Борьба с шумом на новых пневматических комбайнах представляет большие трудности. Однако проведением некоторых конструктивных мероприятий можно добиться значительного снижения шума и создания более благоприятных условий труда машинистов. Так, замена цепной передачи с вала раздаточной коробки к вентилятору на ременную, проведенная по инициативе эксплуатационников в 1962 г., значительно снизила уровни звуковых давлений в основном за счет высокочастотных составляющих шума. Замена кабины цельносварной на типовую от трактора ДТ-55 увеличила вибрацию стенок, а также проникновение звуковой энергии от дизеля и узлов через щели и неплотности. Все это в свою очередь сказалось на повышении уровней шума в кабине и увеличении запыленности.
Производственный шум и вибрация сказываются на функции слухового анализатора. Было произведено изучение костной и воздушной 'проводимости у машинистов с помощью аудиометра АП-01. Аудиометрия производилась до и после работы. Анализ полученных данных показал, что у нестажированных машинистов не отмечено заметных сдвигов порогов слышимости. У стажированных рабочих отмечается повышение порога как воздушной, так и костной проводимости. Особенно это повышение порога слышимости приходится на звуки с высокой частотой (4000 гц), что можно связать с комбинированным действием шума и вибрации.
С целью исследования комплексного влияния неблагоприятных факторов производственной обстановки на состояние сердечно-сосудистой системы машинистов определялись частота пульса и величина кровяного давления до начала, во время работы и после окончания ее. На основании полученных данных можно заключить, что сердечно-сосудистая система у обследованных машинистов тренирована и характеризуется достаточной приспособляемостью к условиям работы.
Наблюдаемые у машинистов торфоуборочных комбайнов сдвиги со стороны частоты пульса, величины артериального давления находились в пределах физиологической нормы. Материалы изучения условий труда машинистов комбайнов с рекомендациями по оздоровлению их направлены в Управление торфяной промышленности БССР, заводу-изготовителю «Двигатель Революции» и ВНИИТП при ВСНХ для дальнейшего усовершенствования конструкции торфоуборочных комбайнов.
Поступила 16/1II 1964 г
#
\
УДК 613.645 + 612.53-06 : 612.014.44
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ
ИНФРАКРАСНОЙ РАДИАЦИИ
Канд. мед. наук М. Л. Липецкий
Ф
Персональная группа АМН СССР действ, члена АМН СССР проф. В. К. Навроцкого,
Харьков
Мы сравнивали воздействие на кроликов инфракрасных лучей большой (1,2 кал!см2 в 1 мин.) и малой (0,17 кал/см2 в 1 мин.) интенсивности при спектре лучистого потока, равном 3 мк.
Для этого животного с выстриженной правой и левой боковой поверхностью привязывали к доске. Правую сторону кролика заслоняли экраном, покрытым асбестом. Экран имел отверстие 8x10 см, через которое и производили облучение выстриженной поверхности. Источником инфракрасных лучей служил обогревательный рефлектор. Облучали животных ежедневно на протяжении 1 месяца. Каждый сеанс продолжался 60 мин.
Показателем состояния физической терморегуляции служила температура тела (ректальная) и различных областей тела (облучаемой и необлучаемой боковой поверхности и ушей). Температуру измеряли малоинерционным электротермометром ЭТУ-М. Измерения выполняли через каждые 5 мин. в течение 30 мин. до облучения (исходный фон), затем в период облучения и, наконец, в течение 30 мин. после облучения (восстановительный период). Результаты опытов подвергнуты статистической обработке по методу Фишера—Стьюдента.
Серию опытов по облучению инфракрасными лучами интенсивностью 1,2 кал/см2 в 1 мин. проводили на 4 кроликах весом 2—3 кг. Исходная температура правой и левой боковой поверхности этих кроликов составляла 34,2° (при среднем квадратичном отклонении для правой стороны± 1,2°, для левой±1,1°), температура ушей равнялась 29,2° (при среднем квадратичном отклонении для правого уха +1°, для левого + 1,1°), ректальная температура составляла 39+0,4°.
Кривые изменения температуры через каждые 5 мин. облучения и восстановительного периода (средние показатели для 4 кроликов) представлены на рис. 1.
8*
115
Как видно из кривой (/), температура правой боковой поверхности в течение первых минут облучения поднималась выше 42°. Мы не имели возможности измерить ее, так как шкала термометра кончалась на 42°. Высокий уровень температуры удерживался в течение всего периода облучения. Температура левой необлученной боковой поверхности (2), а также ректальная (5) не отклонялась от исходного уровня. Значительно повышалась температура ушей (3—правое ухо, 4 — левое), особенно в первые 10 мин. облучения. В течение этого времени она повышалась почти на 3°.
В дальнейшем прирост температуры был медленным, и с 20—30-й минуты она более не повышалась.
После прекращения облучения температура облучаемой боковой поверхности и ушей довольно быстро понижалась и через 20—30 мин. устанавливалась на исходных показателях.
Динамика изменений указанных температур была одинаковой во всех опытах, проводимых в течение 1 месяца.
Серия опытов по облучению инфракрасными лучами интенсивностью 0,17 кал!см2 в 1 мин. проведена на 6 кроликах. Исходная температура правой боковой поверхности у них составляла
33,1 + 1,3°, левой — 32,8+1,7°, правого уха — 28,2+1,9° и левого — 28+2,1°. Ректальная температура равнялась 39,1+0,6°. Результаты, полученные в первые и вторые 2 недели облучения, оказались неодинаковыми. Поэтому они будут рассмотрены раздельно.
В первые 2 недели облучения температура правой боковой поверхности животных круто повышалась уже в первые 5 мин. облучения. В течение этого времени она превышала исходную в среднем на 3° (рис. 2, кривая/). В последующие 10 мин. температура продолжала повышаться, но менее интенсивно. Далее она устанавливалась на максимальном уровне, превышая исходные показатели более чем на 4°. Во вторые 30 мин. облучения температу-тура несколько снижалась.
Температура левой боковой поверхности в первые 30 мин. облучения правой стороны не изменялась (кривая 2), а во вторые 30 мин. значительно понижалась. Разница между температурой левой боковой поверхности в первые и во вторые 30 мин. воздействия инфракрасных лучей имела высокую степень значимости (/><0,001).
При облучении очень быстро повышалась температура правого уха (кривая 3). В первые 10 мин. облучения она превышала исходный уровень в среднем на 1,8°, а в последующие полчаса поднималась еще выше. Отклонения были статистически значимыми (Я<0,02). Температура левого уха (кривая 4) поднималась менее значительно и менее устойчиво, и повышение было статистически незначимым (/>>0,05).
Ректальная температура не изменялась (кривая 5).
После прекращения облучения в течение 15—20 мин. температура боковых поверхностей и ушей устанавливалась на исходном уровне.
Во вторые 2 недели облучения отмечалось только повышение температуры на облучаемой боковой поверхности. Температура противоположной боковой поверхности и ушей не выходила за пределы колебаний, наблюдаемых до облучения. Не изменялась также и ректальная температура.
Таким образом, изменения в терморегуляции при воздействии инфракрасной радиации направлены на удержание температуры внутренней среды на постоянном уровне. Одним из важных механизмов физической терморегуляции является тепло-
t°
Время (в манд тал)
Рис. 1. Температура при облучении кроликов инфракрасными лучами интенсивностью 1,2 кал/см2
в 1 мин.
А — облучение; Б — восстановительный период; 1 — облучаемая правая боковая поверхность; 2 — необлучаемая левая боковая поверхность; 3 — правое ухо; 4 — левое ухо; 5 — rectum. Пунктирная линия разделяет период
облучения на первые и вторые 30 мин.
отдача, которая тем больше, чем больше крови притекает к коже. У кроликов уши — основной орган физической терморегуляции. Проявлением интенсивности кровоснабжения служит температура исследуемой области.
При облучении интенсивностью 1,2 кал значительно повышается теплоотдача с обоих ушей. Показатель этого — крутое повышение температуры. Повышение теплоотдачи ушей полностью обеспечивает
А
Ь
удержание температуры внутренней среды на постоянном уровне (не изменяется ректальная температура).
Иные отношения складываются при воздействии инфракрасной радиации малой интенсивности. В первые 2 недели облучения вместе с повышением температуры правой облучаемой боковой поверхности увеличивается теплоотдача гомолатераль-ного уха. Противоположное ухо не дает постоянного и стабильного повышения температуры. Теплоотдача же необлучаемой левой боковой поверхности во вторые 30 мин. облучения понижается.
Между поверхностями с повышенной и пониженной теплоотдачей устанавливается динамическое равновесие, при котором температура внутренней среды организма удерживается на постоянном (исходном)
уровне.
Повышение теплоотдачи в одном или обоих ушах есть явление рефлекторное. Это защитный рефлекс, направленный на предохранение организма от повышения температуры внутренней среды. Но, по-ви- , димому, названный рефлекс неадекватен тому незначительному количеству тепла, которое поступает во внутреннюю среду организма при воздействии инфракрасных лучей малой интенсивности. Это и обусловило возникновение вторичной компенсаторной реакции, проявившейся в снижении теплоотдачи необлучаемой боковой поверхности. В пользу того что реакция эта оказывается вторичной, свидетельствует возникновение ее во вторые 30 мин. облучения. Повышение же теплоотдачи со стороны ушей наступает с первых минут облучения.
Однако такой способ удержания температуры внутренней среды на постоянном уровне при малой интенсивности облучения сложен, неэкономичен и биологически неоправдан. Поэтому в дальнейшем, во вторые 2 недели опыта, необлучаемые поверхности совсем перестают реагировать на воздействие инфракрасных лучей. В этом сказывается тенденция ко все большему усовершенствованию приспособительных механизмов с целью наиболее тонкого уравновешивания организма с внешней средой.
Поступила 23/1II 1964 г.
-1-1—1-т-I---1-1-Г-—г
о 10 20 30 40 50
Время (в минута* )
Рис. 2. Температура в первые 2 недели облучения кроликов инфракрасными лучами интенсивностью 0,17 кал!см2 в 1 мин.
Обозначения те же, что и на рис. 1.
УДК 613.68 : 613.166 ( 213)
УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ НА СУХОГРУЗНЫХ
СУДАХ ПРИ ПЛАВАНИИ В ТРОПИКАХ
Канд. мед. наук /О. М. Стенько
Центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены водного транспорта,
Москва
На теплоходе «Лениногорск», совершавшем рейс по маршруту Одесса—Висакга-патнам—Калькутта—Сингапур—Светтенгам—Пенанг—Одесса с мая по август 1959 г., были исследованы условия труда и отдыха моряков.
На этом корабле создан комплекс бытовых помещений для нормальной жизнедеятельности экипажа в длительном плавании вдали от берегов.