Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ И КОМБАЙНАХ С ТЕПЛОВЫМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ И КОМБАЙНАХ С ТЕПЛОВЫМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ И КОМБАЙНАХ С ТЕПЛОВЫМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ»

Физиол. журн. СССР, 1938, т. XXV, в. 6, стр. 812—822,—С л о н и м А. Д., Гиг. и сан., 1953, № 7, стр. 3—11.—Снякин П. Г., в кн.: Учение И. П. Павлова в теоретической и практической медицине, в. 2, стр. 310—333, М., 1953 — Ш а х б а з я н Г. X. и Шлейф-м а н Ф. М„ Гиг. и сан., 1954, № 10, стр. 22—25.

Поступила 18/1 1955 г.

•Ь -й- "¿Г

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ

ТРУДА НА ТРАКТОРАХ И КОМБАЙНАХ С ТЕПЛОВЫМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Научные сотрудники Н. И. Волкова, Е. И. Кандаурова Из Научно-исследовательского санитарного института имени Зрисмана

Применение электрических тракторов и комбайнов является одной из наиболее перспективных областей использования электроэнергии в зерновом хозяйстве.

Наличие мощных электрических двигателей значительно изменяет условия труда трактористов и комбайнеров.

В 1954 г. бригада сотрудников Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана изучала условия труда трактористов и комбайнеров, работающих на тепловых и электрических двигателях, и исследовала влияние этих условий на организм работающих. Наблюдения проводили в Рязанской области на базе Кузьминской машинно-трак-торной станции в период весенних и осенних полевых работ. Объектом исследования были электрический трактор ХТЗ-12, электрический комбайн СЭ-5,0, дизельный трактор ДТ-54 и самоходный комбайн С-4,0.

Как на электрическом тракторе ХТЗ-12, так и на дизельном ДТ-54 имеется металлически закрытая кабина с мягким сиденьем и спинкой, рассчитанная на 2 человека. Боковые стены кабины имеют двери и четыре стены — окна, которые могут быть открыты или закрыты. Крыша кабины деревянная, крытая дерматином. Рабочие места на комбайнах расположены на открытых площадках под защитным зонтом. На площадках копнителей зонт отсутствует. Питание электрических тракторов и комбайнов осуществляется от высоковольтной сети через понижающую передвижную трансформаторную подстанцию. Кабель по мере приближения трактора или комбайна к подстанции наматывается на специальный барабан, находящийся в передней части трактора и на комбайне. Длина кабеля равна 800 м, что дает возможность обрабатывать площадь в 15 га, не перемещая подстанции.

Основными критериями сравнительной характеристики санитарно-гигиенических условий труда на этих машинах являются: метеорологический фактор, запыленность воздуха, вибрация и шум. На механизмах с тепловыми двигателями, кроме того, происходит загрязнение воздушной среды выхлопными газами. Метеорологические условия на рабочих местах трактористов и комбайнеров зависят от атмосферных условий, от аэрации кабины трактора и близости расположения источников тепловыделения к рабочему месту.

В кабине теплового трактора температура в течение всего периода исследования была на 6—7° выше, чем в кабине электрического трактора; крайне неблагоприятны условия труда в закрытой кабине теплового трактора, где после 30—40 минут непрерывной работы температура воздуха поднимается до 32°, превышая наружную более чем на 10—12°. В открытой кабине температура воздуха приближается к наружной. Температура

ограждений кабины (передняя стенка и пол) теплового трактора выше, чем в кабине электрического трактора, на 4—5°. Подобное явление следует отнести за счет большого нагрева ограждений от теплового двигателя.

Скорость движения воздуха в кабинах не превышает 0,5—0,7 ад/сек. Интенсивность солнечной радиации в поле в дни исследований весной (апрель—май) составляла от 1,2 до 1,4 м кал/см2/м, а летом (июль— август) достигала 1,5—1,6 м кал/см2/м.

Температура воздуха на рабочих площадках комбайна не отличалась от наружной в эти же дни. Расположение мотора рядом с рабочей площадкой комбайнера является причиной значительного нагрева поверхности без заметной разницы для теплового и электрического комбайна.

Рабочие площадки комбайнеров на комбайнах обоих типов оборудованы зонтами для защиты от солнечной радиации. На площадке копнителя защитные зонты отсутствуют, и работающие на нем подвергаются воздействию солнечной радиации интенсивностью от 1,2 до 1,5 м кал/см2/м. Естественно, что инсоляция в сочетании со значительным физическим напряжением, которое испытывают работающие на копнителе теплового комбайна, может вызывать нарушения терморегуляторных процессов организма.

Во время пахоты и сева воздушная среда в кабине трактора загрязняется почвенной пылью, поднимаемой ходовой системой трактора и прицепным орудием. Количество пыли зависит от влажности почвы, состояния ее обработки, характера производимых работ (прицепного орудия) и от направления ветра.

При одинаковых метеорологических условиях запыленность в кабине трактора ДТ-54 значительно выше, чем в кабине электрического трактора ХТЗ-12: на тракторе ДТ-54 от 153,5 до 380 мг/м3, на электрическом — от 34,9 до 145,3 мг/м3.

По дисперсности наибольшую часть пыли составляет фракция от 1 до 5 ¡1 на тепловом (77%) и электрическом (67%) тракторе. Концентрации пыли на площадках комбайнера составляли в среднем 746,7 мг/м3 на электрическом комбайне и 288,9 мг/м3 на самоходном комбайне С-4,0. Во взвешенной пыли также преобладают фракции от 1 до 5 Пыль — смешанная (растительная и почвенная), причем органическая ее часть, т. е. пыль соломы и половы, составляет 90—97%.

Количество пыли зависит от вида культуры, быстроты движения комбайна и направления ветра. Более высокая запыленность на площадке комбайнера электрического комбайна объясняется более близким расположением копнителя к площадке комбайнера, в то время как на тепловом комбайне он находится на прицепе.

Важными моментами гигиенической оценки условий труда на тракторах и комбайнах являются также вибрация и шум. Основными источниками вибрации служат двигатели, расположенные в передних частях обоих тракторов. При движении трактора коробка передач ходовой системы и неровности почвы являются дополнительными источниками вибраций, меняющими их первоначальный характер. Виброграммы записывались во время стоянки трактора с включенным двигателем и во время работы при движении.

Как видно из данных табл. 1, наиболее неблагоприятные показатели имеют место на тепловом тракторе во всех точках кабины.

Количество почвенных толчков и их амплитуда зависят от характера работы, производимой трактором, и от состояния почвы. При первичной вспашке и сухой почве количество-толчков больше и амплитуда их выше, чем при повторной вспашке или во время сева, когда почва значительно мягче и трактор идет более плавно. Дополнительные толчки во время движения трактора несколько меняют характер первоначальной вибрации в сторону уменьшения периода, причем это более выражено на тепло-

Таблица 1

Характеристика вибраций на тракторах ХТЗ-12 и ДТ-54

Трактор ХТЗ-12 Трактор ДТ-54

Место измерения вибраций вибрация толчки вибрация толчки

периоды в секунду амплитуда в микронах количество в секунду амплитуда в микронах периоды в секунду амплитуда в микронах количество в секунду амплитуда в микронах

Передняя стенка кабины На стоянке с включенным мотором 38-40 186—250 50-57 180-270

При движении трактора 30-32 33-85 1-4 81-2 500 30-36 75-240 4-6 500-1 600

Пол кабины На стоянке с включенным мотором 25-27 30-40 42-45 40-85

• При движении трактора 27—30 40-68 7-12 250-1 660 36-43 62—233 3-7 500-1 600

Рычаги управления Металлическая часть Деревянная часть 40-42 40-42 33-100 20—35 52-56 48-52 41—166 83-208

Задняя стенка кабины На стоянке с включенным мотором 39-40 83—208 42-45 40-160

При движении трактора 10-15 40—311 8-10 600-830 30-32 30-250 3-5 300—840

Сиденье во время движения трактора Твердая часть сиденья Мягкая часть сиденья 24-35 4-7 , 40-200 20—60 4-10 160—1 665 45-48 28-33 33—120 15—40 5-8 5-8 160—1 600 160—1 600

Спинка (мягкая часть) 8-Ю 35-250 3-5 160—1 665 30—33 41-83 4-10 160—2 000

Таблица 2

Характеристика вибраций па электрическом комбайне СЭ-5,0 и самоходном С-4,6

с:э- 5,0 С-4.0

Место измерения вибрации вибрация толчки вибрация толчки

периоды в секунду амплитуда в микронах количество в секунду амплитуда в микронах периоды в секунду амплитуда в микронах количество в секунду амплитуда в микронах

Пол на площадке комбайнера На стоянке при включенном двигателе При работе комбайна 16—18 16—18 50-130 40-130 5-7 200—680 16-18 24-26 20-180 21-250 6-8 230-720

Сиденье комбайнера При работе комбайна 15—17 40—160 4—6 220-640 15-20 10-24 5-6 250—756

Площадка копни- На стоянке при включенном двигателе 18-20 41—330 15-20 25-28

теля * При работе комбайна При разгрузке бункера 21—24 21-26 36—300 70—450 6-8 250-750 16-18 13-15 24-205 40-275 7-8 415-1 210

Примечание. Сиденье на электрическом комбайне было в неисправном состоянии, поэтому амплитуда значительно больше, чем на сиденьи самоходного комбайна.

вом тракторе. Несколько иной характер вибраций на комбайне и копнителе.

Как видно из данных табл. 2, частота колебаний на площадках комбайнера электрического и теплового комбайнов одинакова во время стоянки и несколько больше на самоходном комбайне (С-4,0) во время его работы. Амплитуда колебаний также выше на тепловом комбайне по сравнению с электрическим.

Обратное явление наблюдается на площадках копнителя. Как по частоте, так и по амплитуде вибрация более резко выражена на электрическом комбайне. Особенно заметно это различие во время стоянки комбайна, при разгрузке бункера. Подобное различие зависит от неодинаковой конструкции расположения рабочих площадок копнителя.

Следует отметить, что обнаруженные параметры вибрации на тракторах являются высокими и потенциально неблагоприятными. Вопрос об устранении вибрации или по крайней мере ее уменьшении должен составить одну из первоочередных задач в деле оздоровления условий труда трактористов, что должно быть учтено при создании конструкций новых типов тракторов.

Работа на тракторах проводится в условиях значительного шума. Основным его источником является двигатель трактора. Во время движения шум значительно усиливается за счет металлических частей гусеничного хода, коробки передач, муфты сцепления и других частей трактора.

Таблица 3 Характеристика шума на рабочем месте тракториста

Время измерения ДТ-54 ХТЗ-12

Уровень громкости шума

в децибеллах

Стоянка трактора с закрытой

кабиной ....... 86—88 76—78

Работа трактора ..... 102—104 96—98

Работа трактора (пахота) с

открытой кабиной .... 114—116 94—96.

Частота в герцах

Движение трактора .... 320—2 150 320—1 080

Представленные в табл. 3 данные по характеристике шума на тракторах свидетельствуют о том, что уровень громкости шума и его частота на тепловом тракторе на 10—12 децибелл выше, чем на электрическом. Однако уровень шума как на первом, так и на втором виде тракторов является высоким.

Помимо изучения производственной среды, была сделана попытка выявить влияние условий труда на организм работающих. С этой целью были проведены исследования некоторых физиологических реакций организма. Исследовали частоту пульса, кровяное давление, температуру кожи лба и груди до работы, в середине рабочего дня и после работы. Наблюдения проводили над группой из 9 человек (6 трактористов и 3 комбайнера) в течение 10 дней. Обнаруженные изменения реакций организма были весьма неустойчивы. Опрос трактористов о самочувствии по окончании работы выявил у большинства жалобы на головную боль, шум в ушах и некоторое снижение слуха к концу рабочего дня. Никакого

различия в жалобах при работе на тракторах и комбайнах с различными типами двигателей отметить не удалось.

На основа««и полученных данных можно сделать предварительный вывод о некотором гигиеническом преимуществе тракторов с электрическими двигателями (отсутствие загрязнения воздуха выхлопными газами и контакта с топливом и смазочным« маслами, меньшая запыленность воздуха, более благоприятные метеорологические условия, меньшая интенсивность шума и более благоприятные параметры вибраций).

Тракторы и комбайны с обоими типами двигателей нуждаются в ряде конструктивных усовершенствований, 'Необходимых для оздоровления условий труда.

Основные усовершенствования должны итти по линии:

1. Теплоизоляции нагревающихся поверхностей на тракторах и комбайнах с тепловыми двигателями внутреннего сгорания с таким расчетом, чтобы температура пола и передней стенки кабины не превышала летом температуры воздуха в кабине.

2. Устройства приточной вентиляции в кабине тракторов с очисткой подаваемого воздуха от пыли и газов.

3. Устройства глушителя на выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания.

4. Устройства амортизирующего сиденья с мягкой спинкой для комбайнера.

5. Установления прокладки из материала, амортизирующего сотрясения, между рамой трактора и полом кабины для уменьшения вибрации кабины при работе двигателя.

6. Максимального удаления от рабочего места на комбайне радиатора, охлаждающего двигатель.

7. Оборудования площадки копнителей на комбайнах зонтами для защиты от солнечной радиации.

8. Поднятия площадки комбайнера в целях уменьшения запыленности в зоне дыхания комбайнера.

Поступила 2/III 1955 г.

■¿Г -А- -А-

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТИПОВОГО ПРОЕКТА МАСТЕРСКИХ

ПРИ МТС

Проф. Н. К. Шифрин, инженер М. Ф. Авербах Из Горьковского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

В выстроенных за последние годы машинно-тракторных мастерских при их тщательном изучении выявляется еще ряд существенных недостатков, могущих отрицательно влиять на здоровье и производительность труда отдельных групп рабочих. Недостатки эти зависят во многом от проектирующих организаций, недостаточно учитывающих требования гигиены труда при проектировании производственных объектов на селе.

Особенно недопустимы ошибки и нарушения санитарных правил в типовых проектах.

Типовой проект ремонтной мастерской № 1662 (1954), разработанный Гипросельхозом, имеет ряд положительных сторон, главной из которых является применение поточно-узлового метода ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин.

Этот метод, организуя производство ремонта на подвижных стендах.

4*

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.