ших отделах центральной нервной системы, поэтому следует поставить вопрос о пересмотре указанного норматива (0,01 мг/м3) в сторону снижения.
4. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости пересмотра ширины санитарно-защитной зоны в сторону увеличения.
ЛИТЕРАТУРА
#
Л е й т е с Р. Г. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, в. 1, стр. 90. — Мелехина В. П. Гиг. и сан., 1960, № 7, стр. 71.— Павловская Н. А. Изолирование, обнаружение и определение малых количеств ртути при судебнохимических исследованиях. Дисс. канд. М., 1954. — Полежаев Н Г. Гиг. и сан., 1956, № 6, стр. 74. — Рязанов В. А. Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, в. 1, стр. 26. — Brigatti L., Med. Lavoro. 1949, v. 40, p. 233.—Idem, Ibid., p. 240. — S t о с k A., Biochem. Z., 1940,-Bd. 304, S. 73. — Idem, Ibid., 1943, Bd. 316, S. 108.
Поступила 21/VII 1961 г.
it i? ft
t
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЙ
СКОРОСТНОГО ТРАКТОРА ДТ-75
Научный сотрудник А. П. Павлова, старший научный сотрудник Л. А. Шульженко, химик Р. И. Успенская
Из Саратовского научно-исследовательского института сельской гигиены ч X. Министерства здравоохранения РСФСР
В связи с большим подъемом сельского хозяйства январский Пленум КПСС выдвинул одну из важнейших и неотложных задач — расширить производство мощных тракт-£$дв с повышенными скоростями к соответствующих орудий к ним.
Заводы выпускают новые образцйг колесных и гусеничных тракторов, которые будут работать на повышенйых скоростях, что обусловит значительное увеличение производительности труда механизаторов.
Из работ Т. А. Орловой (1955), Н. И/Волковой, Е. И. Кандауро-вой (1956), М. Д. Разумовского (1955) известно, что условия труда на тракторах различных марок далеко не всегда отвечали гигиеническим требованиям. Устранить выявленные конструктивные недостатки тракторов в период испытания их опытных образцов на машинно-испытательных станциях, значительно легче, чем изменить конструкцию серий- * ного трактора.
В весенний и осенний периоды 1960 г. нами проводились гигиенические исследования на Северо-Кавказской машинно-испытательной станции и в Кубанском НИИТИМ во время испытания некоторых новых марок скоростных тракторов: ДТ-75, Т-75, Т-74, Т-30, Т-28, Т-28М, МТЗ-5МС, МТЗ-7МС. Наиболее полный цикл исследований удалось провести при испытании гусеничного скоростного трактора ДТ-75, выпускаемого Волгоградским тракторным заводом. У этого трактора имеете мощный двигатель — 75 лошадиных сил — с максимальным числом.оборотов холостого хода 1800 об/мин. В настоящее время скорость движения трактора при пахоте (6—7 км/час) ограничивается ввиду отсутствия прицепных и навесных орудий, удобных для работы на повышенных скоростях.
На тракторе ДТ-75 имеется двухместная кабина. Крыша кабины состоит из прессованного картона, сиденье мягкое с высокой мягкой
спинкой, подлокотников нет; полы металлические без резинового коврика; в крыше (в передней части кабины) имеется крыльчатый вентилятор, подающий в кабину наружный воздух.
В кабине имеется две двери, четыре окна. Верхняя часть стенок кабины во всех направлениях остеклена. Стекла в дверях опускаются с помощью неудобных остроконечных рукояток. Приборы в кабине освещаются одним светильником, расположенным на передней стенке; вверху кабины (в задней стенке) установлен осветительный плафон. Для освещения поля во время ночных работ на тракторе установлено четыре фары. В кабине имеются штепсельные розетки для переносной лампы и сигнального устройства. Обзорного зеркала на тракторе нет. Отсутствует подножка с перилами, что затрудняет посадку в кабину трактора. Над гусеницами на уровне кабины имеется козырек шириной 15 см, который недостаточно закрывает гусеницу.
Управление трактором ручное. При этом, по данным измерения научного сотрудника С. М. Гимейна, трактористу приходится преодолевать усилие на рычаге преобразователя до 18 кг, на других рычагах и педалях — до 5—12 кг.
В кабине выделены места для термоса с питьевой водой и для хранения инструмента. Имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Гигиенические наблюдения проводились в каждый из периодов в течение 8—12 дней во время пахотьГ и испытаний машин с тяговым усилием.
Ежедневно многократно в различных условиях измеряли температуру, влажность, движение воздуха. Проводили исследования воздуха на запыленность и загазованность. Была определена также сила шума и записаны виброграммы с поверхностей в кабине.
Температура воздуха в кабине трактора ДТ-75 в летний период в некоторые дни даже с включенным вентилятором достигала 45°, а в осенний — 39°. При выключении вентилятора температура повышалась на 4—6°. Влажность воздуха в кабине в различные дни измерений резко колебалась — от 19 до 91 %.
Скорость движения воздуха при включенном вентиляторе в кабине была 1,3—1,8 м/сек при скорости ветра 2,1 м/сек\ скорость движения воздуха в кабине с открытыми окнами увеличивалась на 0,5 м/сек.
Температура пола и передней стенки кабины при наших измерениях в летнее время была от 37 до 42°, а в жаркие дни превышала 42°.
Содержание пыли в воздухе кабины колебалось в летний период от 12 до 25 мг/м3, в осенний — от 4 до 20 мг/м3.
Уровень шума в кабине при различных условиях работы трактора достигал во время пахоты 117 дб. Вибрация отдельных деталей и поверхностей в кабине определялась по виброграммам, записанным прибором ВР-1. Установлено, что при работе двигателя на месте на средних оборотах частота колебаний поверхностей кабины составляла 40—50 гц, амплитуда почти во всех случаях измерений была больше допустимой.
Измерение освещенности было проведено не только в кабине трактора, но и на расстоянии 1, 5, 10, 20 м перед трактором и за ним. Освещенность шкал приборов в кабине была равна 14 лк, между тем по нормам для наблюдения за шкалами освещенность должна быть не менее 30 лк. Освещенность на уровне земли на расстоянии 1 м от трактора равна 7 л/с, на таком же расстоянии на 1 м выше земли — 21 лк. Освещенность поверхности земли на расстоянии 20 м впереди трактора равна 1 лк и меньше. Такое освещение не отвечает гигиеническим требованиям. *
В воздухе кабины трактора ДТ-75 во всех исследованиях были найдены углеводороды. Содержание их колебалось от 0,004 до 0,07 мг/л, не превышая предельно допустимого уровня.
Что касается окиси углерода, то из 10 в 5 пробах содержание окиси углерода было выше предельно допустимой концентрации и достигало 0,07 мг]л. Наличие высоких концентраций окиси углерода в кабине является следствием неправильной работы карбюратора, через который подается неравномерная смесь топлива и воздуха, а также результатом попадания масла в камеру сгорания (В. И. Еланский, 1946; А. С. Ирисов, Н. И. Итинская, 1959). Содержание тетраэтилсвинца в воздухе кабины не обнаружено.
При физиологических наблюдениях до и после работы у трактористов обнаружены заметные функциональные сдвиги, характеризующие процесс утомления. К концу рабочего дня 1 снижалась сила основных нервных процессов. В результате проверки электровозбудимости зрительного анализатора и исследований корректурным методом по таблицам Иванова—Смоленского было выявлено преобладание процесса торможения. Утомление также выразилось в удлинении времени ответных реакций на световой и звуковой раздражители и в увеличении числа ошибок. К концу рабочего дня у большинства трактористов отмечено повышение температуры тела и кожи. Признаки утомления к концу рабочего дня были более выражены по сравнению с контрольной группой, в которую входили мужчины такого же возраста, но не работающие на тракторе.
На основании полученных данных заводу-изготовителю было рекомендовано обеспечить в кабине трактора ДТ-75 температуру и чистоту воздуха, которые соответствовали бы санитарным требованиям, провести дополнительную звукоизоляцию и амортизацию кабины для уменьшения шума и вибрации, сделать у сиденья подлокотники, изменить устройство для опускания стекол на более удобное и снабдить кабину резиновым ковриком, переносной лампой, сигнальным устройством, обзорным зеркалом, а также оборудовать на тракторе специальную подножку с перилами и приспособлением для очистки ног при посадке в кабину. Было предложено также оградить гусеницы трактора на уровне кабины и обеспечить кабину трактора нагревательным прибором для отопления в холодное время года.
Волгоградский тракторный завод в августе i960 г., основываясь на результатах гигиенических исследований, усовершенствовал конструкцию трактора и изготовил два новых опытных образца трактора ДТ-75, в которых проведен ряд улучшений. Для снижения температуры воздуха в кабине на тракторе увеличено подкапотное пространство, организован выброс горячего воздуха через сетчатые боковины и проведена термоизоляция пола и передней стенки кабины. Кроме того, на тракторе установлен стальной масляный радиатор вместо сильно нагревающегося латунного.
Кабина оборудована зеркалом и сплошным задним окном. Положение сиденья водителя регулируется по высоте и длине кабины; сиденья сделаны из губчатой резины. В октябре 1960 г. нами повторно проведены гигиенические исследования на -новых опытных образцах ДТ-75, испытываемых на Северо-Кавказской МИС и в Кубанском НИИТИМ.
Установлено снижение шума в кабине опытного усовершенствованного трактора на 8—12 дб. Температура передней стенки кабины тоже стала ниже и не превышает 35° при наружной температуре 22,4°.
На усовершенствованных образцах трактора ДТ-75 все химические ингредиенты в воздушной среде кабины были обнаружены в концентрациях меньших, чем на первых машинах этой марки. Содержание углеводородов колебалось от 0,005 до 0,008 мг/л, окиси углерода — от 0,004 до 0,022 мг/л. Только в 2 из 5 определений концентрации окиси
1 Рабочий день трактористов длился 12 часов.
2 Гигиена и санитария, N?
17
углерода были выше предельной нормы *и составляли 0,021 и 0,0'22 жг/л.
Таким образом, внесенные изменения в конструкцию трактора ДТ-75 до некоторой степени способствовали уменьшению воздействия вредных факторов на здоровье водителя. Однако требуется дальнейшее совершенствование машины для создания более благоприятных условий труда.
В 19Ы г- на Волгоградском тракторном заводе -продолжается работа по усовершенствованию конструкции трактора ДТ-75. На новейших образцах этой марки уже оборудовано отопительное устройство для обогрева кабины в холодное время года. Справа, на боковой стенке кабины, сделан подлокотник, имеется обзорное зеркало.
ЛИТЕРАТУРА
Волкопа Н. И., Кандаурова Е. И. Гиг. и сан., 1956, № 4, стр. 22. Еланский В. И. Оценка качеств моторных топлив. Л., 1946. — Ирисов А. С., И т и и с к а я Н. И. Топливо и смазочные материалы. М., 1959. — Орлова Т. А. Гиг. и сан., 1955, № 6, стр. 22. — Разумовский М. Д. Там же, 1955, № 7. стр. 17. '
Поступила 28/VI >961 г.
HYGIENIC EVALUATION OF THE IMPROVEMENTS MADE IN HIGHSPEED
TRACTORS DT-75
A. P. Pavlova, Junior Scientific Worker L. A. Shulzhenko, Senior Scientific Worker
R. /. Uspenskaya, chemist
Physiological and hygienic investigations were performed at machine experimental station during the testing of trial models of highspeed caterpillar tractor DT-75. Measures for improving working conditions of the operators servicing these machines were suggested. Consequently, the tractor plant has introduced some additional improvements in the design of the tractor.
Although the subsequent tests revealed more favorable working conditions on the tractor, its further reconstruction is still required.
л
iz it it
УСЛОВИЯ ТРУДА МАШИНИСТОВ БАШЕННЫХ КРАНОВ
И МЕРЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Кандидат медицинских наук Е. Ф. Медведева
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
#
В жилищном строительстве в настоящее время широко применяют башенные краны, удовлетворяющие потребности строительства зданий различной высоты: от малоэтажных до 10—12-этажных с грузоподьем-ностью 3—5 тонн и выше. В связи с этим очень распространена профессия крановщика.
В доступной отечественной и зарубежной литературе имеется небольшое количество'работ, посвященных изучению гигиенических условий работу крановщиков, в тяжелом машиностроении (в горячих цехах) (Б. М. Белсрусец, 1956; Roberts, 1953; Sadler, 1953, и др.) и крановщиков морских портов (Е. П. Загорская,. 1959; С. Я. Самойлов и Н. Г. Трифель, 1951). Однако гигиенические условия работы крановщиков башенных кранов, работающих в течение всего года на строитель ной площадке, существенно отличаются.
Задачей настоящего исследования являлось изучение гигиенических условий труда и разработка санитарно-гигиенических требований к конструкции кабины башенного крана.