУДА НА АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОНА
Канд. мед. наук В. М. Ретнев
Кафедра профессиональных болезней и гигиены труда Ленинградского ордена Ленина института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова и Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний
Автоматизированный асфальтобетонный (и бетонный ') завод в Ленинграде,, построенный в 1962 г. по проекту инженера С. И. Верисоцкого, размещен в одном крытом производственном корпусе; там расположены склады исходных материалов, дробильно-помольные, сушильные и асфальтосмесительные установки. В отдельном помещении находятся котлы подогрева нефтебитума. Полностью механизированы процессы выгрузки исходных материалов и их загрузка в расходные емкости. В качестве сырья используются щебень, песок и минеральный порошок, которые подлежат размолу (мраморная крошка), подсушке в сушилках, отапливаемых природным газом, и разделению на фракции на грохотах (песок), дозировке и смешению с неф-тебитумом, подогретым в котлах до 110—170°.
На заводе применено автоматическое управление технологическим процессом. Оно сосредоточено на специальном пульте, оснащенном телевизионной, телефонной и радиосвязью в целях непрерывного наблюдения за ходом работы на различных участках. Пульт управления, находящийся в изолированном помещении с достаточным естественным освещением, обслуживают 2 рабочих-оператора, имеющих в своем распоряжении 6—8 дежурных слесарей и электромонтеров. Администрация предприятия связана с производством телевизионной установкой, при помощи которой и осуществляет руководство технологическим процессом.
Завод рассчитан на выпуск 4—6 марок асфальтобетона. Смена рецептуры производится автоматически. Для получения готовой продукции шофер, приехавший за ней, должен опускать в особое отверстие металлический жетон; после этого в течение нескольких минут в кузов автомашины высыпается порция асфальтобетонной смеси.
Исследование условий труда на предприятии показало, что на пульте управления концентрации пыли равны 9±2 мг/м3. Для сравнения отметили, что на пульте управления предприятием довоенной постройки (пульт был расположен рядом со смесителем) запыленность воздуха достигала сотен миллиграммов на 1 м3. Количество пылинок в 1 см3 воздуха нового предприятия, подсчитанное в ультрамикроскопе, колебалось в пределах 3000—3500. Важно указать, что в пыли, витающей в воздухе, найдено 2—5% двуокиси кремния в свободном состоянии2.
Количество окиси углерода, которое может попадать в воздух производственных помещений асфальтобетонного завода за счет неполного сгорания топлива в сушилках, незначительно (до 6 мг/м3). На пульте управления старым предприятием концентрации СО достигали 10—28 мг/м3.
Воздухообмен в помещении пульта управления нового предприятия осуществляется путем периодического открывания форточек и двойных дверей в дозатор-ное отделение.
Шум, производимый электронной аппаратурой пульта управления, колеблется в пределах 84—86 дб с преобладающей частотой 320—500 гц3.
В холодное время года температура воздуха в помещении пульта управления составляет 18—22°, влажность — 35—65%; в теплое время температура равна 20—26°, влажность— 20—65%. Скорость движения воздуха не превышала 0,4 м/сек.
Таким образом, условия труда на пульте управления современным автоматизированным асфальтобетонным предприятием по сравнению со старыми заводами, судя
1 Условия труда на бетонных заводах уже достаточно освещены в печати (В. М. Ретнев; Г. И. Румянцев, и др.).
2 Исследование БЮг проведено Н. П. Козловой.
3 Исследование шума проведено совместно с С. С. Карпушиным.
хотя бы по наличию в воздухе пыли и окиси углерода, более благоприятны с гигиенической точки зрения. Вместе с тем нельзя игнорировать присутствие в воздухе пыли, содержащей свободную двуокись кремния, количество которой несколько превышает предельно допустимую величину (равную по СН 245-63 4 мг/м3). Источник попадания пыли—негерметичность дозаторов сыпучих материалов, находящихся в соседнем (за двойной дверью) помещении. Нельзя также исключить возможность действия на работающих повышенного шума, допустимый предел которого для частоты 320—500 гц равен примерно 80—78 дб.
На других производственных участках, где рабочие находятся лишь по определенному заданию оператора (ремонт, кратковременное наблюдение, уборка и т. п., что отнихмает до 10—30% рабочего времени за смену), запыленность воздуха весьма велика.
При этом в пыли минеральной крошки, известняка и минерального порошка свободной двуокиси кремния обнаружено до 3,5—5,4%, в песчаной пыли — 8,7—22,7%. Следует отметить, что пыли в воздухе на участках автоматизированного предприятия примерно столько же, сколько было ее на участках предприятия довоенной постройки.
Пыль, загрязняющая воздух автоматизированного предприятия, поступает (при неполадках) в оборудование, которое в большинстве своем является приспособленным для производства асфальтобетона или оригинальным и из-за своей новизны требует периодической наладки. Постоянными источниками загрязнения пылью служат недостаточно укрытые места перепадов пылящих материалов, кожухи шнеков и элеваторов, соединения дозаторов с расходными бункерами и смесителями, кожухи смесителей, специальные отверстия в некоторых дозаторах для снижения давления воздуха в момент падения сырья и т. п. Пыльный воздух на дозаторном участке попадает в смежное помещение пульта управления.
Обращает на себя внимание также издаваемый оборудованием сильный шум, который превышает допустимые пределы. Шум этот возникает в результате соударений металлических частей и перерабатываемого кускового сырья, работы форсунок для вдувания газа в сушильные барабаны, пневматических запоров на дозаторах. Например, шум при работе одной шаровой мельницы достигал 104—106 дб с преобладающей частотой 1200—2000 гц, при работе нескольких сушильных барабанов — 105—106 дб с частотой 400—640 гц, при работе грохотов по рассеву песка — 103—104 дб с частотой 400—500 гц, при работе дозаторов— 105—106 дб с частотой 1250—1600 и 4000—5600 гц.
Изготовление горячего асфальтобетона сопряжено с предварительной сушкой песка при 140—170°, разогревом нефтебитума до 110—170°, перемещением подогретых материалов с помощью шнеков, элеваторов и трубопроводов. У некоторых агрегатов (сушильные барабаны, смесители, дозаторы, грохота и сопряженные с ними механизмы по транспортированию) наружные поверхности из-за отсутствия теплоизоляции, нагреваясь до температуры 50—60° и выше, становятся источниками конвекционного и лучистого тепла. У отверстия по наблюдению за работой форсунок котлов для разгогрева нефтебитума интенсивность лучистого тепла достигает 1000—1250 ккал/м2/час, на участке смесителей — 600—900 ккал/м2/часу у грохотов по рассеву горячего песка — 500—1250 ккал/м2/час.
Наличие нагретых поверхностей обусловливает, естественно, некоторое повышение температуры воздуха на этих участках (до 22—25° в холодное время года и до 30° в летнее время) в сочетании со сравнительно низкой влажностью, равной 20—40%. На старых асфальтобетонных заводах температура воздуха даже в холодное время года в дозаторно-смесительном отделении достигает 36—40°.
Окись углерода как продукт неполного сгорания газа в сушильных барабанах обнаруживается лишь при неполадках в работе газовых форсунок, да и то в незначительном количестве (у сушильных барабанов 0—25 мг/м3, у грохотов 0,7—11 мг/м3).
В связи с высокой механизацией работ рабочие практически не имеют контакта с нефтебитумом, а тем более с готовым конечным продуктом (за исключением разгрузочных операций на складе нефтебитума).
Таким образом, на новом предприятии не полностью решены все вопросы оздоровления условий труда как на пульте управления, так и вне его. Часть времени (а при аварийных случаях всю смену) рабочие вынуждены находиться в зоне воздействия комплекса неблагоприятных условий, главным образом повышенной запыленности воздуха, что можно объяснить, в частности, новизной технологии. При переоборудовании автоматизированных асфальтобетонных предприятий в заводы-автоматы требуется осуществить передачу управления всеми без исключения агрегатами на центральный пульт. В помещении пульта управления должны быть приняты меры к снижению шума, возникающего от работы радиоэлектронной аппаратуры. К этим мерам следует отнести применение звукоизолирующих материалов для передней стенки пульта управления, размещение управления только на передней стенке его щита. Чтобы избежать попадания пыли из соседних помещений в комнату с пультом управления, сейчас на обследованном заводе монтируется приточная вентиляция кратностью не менее 1,2—1,3, что позволит создать подпор воздуха.
На других участках предприятия требуется добиться теплоизоляции нагретых поверхностей (до температуры наружной поверхности, не превышающей 35°), устрой-
ства воздушных душей на рабочих местах у котлов по разогреву нефтебитума и сушильных барабанов, герметизации пылящего оборудования и устройства аспирации от шаровых мельниц, грохотов, смесителей и дозаторов, а также выделить общее оборудование (шаровые мельницы), производящее шум, в отдельное помещение. Необходимо снизить шум на всех участках завода, что, кстати сказать, для администрации сейчас является наиболее трудной задачей.
Рабочие, имеющие контакт с пылью, обязаны проходить периодическое медицинское освидетельствование.
Часть мероприятий по оздоровлению условий труда, предложенных дирекции завода, уже внедрена в практику.
ЛИТЕРАТУРА
Ретнев В. М. Гигиена труда при изготовлении бетона. Л., 1963. — Румянцев Г. И. Гигиена труда, 1961, № 9, стр. 39.
Поступила 15/11 1964 г
УДК 613.6 : 622.331
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОРФОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА
А. Т. Сиденко, Г. А. Лушникова, И. Г. Целуйко, В. С. Бодяко
Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск
Торф приобретает есе большее значение в экономике Белорусской ССР не только как энергетическое сырье, но и как удобрение, позволяющее повышать урожайность сельскохозяйственных культур. Торфяная промышленность превратилась в крупную отрасль тяжелой индустрии с мощной материально-технической базой.
На предприятиях Белорусского совнархоза в 1963 г. 30% фрезерного торфа убрано пневмокомбайнами, что значительно снизило трудоемкость и себестоимость добычи торфа. Предполагается к 1966 г. полностью завершить перестройку процесса добычи торфа за счет внедрения пневмокомбайнов.
В связи с изложенным выше появилась необходимость провести своевременную санитарно-гигиеническую оценку нового технологического оборудования в торфодобывающей промышленности. Литературы по описанию условий труда механизаторов торфодобывающей промышленности на современных механизированных предприятиях мы не нашли.
Несмотря на то что по степени физической тяжести работа машиниста торфо-уборочного комбината не относится к тяжелой, имеется ряд моментов, отягощающих ее. В трудовом процессе машинистов комбайнов необходимо отметить воздействие следующих производственно-профессиональных факторов: сезонность работы и связанная с этим необходимость перестройки динамического стереотипа у работающих, территориальная разбросанность рабочих площадей, круглосуточная работа, работа при дискомфортных метеорологических условиях, а также воздействие шума, вибрации, мелкодисперсной пыли и газов.
Нами проводилось изучение условий труда машинистов пневмоуборочных комбайнов в летний период 1963 г. при работе в 3 смены.
Торфоуборочный комбайн состоит из 2 основных частей: самоходной бункерной машины для пневматической уборки фрезерного торфа и прицепного фрезерного барабана. На комбайне установлен шестицилиндровый двухтактный двигатель ЯАЗ-М206А, работающий на топливе марки ДЛ с воспламенением от сжатия. Пуск дизеля осуществляется электростартером. Мощность, необходимая для одновременного выполнения всех операций комбайном (уборка, фрезерование, передвижение), составляет примерно 120 л. с. Двигатель находится слева от кабины на расстоянии 75 см. Фрезерование торфяной залежи производится фрезерным барабаном, который прикрепляется к скобе заднего моста комбайна. Уборка торфяной крошки осуществляется за счет разрежения воздуха в бункере, создаваемого центробежным вентилятором. Под бункером проходит транспортер, с помощью которого торф выгружается из бункера в навалы в прикараванной полосе.
Первые модели торфоуборочных комбайнов имели металлическую цельносварную кабину с одной дверью, сплошным передним смотровым окном, с меньшим количеством щелей со стороны двигателя, создающих дополнительную вибрацию и шум, а также способствующих проникновению в кабину пыли и газов. Замена этой кабины на типовую от трактора ДТ-55, имеющую две двери, двустворчатое смотровое окно, несмотря на большие размеры и более удобное сидение, ухудшила условия труда машинистов комбайнов за счет увеличения шума и вибрации, уменьшения обзора рабочих полей, увеличения запыленности и загазованности.
8 Гигиена и санитария. № 7
113