Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ТРУДА ТРАКТОРИСТОВ ПРИ РАБОТЕ НА ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРАХ С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ТРУДА ТРАКТОРИСТОВ ПРИ РАБОТЕ НА ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРАХ С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY AND HYGIENIC CHARACTERISTICS OF WORKING CONDITIONS OF TRACTOR OPERATORS ON HIGH-SPEED CATERPILLAR TRACTORS

The authors investigated working conditions of tractor drivers during the operation of new experimental high-speed tractors DT-75, T-76 and T-75-100. The results obtained indicate that the increase оf speed of tractor aggregates was accompanied by a rise in the number of angular and longitudinal oscillations of tractors and of the dust level in the atmosphere within the breathing zone of tractor drivers. Besides, the driving itself has become more complicated, since the time allotted for the fulfilment of separate working operations was shortened considerably. Due to certain defects of design in the machinery, the air temperature inside the cabin exceeded that of ihe outside atmosphere by 20°C. The noise level at operator’s seat reached 114 decibels with a high frequency range. The fan devoid of any air filter drove the dust-laden air right into the cabin. The carbon monoxide concentration in the air of the cabin was 4 to 5 times higher than is maximally permissible. Physiological tests performed on tractor drivers showed changes of static reflex towards increasing the number and amplitude of body oscillations, an increase of threshold value of auditory sensitivity to high frequencies, a rise of body temperature by 0,8 to 1,0°C, an increase of pulse rate by 40 beats a minute towards the end of the working day, a fall of the muscular working capacity and a shortening of the period of vision-motor reaction and that of visual differentiation.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ТРУДА ТРАКТОРИСТОВ ПРИ РАБОТЕ НА ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРАХ С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ»

САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ

ТРУДА ТРАКТОРИСТОВ ПРИ РАБОТЕ ИА ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРАХ С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ

Кандидат медицинских наук А. 3. Мамсиков, кандидат медицинских наук А. А. Меньшов, научный сотрудник О. К. Кубяк, инженер А. В. Радченко

Из Киевского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных

заболеваний

Заводы тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в 1960 г. выпустили несколько образцов экспериментальных гусеничных и колесных тракторов с повышенными рабочими скоростями, которые проходили лабораторные и производственные испытания.

В соответствии с общей координацией по проблеме скоростных тракторов, осуществляемой ВАСХНИЛ, Киевскому институту гигиены труда и профессиональных заболеваний было поручено проведение исследований на гусеничных тракторах ДТ-75, Т-74, Т-76, Т-75-100, а Московскому институту гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР — на колесных тракторах. Перед нами была поставлена задача в 1960 г. дать гигиеническую и физиологическую оценку условиям труда трактористов при работе на скоростных тракторах, оценить с гигиенической точки зрения конструкции скоростных тракторов, установить источники и механизмы появления.неблагоприятных факторов труда, разработать и обосновать комплекс мероприятий по оздоровлению условий труда трактористов на скоростных тракторах для широкого внедрения их при серийном производстве.

Для решения поставленной задачи были применены методики, широко распространенные в физиологии и гигиене труда. Для измерения периодических колебаний был использован электродинамический виброметр ВИЛ-63. Регистрацию толчкообразных колебаний проводил« потенциометрическимв ускорениемерами ЭА-19А. Запись аели на осциллографе МПО-2. Интенсивность шума измеряли лабораторными шумо-мерамн Ш-З-ЛИОТ. Частотный спектр шума определяли анализаторами шумл АШ-2-ЛИОТ. Регистрирующие приборы — осциллограф и анализатор шума — располагали в автолаборатории. Физиологические сдвиги различных систем организма трактористов исследовали непосредственно в полевых условиях до начала и в конце смены. Трактористы, подвергавшиеся исследованиям, работали на тракторах всех марок в различные дни. Функциональное состояние вестибулярного аппарата исследовали методом стабиллографии, вибрационную чувствительность — при помощи модифицированного нами (А. А. Меньшов) паллестезиометра. Для исследования болевой чувствительности использовали альгезиметр Мочутковского. Слуховую чувствительность определяли при помощи аудиометра А-2 на 4096 и 512 гц. Мышечную работоспособность изучали при помощи эргографа (по Леннику), ручную и становую силу — динамометрами, кровяное давление — аппаратом Короткова, подсчитывали частоту сердечных сокращений, определяли состояние основных корковых процессов при помощи хроноскопа Витте, а также изучали терморегуляцию организма трактористов.

Все гигиенические и физиологические исследования проводили также у трактористов, работающих на серийных тракторах ДТ-54-А.

Тракторы Т-76, Т-75 (Харьковский тракторный завод), ДТ-75 и Т-75-100 (Сталинградский тракторный завод) являются гусеничными тракторами общего назначенияя, снабжены дизельными двигателями 90—100 л. с. и оборудованы цельнометаллическими двухместными кабинами с 2 дверями и 4 смотровыми окнами. На тракторах Т-74, ДТ-75 и Т-75-100 кабины снабжены приточно-обдувающими вентиляторами и приспособлением для обогрева кабины. Рабочее место тракториста оборудовано двухместным сиденьем с опорной спинкой и подлокотниками. Подушка сиденья и опорная спинка на тракторе ДТ-75 заполнены пенопластом, а на других тракторах имеются пружинные сиденья, обтянутые дермантином.

Все тракторы оборудованы гидросистемой для навешивания машин и орудий. Запуск пускового двигателя осуществляется электростартером. Данные о скоростях движения этих тракторов приведены в табл. 1.

Таблица 1 Скоростная характеристика тракторов

Ступень скорости ДТ-54-А ДТ-75 Т-74 Т-75-100

75 л. с. 100 л. с.

I 3,59 5,0 2,14 2,14 2,84

II 4,65 5,38 2,68 2,68 3,67

III 5,43 6,21 3,22 3,22 4,5

IV 6,28 6,9 4,9 4,9 5,5

V 7,25 7,67 4,95 4,95 6,1

VI — 8,54 5,97 5,97 8,8

VII _ 10,54 7,07 7,07 9,7

VIII — — 8.8 8,8 12,0

IX 10,6 10,6 14,5

На рабочем месте тракториста размещены рычаг переключения коробки передач, ручной тормоз, 2 рычага фрикционов .правого и левого поворотов, 2 ножных тормоза фрикционов, рычаг механизма сцепления, ручной акселератор, рычаги управления гидросистемой и приборный пульт.

Данные хронометража показывают, что лри работе на гусеничных тракторах общего назначения на пахоте и севе тракторист производит 11 —13 различных манипуляций в минуту с рычагами и педалями управления. Наиболее часто он включает рычаги управления поворотами трактора (фрикционы) — 10—11 включений, причем левый рычаг включает на 1—2 раза чаще правого. На скоростных тракторах, особенно при работе на высоких скоростях (8—10 км/час), рычаги включают в 2 раза чаще, чем на серийном тракторе ДТ-54-А. Измерения расстояний рукояток рычагов и педалей от спинки сиденья тракториста показывают, что тракторист при управлении трактором не может пользоваться спинкой сиденья для опоры, так как через каждые 2—3 секунды он поочередно включает различные рычаги, что связано с изменением рабочей позы.

На тракторах Т-74, Т-76 и Т-75-100 для переключения наиболее часто используемых рычагов (фрикционы, ручной тормоз, муфта сцепления) требуются усилия в 10,5—12 кг, что превышает допустимую норму в 2 раза.

Микрохронометраж и наблюдения за процессом управления скоростными тракторами показали, что тракторист все время находится в напряженном состоянии в неудобной позе — наклонившись вперед и вправо. Все внимание его сосредоточено на правильном ведении агрегата по условному следу. Для наблюдения за следам правой гусеницы тракторист вынужден наклоняться вправо и вперед, так как с положения сидя, опираясь на спинку, он не видит направления гусениц и не может правильно вести агрегат. Ответственность за работу агрегатируе-мых машин и необходимость управления навесными машинами вынуждают трактористов постоянно поворачивать голову назад для наблюдения за их работой. При пахоте трактором ДТ-75 и Т-74 с навесным плугом тракторист поворачивается назад 2—3 раза в минуту, а на тракторе ДТ-54-А — один раз.

Сиденья, установленные на скоростных тракторах, не регулируются по высоте и в горизонтальной плоскости. К недостаткам устройства ра-

бочего места на тракторах относится также отсутствие лесенок для входа и выхода из кабины.

На тракторах ДТ-54-А, Т-76, Т-75-100 двери кабины открываются передвижением в переднезаднем направлении вдоль боковых стенок. Некачественное изготовление деталей дверей пораждает перекосы и ведет к заеданию роликов на рельсе. Более рациональную конструкцию имеют двери трактора ДТ-75.

По данным хронометража, 15—20% рабочего времени тракторист занят обслуживанием трактора и техническим уходом за ним. Основными объектами внимания тракториста являются двигатель и пусковые устройства. На тракторе ДТ-54-А запуск пускового двигателя осуществляется вручную, а на скоростных тракторах — при помощи электростартера. Преимущества пусковых устройств на скоростных тракторах бесспорны, однако конструкцию их нельзя признать совершенной.

Для включения стартера и переключения его мощности на основной двигатель тракторист вынужден каждый раз выходить из кабины, так как кнопка стартера и рычаг переключения мощности размещены под капотом. Размещение пускового устройства (кнопки) и рычага переключения в кабине тракториста исключило бы необходимость выходить из обогреваемой кабины наружу, открывать и закрывать боковые крышки капота, что значительно облегчило бы процесс запуска.

На серийном тракторе ДТ-54-А, передвигающемся со скоростью 4 км/час, на амортизированной части сиденья в 98% наблюдаются толчкообразные колебания в горизонтальном направлении с ускорениями до 0,1 ^ а в вертикальном направлении — в 50,5%- Остальные колебания в подавляющем большинстве не превышают 0,2 g. На скоростном тракторе ДТ-75 (скорость 6,9 км/час) ускорения в вертикальном и горизонтальном направлениях, не превышающие 0,1 регистрируются соответственно в 39,5 и 38,5%. Почти также часто обнаруживаются вертикальные и горизонтальные колебания с ускорением от 0,1 до 0,2 ё. Примерно в 20% случаев в обоих направлениях имеют место ускорения в диапазоне от 0,2 до 0,8 g. Свыше 0,4 5 имеются лишь единичные колебания, чаще в вертикальном направлении.

На тракторе Т-74 (скорость 7 км/час) вертикальные колебания в 33,8% имеют ускорения до 0,1 но в большинстве случаев не превышают 0,2 д и только в единичных случаях находятся в диапазоне от 0,2 до 0,5 Ускорения горизонтальных колебаний более чем в 70% случаев не превышают 0,1 но зато остальные колебания приблизительно равномерно зарегистрированы в других диапазонах (0,2—0,8 д).

На тракторе Т-75-100 (скорость 8,8 км/час), так же как и на тракторе Т-74, вертикальные колебания с ускорениями до 0,1 g встречаются в 34% случаев, а горизонтальные — в 64,8%. Другие вертикальные колебания имеют более высокие ускорения — от 0,1 до 0,3 а горизонтальные не превышают 0,2 д. Следует отметить, что единичные горизонтальные и вертикальные колебания превышали 0,3 но колебаний с ускорениями выше 0,5 g обнаружено не было.

При сравнении величин ускорений на сиденьях тракторов различных типов установлено, что наименьшие вертикальные ускорения имеются на тракторе ДТ-75 при скорости 6,9 км/час, несколько большие ускорения имеют место на тракторе Т-74 при скорости 7 км/час, а наиболее высокие вертикальные ускорения чаще всего обнаруживаются на тракторе Т-75-100 при скорости 8,8 км/час на режиме в 100 л. е., что может быть объяснено более высокой скоростью соответствующих тракторов.

В горизонтальном направлении наименьшие ускорения обнаружены на Т-75-100 (с режимом 100 л. е.), более выражены они на Т-74 и наибольшие ускорения чаще всего имеют место на тракторе ДТ-75. По-видимому, амортизационная система на тракторе ДТ-75 менее совершенна

для гашения горизонтальных продольных колебаний, чем на тракторах Т-75-100 и Т-74.

При исследовании периодических вибраций на рычагах бортовых фрикционов установлено, что на серийном тракторе ДТ-54-А частота ее равна 65 гц, а амплитуда составляет 0,02 мм, на скоростном тракторе Т-75-100 частота вибрации — 35 гц при амплитуде 0,1 мм. На полу кабины и на раме сиденья трактора ДТ-54-А периодические вибрации, распространяющиеся от двигателя, имеют частоту 65 гц, а амплитуду 0,06 мм, а на амортизированной части сиденья амплитуда равна 0,015 мм при той же частоте. Подобные соотношения амплитуд обнаружены на скоростном тракторе Г-75-100: при частоте 35 гц на 1 раме сиденья амплитуды имеют ве-личины 0,08 мм, на амортизирован-ной части сиденья в 4 раза мень- f ше — 0,02 мм. | во

Результаты исследования шума <1 в закрытых кабинах скоростных t so

тракторов по сравнению с серий- | ными тракторами ДТ-54-А приведены на рис. 1.

Из представленных данных видно, что на максимальной скорости при пахоте наибольшие уровни в пределах средних и высоких частот наблюдаются на тракторе Т-74. Общий уровень шума в кабине этого трактора на 29 дб превышает предельно допустимый, а в кабине трактора ДТ-75 — на 25 дб. Интенсивность шума тракторов Т-76 и

Т-75-100 и серийного трактора ДТ-54-А в области высоких частот примерно одинакова. Однако в пределах свыше 3000 гц наименьшие уровни шума обнаружены в кабине тракторов ДТ-54-А, Т-76 и Т-75-100. В кабинах этих тракторов шум превышает допустимые уровни на 20 дб (ДТ-54-А и Т-75) и 22 дб (Т-75-100).

При открытых дверках кабины на всех тракторах уровень шума ниже на 5—7 дб. Основным источником шума этих тракторов является дизельный двигатель. Наиболее шумными узлами дизеля ябляются выхлопная система и топливная аппаратура — насос, привод и регулятор его, а также коробка клапанов, шум которых при максимальных оборотах двигателя на 5—7 дб превышает уровень шума других узлов его.

Шум внутри кабины с закрытыми дверями обычно на 5—7 дб выше, чем непосредственно у двигателя. Уровень шума у передней панели кабины на 3 дб ниже, чем на уровне головы сидящего тракториста. Это указывает на то, что металлическая кабина трактора представляет собой дополнительный источник корпусных шумов вследствие передающихся от двигателя вибраций, а также способствует повышению уровня шума за счет отраженной звуковой энергии внутри кабины.

Микроклиматические условия на рабочих местах трактористов существенно отличались от внешних условий.

При температуре атмосферного воздуха 21,5° температура воздуха в кабине трактора Т-76 составляет 30,6°, Т-75-100—44°, ДТ-75—38,6° и ДТ-54-А—28,6°. При температуре атмосферного воздуха 11° температура воздуха в кабине трактора Т-74 составляла 24,6°. Основная масса окружающих поверхностей—стенки и потолок кабины — имеет температуру лишь на 2—3° выше температуры атмосферного воздуха, а пола — на 7—8°. Передняя стенка при тех же условиях нагревается до

to

Ч 56769

30

г 3 Ч ¡1769

ж

Частота, гц

г 3 И6769

Рис. 1. Сравнительные спектральные характеристики шума различных марок скоростных тракторов при пахоте на повышенных скоростях.

1 — Т-74, VI передача, L-ПЗдб, V-5,9 км/час-,

2 —Т-75, V: передача, L-I04 дб. V = 6 км1час;

3 — Т-75-100, VI передача, L - 107 дб. V-8.8 км/час-, 4 — ДТ-75. III передача. L=108 дб. V — 6,2 км'час: 5 — ДТ-54. III передача,

L = 107 дб, V- 3 км/час.

28—33° на тракторе Т-76 и до 32,2—65,4° — на тракторе Т-75-100, до 30—42°—на тракторах ДТ-75, Т-74 и ДТ-54-А.

Исследования метеорологических условий в кабине тракториста показали, что с увеличением нагрузки на двигатель происходит повышение температуры передней стенки кабины, которая в свою очередь обусловливает подъем температуры воздуха в кабине. Передняя стенка кабины нагревается не одинаково на всех участках. Левая и нижние части стенки нагреваются на 5—6° выше остальных частей, так как выхлопной коллектор, нагревающийся до 500—600°, размещен с левой стороны двигателя, и поток горячего воздуха от него вентилятором направляется на левую часть передней стенки кабины.

Таким образом, исследования, проведенные на скоростных тракторах, показали, что основным источником теплоизлучений на рабочем месте тракториста по-прежнему является передняя стенка кабины.

На экспериментальных гусеничных скоростных тракторах Т-74, ДТ-75 и Т-75-100 кабины оборудованы приточно-обдувающим вентилятором. Исследования показали, что приточно-обдувающие вентиляторы, установленные на скоростных тракторах, являются весьма эффективным средством снижения высокой температуры воздуха в кабине (табл. 2).

Таблица 2

Изменение температуры воздуха в кабине тракториста при включении приточно-

обдувающей вентиляции

Марка трактора Температура, град.

в кабине до включения вентиляции атмосферного воздуха после включения вентилятора через

1 минуту 2 минуты 3 минуты 4 минуты 5 минут 6 минут

Т-75-100 ДТ-75 Т-74 42,6 39,4 24,0 19,0 16,4 19,0 36,0 35,7 22,6 30,1 28,9 22,0 23,0 23,4 20,8 22,0 21,5 20,1 22,0 21,5 20,1 22,0 21,5 20,1

Приточный вентилятор, установленный сверху на передней стенке кабины (тракторы Т-75-100 и Т-74) или на передней части потолка кабины (трактор ДТ-75), направляет воздушный поток на сидящего тракториста со скоростью 4—5 м/сек и тем самым играет роль обдувающего агрегата. Открывание дверей и боковых окон кабины способствует снижению температуры воздуха в кабине лишь на 4—10° в течение 8—10 минут, однако установившаяся при этом температура воздуха в кабине превышает температуру атмосферного воздуха на 7—11°.

Таким образом, установлено, что активная вентиляция кабины является более эффективной и рациональной.

Исследования воздуха на рабочем месте тракториста на загрязненность пылью проведены с целью установления количественной зависимости от скорости движения трактора и конструкции кабины, а также определения эффективности вентиляции кабины.

Из представленных на рис. 2 данных видно, что с увеличением скорости движения трактора при всех условиях увеличивается запыленность воздуха на рабочем месте тракториста. Источниками пылеобразо-вания являются гусеницы и орудия обработки почвы. При увеличении скорости движения трактора пыль более интенсивно, чем при обычной скорости, поднимается с поверхности почвы и увлекается гусеницами снизу вверх. При движении трактора по ветру пылевое облако нависает над ним. ,В пробах воздуха, отобранных при движении трактора по ветру, обнаруживали в Р/г—2 раза больше пыли, чем при движении против ветра.

Приведенные данные свидетельствуют также о том, что конструкция кабины на тракторе ДТ-75 является более совершенной. Обращает на себя внимание тот факт, что в пробах воздуха, взятых в кабине при включенном вентиляторе при движении трактора по ветру, пыли обнаруживается в 2—3 раза больше, чем при выключенном вентиляторе. При включенном вентиляторе и закрытых дверях и окнах наружный воздух, насыщенный пылью, нагнетается в кабину вентилятором.

Поступление пыли в кабину с включенным вентилятором через неплотности соединений и щели почти полностью исключается или сводится к минимальным количествам, так как вентилятором в кабине создается избыточное давление, препятствующее проникновению 'пыли.

Исследования показали, что установленные на тракторах ДТ-75, Т-74 и Т-75-100 приточно-обдувающие вентиляторы имеют весьма существенный конструктивный недостаток, заключающийся в отсутствии воздухоочистителя или фильтра для очистки воздуха от пыли и других 'примесей.

Для выяснения основных источников газовыделений и путей поступления окиси углерода в зону дыхания работающих мы провели серию исследований воздуха на содержание окиси углерода на различных местах возможных газовыделений и при различных условиях.

Первая серия исследования состояла в определении количества окиси углерода в составе отработанных газов всех экспериментальных

-> * 600

* ¿00

«я

т

300

кг § гоо

£ 100

■о 50

3 0

12 3* 5 6 7 8 9 Ю II 12

Скорость, км/чаг

Рис. 2. Изменение запыленности воздуха на рабочем месте тракториста в зависимости от увеличения скорости движения тракторов. / — Т-74; 2 — ДТ-54-А; 3 — ДТ-75.

Таблица 3 Количественное содержание окиси углерода в составе отработанных газов и на рабочем месте тракториста, мг/л

Место отбора пробы

Марка трактора в отработанных газах основного двигателя в кабине . на уровне дыхания тракториста слева от двигателя при пуске и уходе

и некоторых серииных тракторов. Второй серией преследовалась цель определения количества окиси углерода во вдыхаемом воздухе в кабине тракториста и на других рабочих местах при техническом уходе за машиной. Третьей серией предусматривалось выяснение источников газовыделений и путей поступления газов в зону дыхания.

В табл. 3 представлены данные по определению окиси углерода в составе отработанных газов и на рабочем месте тракториста.

Исследования, проведенные в кабине при закрытых дверях, окнах и жалюзи отопления, показали минимальные концентрации окиси углерода 0,006—0,01 мг/л. При открытых дверях, окнах и жалюзи отопления окись углерода обнаруживается в концентрациях 0,08—0,1 мг/л. Наибольшие концентрации окиси углерода обнаружены под капотом двигателя во время его работы — 0,45—0,69 мг/л. Через 3—4 минуты после остановки двигателя под капотом обнаружено до 0,08—0,1 мг/л окиси углерода. Это обстоятельство дает основания считать, что окись углерода как продукт неполного сгорания образуется при подгорании масел и горючего, подтекающего через неплотности коммуникаций, а также пыли и других примесей на поверхности двигателя и выхлопного

ДТ-75 0,067 0,08 0,1—0,08

Т-74 0,05 0,09 0,12

Т-76 0 05 0,11 0,18

Т-75-100 0,045 0,09 0,17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДТ-54 0,063 0,10 0,10

коллектора. Наиболее высокие концентрации окиси углерода, обнаруживаемые в зоне дыхания тракториста во время ухода за двигателем и его запуска, обусловлены работой пускового двигателя, в отработанных газах которого содержится окиси углерода в концентрациях до 2,6 мг/я. Таким образом, приведенные данные дают основание считать, что теплый воздух подкапотного пространства, содержащий высокие концентрации окиси углерода, не может быть использован для обогрева кабины.

Исследования состояния организма на скоростных тракторах показали большие изменения показателей статических рефлексов в сторону увеличения числа колебаний тела при одновременном увеличении их амплитуды. Обнаружено повышение порогов слуховой чувствительности на высокой частоте, особенно при работе на тракторе Т-74, где эти изменения в 3 раза выше по сравнению с теми, которые обнаружены при работе на серийном тракторе ДТ-54-А. Однако не обнаружено существенных сдвигов в состоянии вибрационной и болевой чувствительности пальцев рук у работающих на всех системах тракторов.

Микроклиматические условия наряду с другими факторами обусловливали повышение температуры тела на 0,8—1,1° к концу рабочего дня и учащение пульса на 40 ударов в минуту. Мышечная работоспособность в большинстве случаев снижалась. Исследования состояния основных корковых процессов показали, что к концу смены у трактористов в большинстве случаев отмечалось уменьшение времени зрительно-моторной реакции и времени дифференцировки, что, очевидно, связано с большим напряжением возбудительных процессов к концу рабочего дня.

Выводы

1. На основании проведенных исследований установлено, что конструкции экспериментальных тракторов Т-76, Т-74, ДТ-75 и Т-75-100 не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Наличие на них от дельных конструктивных недостатков обусловливает возникновение неблагоприятных факторов труда, способствующих преждевременному развитию утомления трактористов и оказывающих вредное воздействие на их организм.

2. При сравнительной оценке физиологических реакций организма трактористов наибольшие сдвиги в сторону ухудшения реакций отмечаются у трактористов при работе на тракторе Т-74.

3. В 1961 г. совместно с Харьковским тракторным заводом будут разработаны, апробированы и внедрены оздоровительные мероприятия на скоростных тракторах.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев а-Г аланина Е. Ц. Вибрации, их гигиеническое значение и меры борьбы с ними. Л., 1940. — Богушевский С. М. Гигиена труда на полевых работах на сельскохозяйственных машинах. М., 1955. — Буховец В. И., В а л ь-чук H. К., Витте Н. К. и др. Гиг. и сан., 1955, № 6, стр. 26. — К о н д а у р о-ва Е. И. Гиг. труда и проф. заболевания, 1960, № 3. стр. 23. — Орлова Т. А. Гиг. и сан., 1955, № 6, стр. 22. — Разумовский М. Д. Там же, № 7, стр. 17.

Поступила 16/IH 1961 с

SAN1TARY AND HYG1ENIC CHARACTERISTICS OF WORKING CONDITIONS OF TRACTOR OPERATORS ON HIGH-SPEED CATERPILLAR TRACTORS

A. 1. Mamsikov, Candidate of Médical Sciences, A. A. Menshov, Candidate of Médical

Sciences, О. K. Kubyak, Scientific Collaborator, A. V. Radchenko, Engineer

The authors investigated working conditions of tractor drivers during the opération of new expérimental high-speed tractors DT-75, T-76 and T-75-100.

The results obtained indicate that the increase of speed of tractor aggregates was accompanied by a rise in the number of angular and longitudinal oscillations of tractors

and of the dust level in the atmosphere wrthin the breathing zone of tractor drivers. Besides, the driving itself has become more complicated, since the time alotted for the fulfilment of separate working operations was shortened considerably. Due to certain defects of design in the machinery, the air temperature inside the cabin exceeded that of ihe outside atmosphere by 20°C. The noise level at operator's seat reached 114 decibels with a high frequency range. The fan devoid of any air filter drove the dust-laden air right into the cabin. The "carbon monoxide concentration in the air of the cabin was 4 to 5 times higher than is maximally permissible. Physiological tests performed on tractor drivers showed changes of static reflex towards increasing the number and amplitude of body oscillations, an increase of threshold value of auditory sensitivity to high frequencies, a rise of body temperature by 0,8 to 1,0°C, an increase of pulse rate by 40 beats a minute towards the end of the working day, a fall of the muscular working capacity and a shortening of the period of vision-motor reaction and that of visual differentiation.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТОКСИЧНОСТЬ ОКИСЛОВ КОБАЛЬТА

Э. Н. Левина, А. О. Лойт

Из токсикологической лаборатории Института гигиены труда и профессиональных

заболеваний (Ленинград)

Токсичность окислов кобальта мало изучена до настоящего времени, несмотря на то что эти соединения имеют распространение в промышленности в виде аэрозолей разной дисперсности. Как окислы металла с переменной валентностью они представляют теоретический интерес для изучения вопроса о связи валентности металлов и их соединений с токсичностью.

Для изучения сравнительной силы действия использовали два стабильных окисла кобальта: закись (СоО) и окись (Со2Оз). Первая содержит двухвалентный, а вторая — трехвалентный кобальт.

Резорбтивное действие и сравнительную токсичность этих окислов изучали на белых мышах весом 18—25 г и взрослых белых крысах-самцах. Окислы в дозе 25—50 и 100 лег кобальта на 1 кг веса мышей и 20 мг кобальта на 1 кг веса крыс вводили под кожу в виде взвеси в физиологическом растворе. Предварительное определение растворимости окислов в воде и сыворотке человеческой крови in vilro показало, что при растворении их в течение месяца и при температуре 37° в воде обнаруживается 0,46 мг% закиси и 0,084 мг% окиси кобальта, а в сыворотке крови соответственно — 49 и 5,39 мг%. В сыворотке крови обнаружено значительно больше кобальта, чем в воде, что отмечал и Хар-динг (Harding, 1950) при растворении дисперсного металлического кобальта. Количество кобальта, обнаруженное в сыворотке крови, находилось как в растворе, так, по-видимому, в связанном с белковыми фракциями сыворотки состоянии (Г. А. Добреньков, 1954).

Оказалось, что однократная инъекция окислов не вызывала видимого токсического эффекта. Результаты повторных введений закиси кобальта мышам приведены в табл. 1.

Абсолютное большинство мышей погибло после 6—7 инъекций закиси независимо от дозы, однако при дозе 100 мг/кг все мыши пали после 5—6-го введения, в то время как отдельные особи переносили до 10—13 инъекций более низких доз. Четкой зависимости между дозой и летальностью или числом инъекций до гибели не отмечалось. Введение той же дозы окиси кобальта, как правило, не вызывало гибели мышей, только 2 из 30 пали после 30 и 35 инъекций. Остальные перенесли 46 введений и были убиты одновременно с контрольными. У мышей этой группы отмечалось только некоторое отставание в весе по сравне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.